Catboy | |
|
Михаил Афанасьевич Булгаков. Одна из самых неординарных и талантливых личностей русской литературы! Написавший произведение, которой 5 лет назад, перевернуло всю мою жизнь! Михаил Афанасьевич, этот форум я посвящаю Вам! Спасибо! Краткая биография Булгакова. Как и всякий советский гражданинсталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся к печатному «листку по учету кадров». Таких официальных документов он собственноручно составил несколько, все они являются и литературными произведениями, важными источниками для научной биографии великого русского писателя. В Отделе рукописей Государственного Литературного музея (фонд 151, опись 1, единица хранения 278) хранится автобиография М. А. Булгакова, датированная мартом 1931 года и содержащая малоизвестные сведения о его театральной деятельности. Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года. В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера. В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем фельетонистом. В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман «Белая гвардия». В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре под названием «Дни Турбиных» и была запрещена после 289-го представления. Следующая пьеса «Зойкина квартира» шла в театре имени Вахтангова и была запрещена после 200<-го> представления. Следующая - «Багровый остров» шла в Камерном театре и была запрещена приблизительно после 50-го представления. Следующая - «Бег» была запрещена после первых репетиций в Московском Художественном театре. Следующая - «Кабала Святош» была запрещена сразу и до репетиций не дошла. Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в которой, написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя. В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и в актерский состав Московского Художественного театра. Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой): "...западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!" В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в один из самых драматических, страшных моментов его жизни, его самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из главных черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в отношении революционного процесса...". Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем кто-либо из его современников, со всей определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободой художественной мысли. Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит оглядки". Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его любимейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем. Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль. Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной. Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш. Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности - "рукописи не горят". Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия "Булгаковская Москва", "Булгаковский Киев". Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных». Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может – не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр - «Мастера и Маргариту»). Надо сказать, что Булгаков – феноменальное явление советских времен. Он с детства ненавидел писать на «социальный заказ», в то время как в стране конъюнктурщина и страх губили таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что никогда не станет «илотом, панегиристом и запуганным услужающим». В своем письме правительству в 1930г. он признавался: «Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет». Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем, что Булгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и оставался самим собой в самые тяжелые моменты жизни. А их у него было немало. Ему полной мерой довелось испытать на себе давление мощной административно-бюрократической системы сталинских времен, той, которую он впоследствии обозначил сильным и емким словом «Кабала». Многие его творческие и жизненные установки, реализованные в художественных произведениях и пьесах, встретили жестокий отпор. В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе. Со Сталиным у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза, унаследованного от отца). Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли ждет блестящее литературное будущее (его произведения постоянно подвергались чудовищной критике), доведенный до нервного расстройства, открыто писал Сталину (письмо это приобрело широкую известность): «…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется». На самом деле, Булгаков по-своему любил Родину, не представлял себе жизни без советского театра, но.… Однажды он сказал: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был ненастоящий. А если настоящий замолчал – погибнет». Почему же Вождь не ликвидировал «антисоветчика», «буржуазного писателя» Булгакова? Говорят, писатель «сразил» его необыкновенным обаянием и чувством юмора. А Сталин еще и ценил его как драматурга: смотрел пьесу «Дни Турбиных» 15 раз! Л.Е. Белозерская (жена Михаила Афанасьевича) так описывает Булгакова при первой встрече с ним: «Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор.… Передо мной стоял человек лет 30 – 32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны; когда говорит, морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших возможностей. Это значит – способно выражать самые разнообразные чувства. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило – на Шаляпина!» Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире. материал с сайта bolshe.ru |
Catboy | |
|
Поклонники творчества Булгакова, прошу вас, высказывайте свои мысли! Что вы испытывали, когда прочитали "Мастера и Маргариту" или "дни Турбиных", а может вам больше нравится его раннее творчество? Что вы читали? Какие из его произведений, видели на сцене? Может быть знаете неизвестные или нераспространённый факты из его жизни?.. всё сюда )
|
Lolita** | |
|
....... Очень люблю творчество Булгакова...... особенно "Мастер и Маргарита" - считаю шедевром русской классики.......
|
Catboy | |||
|
Про себя скажу, что прочитал "Мастера" 4 раза и ещё несколько раз каждую из глав ) Всё никак не соберусь прочитать его в 5-й раз полностью ) В Мастере мне очень нравится это переплетение времён... Размышлять над этой книгой можно годами. А когда читаешь заново, то каждый раз открываешь для себя нечто новое |
Гелла | |
|
Мое любимое произведение у Булгакова, всетаки, " Собачье сердце". Великая фраза:" Разруха не в клозетах, а в головах. И когда они говорят " Бей разруху", я смеюсь...." Я уже не говорю про" Абыр валГ" "М&М" читала раз 10, каждый раз с разными чувствами. Например, в 10 классе, мне до жути было непонятно, ну зачем сдался Маргарите Мастер, мне хотелось, чтобы она была рядом с Воландом. |
Vekmnbr | |
|
В силу своей эмоциональности, могу рыдать от "Мастера и Маргариты". Жду с надеждой фильм, который должен выйти вот-вот, с Басилашвили в главной роли. Когда я первый раз прочитал этот роман - хотелось быть Воландом, а при прочтении последний раз - чувствую себя мастером и именно с маленькой буквы. Нельзя забывать, что Воланд хоть и как бы является представителем темной стороны, но он наш родной и помогает темной силой добру. Раз двести смотрел "Бег". Наумов и Алов сделали шедевр и полностью передали чувства Булгакова на экран. Я ещё посмотрю этот фильм двести раз. Персонажи мощные и нельзя выделить главного. Сегодня может Хлудов быть главным, а завтра мысли полностью переключены на Крапилина или Черноту. Фантастический фильм. P.S. Говорят, что Том Тыквер (Беги Лола, беги) снимает "Мастер и Маргарита". В главной роли будет играть Джонни Депп. После "Пиратов...", ему роль Воланда будет весьма и весьма к лицу. |
znak | |
|
Альфред Барков. РОМАН МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА": АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРОЧТЕНИЕ |
Catboy | |
|
Мультик. А я этот фильм жду с ужасом и непонятными чувствами.... Мне просто кажется, что Мастера нужно экранизировать либо с дословным текстом, либо никак... Не знаю, что уж у Михалкова из этого выйдет, но критиковать буду жутко!!! ))) Если поезёт, то прям в этом топе )
|
Vekmnbr | |
|
Да в том-то и дело, что это не Михалков снимает, а Бортко ("Бандитский Петербург", "Блондинка за углом", Собачье сердце", "Идиот") и он не смотря на критику, снял "Идиота" очень и очень круто и главной темой стал Е. Миронов ("Мама", "Мусульманин"). 10 серий будет. А вот польский вариант мне не понравился....фи-и-и... Я всё же тоже со страхом ожидаю этого фильма. Мне кажется Депп, сыграет Воланда, лучше Басилашвили. Уж такое наше современное мастерство. Но верю. |
Muna | |
|
А я кроме прочтения, ещё и радио спектакаль "Мастера", слушала. Совершенно подругому воспринимается. Да и собачье сердце аудиокнигой произвело впечатление. Это несколько разных ипостасий: читаешь-смотришь-слушаешь, но воображение всегда рисует что-то своё. |
Vekmnbr | |
|
Самое лучшее - чтение. Когда читаешь, то станвишься соавтором книги и мысли автора совпадают с вашими мыслями. Театр искажает и убивает любую мысль, ибо там всё подчинено мыслям режиссера. Я был разочарован польским фильмом "Мастер и Маргарита". Радость в том, что я до этого филма прочитал книгу....Исключение - "Бег" и "Собачье сердце". Можно Толстого экранизировать легко...Достоевского - трудно....Вот и Булгакова тоже очень передать...
|
Catboy | |
|
Народ... А в "Театре на Таганке" был кто-нибудь? На М'n'М? ))) Поделитесь впечатлениями ))) Я был, и, скажу честно, я был в восторге! Ну, конечно, не совсем то, что я себе представлял... Но всё-же! Мне понравилось!
|
КНЯЖНА | |
|
Действительно, замечательный писатель! Любимый его роман "Мастер и Маргарита", роман, который по сей день окутан тайной. Однажды уже были попытки съемок фильма по мотивам данного произведения, но увы... после выхода фильма на экран, умирают режиссер и основные герои фильма. Вот так вот, была такая легенда... |
Catboy | |
|
А мне казалось, что он просто не вышел, потому, что режиссёр и продяссер что-то не поделили... ну, да не суть важно! Кстати, а кто-нибудь осилил "Дни Турбиных" или "Белую Гвардию"? |
Vekmnbr | |
|
Фильм снят был очень давно (1994), но что-то не сладилось у продюсеров. А режиссер Юрий Карра до сих пор жив-здоров, но Михаил Данилов (Берлиоз) действительно умер в тот же год. |
Воланд | |
|
М. Булгакова прочел полностью. Фильм думаю будет интересным, но не оправдает ожиданий истинных ценителей творчества М. Булгакова.
|
Catboy | |
|
А я всё гадал, когда же ты доберёшься до этой темы ))) Согласен по поводу оправдания ожиданий. Наверное к фильму нужно будет относиться более просто. Вот чего я на самом деле жду от него, это такой же реакции, как на фильм "Ночной Дозор"! Да, да! Дело в том, что новое поколение всё меньше и меньше читает, касается это и произведений Булгакова. Надеюсь, что хотябы фильм заинтересует народ. |
Дама | |
|
Я Булгакова прочла всего. Некоторые вещи по несколько раз, "Мастер и Маргарита" раз семь, но давно. Как раз вчера должны были сходить на "Белую гвардию" во МХАТ, но из-за погоды не прилетел из Питера Пореченков.. перенесли аж на 29 января... расстроилась жутко. Безумно люблю филь "Бег", могу смотреть и смотреть... "Собачье сердце" снят шикарно... Таганский "М и М" видела очень давно по телевизору.... бе-ееее... может сейчас лучше? Вообщем, Булгаков - это тот писатель который останется на века. Классика. |
КНЯЖНА | |||
|
Вот странность и именно Берлиоз... Интересно, при каких только обстоятельствах наступила смерть... |
КНЯЖНА | |||
|
Может быть... Хотя говорят, что сценарий не отходит от реального текста и фильм будет многосерийным, но как по мне, то актеры подобраны не совсем удачно. Куда лучше, когда в театре, Воланда играл Вениамин Смехов, тот самый Атос, граф де Ля Фер! И голос и внешность подходящая! |
GrAnd | |||
|
Ни одного ни второго в роли Воланда представить себе не могу. Есть один актер, вот только фамилию не помню. В сериале "Дронго" он сыграл самого крутого грузинского мафиозо. Худой, черный, глаза пронзительные, нос тонкий, аристократическим крючком. Вот его бы на эту роль ... если бы не акцент. |
Имярек | |
|
Интересно наблюдать за маршрутом героев по Москве и ассоциировать их с реальными улицами и домами. Остоженка, Патриаршие, Воробъёвы Горы. Картина в воображении приобретает более реальные очертания и обостряет ощущения.
|
Воланд | |
|
Я уверен, реакция на фильм "М&М" будет аналогичной "Идиоту", во всех книжных магазинах будет сметен М.А. Булгаков. "Ночной дозор" на мой взгляд черезчур PR-раскручен. Кстати считал бы сильным ходом как раз Воланда с акцентом, он не должен говорить на чистом русском языке. Дамы и господа кто знает когда ожидется выход на экран "М&М"? |
Catboy | |
|
Обожаю гулять по булгаковским местам! Знаете, когда весна, допустим 15-е мая, д.р. великого человека, солнечный день! Ты покупаешь бутылочку холодного, хорошего пива и идёшь гулять по Москве... посидишь на Патриарших, пройдёшься по Остоженке... потом взглянешь на небо и улыбнёшься! Улыбнёшься тому, как хорошо на душе! Улыбнёшься cолнцу и жизни, которая скрыта от нас, тому миру, где жил и творил Михаил Афанасьевич!.. З.Ы. Это хорошо, что они не отходят от текста... имхо для фильма это как раз то, что нужно! |
Дама | |
|
Для меня все же Булгаков - это Бег, Белая гвардия. Вот их перечитать хочется, а "МиМ" - нет...... почему? может старею? |
Рекомендуем почитать также топики: "Чёрная комната" Хранитель Мечей Вступление в гильдию Детство, далеко ли ты? Что вам в книгах интереснее всего? |