Closed TopicStart new topicStart Poll

Страницы: (1) 1 
дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Эрмитаж


Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII - XIX веках, занимает Зимний дворец - резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли. В музейный комплекс входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище.

Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня, при помощи современных технологий, музей создает свой цифровой автопортрет, который смогут увидеть во всем мире.

Среди художественных сокровищ Эрмитажа особо выделяется коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 000 экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире. Постоянные выставки занимают 120 залов музея и располагаются в 4-х зданиях. Коллекция отражает все этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего времени. В собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной Европы. Наряду с живописными полотнами и скульптурами в нем хранятся разнообразные произведения прикладного искусства, рисунки и гравюры. Последние, согласно международным правилам экспонируются только на временных выставках.

Коллекция Арсенала Эрмитажа насчитывает более 15 тысяч предметов русского, западноевропейского и восточного оружия и дает исчерпывающую картину развития оружейного искусства с эпохи раннего средневековья до начала XX века. По количеству и широте подбора экспонатов она является самой большой в России и одной из лучших в мире. Начало коллекции положил Николай I, который собирал в основном произведения оружейного искусства высокого художественного уровня, экспериментальные образцы и историко-мемориальное оружие. Русское оружейное искусство представлено работами мастеров Московской оружейной палаты, Тулы, Петербурга, Златоуста, Сестрорецка и других оружейных центров. Отечественные мастера создали свою оружейную школу, основанную на национальных традициях и на высочайшей технике обработки металлов. Собрание западно - европейского оружия включает работы самых известных мастеров-оружейников Германии, Италии, Франции, Испании и других стран, изготовлявших оборонительное, холодное и огнестрельное вооружение высочайшего качества. Коллекция восточного оружия знакомит с изделиями из Турции, Ирана, Индии и других стран, где производство оружия, особенно холодного из булатной стали, достигло совершенства.

Богата разнообразием и коллекция Востока. Около 180 тысяч экспонатов, среди которых произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, в том числе ювелирного, предметы культа и быта древних народов, образцы письменности, - дают яркое представление о богатейшем культурном наследии Востока со времени возникновения древних цивилизаций до наших дней. Экспозиции, занимающие более 50 залов, знакомят с коллекциями памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Кавказа, Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока, Индии.

Собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тысяч экспонатов, отражает тысячелетнюю историю России. Духовный мир и образ жизни человека Древней Руси воссоздают иконы и произведения художественного ремесла. Эпоха грандиозных преобразований предстает перед нами в памятниках времени Петра Великого. Произведения прославленных мастеров XVIII века: художников, скульпторов, мастеров прикладного искусства донесли до нас блеск царствования Елизаветы Петровны и величие эпохи императрицы Екатерины Великой.

Уникальным памятником победы в Отечественной Войне 1812 года является Военная галерея Зимнего дворца. В подлинных дворцовых интерьерах представлены многочисленные произведения искусства XIX - начала XX века, многие из которых были свидетелями жизни парадной царской резиденции.

По количеству единиц хранения фонды отдела нумизматики составляют более трети материалов музея. Нумизматическая коллекция Эрмитажа давно заслужила славу одной из крупнейших в нашей стране. Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 000), восточные (свыше 220 000), русские (около 300 000) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 000), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 000) и разнообразные сфрагистические материалы.

Галерея драгоценностей - интереснейшее собрание музея, получившее свое название при Екатерине Великой в XVIII веке, состоит из двух разделов. Первая экспозиция "Золотая кладовая. (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)" представляет около полутора тысяч золотых изделий (c VII в. до н.э. по XIX в.). Основная идея второй экспозиции - "Бриллиантовой кладовой" заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества - от III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия.

Новая постоянная экспозиция "Зимний дворец Петра I" открылась в Эрмитаже в 1992 г. Она знакомит с уникальным архитектурно- мемориальным памятником первой четверти ХVIII в. Долгое время считалось, что при сооружении Эрмитажного театра (арх. Дж. Кваренги, 1783-1789), возводимого на участке, занимаемом Зимним дворцом Петра I, главная столичная резиденция была разобрана до основания. Однако из документов периода строительства театра стало известно, что зодчий сохранил не только отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, но и целые группы помещений различного назначения.

Исследования, выполненные эрмитажными архитекторами в период с 1976 по 1986 г., выявили под сценой театра обширный фрагмент бывшего парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами дворцовых палат. Под зрительным залом сохранился фрагмент небольшого жилого корпуса, именовавшийся при жизни царя "малыми палатками" (арх. Г. Маттарнови, 1716-1720) и состоящий из нескольких комнат, принадлежавших лично Петру I. Кроме того, в двух этажах театра по Зимней канавке сохранились двенадцать жилых покоев императрицы Екатерины I (арх. Д. Трезини, 1726-1727) За реставрацию и реконструкцию здания Эрмитажного театра с созданием мемориальной экспозиции "Зимний дворец Петра I" авторский коллектив архитекторов Государственного Эрмитажа, возглавляемый главным архитектором В.П.Лукиным, был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

"Дворец Меншикова" - отдел Государственного Эрмитажа

Основная экспозиция: "Культура России первой трети XVIII в."

Дворец князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт - Петербурга, был заложен на Васильевском острове в 1710 г. Это одно из первых сохранившихся зданий нашего города, совмещавшее жилые и административные функции. Облик дворца уникален, он сложился в ходе длительного, поэтапного строительства с 1710 по 1727 гг. В его сооружении и отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон. Их идеи воплощались в жизнь русскими мастерами - каменщиками, штукатурами, плотниками, столярами, резчиками, кафельниками, живописцами.

Во дворце сочетаются традиционно русские и новые для России приемы и формы, здесь применялись все достижения в строительстве и искусстве того времени. В отделке и убранстве комнат использовались мрамор и роспись "на вид мрамора", монументально - декоративная живопись и лепка, античная и современная итальянская скульптура, резное и наборное дерево, расписные голландские кобальтовые плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, различные ткани и шерстяные шпалеры. "Обширнейший и великолепнейший дворец" (по словам иностранного путешественника, посетившего Петербург в 1721 г.), вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, нумизматики, был центром культурной жизни столицы. После опалы Меншикова в 1727 г. все его имущество было конфисковано в царскую казну, а дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу - первому в России высшему учебному заведению , из стен которого вышли многие выдающиеся деятели XVIII - первой половины XIX вв: полководцы П. А. Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов, драматург и поэт П. Сумароков, первый русский актер Ф. Г. Волков и другие. В 1880-х гг. во дворце был создан музей кадетского корпуса, существовавший до 1924 г. Первоначальный облик дворца выявился в ходе реставрационных работ, начатых в 1960-х гг. В1981 г. дворец - музей открыл свои двери для посетителей. Предметы, составляющие убранство дворца, отобраны, главным образом, среди коллекций Государственного Эрмитажа, где сохраняется имущество не только русских царей, но и крупнейших дворянских фамилий, в том числе и конфискованное в 1727 г. у князя А. Д. Меншикова.

В 1993 году Государственному Эрмитажу было передано восточное крыло здания Главного штаба, в котором разместились новые экспозиции музея. Величественная постройка (1820 - 1827 гг.) выдающегося архитектора русского классицизма Карла Росси завершила формирование ансамбля Дворцовой площади. Расположенное напротив Зимнего дворца, пышной барочной царской резиденции (Ф.Б.Растрелли, 1754 - 1762 гг.), классически строгое здание Главного штаба занимает огромное пространство от Невского проспекта до излучины реки Мойки. Линии фасадов двух обращенных на площадь корпусов плавно закругляются, очерчивая ее южную границу. Корпуса соединены триумфальной аркой, над которой помещена скульптурная композиция - колесница Славы. Восточное крыло здания отводилось под департаменты Министерства иностранных дел и финансов. Первым его хозяином был граф Карл Васильевич (Карл Роберт) Нессельроде (1780 - 1862), который с 1828 г. занимал должность вице-канцлера, а 1845 по 1856 г. - канцлера Российской империи. Для него К. Росси выполнил отделку парадных залов Министерства иностранных дел, служебных помещений и личных апартаментов министра и его супруги. Князь Александр Михайлович Горчаков (1798 - 1883), занявший пост канцлера в 1856 году, и его преемники сохранили первоначальное архитектурно-художественное убранство помещений подвластного им министерства. Именно здесь в подлинных исторических интерьерах разместились новые экспозиции Эрмитажа - "Французское искусство XX века.Пьер Боннар и Морис Дени.", "Под знаком орла. Искусство ампира"

История знаменитого петербургского фарфора насчитывает два с половиной столетия. Этапы развития первого отечественного фарфорового предприятия, основанного в 1744 г. на берегу Невы, отражены в новой экспозиции Эрмитажа "Музей фарфора", открывшейся в декабре 2003 г. на территории ОАО "Императорский фарфоровый завод".

Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации, в 2001 г. собрание музея фарфорового завода, включающее в себя свыше 30 000 изделий, было передано в управление Государственному Эрмитажу. Заводская коллекция, труднодоступная ранее для широкого круга посетителей, обрела вид современного музея, оборудованного по последнему слову музейной техники. В витринах новейшей конструкции, расположенных в двух залах, разместилось более 600 экспонатов. В ближайшем будущем планируется открытие третьего зала, посвященного фарфору XX в.

дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Юсуповский дворец на Мойке


Юсуповский дворец - уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.

Биография Дворца и окружающей усадьбы восходит к петровской эпохе, к периоду зарождения молодой Северной столицы. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.М. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.

С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке.

Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция.

В 1925 году дворец князей Юсуповых был передан педагогической интеллигенции города. До наших дней здесь размещается Дворец культуры работников просвещения, который в 1990-е годы сформировался в многофункциональный историко-культурный центр, сочетающий в своей деятельности музейные, театрально-концертные и культурно-просветительские направления деятельности.

Сегодня Юсуповский дворец - один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев.

Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрождаемые трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.


дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Исаакиевский собор


В Санкт-Петербурге последних лет царствования Петра I было четыре собора: Петропавловский, Троицкий, Успения Богородицы и св. Исаакия Далматского. Причем и первый, и последующие Исаакиевские храмы самым тесным образом были связаны с российскими императорами и российской государственностью.

Уже в первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины I). А с 1723 года царь подписал специальный указ, предписывающий чинам Адмиралтейства и морякам Балтийского флота принимать присягу только в этом храме.

О службах во втором Исаакиевском соборе достоверных сведений не сохранилось, известно только, что 6 августа 1717 года его заложил сам Петр Алексеевич в присутствии высоких духовных и государственных сановников.

Третий Исаакиевский храм был заложен 8 августа 1768 года по проекту Антонио Ринальди. Деньги на его возведение были отпущены, но строительство под руководством Ринальди и архитектора А.Виста шло очень медленно. Завершил затянувшуюся стройку архитектор Винченцо Бренна, и 30 мая 1802 года митрополит Амвросий в Высочайшем присутствии императора Александра I освятил собор, который при этом был передан из придворного в епархиальное ведомство. Скульптурное убранство этого храма исполнили К.Альбани, П.П.Соколов и И.Шварц, лепное - Бернаскони, образа - Гуалтьери и А.И.Иванов, роспись - Ф.Д.Данилов. Позже в нем проводились памятные большие богослужения в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга, а также празднования всеобщего мира в Европе 10 июля 1814 года.

На следующие полтора десятилетия Исаакиевский собор становится главным столичным храмом, и остается им до тех пор, пока во время пасхального богослужения не произошло то, о чем сообщал в своем донесении протоиерей храма М.Соколов высокопреосвященному Амвросию: "Сего 9-го апреля ... после херувимской песни, отсыревшая в сводах штукатурка упала на правый клирос, не причинив никому вреда, и падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание, да притом нами еще усмотрено во внутренности церкви во многих местах от сырости повреждение штукатурки".

Высочайшим распоряжением создается комиссия из архитекторов Стасова, Соколова и Беретти, которая приходит к заключению о необходимости капитальных переделок. Преосвященный Владимир, викарий Санкт-Петербургский, приказывает прекратить богослужения в соборе, а престол, иконостас, образа и утварь перенести для хранения в Никольский собор. Священнослужителям Исаакиевского храма предложено священнодействия отправлять и церковные суммы хранить в церкви Сената, чередуясь с местным причтом.

Но местные служители не допустили Исаакиевский причт до постоянного богослужения в своей церкви.

Тогда преосвященный велел причту Исаакиевского собора отправлять службу в верхней церкви Никольского собора, а сам ходатайствовал перед обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным найти в Адмиралтействе место для устроения за счет казны особой церкви для прихожан строящегося Исаакиевского собора.

Возражений от морского министра де Траверзе не последовало, и вскоре в Адмиралтействе был устроен новый храм св. Спиридона Тримифунтского с приделом во имя св. Исаакия Далматского. Таким образом, с устроением этой церкви причт Исаакиевского собора получил возможность беспрепятственно отправлять богослужения и все христианские требы для своих прихожан.

Сразу же после воцарения императору Николаю I пришлось решать многочисленные проблемы, унаследованные им от своего венценосного брата. Не последнее место в их числе занимало возведение нового Исаакиевского кафедрального собора. Царь регулярно выслушивал отчеты о его строительстве, сам вносил дельные предложения, как в техническом, так и в художественном плане. Немалая заслуга императора и в том, что работы продвигались достаточно быстро. Они обошлись российской казне в немыслимую по тем временам сумму - в более чем 23 000 000 рублей серебром.

Храму придавалось большое значение. Когда предложили создать в Петербурге торговый порт-гавань для большегрузных судов, столь нужный для нарождающейся российской промышленности, царь его отклонил - деньги нужны были для завершения Исаакиевского собора.

Об особом внимании царствовавшего Дома к этому храму свидетельствует, прежде всего, факт его освящения и открытия, ставшего значительным событием в культурной жизни столицы и России.

Накануне освящения была опубликована Высочайше утвержденная "Церемония освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 года", в которой предусматривалось поочередное проведение обряда освящения трех соборных приделов: главный алтарь - 30 мая, приделы - 1 и 8 июня.

Из Александро-Невской лавры в Казанский собор были доставлены святые мощи, и поставлены на главный престол, где в самый день освящения была совершена ранняя литургия до начала крестного хода.

В этот же день в 6 часов вечера после звона в большой колокол с обычным трезвоном, в Исаакиевском соборе перед главным престолом преосвященный митрополит Григорий с четырьмя архимандритами, двумя протоиереями и местными иереями совершили всенощное бдение по церковному уставу.

В церемонии открытия принимали участие 1200 певчих. Эффект, произведенный их пением, был поразителен для присутствующих.

Перед Царскими вратами был поставлен стол, покрытый скатертью, на котором находились ковчег, антиминс, священное Евангелие, напрестольный крест, св. потир, дискос, две тарелочки, лжица, копие, ковшечки, пелены, воздухи, вервь, две срачицы, две одежды на престол и жертвенник, гвозди, мыло, губы, платки для утирания уст, запоны, полотенца и ножи. Все это, покрытое пеленой, было обставлено четырьмя подсвечниками с зажженными свечами.

В алтаре, перед горним местом, был поставлен другой столик, покрытый пеленой, и на нем - св. миро, церковное вино, розовая вода в сосудах, стругец, кропило и четыре камня для прибивания доски престола.

В пятницу, 30 мая, в 8 утра начался перезвон к водосвятию перед главным алтарем, которое совершил один из архимандритов с четырьмя священниками и тремя диаконами. Духовник Их Императорских Величеств с местным придворным духовенством в крещенских ризах, при двух хоругвях, принесли для общего крестного хода из соборной церкви Зимнего дворца св. мощи Иоанна Крестителя и св. икону Спасителя.

Наместник Александро-Невской лавры с иеромонахами, при двух хоругвях, принесли из Святейшего Синода для крестного хода крест с Животворящим Древом Господним и часть мощей св. апостола Андрея Первозванного.

Огромные толпы верующих присутствовали на церемонии освящения храма, соседние улицы и даже крыши ближайших домов были переполнены людьми. В великолепном кортеже проследовали к собору император Александр II и весь Двор. Вокруг храма были выстроены войска в полной парадной форме. Городское духовенство в белых с золотом одеяниях участвовало в крестном ходе от Исаакиевского собора к Казанскому и обратно.

Церемония освящения храма началась в 9 часов утра 30 мая и завершилась около 4 часов пополудни. Исаакиевский собор был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви и оставался таким до обновленческого раскола в 1922 году.

Со времени своего освящения этот храм стал центром общегородских празднеств. В его стенах проводились торжественные богослужения в честь святых, тезоименитных членам царствующей фамилии, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии. Особое воодушевление у горожан вызывали такие празднества, как годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, и в те времена еще памятное "чудесное спасение Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков" (Отечественная война 1812 года). Установленный в 1814 году, этот праздник отмечался 25 декабря.

Все торжества начинались или включали в себя богослужения и крестные ходы, сопровождались шествиями церковных, ведомственных, военных хоров и музыкантов.

Особой красочностью отличалось участие в молебнах на Исаакиевской площади овеянных легендарной воинской славой гвардейских полков. Стройными рядами, под звуки серебряных труб и барабанов, конным или пешим строем стекались на площадь мужественные преображенцы, семеновцы, измайловцы, гусары, уланы, кавалергарды, кирасиры и егеря. Как правило, завершались воинские праздники фантастической по своей зрелищности феерией, салютами, иллюминацией на Неве, Мойке и Фонтанке.

Почитались в числе воинских праздников и "кавалерские". Особое значение придавалось дню прославления св. благоверного великого князя Александра Невского, тезоименитого трем русским императорам. В этот день совершались многотысячные крестные ходы от Исаакиевского собора в Александро-Невскую лавру. Помимо городского духовенства, в процессии шествовали кавалеры главных российских орденов, и среди них кавалеры ордена св. Александра Невского с образами своего небесного покровителя.

С 1862 года под влиянием Славянского комитета, объединившего многих столичных ученых, литераторов и деятелей искусств, интересовавшихся историей отечественной культуры и преемственностью ее традиций, утвердилось чествование памяти просветителей славян, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Отмечали это событие дважды в год: 14 февраля и 11 мая. После божественной литургии в кафедральном соборе во имя св. Исаакия Далматского проводилось представительное торжественное собрание в Городской думе.

Ежегодно, 19 февраля, архиерейской службой в соборе праздновалась годовщина освобождения крестьян от крепостной зависимости.

С декабря 1896 года при храме начало действовать Исаакиевское православное братство, занимавшееся религиозно-нравственными беседами, благотворительностью, помощью неимущим, общественными столовыми для бедных и школами. Так, прихожанкой графиней Орловой-Давыдовой и графиней Воронцовой-Дашковой была учреждена школа для бедных девочек. Воронцова-Дашкова открыла также на Английской набережной убежище-мастерскую для обучения увечных воинов портновскому мастерству.

Приезжавшие в столицу иностранцы считали необходимым для себя побывать в Исаакиевском соборе. Его посещали царственные особы других государств, президенты, высшие духовные лица: восточные митрополиты, армянские католикосы, католические и англиканские епископы.

дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Величие и красоту храма возвышали его драгоценные святыни:

Крест с Животворящим Древом Господним и значительная часть мощей св. апостола Андрея Первозванного, присланных в 1833 году в дар Святейшему Синоду от Иерусалимского патриарха Афанасия;
Нерукотворный образ Спасителя, принадлежавший Петру Великому, с золотой ризой и изображением тернового венца, пожертвованный собору императором Александром II;
Тихвинская икона Богоматери, прославившаяся в предместье Петербурга Песках в год освящения Исаакиевского собора, и перевезенная в храм по распоряжению преосвященного митрополита Григория;
Корсунская икона Божьей Матери, бывшая домашней святыней у придворного сановника Дмитрия Львовича Нарышкина;
Четыре знамени государственного ополчения Санкт-Петербургской губернии 1855 - 1856 гг. и старое знамя ополчения 1812 г.
Находился собор в ведении управления церквей Двора, заведовавшего храмами Зимнего дворца и пригородных императорских резиденций. Штат собора насчитывал 80 человек, в том числе 12 звонарей и 17 человек причта: настоятель храма, ключарь, 3 священника, 1 протодиакон, 4 диакона, 5 псаломщиков, 2 пономаря.

За время существования храма его протоиереями были:

С 1858 по 1860 гг. - Андрей Иванович Окунев (1794-1860)
С 1860 по 1869 гг. - Иоанн Дмитриевич Колоколов (1799-1869)
С 1870 по 1884 гг. - Петр Алексеевич Лебедев (1807-1884). При нем в 1883 г. на добровольные взносы прихожан была открыта бесплатная столовая для бедных.
С 1884 по 1886 гг. - Платон Иванович Карашевич (1824-1886)
С 1886 по 1897 гг. - Петр Алексеевич Смирнов (1831-1907), редактор "Церковных ведомостей", богослов, замечательный знаток Священного Писания и церковной истории, блестящий оратор и опытный педагог.
С 1897 по 1909 гг. - Иоанн Антонович Соболев (1829-1909)
С 1909 по ? - Александр Иванович Исполатов (1835 - ?)
С 1917 по ? - Николай Григорьевич Смирягин (1844 - ?)
Март - май 1922 г. - Леонид Константинович Богоявленский (1871-1937)
Май - июль 1922 г. - Петр Павлович Балыков (1892 - ?)
Июль 1922 - март 1923 гг. - Василий Николаевич Велтистов (1854 - ?)
Март 1923 - 1924 гг. - Николай Федорович Платонов (1889-1942)
Июль 1924 - январь 1925 гг. - Павел Порфирьевич Чуев (1889 - ?)
1925 г. - Дмитрий Феофанович Стефанович (1876 - ?)
Январь - август 1926 г. - Александр Иванович Боярский (Сегенюк), (1885-1937)
Август 1926 - октябрь 1927 гг. - Лев Михайлович Теодорович (1867 - ?)
Октябрь 1927 - март 1928 гг. - Петр Николаевич Никольский
Март - июль 1928 г. - Архиепископ Геронтий (в миру Григорий Андреевич Шевлягин), (1893 - ?)
С 1928 по 1990 год службы в храме не проводились
С 1990 по 2001 гг. - Протоиерей Борис Глебов
С 2002 г. - Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (в миру Владимир Саввич Котляров)
Все богослужения велись в сопровождении хора, который имел право петь только в Исаакиевском соборе. Хор насчитывал 50 человек: 20 взрослых и 30 малолетних, в том числе 12 басов, 12 теноров, 12 альтов и 14 дискантов. Набирали певчих преимущественно на Украине - в Киевской, Полтавской, Черниговской губерниях, в основном из лиц духовного сословия. Каталог песнопений постоянно проверялся и утверждался Святейшим Синодом. Управлял хором директор придворной певческой капеллы Львов.

Большой популярностью в народе пользовался служивший в 1863 - 1905 годах в Исаакиевском соборе протодиакон В.Н.Малинин, обладавший феноменальным басом.

Во время служб в Исаакиевском соборе употреблялись предметы, выполненные из золота и серебра фабрикантами Никольсом и Плинке, а также в мастерских П.И. Сазикова и Ф.А.Верховцева. Для изготовления богослужебных предметов была использована первая добыча серебра Алагирских рудников, пожертвованная императором Николаем I.

Спустя несколько лет после Октябрьской революции, оказавшись на грани финансового краха, советское правительство вынуждено было любой ценой найти средство для пополнения государственной казны. К тому же в 1921 году страну постигло стихийное бедствие - засуха и сопровождающий ее страшный голод, охвативший 34 российские губернии.

Одной из первых на народную беду откликнулась Православная Церковь. В храмах начался сбор пожертвований, поступали средства из-за рубежа. Разрешалось жертвовать драгоценные церковные предметы, не имеющие богослужебного употребления. Самое активное участие в этом принимали прихожане и причт Исаакиевского собора.

Но такое положение не устраивало новых "хозяев" России. Собранные церковные средства были реквизированы, забыты всякие договоры и компромиссы между Церковью и советской властью. Из храмов стали изымать священные богослужебные предметы. Это приводило к массовым конфликтам между верующими и властями.

Сейчас, по прошествии времени, можно с уверенностью предположить, что радело советское правительство не за своих умирающих от голода граждан, а преследовало иные цели.

Из письма В.И.Ленина от 19.03.1922 г., посвященного волнениям в Шуе: "Без беспощадного изъятия никакое хозяйственное средство, никакая государственная работа, никакое отстаивание своей позиции в Генуе совершенно не мыслимы. Далее процесс против Шуйских мятежников должен закончиться расстрелом очень большого числа реакционной буржуазии и духовенства".

В результате - разграбление храмов, тысячи и тысячи жертв, уничтожение российских святынь и культурных ценностей. Только в Петрограде было изъято из церквей более 3 пудов золота, 665 пудов 16 фунтов серебра, 1028 шт. бриллиантов и 366 шт. драгоценных камней. В том числе из Исаакиевского собора - около 3 пудов золота, 140 пудов серебра и около 800 драгоценных камней, т.е. большая часть изъятого в городских храмах.

Церковная утварь оценивалась исключительно на вес, поэтому большинство уникальных по художественной ценности предметов оказалось навсегда утраченным.

После процессов патриарха Тихона и петроградского митрополита Вениамина "тихоновская" Церковь была объявлена контрреволюционной, и две трети действующих православных храмов власти передали так называемым "обновленцам". В 1923 году в северной столице в руках обновленцев было 113 церквей из 123, и в том числе Исаакиевский собор, он оставался у них вплоть до своего закрытия как храма в июне 1928 года.

В его стенах в 1931 году был открыт антирелигиозный музей, спустя шесть лет поменявший свой профиль на историко-художественный.

Но все течет, все меняется, и 17 июня 1990 года, в воскресенье, в Исаакиевском соборе, некогда первом по своей значимости храме Русской Православной Церкви, вновь состоялось торжественное богослужение. Божественную литургию св. Иоанна Златоуста здесь совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

По окончании богослужения, обращаясь к молящимся, Его Святейшество сказал: "Сегодняшняя служба показала, что Исаакиевский собор можно прекрасно использовать и как храм, и как музей... Ныне все поняли, что возрожденная нравственность позволит преодолеть бездуховность, поразившую общество, сделает нас милосердными, терпимыми друг к другу. Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный. Тогда мы решим все проблемы, стоящие перед народом, Церковью и обществом нашим".

Спустя два года в этом же храме, в Среду Светлой Седмицы, Святейший патриарх произнес: "Всемилостивый Господь судил нам в эти Пасхальные дни собраться под сводами величественного Исаакиевского собора, чтобы проводить "в путь всея земли" (Нав. 23, 14) Великого князя Владимира Кирилловича, на протяжении более полувека возглавлявшего Российский Императорский Дом".

Отныне богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, по всем Великим праздникам и воскресным дням.

дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Кунсткамера


Музей является старейшим государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской) Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. До настоящего времени силуэт Кунсткамеры является логотипом Российской Академии Наук – РАН.

Нельзя сказать, что Петр Первый был самым первым коллекционером на Руси. И до него существовали богатые и редкие собрания вещей. Хранились они главным образом в церквях, монастырях, в государственной казне и у знатных вельмож. Да и молодой Петр видел "редкости" у своего отца и раритеты в Оружейной палате Кремля.

Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Петр приказал перевезти и свою личную коллекцию и библиотеку, так называемый "государев Кабинет". Все предметы бережно перевезли и разместили в Летнем дворце- первой резиденции царя на Фонтанке, в еще не отстроенном Санкт-Петербурге. Коллекции оказались такими обширными, что пришлось выделить специальное помещение, а для присмотра за ними понадобился целый штат. Назвали помещение на европейский манер Кунсткамерой, то есть "кабинетом редкостей". Это произошло в 1714 году. Этот год и считается датой основания первого русского музея.

Устройством русского "кабинета редкостей" Петр занимался с размахом, присущим всем его начинаниям. Делу был придан поистине государственный масштаб. В 1717 году он велел воронежскому губернатору вылавливать птиц и диких зверьков. В 1718 году он подписал указ, где говорилось: "Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, -- словом, все, что "зело старо и необыкновенно" велено было приносить. И понесли, и повезли со всех концов России всевозможные находки: из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, из Тобольска - барашков, одного - с восемью ногами, другого - с тремя глазами. Все путешествующие должны были покупать разные диковинные предметы и у своих, отечественных, и у иноземных "купецких людей".

Петр Первый не копил сокровища. Он ставил перед собой совсем другие, просветительские цели. Приобретая предметы анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, "натуральные и искусством созданные", он надеялся с их помощью приобрести "в натуральной истории систематическое понятие", а также хотел, чтобы они служили, по словам Лейбница, "средствами для усовершенствования художеств и наук".

В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение. В 1718 году музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина - Кикины палаты. Кикин оказался причастен к делу царевича Алексея и был убит, а его дом конфискован казной. Петр решил приспособить его под Кунсткамеру и Библиотеку. По тогдашним понятиям, это было огромное помещение - в два этажа. Все собранное было здесь "в надлежащем порядке учреждено и расставлено" и высочайшим распоряжением было велено " всякого желающего ... смотреть пускать и водить показывая и изъясняя вещи". С этого времени предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Петр так и заявил: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!" Сам царь очень хорошо знал экспонаты Кунсткамеры: он их либо сам приобрел за границей, либо их доставили в столицу по его указам. Он и сам был лучшим гидом и любил их показывать и иностранным послам, и русским вельможам, и рассказывать о них.

В 8-ми залах Кикиных палат разместился не только музей. Это был первый в России научный комплекс, и при том весьма значительный. Здесь же находились еще и библиотека с редкими книгами, и лаборатория, где предписывалось "прилежно исполнять ... надлежащую химическую работу." В Кунсткамере хранились также монеты и медали, анатомические препараты, зоологические и ботанические диковинки, "каменья необыкновенные", древние, археологические находки, - словом, такое количество разных диковинок и редкостей, "что можно было совсем растеряться", как написал один иностранный путешественник.

Музей того времени совсем не был похож на нынешнюю Кунсткамеру. В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландского анатома Рюйша, приобретенные Петром во время Великого посольства. Здесь же можно было увидеть искусно препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, птиц и тому подобных диковинных, невиданных вещей. Рядом в двух шкафах хранились гербарии и множество ящиков с бабочками, животными и красивыми раковинами. Предметам старались придать выразительность, устраивая из них необычные композиции, показывающие бренность жизни.

В следующей комнате можно было увидеть различные стадии развития человеческого плода в анатомических образцах, монстров, чучела слонов, ящериц и большое количество изделий из слоновой кости. В трех других комнатах размещались самые разнообразные птицы и животные, "странные мыши с собачьими мордами", много янтаря, красивые бабочки и другие, не менее удивительные экспонаты. Здесь же был и "мюнц-кабинет", где были выставлены монеты и медали. Таким образом в трех отделах (натур-камере, "мюнц-кабинете" и библиотеке) были собраны и выставлены - без всякой системы - зоологические, анатомические, ихтиологические, геологические, нумизматические и этнографические коллекции, а также книги. С их помощью можно было познакомиться с растительным и животным миром нашего отечества и далеких чужеземных стран, узнать о разных народах, их быте и традициях. Хранились в старой Кунсткамере и предметы, связанные со славными победами русской армии.

Были в той, старой Кунсткамере и необычные, живые экспонаты - люди-уроды. Их называли монстрами, то есть чудовищами. Они отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты.

Увлечение разными уродцами, карликами и великанами было модно за границей в ту пору. Европейские короли старались держать их при своих дворах или как шутов, для увеселения, или как слуг, для охраны. Следуя моде, Петр привез из-за границы великана по имени Буржуа. Он был гигантского роста - 2 метра 27 сантиметров. Когда Буржуа шел по улице, то заметно возвышался над толпой. Петр сам был высоким и любил высоких людей. Ему нравилось, когда великан Буржуа стоял на запятках его кареты. После смерти Буржуа его скелет и препараты отдельных органов отдали в Кунсткамеру, где они хранятся и поныне.

Количество коллекций с каждым годом возрастало. Со всех концов России поступали в Кунсткамеру невиданные вещи: уродливая овечка с двумя ртами и языками, 8-ногий барашек, 3-ногий младенец, еще более необычный младенец, у которого "глаза под носом и руки под шеей" и тому подобные редкости. Привозили и старинные, археологические вещи: золотые и серебряные изделия, раскопанные в окрестностях Астрахани, древние языческие предметы, которые нашли "на восточном краю Каспийского моря", собрание идолов, старые рукописи, редкие монеты. Везли и птиц, животных, рыб, травы и коренья, образцы минералов, предметы домашней утвари и одежду.

Кунсткамера, - первый государственный русский музей, - был создан "для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук". Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли не оставляли за собой все другие музеи Европы." Посетителей встречали любезно, предлагали "кофе и цукерброды", а тому, кто познатнее и венгерское с закусками. В Западной Европе в ту пору за посещение подобного рода музеев взимали плату и притом немалую. В петербургской же Кунсткамере коллекции показывали бесплатно. Музей был задуман и создан с просветительскими целями, и Петр считал, что охотников до знаний надлежит "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Некоторые усматривали в этом всего лишь царскую причуду.

C 1992 г. Музей вновь стал самостоятельным Музеем и научно-исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук, сохранив свое старое название «КУНСТКАМЕРА» и носит присвоенное ему в 1903 г. имя Петра I. Наше полное и официальное название сегодня – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН. Подробнее с историей Музея можно познакомиться в разделе Страницы истории Кунсткамеры и "Энциклопедия Петровской Кунсткамеры".


дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Русский музей


В исторической канве хронологических событий культурной жизни России существуют явления, имеющие непреходящее значение. К таким, несомненно, относится учреждение и открытие Русского музея.

Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. Уже в конце 1880-х годов перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея русского национального искусства, как того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире» (Записка обер-гофмаршала князя С. Трубецкого Министру Императорского Двора, 1889). Об этом же говорили и писали художественный критик В. Стасов, директор Императорского Эрмитажа А. Васильчиков, писатель И. Гончаров и многие другие.

В 1889 году вопрос об основании в Петербурге публичного музея национального искусства был, казалось, решен окончательно. Легенда связывает это решение Александра III с картиной И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной императором с 17-ой выставки Товарищества передвижников (1889г.). Тогда же, по свидетельству одного из современников, государем и была высказана мысль - основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства.

Историческое своеобразие ситуации заключалось в том, что идея «подогревалась» совпадением национально-патриотических устремлений как демократической общественности страны, так и самого правящего монарха. Можно сказать, что существовала объективная необходимость создания в столице нового, государственного музея, который мог бы активно действовать и в сфере исторической, и в сфере современного художественного процесса. Таким призван был стать, и впоследствии стал, Русский Музей императора Александра III, для которого так удачно нашлось подходящее здание - Михайловский дворец, уникальный памятник архитектуры русского классицизма первой трети XIX века.

Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом„. Указ начинался словами: “Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния». Тогда же была исполнена памятная медаль по случаю учреждения Русского Музея Императора Александра III.

В мае 1895 года организуется «Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» и начинается перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций по проекту и под руководством утвержденного Комиссией архитектора В. Ф. Свиньина.

Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.

Уже в подготовительный период, до открытия музея, был решен ряд важнейших вопросов, связанных с его дальнейшей деятельностью, определены его приоритетные цели и задачи. Николай II предписал Главному Казначейству открыть в смете Императорского Двора особым параграфом кредит для Музея на содержание Михайловского Дворца. В Положении о Русском Музее Императора Александра III говорилось, что музей основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».

В августе 1897 года был утвержден штат музея. У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение - ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой (назначенный в 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычев, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин и многие другие. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась - это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «… при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею».

Конечно, работа крупнейших искусствоведов и музейных деятелей, реставраторов и архитекторов способствовала прославлению Русского музея. Тем не менее, существовал институт простых служащих. Для исполнения разного рода служебных обязанностей в Русском Музее Императора Александра III имелся штат вольнонаемных служителей, которые находились в распоряжении заведующего зданиями музея (он же - секретарь Августейшего Управляющего музеем). В состав служителей музея в феврале 1898 года входили вахтеры, галерейные служители, часовые, швейцары, церковный сторож, а также рабочие разных специальностей (столяр, слесарь, кочегар, маляр, печник, садовник и т.п.). Все они были подчинены определенной иерархии, имели свои обязанности, сформулированные в «Правилах служащих музея» (1897г.), и специально разработанную форму.

В списках сотрудников музея неизменно упоминается священник - отец Иаков Арсеньев, который разработал Положение о Церкви при Русском музее. Кроме того, во время исполнения священнических обязанностей при церкви Русского Музея И. Арсеньевым в 1901-1909гг. в ряде столичных изданий были напечатаны статьи и заметки, касающиеся истории церкви и музея.

7 (19) марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. В письме Николая II великому князю Георгию по случаю открытия музея и в связи с трехлетием со дня его учреждения говорится: «Три года тому назад, вменяя Себе в священную обязанность осуществить заветное желание в Бозе почившего Моего Родителя видеть собранные воедино наиболее выдающиеся произведения русской живописи и ваяния, я повелел учредить Музей Его Имени и вместе с тем возложил на Вас непосредственное управление сим установлением. Посвятив Себя с неутомимым рвением этому сложному и многотрудному делу, Вы озаботились надлежащим приспособлением предназначенного мною для этой цели здания Михайловского дворца и в непродолжительное время собрали и привели в стройный порядок те художественные произведения, которые подлежали помещению в музей на основании одобренного Мною Положения. <...> По справедливости, отнеся знаменательный успех в благом начинании этом к просвещенному руководительству Вашего Императорского Высочества, Я считаю отрадным для себя долгом выразить Вам душевную Мою благодарность, а равно изъявляю Монаршию признательность даровитым сотрудникам Вашим в исполнении такого истинно патриотического дела».

В день открытия музея экспозиция его была представлена в 37-и залах (21 зал - на первом этаже и 16 - на втором). Первые посетители могли познакомиться с «Музеем христианских древностей», занимавшим 4 зала, с «Плащаницей» В. Васнецова, произведениями русской живописи и скульптуры, а также с коллекциями частных собирателей, переданными в дар вновь учрежденному музею (коллекция акварелей княгини М. Тенишевой и коллекция живописи и гравюр князя В. Лобанова-Ростовского).

Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в этот период насчитывало 1880 произведений. Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела:

отдел "посвященный специально памяти Императора Александра III",
этнографический и художественно-промышленный отдел,
художественный отдел.


Причем, приоритетная роль художественного отдела оговаривалась особо: «… до составления этнографических и исторических коллекций подлежит немедленному устройству художественный отдел музея, долженствующий обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников».

Памятный отдел являлся мемориальным и должен был занять важное место в структуре музея. Однако строительство помещения для Памятного отдела затянулось, и в связи с последующими историко-политическими событиями в стране, он так и не был открыт. Сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 году был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея.

Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 года, когда он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР.

Таким образом, название «Русский музей» изначально и традиционно закрепилось, по существу, лишь за художественным отделом, размещенным в Михайловском дворце. С течением времени художественный отдел, постепенно разветвляясь, превратился в сложный музейный организм, насчитывающий в настоящее время около 50 отделов, секторов, подразделений и служб.

дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Храм Спас на Крови


Храм Воскресения Христова (Спас на крови) возводился как общенародный историко-мемориальный комплекс. Собор увековечил память императора Александра II, его реформаторский курс преобразований, и выразил покаяние народа России.

Вместе с тем, Спас на крови - исторический памятник трагическим событиям 1 марта 1881 года.

Было бы неправильно воспринимать этот храм только как культовый объект, прочтение его шире и глубже. Идейно-образная структура Спаса отражает не столько культовое, сколько политическое, историческое, художественно-стилистическое и даже градообразующее начало.

Примыкающая к собору территория - одна из наиболее старых частей Петербурга, "ядро" центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века. В этот период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным конюшенным ведомством и Невским проспектом. Расположение храма в сердце города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства. Здесь особенно богата историко-культурная среда, представленная такими сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большой зал филармонии и храмы различных конфессий. Пожалуй, в историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения, противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде, - своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством.

Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной глазурованной черепицей. Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.

Казалось, благодаря особенностям архитектуры и убранства храм Воскресения Христова должен стать диссонирующим элементом окружающего пространства. Но он гармонично вошел в городской ландшафт, в основном благодаря реконструкции этой части Петербурга, выполненной по проектам инженеров Г.Г.Кривошеина, Н.Н.Митинского, Н.А.Житневича и архитекторов А.А.Парланда и Р.Ф.Мельцера.

В 1892 году напротив колокольни Спаса на крови возвели широкое деревянное перекрытие Екатерининского канала, наподобие Синего и Казанского мостов, образовавшее выложенную брусчаткой площадь перед входом в храм.

Южная, восточная и северная стороны этой площади были оформлены дугообразной оградой, выполненной по проекту Парланда. Она состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом, кованных на петербургском заводе К.Винклера в 1903 - 1907 годах. Вдоль ограды устроили тротуар из лещадных плит с гранитным цоколем, с южной и северной сторон примыкавших к тротуару собора. Восточную часть площади перед храмом оформляли газоны и цветники.

Храм Воскресения Христова никогда не мыслился, да и не был оплотом исключительно церковной жизни. Об этом не помышляли даже деятели церкви. И для них он был храмом-памятником, храмом-символом.

Вот что писал по этому поводу высокообразованный и широко мыслящий протоиерей Н.Антонов: "Вот этот-то храм Воскресения Христова и прилегающий к нему район и надлежало бы сделать средоточием всего того, что имеет художественное отношение к императору Александру II, и проще всего, в области живописи и вообще изобразительного искусства".

Как музей рассматривал Антонов и ризницу Спаса на крови, даже предлагал расширить этот музей (возможно, намечалось построить еще одно небольшое здание в Михайловском саду). Разумна и его мысль об устройстве своеобразного музея в самом саду - установке статуй деятелей русского искусства второй половины XIX века, и, прежде всего, самого императора Александра II.

Спас на крови Антонов и его единомышленники хотели видеть "приютом" русской национальной музыкальной культуры, центром духовного пения, выступлений хоров. В ту пору не шла речь об этом соборе как о постоянно действующей церкви - все понимали его исключительную художественную ценность. Ни одно из этих предложений не устарело в наше время. По существу, это готовая программа возрождения храма.

Президиум ВЦИКа (протокол № 67 от 30.10.1930 г.) постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова. На длительный период духовно-просветительная роль собора-памятника, сперва как храма придворного, затем приходского, оказалась невостребованной.

Секретариат Центрального совета Общества политкаторжан в ноябре 1930 года передал разоренный храм музейной секции. Но освоить грандиозное здание, да к тому же содержать его в должном порядке политкаторжанам оказалось не по силам. Некоторое время собор пустовал. Считалось, и это было на руку новым хозяевам страны, что Спас на крови не представляет ни исторической, ни художественной ценности. Началась кампания по его уничтожению.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов принимает решение о целесообразности разборки Спаса на крови по частям. Затем на некоторое время этот вопрос был снят с повестки дня.

Вновь он поднимается в 1938 году. Акцию планируют на 1941 год. Казалось, участь храма-памятника, как и многих других российских церквей, была решена. Но в связи с началом Великой Отечественной войны взрывников буквально от стен храма направили на фронт. В годы блокады в Спасе на крови размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев.

После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться, после войны к "непрофильной" эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага.

Еще один критический момент в судьбе храма - 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Началась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.

И только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. А в 1970 году директору музея "Исаакиевский собор" Г.П.Бутикову удалось доказать сначала руководству города, а затем и чиновникам Министерства культуры историческую и художественную ценность этого храма. Он же ходатайствует о передаче памятника своему музею в качестве филиала, для проведения реставрационных работ и открытия в будущем музея.

Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение № 535 "Об организации филиала музея "Исаакиевский собор" в здании бывшего храма Спаса на крови". Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.

К этому времени храм Воскресения Христова находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

Сначала был выполнен большой объем общестроительных и инженерных работ, без которых реставрацию начинать было невозможно. Параллельно научные сотрудники музея изучали архивные материалы по Спасу на крови, и не только в Ленинграде, но и в Москве, Свердловске и Барнауле. Для определения состояния декоративно-художественного убранства памятника и выдачи рекомендаций по реставрации заключались договоры с институтами и научно-исследовательскими лабораториями.

Непосредственно к реставрации приступили только в 1980 году.

Первый этап научно-реставрационных и восстановительных работ был завершен 19 августа 1997 года, и музей-памятник "Спас на крови" открыл свои двери для посетителей. Основа его экспозиции - архитектура и художественно-декоративное убранство.

В силу своей специфики музей экспонирует произведения культового искусства, гармонично сочетающие в себе художественно-информационную и мемориальную ценность.

Экспозиция музея "Спас на крови" - одно из средств познания отечественной истории и культуры. Он видит свою задачу в раскрытии исторической и художественной ценности собора, позволяет нашим современникам испытать чувство сопричастности к отечественной истории и культуре.

Храм Воскресения Христова - единственный сохранившийся в Петербурге памятник императору Александру II.

Ближайшие задачи государственного музея "Спас на крови" - восстановление прежнего статуса историко-мемориального комплекса.

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) возводился как общенародный историко-мемориальный комплекс. Собор увековечил память императора Александра II, его реформаторский курс преобразований, и выразил покаяние народа России.

Вместе с тем, Спас на крови - исторический памятник трагическим событиям 1 марта 1881 года.

дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Было бы неправильно воспринимать этот храм только как культовый объект, прочтение его шире и глубже. Идейно-образная структура Спаса отражает не столько культовое, сколько политическое, историческое, художественно-стилистическое и даже градообразующее начало.

Примыкающая к собору территория - одна из наиболее старых частей Петербурга, "ядро" центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века. В этот период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным конюшенным ведомством и Невским проспектом. Расположение храма в сердце города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства. Здесь особенно богата историко-культурная среда, представленная такими сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большой зал филармонии и храмы различных конфессий. Пожалуй, в историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения, противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде, - своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством.

Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной глазурованной черепицей. Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.

Казалось, благодаря особенностям архитектуры и убранства храм Воскресения Христова должен стать диссонирующим элементом окружающего пространства. Но он гармонично вошел в городской ландшафт, в основном благодаря реконструкции этой части Петербурга, выполненной по проектам инженеров Г.Г.Кривошеина, Н.Н.Митинского, Н.А.Житневича и архитекторов А.А.Парланда и Р.Ф.Мельцера.

В 1892 году напротив колокольни Спаса на крови возвели широкое деревянное перекрытие Екатерининского канала, наподобие Синего и Казанского мостов, образовавшее выложенную брусчаткой площадь перед входом в храм.

Южная, восточная и северная стороны этой площади были оформлены дугообразной оградой, выполненной по проекту Парланда. Она состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом, кованных на петербургском заводе К.Винклера в 1903 - 1907 годах. Вдоль ограды устроили тротуар из лещадных плит с гранитным цоколем, с южной и северной сторон примыкавших к тротуару собора. Восточную часть площади перед храмом оформляли газоны и цветники.

Храм Воскресения Христова никогда не мыслился, да и не был оплотом исключительно церковной жизни. Об этом не помышляли даже деятели церкви. И для них он был храмом-памятником, храмом-символом.

Вот что писал по этому поводу высокообразованный и широко мыслящий протоиерей Н.Антонов: "Вот этот-то храм Воскресения Христова и прилегающий к нему район и надлежало бы сделать средоточием всего того, что имеет художественное отношение к императору Александру II, и проще всего, в области живописи и вообще изобразительного искусства".

Как музей рассматривал Антонов и ризницу Спаса на крови, даже предлагал расширить этот музей (возможно, намечалось построить еще одно небольшое здание в Михайловском саду). Разумна и его мысль об устройстве своеобразного музея в самом саду - установке статуй деятелей русского искусства второй половины XIX века, и, прежде всего, самого императора Александра II.

Спас на крови Антонов и его единомышленники хотели видеть "приютом" русской национальной музыкальной культуры, центром духовного пения, выступлений хоров. В ту пору не шла речь об этом соборе как о постоянно действующей церкви - все понимали его исключительную художественную ценность. Ни одно из этих предложений не устарело в наше время. По существу, это готовая программа возрождения храма.

Президиум ВЦИКа (протокол № 67 от 30.10.1930 г.) постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова. На длительный период духовно-просветительная роль собора-памятника, сперва как храма придворного, затем приходского, оказалась невостребованной.

Секретариат Центрального совета Общества политкаторжан в ноябре 1930 года передал разоренный храм музейной секции. Но освоить грандиозное здание, да к тому же содержать его в должном порядке политкаторжанам оказалось не по силам. Некоторое время собор пустовал. Считалось, и это было на руку новым хозяевам страны, что Спас на крови не представляет ни исторической, ни художественной ценности. Началась кампания по его уничтожению.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов принимает решение о целесообразности разборки Спаса на крови по частям. Затем на некоторое время этот вопрос был снят с повестки дня.

Вновь он поднимается в 1938 году. Акцию планируют на 1941 год. Казалось, участь храма-памятника, как и многих других российских церквей, была решена. Но в связи с началом Великой Отечественной войны взрывников буквально от стен храма направили на фронт. В годы блокады в Спасе на крови размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев.

После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться, после войны к "непрофильной" эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага.

Еще один критический момент в судьбе храма - 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Началась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.

И только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. А в 1970 году директору музея "Исаакиевский собор" Г.П.Бутикову удалось доказать сначала руководству города, а затем и чиновникам Министерства культуры историческую и художественную ценность этого храма. Он же ходатайствует о передаче памятника своему музею в качестве филиала, для проведения реставрационных работ и открытия в будущем музея.

Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение № 535 "Об организации филиала музея "Исаакиевский собор" в здании бывшего храма Спаса на крови". Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.

К этому времени храм Воскресения Христова находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

Сначала был выполнен большой объем общестроительных и инженерных работ, без которых реставрацию начинать было невозможно. Параллельно научные сотрудники музея изучали архивные материалы по Спасу на крови, и не только в Ленинграде, но и в Москве, Свердловске и Барнауле. Для определения состояния декоративно-художественного убранства памятника и выдачи рекомендаций по реставрации заключались договоры с институтами и научно-исследовательскими лабораториями.

Непосредственно к реставрации приступили только в 1980 году.

Первый этап научно-реставрационных и восстановительных работ был завершен 19 августа 1997 года, и музей-памятник "Спас на крови" открыл свои двери для посетителей. Основа его экспозиции - архитектура и художественно-декоративное убранство.

В силу своей специфики музей экспонирует произведения культового искусства, гармонично сочетающие в себе художественно-информационную и мемориальную ценность.

Экспозиция музея "Спас на крови" - одно из средств познания отечественной истории и культуры. Он видит свою задачу в раскрытии исторической и художественной ценности собора, позволяет нашим современникам испытать чувство сопричастности к отечественной истории и культуре.

Храм Воскресения Христова - единственный сохранившийся в Петербурге памятник императору Александру II.

Ближайшие задачи государственного музея "Спас на крови" - восстановление прежнего статуса историко-мемориального комплекса.
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
Есть такая никому практически неизвестная достопримечательность - Угольный переулок, вроде дом 9... короче если идти по Московскому, то напротив главного офиса Мегафона... там улочка метров 200 вся... если дойти до конца, то справа дом, который реконструировали пленные фашики после войны... так там вся стена выложена мозайкой в виде свастик... этого сначала никто не заметил, а потом - поздно было менять... вот так...
old_school_baby
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 295
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
аффтар топика зачем выкладывать такие простыни про достопримечательности..?????

так и хочется добавить...."а что же вы так мало то понаписали....Или это все что вы могете рассказать pardon.gif ????"

ржунимагу....


ScotchGrrr
дата: [ i ]
  • *
  • Любитель
  • Репутация: 49
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
неасилил патаму, что стихи...

афтар ну те реально делать нефих pardon.gif

Я понимаю писала бы про "фишки градостроительства" шутки архитекторов, аномалии...Согласен топик бы жил...а так эту инфу можно в любом справочнике "надыбать..."
play_ball.gif
MasterHans
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 326
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
даже читать не стал!а где ссылка?или это наглый плагиат?
KirKiller
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 1255
  • Статус: "Пить иль не пить" это философское понят
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Идея гарна, да цiль погана

Топик мог бы быть интересным, но не в этом виде. То что тут написано я и так знаю, в любом справочнике прочесть можно, а вот отношения автора нету. pardon.gif

Сухо. Пресно. Неинтересно. no_1.gif

topicclosed.gif
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)

Страницы: (1) 1

Closed TopicStart new topicStart Poll0


Рекомендуем почитать также топики:

Киров

Вологодские кружева

УСТАВ ГИЛЬДИИ ЮФО - ГОЛОСОВАНИЕ

Кто поможет ( девушки)!!!

Где остановиться?



>