скрытый текст
Репутация - это все", - говорит Ахмед, 52-летний палестинский араб . "Если человек теряет честь, он становится как животное." Значение чести среди арабов , чьи сообщества представляют объединения племен и кланов, отличаются от западных стандартов, где общество это объединение личностей.
Несоответствующее поведение родственников несет позор каждому в клане. Члены семьи часто остаются в той же деревне в соседстве с окружающими. "Каждый знает друг друга", - говорит Махиб Нимрат, консул с посольства Иордании в Вашингтоне: "Когда Вы упоминаете чью - то фамилию, большинство людей может рассказать вам их историю." Богатые или бедные, но репутация и честь семьи - ее самые важные понятия.
Погруженные в коллективное, в смысле идентичности, семьи гордятся индивидуальными заслугами своих членов и чувствуют позор, если один из них делает что то постыдное. "Семья играет роль в каждом аспекте жизни в арабском мире", - говорит Нимрат: "Независимо от того, что вы делаете, вы должны учитывать свою семью, клан и даже соседей. Как они отреагируют? Что они подумают?"
В отличие от западных стран, с их индивидуализмом, арабы сосредочены на группе. Семья более важна чем человек. В феодальных, патриархальных обществах Ближнего Востока, честь основана на том, что мужчина чувствует важным, и репутация - это все. К сожалению, тысячи женщин убивают во имя чести, только на основании воображения или слухов, которые столь же важны, как и действия и события. Больше всего, но не всех случаях, в эти убийства вовлечены мусульмане. Некоторые еврейские сообщества, от жителей крепости Масада в древности, до консервативного Хасидизма сегодня, имеют подобные представления о традиции и ритуальном законе, но воздерживаются от убийства женщин во имя чести.
Убийство Семьей
Убийство женщин на Ближнем Востоке - древняя традиция, которая началась до возникновения Ислама. Арабы иногда, даже, хоронили своих живых грудных дочерей, чтобы избежать возможного позора, который они могут позже принести семье. Эта практика продолжалась в течение столетий. Это, возможно, все еще происходит сегодня среди Бедуинов, которые рассматривают девочек, как наиболее вероятную причину потери семейной чести.
Несколько тысяч женщин в год становятся жертвами убийств чести. Многочисленные убийства объявляют несчастным случаем, самоубийством, или результатом семейного спора, если о них вообще сообщают. Полиция и правительственные чиновники часто подкупаются, чтобы игнорировать преступления и расследования. Женщин, убитых в результате избиения, сожжения, удушения, выстрела, или колотых ран - объявляют самоубийцами, невзирая на многочисленные раны.
Множество женщин убиты и похоронены в безымянных могилах; само их существование стирается из памяти клана. Факт, что очень много убийств остаются неизвестны, показателен для статуса женщины и роли культуры в исламских странах. "Это показывает, что женщины рассматриваются как предмет потребления, принадлежащий мужчинам", - говорит Кэролин Ханнан, директор отдела Эмансипации Женщин в ООН.
В арабских сообществах Западного Берега, Сектора Газа, Израиля и Иордании женщин убивают скрыто дома, а, иногда, публично, перед толпами приветствующих зрителей. Убийства чести составляют, фактически, все убийства арабских женщин в этих областях.
Убийства чести происходят по разнообразным причинам, включая: - утверждения о добрачном или внебрачном сексе, - попытку отказаться от устроенного брака или пыпытку получить развод, - просто факт разговора с мужчиной.
Если женщина приносит позор семье, ее родственники связаны обязанностью и традицией убить ее.
"Женский позор подобен гниющей плоти", говорит арабский торговец: "Если эта плоть не будет отрезана, то это поглотит все тело. То есть - вся семья будет опорочена, если она не будет убита."
Среди Арабов брак - традиционно семейное дело, а личный выбор. На девочек часто оказывают давление для вступления в заранее устроенные браки, в то время как мальчиков - нет. "Я была вынужден выйти замуж за своего кузена", - жалуется молодая арабская женщина: "Я ненавидел его. Он бил меня, оскорблял перед его семьей и друзьями. Но что я могла сделать? Если бы я сбежала, меня бы убили."
Мужчины держат всю власть в браке. Им позволено до четырех жен, он может развестись с женой, просто повторив: "Я развожусь с тобой" три раза перед свидетелями до регистрации декрета в суде. Процесс развода для женщины намного более труден, а в некоторых сообществах, фактически невозможен без согласия мужа.
Действия женщины пристально контролируются ее семьей. Семья несет ответственность за ее девственность. Женщина находится во власти мужчин всю ее жизнь - сначала ее отца, затем мужа, и наконец ее сыновей. Когда целомудрие женщины ставится под сомнение, ее семья испытывает позор, даже если женщина была жертвой насилия, или слухи оказываются необоснованными. В результате ее" позора, ставится под угрозу клан. Из за неё будет трудно устроить браки ее незамужних сестер, а ее мужчины - родственники будут презираемы и высмеяны, пока не убьют ее.
Женщин убивают отцы, мужья, братья, дяди, кузены, или сыновья. В сообществах, где это преступление преследуется по суду, братьев подростков поощряют убивать сестер, потому что последствия будут менее серьезны ввиду их возраста. Родственники жертвы, включая матерей и сестер, часто защищают убийства и иногда помогают их выполнить.
Большинство убийств чести происходит в бедных, сельских племенных областях или среди необразованных городских обитателей. "Племенное влияние - важный фактор", - отмечает Нимрат. "Образование также важно. Тот, кто плохо образован, непременно убьет сестру или жену. Если же он имеет более высокий уровень образования, то у него может быть некоторое понимание."
Санкции На Убийство
Критики утверждают, что убийства чести санкционированы образованной элитой, теми, кто трактует законы, позволяющие убийцам выходить с небольшим или вовсе никаким наказанием.
Убийцы отбывают небольшой срок, или вовсе избегают тюрьмы, потому что убийства чести получают специальный статус в судах. Мужчины, обвиненные в предумышленном убийстве, могут быть заключены в тюрьму на три - шесть месяцев. После их выхода, друзья и родственники приветствуют их, как знаменитостей. Ахмеда, арабского мальчика, убившего свою сестру - подростка, потому что та отказалась от устроенного брака, чествовали после его выхода из тюрьмы. Соседи забрасывали его поздравлениями, а его отец назвал его героем, восстановившим семейную честь.
Западный берег реки Иордан и сектор Газа находятся Палестинским управлением и под сочетанием иорданских, египтских и племенных законов. Израиль не имеет юрисдикции на этих территориях. Здесь происходит, по крайней мере, 25 "официальных" убийств чести в год среди палестинцев и 35 в год - в Иордании. Фактическое число убийств намного выше.
Сотни женщин погибли при странных и не выясненых обстоятельствах, или в сомнительных самоубийствах. Многие похоронены в пустыне, они считаются без вести пропавшими. Тайна их судьбы погребена в песке. Отсуствие надежной статистики препятствует женским организациям бороться с убийствами чести.
Зверство этих преступлений отвратительно. Восемнадцатилетний арабский юноша нанес сорок ножевых ударов сестре - подростку из-за сомнительных слухов. Семья благодарила Бога за ее смерть. В соседстве, шестнадцатилетний мальчик убил свою разведенную мать, нанося ей многочисленные удары, преследуя ее по улице. Мальчик сказал властям, что он был расстроен, потому что соседи сплетничали о ее предположительно безнравственном поведении.
Среди арабов , за все сексуальные столкновения, включая насилие и кровосмешение, возлагают ответственность на женщину. Мужчины считаются невиновными; женщина, должно быть, соблазнила его на насилие, или вовлекла в роман. Женщина, как ожидают, должна защитить свою честь, даже ценой собственной жизни. Если она пережила насилие, она будет осуждена за свою "ошибку" и может быть убита ее семьей.
У палестинских женщин, обвинненых в сексуальной неверности или неповиновении, есть мало возможностей обратиться за помощью. Немногим дают возможность опровергнуть обвинения или доказать невиновность. Очень трудно для женщин избежать смертельной опасности. Арабские общества - близко связаны и у большинства женщин недостаточно средств, чтобы жить одной. Палестинские газеты рекламируют объявления, помещенные семьями, которые разыскивают женщин, обвиненных в безнравственном поведении. "Когда они находят ее, они ее убивают", - говорит Джамал, арабский бизнесмен: "Потому что вся семья желает смерти девочки." Общество просят не вмешиваться и не укрывать женщину.
Палестинское сообщество ограничило ресурсы и убежища. Женщины, обвиняемые в несоответствующем поведении, часто заключаются в тюрьму, для защиты от их семей. По крайней мере 50 женщин в год заключается в тюрьму в Иордании в случаях, связанных с честью. Соответствующее число на Западном Берегу реки Иордан и в секторе Газа - неизвестно. Срок заключения варьирует от нескольких месяцев до нескольких лет. Некоторые из заключенных женщин выражают беспокойство, что никогда не смогут оставить тюрьму, потому что их семьи непременно их убьют.
Заключенная в тюрьму женщина может быть освобождена только под гарантию ее безопасности со стороны родственника мужчины. Независимо от данных гарантий, женщин часто убивают в течение нескольких часов после их освобождения. Фаез Мухаммад обеспечил освобождение своей 17-летней дочери Ламисы из иорданской тюрьмы, где она оставалась под защитой. Он гарантировал ее безопасность, а затем перерезал ее горло. Фаез был приговорен к девяти месяцам тюрьмы за это преступление.
Жертвы Позора
В арабских сообществах чистота женщины непосредственно влияет на репутацию семьи. Если женщина была изнасилована, или даже по слухам, участвовала в добрачных сексуальных отношениях, ее подвергают медицинскому освидетельствованию в клинике для проверки девственной плевы. Этот процесс может иметь фатальные последствия. Более 75% палестинских женщин в Иордании, подвергнутых проверке девственной плевы, были впоследствии убиты членами семей, несмотря на тесты, доказывающие что они все еще были девственницами.
Некоторые женщины, включая девственниц, делают операции, чтобы укрепить девственную плеву до брака и гарантировать кровотечение во время брачной ночи. Эта процедура, незаконная в большинстве арабских стран, может спасти честь женщины, и возможно и ее жизнь. Среди арабов важно, чтобы невеста была девственна. Если девственная плева невесты повреждена, или не кровоточит во время первого проникновения, муж может объявить брак недействительным и возвратить невесту в ее семью, рассматривая ее как испорченный товар. Семья невесты, в этом случае, не имеет альтернативы, кроме убийства дочери, даже если она невинна.
С племенной точки зрения, единственный способ, которым семья может восстановить свою честь, состоит в устранинии рассматриваемых женщин. "Закон клана является священным", - отмечает Джибрил, арабский торговец: "Мужчина имеет право убивать для восстановления его чести." Несколько арабов оправдали убийства чести, сравнивая репутацию женщины со стаканом: "Когда он разбит, его нельзя восстановить."
Некоторым арабским женщинам, потерявшим честь, дается шанс "умереть с достоинством", обвязав себя взрывчаткой и подорвав, убивая израильтян.
В некоторых областях, арабская женщина может выйти на улицу только в сопровождении родственника мужчины. К сожалению, ее мужской "опекун" - отец, брат, дядя, или кузен - может быть сексуальным хищником, который изнасилует ее. Если, в результате этого насилия, она забеременеет, этот родственник публично обвинит ее в позоре семьи и убьет ее и их будущего ребенка. В прошлом году, 17-летняя Афаф Юнис была убита своим отцом, который, предположительно, сексуально эксплуатировал ее. Афаф пыталась бежать от его сексуальных злоупотреблений, но была поймана и возвращена отцу. Отец растрелял ее во имя чести.
Шестнадцатилетняя арабская девочка забеременела, будучи изнасилованна младшим братом. Как только ее положение стало очевидным, семья поощрила старшего брата убить ее, чтобы удалить пятно с чести семьи. Оба брата - насильник и убийца были реабилитированы.
Есть еще более ужасные случаи, когда 4-летняя арабская девочка, изнасилованная двадцатилетним мужчиной, была оставлена ее семьей на улице, где она умерла от кровотечений. Они сделали это, потому что чувствовали, что ее позор запятнает семью.
Женщины часто принимают свою судьбу, покорно ожидая казни, даже в случае кровосмешения или насилия. "Они должны убить нас," - восклицает Ритза, арабская женщина средних лет, "препятствовать им сделать это - неправильно. Таков закон нашего общества."
Девочки, чувствуя, что их жизнь разрушена скандалом, покорно идут на резню. Такова власть культуры, которая обусловила покорное принятие ролей и жертвы и убийцы. "Он не имел выбора, кроме как убить ее", - говорит Ратеб, чей сын убил 16-летнюю сестру после того, как она была изнасилована." Он измучился. Общество преследовало его из-за того, что сделала его сестра. Ее смерть помогла смыть позор."