- Акула пера
- Репутация: 1585
- Статус: Был бы человек. А статья нарисуются.
- Свободен
|
Отвечу словами христианских священников на тему антисемитизма: Михаил Чайковский польский священник(ксендз)
скрытый текст
В чем же заключается причина христианского антисемитизма? Находится ли она в религиозной сфере? Крестная смерть Иисуса Христа и некоторые тексты Нового Завета, вероятно, оказывали влияние на антисемитские настроения многих христиан. Но можно ли говорить об антирелигиозном его характере, подобном расистскому антисемитизму? Многие авторитеты, занимавшиеся изучением этой проблемы, отвечают на данный вопрос утвердительно. Стоящие на совершенно различных позициях, католический философ Жак Маритен и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд одинаково определяют источник ненависти христиан к евреям. По их мнению, он коренится в неосознанной ненависти к Христу, в бунте против "христианского ярма". Для этих людей "иго Христа" отнюдь не благо и "бремя его" совсем не легко. Следовательно, христианский антисемитизм не что иное, как христофобия. Не могущий открыто выразить свою ненависть к христианству, христианский антисемит неосознанно для себя переносит ее на евреев, родных по крови Основателю христианства.
Он обвиняет евреев в том, что они убили Христа. На самом же деле ему хотелось бы осудить их за то, что Он вышел из их среды, что именно они дали Его миру. И это роднит антисемитизм христиан с антисемитизмом нацистским. Добавим вслед за знатоками этой темы еще одно интересное наблюдение. "Наилучшими кандидатами" в антисемиты бывают христиане-ригористы, суровые, непреклонные, торкмевадовского склада - эдакие суперхристиане. Часто христиане бывают заражены манихейской ментальностью. Они ищут причины тотального зла в окружающем мире и персонифицируют его в евреях. Христиане же пуританского склада стремятся избавиться, отделиться от всего нечистого и находят козлов отпущения в евреях. Иоанн Павел Второй
скрытый текст
"...Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями наследие и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против Иудеев" (Второй Ватиканский собор 1962-1965 гг.: "Декларация об отношении церкви к нехристианским религиям", § 4). "Духовные связи и исторические взаимоотношения, связывающие церковь с иудаизмом, делают само собой разумеющимся полное неприятие антисемитизма, как противоречащего духу христианства. Антисемитизм и дискриминация в любых формах несовместимы с достоинством человеческой личности, и этого уже достаточно, чтобы их решительно отвергнуть" (Комиссия Апостольской Столицы по вопросам религиозных взаимоотношений с иудаизмом: "Указания и соображения церкви к нехристианским религиям", § 4). "Неотложный характер и важное значение церковных наставлений об отношении к иудаизму, обращенных к нашим верующим как и то, что они должны быть точными, объективными и обстоятельными, связаны с опасностью антисемитизма, вспышки которого возникают все вновь и вновь в разных районах и в различных формах. Речь идет не только об искоренении из ментальности верующих остатков антисемитизма, еще довольно часто встречающихся. Важно, чтобы, усваивая эти церковные наставления, верующие глубже познали особенную связь, роднящую нас с евреями и иудаизмом, воспитывались бы в любви и уважении к ним" (Комиссия Апостольской Столицы по вопросам религиозных взаимоотношений с иудаизмом: "Евреи и иудаизм в проповеди Слова Божьего и Катехизации католической церкви"). "Из систематически возникающих проявлений расовых предрассудков здесь следует отметить антисемитизм. Кошмары Холокоста (1939-1945гг.) высветили его как наиболее трагический образ расистской идеологии XX века, увы, не побежденной еще до конца и существующей и в наши дни. Преступления прошлого ничему не научили некоторых людей. По-прежнему существуют организации, которые через свои ответвления в различных странах, пользуясь целой сетью издательств и изданий, распространяют и поддерживают расистский антисемитский миф. Радикализм этих групп выражается во все множащихся в последнее время актах терроризма, направленных против евреев и символов иудаизма. Антисионизм, являющийся феноменом иного рода, имеющий в основе своей протест против государства Израиль и его политики, часто служит ширмой для антисемитизма, питается антисемитскими идеями, приводит к антисемитизму" (Папская комиссия "Справедливость и мир". Заключение: "Отношение церкви к расизму"). "Антисемитизм - это грех против Бога и человечества. Невозможно быть христианином, будучи антисемитом. Христианство и антисемитизм несовместимы" (Международный Католическо-еврейский комитет связи: "Декларация Пражской конференции"). "Антисемитизм, который, увы, все еще является во многих странах мира проблемой, был многократно заклеймен католической церковью как идеология, несовместимая с учением Христа и необходимым уважением к человеческому достоинству мужчин и женщин, сотворенных по образу и подобию Божьему. Еще раз хотел бы выразить позицию католической церкви, решительно не приемлющей любые формы притеснений и преследований, всякую дискриминацию людей" (Иоанн Павел II: "Выступление перед представителями Американского еврейского комитета"). "Нет никаких мотивированных теологических оснований, оправдывающих дискриминацию или преследования евреев. По самой сути своей эти явления должны считаться грехом" (Иоанн Павел II: "Выступление перед представителями еврейской общины во время апостольской поездки в Австралию"). "Мы, будучи до конца верными призванию, заповеданному нам Богом мира и справедливости и вместе с нами всем народам Европы, вновь повторяем вместе с вами решительное осуждение всякого антисемитизма и расизма, как противоречащих основам христианства. И в культурах, в которых они (антисемиты и другие расисты) стремятся найти основание своих взглядов, также нет никакого оправдания их концепций. По этим же причинам мы должны искоренить доставшиеся нам от прошлого религиозные предрассудки, инспирированные антиеврейскими стереотипами, несовместимые с достоинством человеческой личности" (Иоанн Павел II: "Выступление перед представителями еврейской общины во время апостольской поездки во Францию"). "Антисемитизм и все другие разновидности расизма суть "грех против Бога и человечества" и вместе с ними должен быть отвергнут и осужден" (Иоанн Павел II: "Выступление перед членами Британского Совета христиан и евреев)". Православный священник Вячеслав Первезенцев
скрытый текст
18 марта в прямом эфире местного телеканала г. Черноголовка "Черта" выступали главный редактор газеты "Русские ведомости" г-н Корчагин и председатель "Русской патриотической партии" г-н Миронов. Ведущий объяснил свое решение пригласить их в студию желанием ознакомить нас с различными политическими течениями, существующими в современной России. Такой откровенный демагогизм, а главное, дух злобы, ненависти, вражды, которым было пронизано выступление упомянутых господ, ранил не только меня.
… Мое желание откликнуться на данное выступление не является политическим оппонированием: моя позиция скорее нравственная и духовная. О том, что священник вправе реагировать на определенного рода политические высказывания и даже обязан это делать, говорил в одном из своих интервью наш Патриарх: "Нет смысла искать каких-то воплощенных носителей зла в нашей стране. Как пастырь, я хорошо знаю, что злые помыслы гнездятся в сердцах людей, что нет ничего более сложного и более важного, чем исцеление человеческого сердца. Миротворчество было и остается важнейшей деятельностью Русской Православной Церкви. Это, пожалуй, единственная область, где священнослужитель вправе вторгаться в сферы политики..."
Я не буду говорить о так называемом "еврейском вопросе", который, конечно, существует, но только не в том смысле, как его представили господа "националисты".
Кому интересно, тот найдет немало глубоких мыслей по этому поводу у русских философов Вл. Соловьева, Н. Бердяева, прот. С.Булгакова и других. Я обращаюсь главным образом к русским людям, считающим себя православными, ибо именно среди нас, к нашему стыду, "еврейский вопрос" часто окрашивается в антисемитские тона. Если для вас еще значимо слово православного священника, вы должны знать: антисемитизм есть грех, и с православием он несовместим. Так что необходимо выбирать: или вера во Христа, или фашистская идеология, ибо двум богам служить невозможно.
Господа Корчагин и Миронов, стараясь защититься от обвинения в фашизме, представили себя русскими националистами, подчеркнув, что это означает любовь к России, ее народу, культуре, истории. Правда, они не уточнили, что именно в русской культуре или истории им нравится. На протяжении часа нам говорили только о ненависти и о евреях. Любая ненависть есть грех. Антисемитизм, каковы бы ни были его причины, не исключение. Причем грех смертный, т.е. лишающий человека жизни вечной. "Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей" (1 Ин 3:15).
Антисемитизм, как впрочем, и любая другая расовая дискриминация, есть не только презрение к другому человеку как носителю образа Божия, но и (на сей раз это уже его исключительная черта) унижение Христа и Богородицы. Поэтому Православная Церковь в лице ее истинных пастырей, убежденных в том, что христианство есть "свет миру", "соль земли", то, что сохраняет человечество от распада и гниения, всегда выражала свое неприятие антисемитизма в любых его проявлениях. Вот как оценивал участие тех, кто называл себя христианами, в кишиневском погроме 1903 года выдающийся пастырь митрополит Антоний (Храповицкий): "Страшись же, христианин, обижать священное, хотя и отвергнутое племя. Страшная казнь Божия постигнет тех злодеев, которые проливают кровь, родственную Богочеловеку, Его Пречистой Матери, апостолам и пророкам. Не говори, что эта кровь священна только в прошедшем... Верующие в Бога и во Христа Его, бойтесь мести Господней за народ Свой. Страшитесь обижать наследников обетования, хотя и отвергнутых. За неверие их будет судить Господь, а не мы..."
Впрочем, чтобы устрашиться или хотя бы задуматься над этими словами, надо веровать во Христа. Оказывается, для русских националистов (а точнее, нацистов, дабы не путать с многими замечательными русскими мыслителями, стоящими на национальных позициях, начиная со славянофилов и заканчивая А. Солженицыным) это необязательно. Выступление господ Корчагина и Миронова лишний раз утвердило меня в мысли, что фашизм, русский в частности, есть по сути своей явление языческое. Он только демагогически пользуется противостоянием между христианством и иудаизмом. То, что прозвучало в ответ на вопрос о Христе, Сыне Израиля, на богословском языке называется ересь, хула на Сына Человеческого.
Ибо отрицание у Господа нашего Иисуса Христа национальной принадлежности есть отрицание реальности его вочеловечения, так как в каждом из нас течет кровь наших предков той или иной национальности. Церковь исповедует во Христе человеческую природу, во всем подобную нам, кроме греха. Отрицание же человеческой природы Христа есть отрицание Боговоплощения. Эта ересь не нова, еще апостол Иоанн Богослов предупреждал своих учеников: "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (1 Ин. 4:3). Конечно, воплощение Сына Божия – "Слово плоть бысть" (Ин. 1:4) – соединило его со всем человеческим родом без всякого ограничения и исключения. Однако оно совершилось в истории, в определенном месте и времени, через посредство "избранного" и к тому приуготовленного народа.
Христос есть "сын Давидов, сын Авраамов", родословная которого не случайно приводится в Евангелии. Но читают ли русские фашисты Евангелие? Вряд ли. О том, что эта ересь типична для них, говорит статья небезызвестного Баркашова, где "доказывается", что Христос просто не мог быть евреем.
Фашист, как бы он себя ни называл, не может не быть антисемитом, а антисемит не может не быть антихристианином, даже если он об этом не догадывается. И они уже получают "награду" свою, ибо, как писал архиепископ Иоанн (Шаховской), "в неприятии Христовой Человечности заключено наказание. Неверующих во Христа нельзя наказывать, гнать или ненавидеть. Они себя наказывают гораздо больше, не давая в своем сердце места Сыну Божиему и Человеческому".
Итак, не будем обольщаться: ненависть и злоба никогда не решали никаких проблем ни в жизни отдельного человека, ни в жизни народа. Французская церковь
скрытый текст
Совет христианский церквей Франции: Антисемитизм - это грех против Бога и человека
Совет христианский церквей Франции в преддверии 60-й годовщины освобождения Освенцима, призвал к ужесточению борьбы против всех форм антисемитизма. "Антисемитизм - это грех против Бога и человека", подчеркивается в документе, подписанном председателем Конференции католических епископов страны монсеньером Жаном-Пьером Рикаром, президентом Протестантской федерации Франции, пастором Жаном-Арнольдом де Клермоном и главой французских православных митрополитом Иммануилом. "Сегодня мы должны с сожалением констатировать, что антисемитизм, как и расизм, никуда не исчезли. Поэтому мы призываем все церкви неустанно и последовательно осуждать любые проявления и формы антисемитизма, каковы бы ни были их основания, как явление, абсолютно несовместимое с основами христианства", подчеркивается в документе. Главы христианских церквей Франции ссылаются на решения экуменического совета церквей, состоявшегося в Амстердаме еще в 1948 году и объявившего ненависть к евреям несовместимой с пребыванием в лоне христианства.
22-01-2005, 23:33
Думаю можно считать что сами христианские священники различных направлений христианства уже ответили на этот вопрос.
|