- Мастер
- Репутация: 263
- Статус: Давай пообщаемся!
- Свободен
|
QUOTE (Matitiah @ 27.09.2011 - время: 17:49) | И немножко отсебятины, т.с. промежуточные заметки на полях, присоединяясь к хору паникеров))) Любое общество подразумевает некую нормативную модель личности. Общество репрезентует и тиражирует эту модель с целью поддержания своей жизнеспособности, - концептуальный момент функционирования системы. В распоряжении общества потребления в этом смысле беспрецендтеные возможности воздействия: вся мощь массовой культуры, СМИ, Интернет и т.д. Далее следует вопрос - какой тип личности выгоден обществу потребления? И Пелевинская фраза "Цель гламура именно в том, чтобы жизнь человека проходила в облаке позора и презрения к себе. Гламур и дискурс погружают своих потребителей в убожество, идиотизм и нищету. Эти качества, конечно, относительны. Но страдать они заставляют по-настоящему. В этом переживании позора и убожества проходит вся человеческая жизнь" является тут ключом к пониманию. Люди мучаются отнюдь не собственным несовершенством в духовном плане, они страдают от невозможности соответсвовать навязанным стандартам элитного потребителя и многие лезут из кожи вон, доказывая свою состоятельность по признаку материального благополучия. Соображения об избыточности при этом не играют никакой роли, как в любом иррациональном стремлении. Кроме этого, какое место занимает общество потребления в условиях глобальной ограниченности ресурсов? Это общество паразитарного типа, оно нуждается в сырьевых донорах, посему заинтересовано в отсталости и нищете тех регионов, которые можно "доить" с минимумом затрат. "Золотой милиард" отнюдь не все человечество, но с правом превентивно решать его судьбу. Не в силу каких-то особенных заслуг перед Богом (ибо успешность в мире всеобщего потребительства меньше всего зависит от праведности), но в силу умения урвать лучший кусок пирога. Если как следует задуматься над этим, приходится констатировать, что О.П. безнравственно по сути. Посему, когда мы возмущаемся политикой двойных стандартов со стороны сильных мира сего, следует четко понимать, что лицемерие - неотъемлемая черта обсуждаемого социума. | Мне все же кажется, что дело не в потреблении как таковом. Более точно суть происходящего, по моему, отражает понятие отчуждения. Термин этот, насколько я знаю, ввел К.Марк. При всей моей нелюбви к марксизму, надо сказать, что в описании современной ему действительности Маркс был довольно точен, да и некоторые тенденции были замечены им вполне адекватно. Маркс писал об отчуждении средств производства, но на самом деле это гораздо более широкий процесс. Внутренний мир древнего человека был чрезвычайно богат и сложен, хотя возможно и ограничен: человек был и производителем и потребителем, и мыслителем, и художником, и управленцем. Зато объективная структура общества была проста. Низкий уровень разделения труда, практически уравнивал всех членов общества, деление общества было простым и естественным: мужчина – женщина, старший – младший. Мир древнего человека – это мир его семьи, и это не только его живые родственники, дальние и ближние, но это и духи его предков, это его боги, это и деревья, животные, реки, светила. Это все не просто среда обитания, это составляло именно внутренний мир человека с многочисленными сложными взаимоотношениями и взаимообязанностями. Человек не просто должен был накормить себя и своих близких, и даже своих богов, он должен был со всеми наладить живую связь, он совершал поступки. Человек каждое утро встречал солнце: если он его не встретил, то оно бы и не взошло, ибо какой смысл всходить, если тебя никто не встречает. Потом бытие вывернулось на изнанку: мир стал слишком сложен, человек стал слишком прост. Поступки превратились в действия. Близкие превратились в партнеров. Мир превратился в объективные явления природы, не зависящие от воли и сознания человека. На смену родным, понятным, и таким человеческим богам пришел далекий, непонятный, чужой творец неба и земли. Сама вера превратилась в сделку: мы тебе «хорошее» поведение, ты нам райские кущи. Познание превратилось в знания – чужие мысли и образы, вложенные в сознание человека школой, книгами, СМИ. Труд превратился в зарабатывание, жизнь превратилась в потребление. Общество стало сложным: тысячи узких специалистов, выполняющие свою маленькую функцию, связаны многочисленными взаимными структурными связями, при этом смысл деятельности системы ускользает и от каждого человека в отдельности и от общества в целом. Зато сам человек стал чрезвычайно прост, вся внутренняя суть человека свелась к двум простым действиям: купить и продать. Человек стал просто стороной сделки. Произошло тотальное отчуждение мира от человека, и людей друг от друга. Все, что человек может назвать своим, он должен купить. Человек стал потребителем. Казалось – все, что ты потребил, купил, съел – все это действительно принадлежит тебе, это твое. Но, в конце концов, и эта иллюзия рухнула, произошло отчуждение и потребления. Все эти разговоры про общество потребления – это всего лишь болезненное расставание с последней иллюзией человечества. Потребление оказалось такой же внешней по отношению к человеку функцией, как и все остальное. Человек превратился в полное ничто, в пустое место, извлеченное вихрем времени из небытия, в небытие же и влекомое. А что до ресурсов, то меня всегда удивляет, с каким нахальством отсталые народы, волею случая проживающие на землях богатых ресурсами, считают, что вправе претендовать на эти ресурсы. Ресурсы «принадлежат» всему человечеству, а вернее той части человечества, которой они нужнее, а не той, что проживает на данной территории. Вот это и будет справедливо и нравственно.
|