Reply to this topicStart new topic

Страницы: (3) 1 2 3 
old_beavis
дата: [ i ]
  • *
  • Любитель
  • Репутация: 26
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Причиняется человеку моральный вред или нет - это дело самого человека, то есть его, собственно морали (которая, в принципе, формируется общественной моралью)... Измерить эти вещи, и установить какие-либо границы мне, например, не представляется возможным.
Есть некоторые нормы, установленные правила, нарушение которых считается аморальным, однако всё зависит от точки отсчёта.
Аморален ли гомосексуализм???? С точки зрения гетеросексуального общества - да (я, кстати этой точки зрения и придерживаюсь) но...если смотреть на проблему под другим углом, например в Древняя Греция была гомосексуальным государством, культивировавшим культ мужского тела и "истинной" любви и дружбы. (ни одной греческой статуи изобр. обнажённую женскую натуру я не видел, мужиков - полно) Для них это было в порядке вещей. А вот их соседи - македоняне, как и большинство из нас - гетеросексуалы (за что греки считали их варварами, однако их культура не уступала греческой, а всё из-за культа не только мужского, но и женского тела) Для греков это было моральной травмой (ненавидели друг друга просто).
К чему я это??? А, ну да, есть выражение "моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека". Вот Вам, в принципе и определение.
188
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 667
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (А-Лама @ 30.05.2006 - время: 02:20)
А вообще интересно, а как в судах моральный вред измеряют? Какая у морального вреда единица измерения? Штуки, граммы, синяк, пролитые слезы, частота пульса.. Я даже не представляю, честно говоря, как можно доказать, что моральный вред был нанесен такой-то ширины, глубины, высоты, длины, протяженности во времени, тяжести и т.д.

Что ж... Вас и всех кого заинтересовал исключительно юридический аспект обсуждаемого вопроса я приглашаю в соответствующую тему, созданную в рамках Юридического подфорума - Моральный вред, т.к. перегружать этим данную тему кажется нецелесообразным.
Эрт
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Спонсор форума
  • Репутация: 3929
  • Статус: via vitae
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Funny Child @ 29.05.2006 - время: 23:16)
Вот ссылочка.
Это уже вторая закрытая тема по поводу того, что русские НЕПРАВИЛЬНО хоронят своих мертвецов. Интересно узнать твое мнение.


Тему ту вспомнил. Мне кажется, что она была закрыта всё-таки из-за того, что переросла в оффтоп и была угроза конфликта, а вовсе не потому, что кому-то причинялся моральный вред.

QUOTE
С моей точки зрения в основе того "что делать" лежит наличие общественной морали. Если твои или мои личные моральные императивы от нее отличаются, значит, мы попадаем в разряд нонконформистов и просто ВЫНУЖДЕНЫ подвегнуть сами себя общественному порицанию...
Эт мы так и реализуем свою личную свободу: получимп от общества по ушам...  lol.gif

Мы уже обсуждали с тобой подобные вопросы. У нас разные подходы к этому. Ты используешь понятие "общественной морали". А для меня это что-то сродни "средней температуре по больнице", причём с таким же смыслом. Я согласен допустить, что существует некая среднестатистическая совокупность моральных норм (которую кстати я не заню как считать) всех членов общества. Это может быть интересно социлогам, например. Но у подавляющего большинства людей мораль отличается от среднестатистической, а попадают в неё только по теории больших чисел, т. е. случайно. Допустимая мораль - это не фиксированная точка, а достаточно широкий промежуток, причём границы его строго не очерчены. Мораль разнообразна, да ещё меняется с ходом времени.

Но это не означает, что мораль нельзя нарушить. Мою, твою, чью-то ещё. Что делать? Увеличивать в себе толерантность, тренировать нервную систему, воздействовать на нарушителей спокойствия своим положительным примером, в крайнем случае прекратить контакты с нарушителем морального спокойствия. Да мало ли способов...
Дама
дата: [ i ]
  • *
  • Грандмастер
  • Репутация: 1875
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Эрт @ 30.05.2006 - время: 09:06)
Мораль разнообразна, да ещё меняется с ходом времени.

Очень многие меняют мораль в угоду кому-то. Подстраиваются под обстоятельства.
Да и самое главное обидеть(нанести моральный вред) человеку можно только тому, который этого хочет.
Самодостаточному, развитому человеку с устоявшейся психикой очень трудно нанести моральный вред.
толмач
дата: [ i ]
  • *
  • Профессионал
  • Репутация: 93
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
В нормальном демократическом обществе всё и вся можно и нужно критиковать и подвергать сомнению (за исключением критики религии в государствах, где она является господствующей силой). Моральный вред наступает тогда, когда подобная критика, дискуссия на какую либо тему перерастает в открытую пропаганду фашиствующих (античеловеческих) принципов или тогда, когда спор преходит в русло взаимных оскорблений и унижений. Сам принцип морального вреда пришел на мой взгляд из Америки из дискуссий по вопросам секса и положеня негров в США.
Другое дело, что в данном вопросе очень сложно найти "золотую середину" т.к. по настоящему умных и сдерженных в своих словах и эмоциях людей очень мало. Чаще всего люди склонных отстаивать свою точку зренья фактически до "потери пульса", при этом редко соглашаясь на право других иметь отличную от их другую точку зренья.
188
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 667
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Funny Child @ 30.05.2006 - время: 10:27)
Да нет, никакого отступления от темы нет. Это и есть вопрос темы. Просто уважаемому 188 трудно было с чем либо согласиться, и он даже тему-дублер завел на другом форуме, чтобы подчеркнуть, отличие между "красным и зеленым". Так что ответы он будет давать на другом форуме в топике другого цвета...  lol.gif

Фанни... напрасно ты так...
Тему на юридическом "завел" не я... мог бы проявить любопытство и заглянув в нее, убедиться, что разговор там идет о совершенно других вещах, нежели здесь. Я еще раз повторяю, что юридический термин "моральный вред" не имеет отношения к нанесению вреда морали. Это как с КЛЮЧОМ - открывающим дверь и бьющим из по земли - и звучит одинаково и семантическая связь очевидна - а явления описывает разные.

Это сообщение отредактировал 188 - 30-05-2006 - 14:33
ВедьмАчка
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 775
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
QUOTE (Funny Child @ 30.05.2006 - время: 10:27)
Топикт-то о конфликте интересов. Вся беда в том, что эти интересы имеют нематериальную природу, и за отсутствием юристов, нам будет очень сложно понять как можно эти нематериальные интересы оценить с правовой точки зрения.

беда в том, что, вообще все, даже материальные интересы, имеют Нематериальную природу pardon.gif

QUOTE
Интуитивно я понимаю, что мораль выше права (имеет более высокий аксиологический приоритет), поэтому разгадку правильного разрешения таких нематериальных конфликтов надо искать не в области юриспруденции, а в области этики. И даже предложил некий условный принцип.
Но для некоторых даже само понятие общественной морали под вопросом...

А может быть тут имеет смысл говорить не о принципах, а о цензе? Тогда всё, более или менее, становится понятно. Принципы у каждого свои, а вот ценз может быть общим и, тогда, всё, что не вписывается в его рамки, можно считать аморальным с точки зрения общества в целом.
Sant'yaga
дата: [ i ]
  • *
  • Специалист
  • Репутация: 26
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Funny Child @ 29.05.2006 - время: 21:32)
Хотим мы это признать или нет, но общество имеет "мораль", и в чем бы она не состояла, любые действия, направленные против нее, считает аморальными. Так что мне ближе точка зрения Систер ов найт: действия, направленные против морали, нельзя считать равноправными тем, которые утверждают эту мораль.

У разных групп может быть разная мораль и действия направленные на утверждение морали одной группы (к примеру, атеистов) автоматически будут действиями направленными против морали другой группы (клерикалов). Какая мораль моральнее?
Immortal
дата: [ i ]
  • *
  • Грандмастер
  • Репутация: 874
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
QUOTE (Funny Child @ 30.05.2006 - время: 15:03)
Для меня вообще эта ситуация непонятна. С одной стороны из соображений политкорректности из произведений классической литературы изымаются целые куски или уродуется текст. Например, слова толстый или жирный в авторском тексте заменяются на "полный", чтобы не травмировать сознание читателя большого размера. И в то же время публикуются скандальные карикатуры... Как-то не складывается это в единую картину.

Я думаю, не так уж долго это будет продолжаться.
В литературе и кино уже не первый год идёт высмеивание всей этой "страны лжецов" (я имею в виду не США или Запад в целом, а такой образ жизни, когда чёрное почему-то нельзя назвать чёрным, т.к. кому-то этот объективный факт может показаться обидным). Рано или поздно, людям это надоест.
Immortal
дата: [ i ]
  • *
  • Грандмастер
  • Репутация: 874
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
QUOTE (Funny Child @ 30.05.2006 - время: 18:20)
Кстати, как в политкорректном обществе возникают карикатуры на Мухаммеда я так и не понял.

Да потому что его политкорректность искусственна.
Публичные деятели стараются не просто замолчать объективно существующие проблемы, но табуировать сам факт, что они существуют. Им кажется, что так они от проблем избавляются.
И вот, запрятанное вглубь - вдруг бьёт фонтаном наружу. Ведь карикатуры не только появились, они вызвали и некоторый интерес европейцев, и некоторое одобрение. Не потому, что европейцы так уж ненавидят мусульман. А потому что некоторые из них ещё помнят, что в конце XVIII века во Франции, скажем, над религией можно было посмеяться, а про церковь сказать: "раздавите гадину!" И вот, в начале ХХI века вдруг оказывается, что уже нельзя.
Почему?! Мы европейцы, мы у себя дома! Ан нет, теперь мы должны не только считаться с теми, кто привёз свою культуру на наш континент, но и давать им приоритетные права. Над христианским богом можно и посмеяться, и карикатуры рисовать (лично я с детства их видела море). А вот смеяться над Магометом нельзя. Это наносит моральный вред трепетно верующим мусульманам по всему миру, особенно в тех странах, где та газета вообще не продаётся, и карикатуры эти можно было увидеть ТОЛЬКО благодаря стараниям исламских священнослужителей. Надо думать, почувствовав себя оскорблёнными как верующие, они поспешили предъявить карикатуры единоверцам, тем оскорбив и их... из солидарности... happy.gif

В общем, я считаю, что сокрытие существующего только усугубляет тот "моральный вред", который рано или поздно будет нанесён одной из сторон.
То, что для одного святыня, другому может быть противно. И это следует учитывать, а не стараться обратить весь мир в свою веру.
188
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 667
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Эрт @ 30.05.2006 - время: 09:06)
Мораль разнообразна, да ещё меняется с ходом времени.
Но это не означает, что мораль нельзя нарушить. Мою, твою, чью-то ещё.

Эрт, а скажи пожалуйста, как по-твоему можно "нарушить мораль". Как ей, морали, можно нанести ущерб... Я говорю именно о личной морали - моей, твоей, чьей-то еще. Моя мораль - это мои убеждения, мой взгляд на то, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Как можно нанести ущерб этим представлениям, убеждениям?
Эрт
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Спонсор форума
  • Репутация: 3929
  • Статус: via vitae
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Funny Child @ 30.05.2006 - время: 09:52)
Эрт, мне кажется, что именно нонконформист, имеющий отличные от общепринятых моральные ценности, должен в первую очередь отдавать отчет в том, что мораль формируется не на основании СЛУЧАЙНОСТИ (на чем и построена вся статистика), а на основании ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН. Естественные причины - это необходимость согласовывать свои действия с другими людьми, реализующими совместно с ним конкретный способ жизни, для достижения частных или общих целей. Возникновение морального ущерба в этом случае - это такая же "случайность", как и ожог о раскаленную сковордку. Сковородка может быть более или менее горячей, моральные нормы достаточно размыты, но прислоняться к ней не рекомендуется.
Скажи пожалуйста, с этим ты можешь согласиться?

С тем что мораль имеет истоки и некоторые из них достаточно глубоки согласен. Причины возникновения морали естественны (как в прочем и аморальности). Моральный ущерб может быть причинён в первую очередь человеку негибкому, себялюбивому, не склонному к компромисам.
Я никогда не говорил, что морального ущерба не бывает или что моральный ущерб - это не плохо. Просто, если мы сталкиваемся с эти самым ущербом, то цивилизованнее может быть не начинать активно перетягивать всех в свою мораль, называя её единственно верной, а заняться повышением собственной самооценки, просто стать более лучшим человеком, чтобы у окружающих не было желания и поводо причинять нам "моральный ущерб"?
Эрт
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Спонсор форума
  • Репутация: 3929
  • Статус: via vitae
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (188 @ 30.05.2006 - время: 20:24)
Эрт, а скажи пожалуйста, как по-твоему можно "нарушить мораль". Как ей, морали, можно нанести ущерб... Я говорю именно о личной морали - моей, твоей, чьей-то еще. Моя мораль - это мои убеждения, мой взгляд на то, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Как можно нанести ущерб этим представлениям, убеждениям?

"нарушить мораль" - поступить аморально. Хм... моральный ущерб и ущерб морали, судя по всему разные вещи. Ущерб причиняется не морали (это действительно сложно представить), а её носителю - человеку. Когда он сталкивается с чем-то, что противоречит его морали, он расстраивается, огорчается, злится, фрустрирует и т. д. Это вред.
Но я уже писал постов выше Фанни, что чем более развит человек, тем его сложнее зацепить несовпадением чего-либо с его моралью.
188
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 667
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Эрт @ 30.05.2006 - время: 20:33)
Когда он сталкивается с чем-то, что противоречит его морали, он расстраивается, огорчается, злится, фрустрирует и т. д. Это вред.
Но я уже писал постов выше Фанни, что чем более развит человек, тем его сложнее зацепить несовпадением чего-либо с его моралью.

Но если я столкнулся с чем-то, что противоречит моей морали, и если именно от меня зависит, как ты правильно заметил, от степени моего развития зависит "зацепит" меня это или нет, значит вред, который будет мне причинен - расстройство, огорчение, злость - я причиняю себе сам. Именно я выбираю форму реагирования на этот раздражитель - иную мораль, от меня зависит, что я испытаю - желание подискутировать или выжечь каленым железом. Таким образом, ни существование любой морали, отличной от моей, ни какие-либо ее проявления, сами по себе, не могут причинять вред. Причина вреда, получается, не в существовании иного взгляда на мораль, а в моем к данному факту отношении...

Эрт
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Спонсор форума
  • Репутация: 3929
  • Статус: via vitae
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (188 @ 30.05.2006 - время: 21:01)
Но если я столкнулся с чем-то, что противоречит моей морали, и если именно от меня зависит, как ты правильно заметил, от степени моего развития зависит "зацепит" меня это или нет, значит вред, который будет мне причинен - расстройство, огорчение, злость - я причиняю себе сам. Именно я выбираю форму реагирования на этот раздражитель - иную мораль, от меня зависит, что я испытаю - желание подискутировать или выжечь каленым железом. Таким образом, ни существование любой морали, отличной от моей, ни какие-либо ее проявления, сами по себе, не могут причинять вред. Причина вреда, получается, не в существовании иного взгляда на мораль, а в моем к данному факту отношении...

Согласен. Сам факт существования морали, отличной от его, не может причинить вред или даже беспокойство адекватному человеку.
Во фразу "я сам причиняю себе" я бы вставил конечно слово "косвенно". Мы вредим себе тем, что мы не совершенны, но прямо обвинять нас в этом думаю не стоит.

188
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 667
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Эрт @ 30.05.2006 - время: 21:31)
Согласен. Сам факт существования морали, отличной от его, не может причинить вред или даже беспокойство адекватному человеку.
Во фразу "я сам причиняю себе" я бы вставил конечно слово "косвенно". Мы вредим себе тем, что мы не совершенны, но прямо обвинять нас в этом думаю не стоит.

Консенсус drinks_cheers.gif.
ВедьмАчка
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 775
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
мдя ... знаете, мальчики, ваша беседа напомнила мне анекдот:

Приходит к духовнику на беседу девушка. Обращается к батюшке:
- "Батюшка! Выскажите свою концептуальную оценку по поводу последней монографии протоирея Иоанна Мейендорфа, посвященной варлаамистско-паламистской полемике и написанной в эпоху окормления им русской диаспоры в Париже!"
Батюшка:
- "Замуж, дура!!! Срочно замуж!!!"

lol.gif сорри за офф-топ!
188
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 667
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Funny Child @ 30.05.2006 - время: 22:43)
188, обращаюсь к тебе как к юристу.  biggrin.gif
Моральный вред - это юридическая категория. А уважаемый Эрт (психолог) оперирует своим понятийным аппаратом и имеет в в виду "психическую травму". Так как мои культурологические и социологические аргументы на вас обоих впечатления не произвели, ответь мне, пожалуйста, видишь ли ты разницу между этими понятиями? И если видишь, то в чем она?

Фанни.. я не понял... о том, что разница в понятиях существует я говорю с первого поста в этой теме, а ты спрашиваешь вижу ли я ее... umnik.gif
Но теперь нужно определить о каких терминах мы говорим - "моральный вред" (как его трактует закон), психическая травма и, собственно, мораль.

Мы, с Эртом и достигли какого-то взаимопонимания потому, что говорили не о морали, а о психической травме:
QUOTE (Эрт)
Ущерб причиняется не морали (это действительно сложно представить), а её носителю - человеку. Когда он сталкивается с чем-то, что противоречит его морали, он расстраивается, огорчается, злится, фрустрирует и т. д.

Но обрати внимание, мы пришли к пониманию, что такая травма может быть следствием собственного отношения человека к тому, что, по его мнению, его травмирует... например, иная мораль... и никак не содержать вины носителя этой иной морали. Вот если сын женится на девушке, которую на дух не переносит его мать ( ...лимита, не той национальности, не нашего круга) - сын "разбивает сердце матери", наносит психологическую травму... но так ли это? ...сын, всего лишь, следует своим представлениям о том, что правильно, не ставя целью причинить вред матери - это она обеспечивает себе сама.

Хотя, собственно, не о разнице между психологической травмой и моральным вредом я говорил в треде, а о несвязанности морали и понятия "моральный вред" -
QUOTE (188)
Это как с КЛЮЧОМ - открывающим дверь и бьющим из по земли - и звучит одинаково и семантическая связь очевидна - а явления описывает разные.


В отличие от психологической травмы вообще, юридический термин "моральный вред" описывает только страдания, наступившие в результате действия, нарушающего оговоренные законом права и интересы гражданина; предательство, измена, плевок в душу - все то, что мы можем расценить как аморальный поступок, то, что без сомнения, наносит психологическую травму любому человеку, квалифицироваться как моральный вред в соответствии с законом не может.
Далее... Понятие "моральный вред" вообще не связано напрямую с моралью. Интерес сколь угодно может расцениваться посягателем как аморальный, или же посягательство может не содержать признаков аморальности, но раз под закон подпадает - будь любезен, заплати за это посягательство. Ну, например, на мой взгляд, нет ничего аморального в том, что человек не справился с управлением автомобилем и разбил чью-то машину. Любой из нас посочувствовал бы такому бедолаге - он же не хотел, он не специально...т.е. он не аморален. Но кроме имущественного вреда, в случае предъявления требования о компенсации морального вреда, такое требование, как правило, удовлетворяется. аморального поступка нет, а моральный вред есть.


Ты вот в нулевом посте упомянул о вреде религиозной пропаганды... так вот поскольку она законом не запрещена, стало быть, как бы мы к ней не относились, считая ее средством манипуляции общественным сознанием или, как некоторые, тормозом прогресса, но вот говорить о моральном вреде с точки зрения закона не приходится. Не приходится и сравнивать вред атеистической и религиозной пропаганды... вред наступит только тогда, когда любая из них примет форму, нарушающую законные (т.е. предусмотренные законом) интересы гражданина - например, если батюшка войдет без моего разрешения в мою квартиру, чтобы прочитать мне проповедь. В этом случае, объектом посягательства будет мое право на частную жизнь и неприкосновенность жилища.

Вот исходя из всего вышесказанного я и предлагал разделить обсуждение юридической категории "моральный вред" и причинение вреда одними субъектами общественных отношений другим по причинам, связанным с разницей в морально-нравственных установках, в силу того, что это - разные явления.
Я и уточнял-то этот вопрос лишь для того, чтобы читатели данной темы, не слишком сведующие в юриспруденции, увидев в теме слова "моральный вред", не усвоили ошибочное мнение, что компенсация морального вреда может быть напрямую связана с аморальностью.
Я сожалею, если моя профессиональная привычка отделять красное от зеленого вызвала твое неудовольствие, но мне кажется, что, наряду с размышлениями о вечном не нужно забывать о насущном. А к насущному я отношу минимальную правовую культуру, повышению которой всегда стараюсь содействовать... по мере возможности.
188
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 667
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (ВедьмАчка @ 31.05.2006 - время: 02:25)
мдя ... знаете, мальчики, ваша беседа напомнила мне анекдот:

Приходит к духовнику на беседу девушка.
.....
- "Замуж, дура!!! Срочно замуж!!!"



lol.gif lol.gif lol.gif lol.gif 0098.gif
Эрт
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Спонсор форума
  • Репутация: 3929
  • Статус: via vitae
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Funny Child @ 30.05.2006 - время: 22:34)
Эрт, тебя не затруднит прочитать мой пост Sant'yga и аргументированно возразить на него? Если можно, с цитатами. Возможно, я ничего не понимаю в том, о чем пишу, поэтому я буду тебе искренне благодарен, если ты мне укажешь на мои ошибки. Заранее благодарен.

Если имеется в виду пост от 30.05.2006 - время: 18:10
QUOTE
Ну, с моей точки зрения, мораль сообщества формируется как форма нормативной регуляции в целях совместного существования его членов и обеспечения совместного достижения результата деятельности сообщества.
Ну про результат дейтельности может слишком сильно загнуто, но спорить не буду. В нас вложено автоматическое, инстинктивное развитие морали в себе. Её наличие действительно облегчает нам жизнь в обществе. Но как и любим инстументом, моралью надо уметь пользоваться. О чём мы с 188 и говорили, помимо простого наличия морали у человека (не бывает людей без морали), нужен ещё определённый уровень развития.
QUOTE
Обычно, эти морали не конкурируют между собой, а достаточно гармонично сосуществуют в рамках всего социума. Более того, они и должны отличаться, потому что в обществе могут сосуществовать и взаимно поддерживать друг друга совершенно разные способы жизни.

Совершенно верно. Для адекватного, самодостаточного человека столкновение с другой моралью принесёт положительный новый опыт. Для закомплексованного существа - только повод для обиды или агрессии.
QUOTE
При этом общевидовые (в биологическом смысле) императивы совпадают в большинстве этих этических систем и являются "общечеловеческими ценностями".

А вот тут загвоздка. Я в институте общевидовые, биологические императивы не изучал. Я не знаю есть ли они, если есть, то какие, как они соотносятся со всем остальным и т. д. Человек по определению сплав того, что он взял из животного мира и непосредственно "человеческого", разумного начала. И кто сказал, что всегда должно превалировать биологическое начало. Человек тем и отличается от животного, что может и должен его отодвигать.
QUOTE
Проблемы возникают тогда, когда вступают в противоречие сами способы жизни.

Проблемы возникают, когда вместо доброты и понимания мы идём более лёгким путём - агрессией и обидой. Способы жизни у нас у всех одинаковые.
QUOTE
Любая культура всегда сталкивается с контркультурой, представляющей альтернативу. А наряду с "контр" существуют еще и "суб", которые могут функционировать только в рамках мейнстрима, но сами являются деструктивными. Например, криминальная субкультура, наркоманов и т.д...

Так, это уход в сторону. Культура и мораль - разные вещи. И опять же. Сталкиваются не культуры, а их носители. И реакция на столкновение прямо зависит от этого носителя.
Не любишь ты людей, Фанни, ты их всё время игнорируешь.
QUOTE
Так что МОРАЛЬНЕЕ та мораль, которая в наибольшей степени лежит в русле культурного развития общества. ЕССНО, при условии, что это именно РАЗВИТИЕ (т.е. эффективное выживание и улучшение качества жизни), а не тупиковый путь, обрекающий социум на распад и вымирание.

У общества много русел развития. Есть может быть доминирующее. Причём сегодня одно, а завтра другое.


Ты мыслишь излишне биологизаторски. Возможно это издержки профессии. Говоря о характеристиках общества, пусть даже и глобальных, ты постоянно забываешь о составных членах этого общества и вообще говоря носителях всех его характеристик. К развитию общества не применимы законы физики и химии. Наиболее сильное направление не всегда должно доминировать. Общество - не линейная модель, а структура бесконечного порядка. Это усложняет нам жизнь в данный конкретный момент, но облегчает в перспективе.



Эрт
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Спонсор форума
  • Репутация: 3929
  • Статус: via vitae
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Funny Child, Я согласен с тем, что человека невозможно обсуждать, не учитывая его биологической и физиологической природы. Я согласен с тем, что инстинкты "вшиты" в нас эволюцией и у всех одинаковы. Со всей той биологической частью, что ты говоришь я согласен и не говорю про это, так как уже сказал ты (зачем повторяться).

Но человека и его поведение невозможно описать только с точки зрения этого. Человек отделился в своё время от животного мира, потому как заимел ещё нечто. И это нечто - разум, с помощью которого можно подняться над инстинктами. Инстинкт самосохранения - один из базовых, но лечь грудью на амбразуру во время военных действий - одно из высочайших проявлений человечности, хотя прямо притиворечит этому инстинкту.
Инстинкты и мораль - это не одно и то же. Они могут совпадать, а могут и нет. И степень этого совпадения не константа.

Ещё по поводу морали. Ну как сказать... Каждый из нас создаёт (автоматически) собственные моральные ценности, да, на основе окружающей его культуры, да, в корреляции с точками зрения окружающих, в первую очередь с ближайшими родственниками, да, может быть в какую-то очередь для облегчения коммуникации и социализации, но в первую очередь для СЕБЯ. Всё что инстинктивно, всё эгоистично и здесь нет негативного подтекста. Мораль в человеке возникает как средство сопоставления себя и окружающего мира, как внутренний закон (который не статичен), как компонент самоосознания, мерило собственных поступков, мыслей и желаний. Мораль - это характеристика личности. И говоря о ней, 90 % времени надо посвещать именно личности.
Мораль общества - немножко притянутая за уши формулировка. Это некая не то что общепринятая, а принятая какой-то частью социальноактивных членов общества маркерная точка. По отношению к личности и её проблемам она вторична. Нормальная личность должна иметь её в виду и то в неизвестно какой степени, а не строго соизмерять с этой условной схемой все свои действия.
Первична личность.

Это сообщение отредактировал Эрт - 31-05-2006 - 11:41
дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Давеча сдавал икзам по проф.этике и проф. психологии. В связи с этим читал книжку про этику. ТАк вот там в числе умных мыслей проскользнула такая, что нормы морали и сама мораль базируются на двух основных понятиях - ДОБРО и ЗЛО. Отсюда мысль - что есть добро и что есть зло? Добро мы определяем грубо как то, что хорошо для всех, а зло -это то, что это добро ущемляет/разрушает. Отсюда же становится ясно, что современное общество в защите прав граждан принимает в-основном сторону БОЛЬШИНСТВА людей, признаваемых этим обществом НОРМАЛЬНЫМИ. То есть кто не с нами - тот против нас. А уже отсюда вытекает ответ на вопрос топика - плохо, когда начинает идти в разрез с общепринятыми нормами морали. Приверженность и пропаганда фашизма, экстремизма, национализма - особенно. А вообще тема очень обширная...
дата: [ i ]
  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаСвободен
А уж четкую границу на нашем уровне тут провести вряд ли возможно, т.к. мы есть в данном случае меньшинство неких эфемерных субъектов. Каждый сам для себя определяет с каких пор ему становится плохо, а с каких - хорошо. Более определенно вынужден проводить границы суд с помощью экспертов, но тут судье просто деваться некуда, а частные лица предпочитают отмахиваться на лошадь, которая пусть думает, т.к. у неё голова большая.
Эрт
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Спонсор форума
  • Репутация: 3929
  • Статус: via vitae
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Funny Child @ 31.05.2006 - время: 12:48)
И ВСЕ ОНИ ПРОДИКТОВАНЫ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, но у каждого своего... определяемого специфическим условиями существования. Всё, что ему способствует, становится моральным, все что препятствует - аморальным. Вот так мораль и возникает... не потому что я это придумал, а потому что людям жить надо...


Я писал
QUOTE
Ещё по поводу морали. Ну как сказать... Каждый из нас создаёт (автоматически) собственные моральные ценности, да, на основе окружающей его культуры, да, в корреляции с точками зрения окружающих, в первую очередь с ближайшими родственниками, да, может быть в какую-то очередь для облегчения коммуникации и социализации, но в первую очередь для СЕБЯ.

Да, мораль имеет отношение е обществу, к культуре, к жизни человека в этом обществе. Но создаётся она у человека не ради укрепления общества, а чисто из внутриличностных причин сопоставления себя с окружающим миром. Нельзя к человеку подходить с точки зрения выживания вида в целом. Для очень многих людей пойти на выставку фотографий в том числе с порнографическим уклоном вовсе не аморально, а наоборот будет развивать их культуру. И если это коробит человека, то дело только в нём самом.
QUOTE
Мораль - это не ЛЮБАЯ характеристика личности, а именно ТА характеристика, которая описывает актуальные для нее правила взаимоотношений с другими членами своего сообщества, с себе подобными в общем, и с биосферой в целом. Согласен?

Правильно. И это показывает вторичность безусловно немаловажной вещи как "общественная мораль". Мораль нужна в первую очередь ЧЕЛОВЕКУ. Ибо без человека нет общества. Не может обшество процветать, если его члены задавлены.
QUOTE
А я полагаю, что она формируется как адаптация человека к конкретному способу жизни , т.е. именно в рамках своей (суб)культуры.  black_eye.gif

Правильно. Мораль формируется внутри личности как маркер существования личности в окружающей среде. Более того, обретя мораль, самодостаточность, перейдя на определённую ступень развития личность начинает активно изменять эту окружающую среду вокруг себя, менять круг общения, способ жизнедеятельности в обществе, собственные реакции и поведение. И оказавшись уже в новой среде, совершенствует свою мораль исходя уже из новых реалий.
188
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 667
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Funny Child @ 31.05.2006 - время: 09:54)
Полностью согласен с тем, что личные страдания отдельного человека - это не предмет правового регулирования. У нас в обществе сколько угодно социально депрессированных, с которыми работает Эрт, и защитить их - не функция закона.

Ну вот, уже хорошо... некий промежуточный этап достигнут...
QUOTE
... ДО ТОГО, как что-то становится "моральным вредом" в юридическом смысле, оно существует как факт МОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ в моральном поле и лишь потом оформляется в качестве "неимущественного права" и подлежит неукоснительному соблюдению с т.з. юриспруденции.
Фанни, я собственно, об этом же и говорил:
QUOTE (29.05.2006 - время: 23:41)
Но и закон считается с моралью лишь в том смысле, что основывается на представлениях о морали, современных моменту своего рождения. Более никакой корреляции между законом и моралью не возникает до тех пор, пока диссонанс между этими формами регулирования общественных отношений не становится вызывающе очевидным.

... ты только на вторую фразу в цитате внимание обрати. Как видишь, я не утверждал, что "моральный вред" (юр.) никак не связан с моралью... я говорю о том, что этот юридический инструмент не предназначен для регулирования моральных отношений. Он предназначен для регулирования отношений, возникающих относительно законных (т.е., предусмотренных законом) интересов. В этом смысле мне очень нарвится твоя собственная фраза - "Всякая килька - рыба, но не всякая рыба - килька".
Вот еще цитата из меня:
QUOTE (188)
Ты вот в нулевом посте упомянул о вреде религиозной пропаганды... так вот поскольку она законом не запрещена, стало быть, как бы мы к ней не относились, считая ее средством манипуляции общественным сознанием или, как некоторые, тормозом прогресса, но вот говорить о моральном вреде с точки зрения закона не приходится.
И, собственно, мне кажется, что в результате обсуждения разница между сферами действия "морального вреда" (юр.) и морали уже стала очевидной... меня интересовал именно этот аспект и в моем последнем посте я даже объяснил почему.

QUOTE
Помнишь, я говорил, что мораль имеет более высокий аксиологический (ценностный) приоритет, чем закон? Она первична, а закон вторичен.

Помню... но это не истина, а твое мнение, а я с тобой тут соглашусь вряд ли... Если каждый начнет в шкале ценностей ставить свою мораль выше закона, то общество ввергнется в совершеннейшую анархию.. Хороши законы или плохи - вопрос вторичный, первично то, что только они позволяют сосуществовать в рамках одного общества индивидуумам с разными представлениями о морали.
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)

Страницы: (3) 1 2 3

Reply to this topic Fast ReplyStart new topic0


Рекомендуем почитать также топики:

Неуправляемые детки в школе.

Закон ГИБДД о пешеходах.

Ленин

Нападение на депутата Худякова

Стал донором? Заплати 13% государству!




>