|
Все верно, только это был не атеизм, это был марксизм-ленинизм. Атеизм сам по себе никакого альтернативного культа не предполагает, не предполагает он и партсобраний, и погромов монастырей... Это разные вещи. |
Свой вариант | |||
|
Не считая того, что марксизм-ленинизм ставил атеизм во главу угла, практически подменяя им религию. Кстати по поводу отношения марксизма к религии говорилось выше, так-что скорее даже просто ленинизм. Истиная вера тоже не предполагает хождение по домам и перекрывание улиц, да и трансляция молебнов на всю страну - перебор. Вера - понятие слишком личное, (можно сказать как и секс) чтобы выпячивать его на показ. |
Joker | |||
|
Вот с этим полностью согласен. Кстати жена у меня верит в бога и это ничуть не мешает нам жить дружно и счастливо. Бесит когда тебе навязывают что-либо. Сначала попы хаяли коммунистов - теперь с большим удовольствием переняли их методы. Я так понимаю - хочешь вещать по телевизору - обзаводись собственным каналом и вперёд. Я его даже настраивать не стану. |
|
Согласен, с одной оговоркой. Да, научный атеизм действительно был одним из трех столпов коммунистической философии, но ведь есть много атеистов с совершенно другими убеждениями. Обычный атеизм не должен быть воинствующим, так же, как подлинная вера не должна быть фанатичной. Воинствующий атеизм возник, во-многом, как ответная реакция на церковное мракобесие, на принудительное навязывание своей веры детям и взрослым. Joker
Совершенно верно. Причем очень часто бывшие коммунисты, комсомольские активисты и политработники, то есть идеологи старого режима, становятся священниками, то есть идеологическими работниками от религии. Они очень быстро уловили суть дела и поменяли партбилеты на сутаны. |
ascon | |
|
Ещё одно отличие атеистов от верующих. Атеисты не спорят и не дерутся друг с другом публично на ринге атеизма. А религий очень много и они борются друг с другом, в том числе и публично, в том числе и с помощью страшного инструмента - войны...
|
Свой вариант | |||
|
Не совсем так. Если принять атеизм за религию, то можно привести множество примеров таких действий. Думаю бдует вполне достаточно войны Атеизма с Православием в начале 20 века. А католики, например, с католиками внутри одной страны тоже не воюют. Хотя в православии была война разных течений, достаточно боярыню Морозову вспомнить. |
russian warrior | |
|
Атеизм - это тоже религия, так как атеист не может доказать то, что бог не судествует, но он в это верит. Только вот мировоззрение атеиста объясняет все просиходящее в этом мире с доказуемой точки зрения (наука и логика), а вот верящий в бога вообще ничего не может доказать - он просто приводит странный посыл - мол это боженько постарался.
|
ike | |
|
Не существует "мировоззрения атеиста". Есть воззрение атеиста на религию. Или верующие свою религию ко всему миру приравнивают? Не много ли на себя берёте? |
CBAT | |
|
Религией атеизм конечно, не является. Если каждая религия претендует на одну единственно верную мораль и толкование мира, то атеизм, напротив допускает многовариантность - в своих рамках. Кроме того, нет атеистических заповедей, нет атеистических обрядов и ритуалов, нет атеистической мифологии (теперь вы можете видеть, насколько смешной вопрос темы). Однако атеизм является верой, это несомненно. Мы не располагаем доказательствами отсутствия Бога, мы просто верим, что его нет. |
ike | |||
|
Уважаемый CBAT, разговор с вами обещает быть интересным. Я прочёл некоторые ваши сообщения за сегодня и вы мне всё более симпатичны. И, отчасти потому, позвольте заметить.
- А вы уверены, что являетесь атеистом? Если вы просто ВЕРИТЕ, то почему вы себя к атеистам относите, разве не должны они этой своей верой делиться с окружающими? Невысказанное мнение - это что, атеизм? |
Лерика Белая | |
|
Атеизм - это своеобразная религия иллюзии этого мира...
|
CBAT | |||
|
2 ike спасибо, постараюсь оправдать Я уверен, что являюсь атеистом. Но это не совсем точно. Прежде всего я материалист. Поэтому вопрос существования бога для меня просто несущественнен. Есть он или нет - главное - материя первична, идея вторична. Я разумеется убежден, что его нет, но доказать это невозможно. Более того, допустим, бог есть, и мы с вами получим убедительные доказательства. Я смогу это допустить, оставаясь материалистом. Я тогда просто скажу, что все равно не Бог создал этот Мир, а Мир создал Бога. Разумеется это ИМХО.
Какова бы ни была вера человека, необязательно быть проповедником, чтобы верить. Я не воинствующий атеист, я терпимее многих верующих. Вера не нуждается в обнародовании, и не зависит от общения с окружающими, иначе это не вера. Кроме того, атеизм уже достаточно обнародован и без моего участия. |
ike | |||||||
|
2 СВАТ,
- вот в этой неточности и дело. Вы смешиваете мировоззрение (материалистическое) с борьбой с мировоззрением (атеизм борется с религиозным мировоззрением). Подмена понятий широко используется верующими, чтобы заклеймить атеизм, обвинив его в отсутствии морали, нравственности. Т.е. сначала атеизму приписывается роль мировоззрения - а потом его в шаткости этого "мировоззрения" и упрекают.
Понятие "воинствующий атеизм" всё-же больше имеет отношение к политическим преследованиям, к атеизму вообще имеет отношение, конечно, но лишь как советский режим к социализму. И терпимость здесь при чём?
Вера может и не нуждается в обнародовании, кто об этом говорит? (Хотя, от общения с окружающими очень даже зависит) А вот атеизм - как отрицание религии, как и религия в обнародовании нуждаются оба, иначе первое - не атеизм, а второе - не религия.То уже, что вы гордо заявляете: я атеист - уже обнародование. Только это, конечно, не атеизм, и вы - на мой взгляд - никакой не атеист, раз считаете, что в вашем участии он не нуждается. Так же как и верующий, не проповедующий (в меру способностей своих, пусть не словами, а примером) свою веру - это уже не верующий, а сомневающийся, как бы он сам о себе ни говорил. |
CBAT | |||||
|
Не отрицание религии, а отрицание бога. Я отрицаю бога. Я утверждаю, что бога нет. Религию я не отрицаю. Религии, в отличие от бога, есть, и я признаю за ними это право. Пусть люди заблуждаются (с моей точки зрения), но это их право, пока это не вредит другим.
Вы проводите аналогию между атеистами и религиозными людьми. Пусть по вашим меркам истинно верующий должен проповедовать. У нас такого нет, и неправильно судить нас этими мерками. Единственно, атеист должен уметь отстаивать свои взгляды, но это не его обязательная черта, а обыкновенное чувство собственное достоинства, которое присуще каждому порядочному человеку, для которого собственные слова что-то значат. Ну нет в атеизме заповедей, не-ту. Нет заповедей, обязующих нас проповедовать. Я бы и рад быть миссионером атеизма, но я знаю, что это бесполезно, ведь вера недоказуема, на то она и вера. Вместо этого я бы лучше попытался создать ритуалы, заповеди обряды атеизма вместе с некоей простой системой духовных ценностей - для простых людей, чтобы успешнее конкурировать с религиями. Но это слишком грандиозно... или слишком дико. |
ike | |||||||||||||
|
Уважаемый СВАТ, продолжим выяснение степени вашей атеистичности (и религиозности заодно).
- да, здесь я не вполне корректно выразился, признаю. Конечно, нельзя отрицать существование религии (как это возможно?) А вот убеждать других в несуществовании богов, противостоять деятельности религиозных проповедников (с этой целью, а не с какой другой), бороться с распространением в обществе религиозного мировоззрения можно? Я именно такое "отрицание" - убеждение-противостояние-борьбу имел в виду, как вид ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, активной деятельности, обращённой не на себя самого (это не атеизм, это размышления про себя, втихомолку), а на окружающих - как верующих, так и неверующих религиозно людей. Как происходит так мной переопределённое "отрицание" - это уже другой вопрос. Вот вы утверждаете, что "бога нет". А КАК вы это утверждаете? Просто, как заклинание говорите? Я, например, этого не утверждаю, не имею надобности. А вы ведь должны ЧЕМ-ТО свою мысль утверждать. Если вы из рациональных соображений исходите - то вы атеист: имеется вид деятельности - "утверждение" - произнесённое, написанное - обращённое к кому-то, и имеется рациональность этой деятельности (в её мотивах, методах, процессе, целях и результатах). Но когда вы обращаетесь к иррациональному: "Я ВЕРЮ, что бога нет", то где же здесь атеизм? (есть шанс, что мы разное под атеизмом понимаем. Здесь я более просторно высказался на эту тему:http://www.sxn.today/index.php?showtopic=42777&st=100 мой постинг от 08.09.2005, там же есть и ссылка на одного бесспорного атеиста).
- аналогии нет, деятельность тех и других в корне различна. Единственное сходство - это то, что религиозное верование и атеизм - это виды активной деятельности, направленные на окружающих. Но они принципиально различны и в целях, и в методах, и т.д.
- христианин и мусульманин - определённо да, и не по моим меркам, а по их собственным. Остальные религии настойчиво (весьма!) требуют соотвественного поведения, общения, говорения - человек проповедует примером, делами. Проповедь - это убеждение не рациональными по сути, а иррациональными аргументами.
- атеист не может проповедовать, только убеждать рациональными доводами, аргументами. Вы не поняли, я нигде слово "проповедовать" к атеистам не применял.
- ваше "миссионер атеизма" - это или нонсенс, или для красоты слога. А вот насколько бесполезна деятельность атеистов - это вопрос, не стоит говорить, что пользы от этого нет. Ну а когда вы опять про веру говорите (не уточняя, религиозную веру или ещё какую имеете в виду) - то атеист вы, мягко говоря, непоследовательный.
- ну что тут можно добавить. Вы - не атеист. |
CBAT | |||||||||||
|
Поясню, ike
я неоднократно говорил, что знать или не знать о существовании Бога - невозможно. Поэтому, к сожалению, у меня нет никаких фактов, данных, подтверждающих утверждение о его отсутствии. Это утверждение - мой постулат. А постулаты в доказательствах не нуждаются. Будь у меня хоть какое-то ЗНАНИЕ об отсутствии Бога - смею вас уверить, я сделал бы все, чтобы не осталось ни одного верующего. Будь у меня возможность доказать постулат - я бы уже давно это сделал, я пытался, и не раз, прежде чем обломал копья. Я пришел к выводу, что это действительно невозможно. Легче всего это объяснить, если вообразить себя субъективным идеалистом. Тогда тебе тоже никто не сможет доказать, что он - не плод твоего воображения. От этого мировоззрения большинство людей все же отказываются, ибо такое положение вещей представляется маловероятным. Для меня маловероятно существование Бога, и тем более маловероятно то поведение богов, которое им приписывается. Материя первична - идея вторична. Это постулат. В постулаты можно лишь верить. Они недоказуемы, да и не нуждаются в доказательствах. Поэтому Бога, в том виде, в каком его преподносят, нет, и быть не может. Но это не аргумент для верующего. У них другой исходный постулат, прямо противоречащий... Я даже не в состоянии доказать, что нет Бога в виде высшей субстанции, Высшего Разума, если хотите. Потому что не исключено, что есть - как непреложное свойство вечной материи. Как некая заданность и предопределенность, сумма векторов движения всех частиц на определенной стадии. - Весь этот бред я не в состоянии опровергнуть, я всего лишь считаю это маловероятным. И только лишь поэтому я верю (не знаю!), что Бога нет.
Проповеди редко затрагивают постулаты. Проповеди обычно касаются простых мирских проблем. Они весьма рационально могут звучать - даже для материалиста. Я сам слышал. И это неудивительно, ведь результат проповедей - социальная адаптированность верующих - налицо. (Не представляю, как можно убедить в чем-то людей иррациональными методами. Верующие не дураки.)
Я знаю. Пусть мы не всегда понимаем друг друга правильно, но это несочетающееся словосочетание, ИМХО, удачно, лаконично, к месту - и, что самое главное - Вы меня правильно поняли!
Отчего же, напротив. Я постоянно повторяю, что атеизм - это лишь вера. Если бы это было знание, верующих бы уже не осталось. Я не уточняю, потому что говорю о любой вере - будь то вера в то, что взойдут посаженные посевы, или что самолет долетит благополучно.
Гы-гы, не вы ли недавно упрекали меня в пассивности - дескать, атеизм - это борьба? Когда же я поделился эффективным на мой взгляд методом борьбы (выстраданным ), вы меня упрекаете за эту самую активность. Так кто же из нас непоследователен? Ради бога, я не стремлюсь быть атеистом, называйте меня как хотите, только в терновый куст не бросайте. |
ike | |||||||||
|
Уважаемый СВАТ, Я хотел вам всего лишь доказать, что вы не атеист, хоть себя к ним и причисляете. Вы логично рассуждаете и мыслите здраво (в отличие от многих, на эту тему пишущих). Вы говорите, что не в состоянии доказать, что бога нет. Атеист так, как вы это утверждаете, никогда так не скажет. В крайнем случае, он заявит, что он ПОКА не в состоянии доказать. Атеист не ВЕРИТ, что бога нет, он ЗНАЕТ, что для объяснения феномена человека ещё не пришло время, и что проблема перехода материи из неживой в живую, проблема возникновения психики (=другие названия) на материальном фундаменте разрешима. Уверенность (не религиозная вера!) в этом продиктована успехами и темпами развития человеческого знания, явлением роста знания. Я не говорю, что я – атеист. Я могу сказать, является ли человек верующим, опираясь на его личное заявление, но ваше заявление, что вы – атеист, - не выдерживает критики. Особенно когда вы этот нетрудный в общем-то вопрос всё сводите к обсуждению моделей, философских направлений и т.д.
- во-первых, не методами, а аргументами. Ссылка на догматы – это и есть убеждение такими аргументами. Но вы догматы уравниваете с постулатами научных теорий. Это зря. У научных постулатов нет статуса аргумента, на них ссылаются для обоснования дальнейших построений, но убедить человека в верности постулата, произнеся его вслух нельзя и нет цели, а в случае с догматом такая цель есть, и убедить в его истинности многих, очень многих удаётся. Когда мы предлагаем научный принцип, постулат, аксиому, мы говорим: "примем, что…". Имеет место соглашение, не более. И лишь результативность теории будет критерием правильности выбора нашего постулата. В науках сосуществуют мирно множество и конкурирующих, и взаимодополняющих моделей, а в каждой конкретной религии конкурирующих "моделей" быть не может – разве это не показательно (иначе раскол)? Во-вторых, когда проповедник говорит людям, как им должно поступать в какой-то ситуации, он не прибегает к "научным" аргументам - это не его роль, он объясняет необходимость поступать так-то или так-то исходя из предписанного его богом, из текстов религиозных. Как бы рационально не выглядели внешне его рассуждения (логика присутствует обязательно, об этом никто не спорит), но предпосылки всегда иррациональны. Если я читаю на пачке сигарет, что курить вредно, то это именно рационально обосновано, мне предъявят при желании не иррациональные, а рациональные доказательства того.
- ни один атеист с вами не согласится, более того, оскорбится, если вы это ему скажете. Он потребует сатисфакции: на каком основании вы транслируете этот предрассудок, который заимствовали у верующих (он был придуман верующими для шельмования атеизма). Вера вере рознь. Религиозная вера основывается на иррациональном, нерелигиозная вера - на опыте человека и других людей (субъективном и интерсубъективном опыте), на результатах научного поиска, на доверии другим людям, теориям, практикам, которые удовлетворительно описывают реальность и применимы на практике. Разница между этими двумя огромна. И так вот запросто об обеих говорить, не уточняя – это ведёт к ошибкам в выводах.
- вы меня не верно поняли. Когда я говорил, что атеизм, как вид деятельности - это и борьба тоже, я вас не упрекал. Я даже не могу вам посоветовать: заниматься атеизмом или нет. Мне просто показалось, что вы незаслуженно себя в атеисты приписали. Я же вот не говорю, что я - из "команды боевых сурков", например, не разобравшись, кто они такие, эти боевые сурки. В общем, думаю, мы объяснились на эту тему достаточно. Вы изначально сказали, что атеизм - не религия, и здесь у нас консенсус. Когда вы говорили, что атеизм - это вера, то вы не разделяли понятия "верить религиозно" и "верить не религиозно". Я вижу огромную между ними разницу. Поэтому я не согласен называть атеизм верой, т.к. это вводит в заблуждение тех, кто так же как и вы этой разнице большого внимания не уделяют - есть опасность выдать веру рациональную за религиозную, доверие людям и практическому опыту за веру в истинность религиозных догматов. Ах, так вы боитесь попасть в терновый куст? Ну так я вас туда брошу! (кидает с размаху. ждёт. долго. ) |
Свой вариант | |||
|
Поскольку Коммунистическое учение изначально базировалось на идеях атеизма, то сразу приходят на ум "10 заповедай строителя Коммунизма", ритуалы в виде комсомольских и партийных собраний,( где ничего по сути не решалось, ритуал да и только), ну а мифология .............. (комментарии излишни я думаю). Так-что атеизм все-таки религия, да еще и какая. (по крайней мере коммунистический атеизм) |
ike | |
|
Уважаемая VASKA, Поскольку мои постинги изначально базировались на знании алфавита, то сразу приходит на ум теорема Пифагора, ритуалы, обожествление его учения, мифология............. (комментарии дадут специалисты). Так что алфавит - это алгебра, да ещё какая (по крайней мере удмуртский алфавит). вы действительно, после всех доводов о том, что в атеизме нет главной компоненты религии - религиозной веры, продолжаете считать его разновидностью религии, или это способ вызвать на общение? Но ведь надо общение и смыслом каким-то наполнять, обогащать друг друга интересными мыслями, сообщать новые для собеседника факты. Ведь не рассчитываете же вы получить серьёзный историко-философский разбор коммунизма. Это просто кошмар какой-то, читать ваш последний пост. Хотя нет, вспомнил, тут вы найдёте моё отношение к такому способу разговаривать: http://www.lugarus.com/humor/o_nepobedimosti_v_spore/ |
Свой вариант | |||
|
Прочитал статью по ссылке Похоже тему пора закрывать, а то и правда, бессмыслица какая-то пошла. |
ike | |
|
Погодите закрывать, может ещё соберёмся и проясним тут что-нибудь ещё, оказывается, это представление очень популярно. Во всяком случае, название темы не так абсурдно, как "Атеизм - путь к пороку". |
Ameno | |
|
Атеизм не является разновидностью религии, потому что: 1. Как уже было отмечено, в атеизме отсутствуют основные составляющие религии - ритуалы (богослужения, поклонение) и мифология, а также деление на "клир" и "мир" (последнее, конечно, не главное, но - все же присуще большинству религий). 2. В атеизме бОльшая часть положений мировоззрения поддается проверке (т.е. либо теории, принятые атеистом, подтверждаются наблюдениями за природой - например, теория Большого Взрыва подтверждается наблюдениями за Вселенной - красное смещение и проч., либо положения его мировоззрения можно проверить на практике - например, что Земля - круглая, причем как напрямую - путем кругосветного путешествия или облета Земли в космосе, так и косвенно - наблюдение за тенью на Луне, затмениями и т.д). В религии же непроверяемы даже основные ее положения (догматы). А посему - атеист НЕ ВЕРИТ, что бога нет, он просто не включает концепцию бога в собственное мировоззрение до тех пор, пока нет для этого достаточных оснований. Скажем, "бритва Оккама" не позволяет отсечь бога, или вдруг динамометр покажет "божью силу"... |
ike | |
|
Уважаемая Ameno, вот что мне не понятно: атеизм - это мировоззрение? Я бы с этим не согласился. Ну хотя бы аспект мировоззрения. Вот религия какая-нибудь - это безусловно мировоззрение, т.е. система взглядов человека на мир и своё место в этом мире. А как быть с атеизмом? Я совершенно уверен /пока вы меня не разубедите :) /, что атеизм Ницше - это вовсе не атеизм Ленина, а атеизм Ленина не похож на атеизм Гинзбурга. Стало общим местом говорить, что "в СССР атеизм был официальной доктриной". Но это неверно, правильно было бы сказать, что доктрина отношения государства к религии была атеистической, а это уже нечто другое. Как вы думаете, можно атеизм определить как-то позитивно, как некоторый вид деятельности, со своим целеполаганием, направленностью, смыслом? |
Ameno | |
|
Вы знаете, уважаемый Ike, по поводу атеизма Ницше можно было бы и поспорить. Я бы сочла его скорее Антихристианином (как, собственно, и называется одна из его работ). С другой стороны, он с большим пиететом относился к богам античности... Ну, да ладно, разбор Ницше - совсем другая тема. Конечно, атеизм каждого человека отличается от атеизма другого. Однако точно также отличаются и религиозные люди - например, космогония буддиста и христианина не совпадет никогда. Точно так же - атеизм - система взглядов, которая объясняет окружающий мир без привлечения сверхестественного. Может быть, это действительно, не мировоззрение само по себе, это - основа мировоззрения. То есть тот постулат, та предпосылка, из которой выводятся все остальные положения мировоззрения. Где-то мы уже спорили на эту тему - все-таки для меня атеизм - это невключение концепции бога в мировоззрение, а "бога нет потому, что его нет!" - это для меня, скорее, анти-теизм. |
ike | |||
|
- но как же можно строить мировоззрение на отрицании? Мне всегда представлялось, что в основе всего для человека должно быть нечто позитивное, некоторое положительное утверждение. Для религии - оно одно, для материалистических мировоззрений - это тезис о материи как единственной существующей субстанции. Для нигилистических мировоззрений (тот же Ницше) - это утверждение некоторой Личности (б. бестия) и т.д. А что положить можно в основу атеистического мировоззрения (я не представляю себе даже примера такого мировоззрения): "невключение концепции бога"? Но тут ничего своего. Чтобы это положить в основу, надо сперва хорошо "проникнуться" другим мировоззрением - религиозным. А этику на чём строить, на "не включении"? Не представляю пока. Всё же зря вы мне не ответили в той ветке, где мы уже об этом начинали. |
Рекомендуем почитать также топики: Религия - опиум для народа Взгляд Атеиста Закон об оскорблении чувств НЕверующих. Геи в церкви Капкан убеждения.. |