|
Ну, во-первых про душу сказал ты, а я лишь ответил. Но ты мог бы и на вторую мою половину поста ответить. Люди как-то по-особому конкурируют за ресурсы по сравнению с муравьями? |
Tarzan | |
|
Борьба за ресурсы - это другая тема. Ты еще Адама Смита сюда прицепи... извини что резко, только что из мясорубки, не отошел еще... |
Unicorn | |||||
|
Легги, да не в этом же дело, и напрасно, мне кажется, ты иронизируешь. Дело в том, что чувствует человек, которого общество вынуждает к убийству. Я и пытаюсь акцентировать внимание именно на этом. В ответ на твою цитату - из "Бхагавад-Гиты": Арджуна сказал: При виде моих родных, пришедших для битвы, Кришна, Подкашиваются мои ноги, во рту пересохло. Дрожит мое тело, волосы дыбом встали, .... Зловещи знамения вижу, не нахожу я блага В убийстве моих родных, в сраженье, Кешава. Не желаю победы, Кришна, ни счастья, ни царства; Что нам до царства, Говинда, что в наслаждениях жизни? Те, кого ради желанны царство, услады, счастье, В эту битву вмешались, жизнь покидая, богатства: Наставники, деды, отцы, сыны, внуки. Шурины, тести, дяди – все наши родные. Их убивать не желаю, хоть и грозящих смертью, Даже за власть над тремя мирами, не то, что за блага земные. Кришна сказал: Ты мудрую речь говоришь, а сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо: Познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших, ... Небытие не причастно бытию, бытие небытию не причастно; Граница того и другого ясна для постигших Правду. Кто неуничтожимого, нерожденного, непреходящего, вечного знает, Как может такой человек убивать или заставить убить кого-либо, Партха? Рожденный неизбежно умрет, умерший неизбежно родится; О неотвратимом ты сокрушаться не должен. Убитый, ты неба достигнешь, живой – насладишься землею; Поэтому, встань, Каунтея, и решись на сраженье! В этом отрывке (который сильно сокращён, оставлена лишь основная мысль) Кришна призывает Арджуну действовать, не размышляя, поскольку Божественная сила - Атман - на его стороне; те же, кто отвернулся от Атмана (от собственной Божественной природы), уже мертвы. Вот только вопрос - как много из тех, кто хотя бы за последние 10 лет участвовал в человеческих конфликтах, тех, кто осознают себя как Атман, или тех, кто подобно Шакьямуни ясно видят кармические закономерности?...
На мой взгляд - не лучше, потому что это объяснение затеняет то, в силу чего человек принципиально отличается от животных. Человек - это создание, ступившее на путь сознательной эволюции. Поскольку человек обладает тем, чем не обладают животные - свободой воли и ответственностью за свои деяния - он волен изменить существующий порядок вещей или, напротив, смириться с ним. Многочисленные духовные источники и практический духовный опыт говорят о том, что человек абсолютно в состоянии избавиться от своих отрицательных наклонностей, в частности - от агрессии и притязаний на чужую собственность. В то же время ресурсов на человеческий вид вполне хватит - это, Легги, ты и сам признаёшь, как я помню. Войны же в большинстве своём затеваются людьми не из-за нехватки еды и питья, а от неумеренных амбиций власть придержащих. А рядовые граждане становятся их заложниками. Пока в сердцах людей живёт агрессия и собственнические чувства, люди будут вынуждены воевать и убивать. Только давайте попробуем признать, что убийство себе подобных не делает нам чести - мне кажется, это будет справедливо. |
|
Тарзан, а почему другая???? Ты считаешь, что существуют какие-либо иные причины конфликтов? Тогда приведи реальные примеры. На самом деле вся история человеческих конфликтов - описание борьбы за ресурсы (в широком смысле). Ты на мясорубке упомянутую тобой душу отводил, а когда начнешь голодать, тоже не на мясорубку пойдешь, а добывать пропитание... Так что Адам Смит вместе с Марксом здесь очень причем. |
Format C | |||
|
Я вижу в моральном плане ОГРОМНУЮ разницу: любая жестокость рождает ответную жестокость, как средство самосохраниения и пресечения еще большой жестокости. По какому кругу разбираем одно и тоже? Однозначно-признанного всеми ответа все-равно не будет! -- Одни люди открыто (или косвенно) признают тезис: "Ударили по щеке - подставь другую!" Другие его не признают ни под каким видом! Может лучше, для начала, выдвинуть этот тезис на обсуждение, а уж потом обсуждать вытекающие из него вопросы? |
|
Дык, ясно дело, кака уж ирония? В сердце лисы нет сострадания к бедному ёжику... Но ведь и в сердце ёжика нет сострадания к бедным мышкам, которые хотят кушать... А у тебя, даже если ты вегетарианец, не будет сострадания к тем же мышкам, которые сожрут кору на твоих яблонях, и ты не сможешь кушать яблоки. Придется тебе за помощью к тому же ёжику идти, не смотря на то, что он этих мышек сожрет. О несовершенство мира! Ну а представь себе, что ты от этого несовершенства спрятался в прекрасной коммунитарной общине, подобной Ауровиллю... Для простоты предположим, что ваша община ловит рыбу в речке и тем живет. Но с другой стороны речки появилась еще одна община, которая не менее прекрасна, но тоже начала рыбку ловить. Вас одних речка прокормить может, но необходимость в избыточных ресурсах в ближайшем будущем приведет к полному исчезновению рыбы. Так что же делать? Разъясни сознательную эволюцию. Пи.Си. Рыба в этом примере понятие собирательное. В стиле апостола Петра... |
Unicorn | |||
|
Разрешение этой проблемы предельно простое, хотя то, что я сейчас напишу, наверняка покажется тебе неубедительным. Две гипотетические общины, оказавшись в такой ситуации, начинают совместную медитацию, в результате которой происходит нечто, позволяющее насытиться обеим общинам и предотвратить исчезновение рыбы. Есть такая притча. Одному отшельнику-мудрецу задали вопрос: "Как ты поступишь, если окажешься на узкой горной тропе, справа от тебя - высокая отвесная скала, слева - отвесный же обрыв, а спереди и сзади на тебя нападают два воина с мечами?" "Простите, - отвечает отшельник,- а как я там окажусь?" Иными словами - человек, полностью осознающий себя как Атман, застрахован от любых бед. Важно идти этим путём. Вот и всё. И ещё. От несовершенство ни к чему прятаться, его нужно изживать в себе, поскольку именно несовершенство закрывает нам глаза на то, какие силы на самом деле скрыты внутри нас. |
|
Угу. Яфет воюет за всех, Сим молится за всех, Хам работает за всех. А тебе не приходила в голову такая очевидная мысль, что если бы реальное благосостояние зависело от медитаций, то тот же Ауровилль не выродился бы в крошечную общинку с тысячей верующих, а развивался бы в соответствии с пожеланиями своих основателей? По их намерениям в настоящее время в нем должно было бы быть более 50 000 жителей. Между тем, сейчас идет обратный процесс: постепенная деградация общины и вынужденная коммерциализация, несмотря на жесточайший ментальный контроль и борьбу с инакомыслием... Нет, Юникорн, спустя пару недель совместных медитаций, по отсутствии реальных результатов (как в Ауровилле) одной из общин пришлось бы покинуть "кормовые угодья". Возможно, по факту применения силы... |
Tarzan | |
|
L-L, ты прав насчет того, что медитацией сыт не будешь. Но убийство животного ради пропитания - не есть убийство себе подобного ради каких-то идей. Ты говоришь о борьбе за ресурсы. Конечно, легче пойти убить соседа и отнять его провиант, чем самому выращивать домашний скот и сеять хлеб. Это ты называешь разделением на рабочих и военных муравьев? |
Unicorn | |||
|
А этот процесс объясним двумя вещами. Первая - учение Ауробиндо при всех его бесспорных достоинствах всё-таки не содержит того, что позволило бы нашей гипотетической общине насытить себя. Введение контроля и борьбы с инакомыслящими показывает, что члены общины не достигли той стадии, при которой духовное превалирует над материальным (говорю примитивно, но иного выхода нет). Второе - к сожалению, в массовом масштабе людям проще держаться за собственное несовершенство, нежели совершенствовать себя. Потому индивидуальное несовершенство становится массовым явлением (да оно и не исчезало никуда, лишь чуть умаляясь по мере видимого нам исторического процесса). Накоенц, субъективно моё мнение - уход от мира не является остро необходимым для духовного роста. А вот участие в разрешении проблем методами духовной практики только приветствуется. Представители того вида йоги, к которому я принадлежу, делают вполне реальные шаги к тому, чтобы улучшить здоровье человека, экологическую ситуацию на местах. Есть довольно внушительные реальные результаты. Всё это позволяет мне с абсолютной уверенностью утверждать, что разрешение практически любых проблем как индивидуума, так и коллектива любой численности, возможно посредством самосовершенствования. Пока в нашем мире это не сильно очевидно, но когда-нибудь то, что сейчас кажется сказкой, станет совершенно обычным делом. |
Tarzan | |
|
Ребята! Может с буддизмом и индуизмом лучше в Доме мира? А?
|
|
Тарзан, ты не переживай, мы счас с Юникорном переползем в мою тему о морали и будем там пар спущать... Теперь насчет твоих рассуждений. Любые идеи - это сублимация реальных способов выживания. Так что домом мира здесь и не пахнет. Если речь идет об убийстве соседа, полиция для того и существует, чтобы такие способы предотвращать. Но я от души советую тебе посмотреть глобальнее... Скажем, во все времена и у всех народов горцы (шотландцы, баски, чеченцы... и т.д.) считались разбойниками. Что это: этническая неприязнь? Ни фига подобного. Просто в горах хлеб, виноград и прочие прелести жизни растут тока в долинах, а на высокогорьях и тем более на скалах не растут. Кто такие горцы? Это племена, вытесненные своими более многочисленными СОСЕДЯМИ из долин в неплодородные области. Но кушать-то хотца! И детям витамины нужны... На одном ячмене долго не протянешь. Земля внизу чужая, зато вершины можно хорошо укрепить и находиться в относительной безопасности... Какая ЭТИКА сформируется при таком способе жизни? Угадай с трех раз... А ты о доме мира... Юникорн, пойду в мораль продолжать идею раскручивать... |
Tarzan | |
|
L-L, про горцев ты круто завернул, под таким углом... Не знаю насчет ВЫТЕСНЕНИЯ их другими народами в НЕплодородные горы. А как насчет рукоделий всяких и ремесел с обменом в долинах на провиант? Или все-таки отнять легче? |
Lucifer_ | |||
|
People
Точно сказано, но позволю себе одну поправочку. Я никогда не сожалел о смерти бандита стреляющего в меня, но часто вспоминаю невинных жертв. А такие бывают и очень много - вылетаешь из за угла, пыль, дым - ничего не видно, стреляешь на слух - присмотрелся, а какая то бабушка так и не успела пробежать через линию огня, в голове мысль - "О блин, косяк!" - казалось бы тривильная житейская фраза, которую мы произносим роняя банку с помидорами на землю, но это там на войне. А когда приходишь на гражданку начинаешь вспоминать и думать о таких ситуациях и фраза "О блин, Косяк!" уже никак не применима к такой ситуации, а в тот момент времени это все что я мог сказать. |
|
Видишь ли, вся нация за счет ремесла существовать не может, да и какое ценное сырье в горах? Каменные топоры на харч не обменяешь. Поэтому второй эпитет для горцев: нищие... (какими они всегда и были). Но вот иметь доминирующую профессию этнос мог. Скажем, существовали этносы, специализирующиеся на морской торговле, те же финикийцы или в более поздний период Ганзейский союз. Некоторые кочевые племена существовали за счет обеспечения караванного транзита через свою территорию. А горцы были отличными вояками, оч. "моральными" и по-своему честными. Вспомни вальтерскоттовского Квентина Дорварда. Не зря его Людовик к себе на службу принял. Так что кто-то должен и ресурсы защищать... |
Tarzan | |||
|
Удивительное дело. Эта Люциферова фраза напомнила мне то впечатление, которое я получил, посмотрев первый раз фильм Элема Климова "Иди и смотри". Жуткое было ощущение. И жуть шла именно от того, что люди в условиях нечеловеческого (какого-то инфернального) существования ели, спали, даже шутили и прикалывались... Видимо, человеческая психика очень адаптивна к периодам "нечеловеческого" существования. |
Rog D.A.P. | |||||
|
Это нормальная здоровая психологическая защита, иначе нормальному человеку просто не выжить в такой ситуации. Для нормального человека причинение смерти другому - это сильный стресс, но на время боя психика подавляет такие переживания - если ты посреди боя начнешь мучиться совестью за бабушку - ты и бабушку не спасешь и тебя точно подстрелят уже прицельно. И это не "оправдание" (т. е. придуманное) - это именно жизненный рефлекс, часть инстинкта самосохранения. Когда потом тебе уже ничего не угрожает защита отключается и ты испытываешь тот самый стресс. А разумом понимаешь, что говорить про человека "косяк" противоестественно и невыносимо для тебя. А то можно спьяну кого-то сбить и "косяк" так до конца жизни и думать. Если человек - му*ак. |
Багги_Ra | |
|
Убийство можно рассматривать с различных точек зрения. Например, если задать вопрос таким образом - является ли убийцей судья, выносящий смертный приговор? Можно получить несколько различных ответов: - с точки зрения Закона (военного трибунала) - НЕТ - с точки зрения общественного мнения (морали) - ВОЗМОЖНО - с точки зрения самого судьи - ......... (зависит от принципов человека) попробуйте применить эту схему к: - генералу, отдающему приказ о наступлении - солдату, исполняющему приказ - человеку, защищающему свою, или чужую жизнь от преступника - палачу, приводящему в исполнение приговор - врачу, совершившему медицинскую ошибку, повлекшую смерть пациента - врачу, применившему эвтаназию - женщине, принявшей решение об аборте - преступнику, совершающему преднамеренное убийство и т.п. ... Так, что, все мы знаем и понимаем, и почти всегда даем правильную оценку событиям :) Просто для кого-то это больная тема, а для кого-то - лишний повод подискутировать отвлеченно... |
|
Багира, а если человек подписку давал, он может дискутировать неотвлеченно? И потом, тебе не кажется, что обилие "моральных" пацифистов представляет общественную угрозу? Они, как и минеры, ошибутся один раз, но пострадаешь именно ты и другие "не замеченные в пацифизме" люди... А эмоциями и бряцанием орденами мозги не поправишь. Нужно чтобы человек сам решил задачу и нашел правильный ответ, тогда он не станет радостно бегать с лапшой, висящей на ушах. |
Багги_Ra | |
|
Ой, Легги, хде ты лапшу то увидел? У ветеранов, прошедших через ад? Знаю, сейчас скажешь - штампы, пафос и фсе такое... Лапша может болтаться хоть до пола у младенцев, жизни не нюхавших. Любой взрослый человек способен самостоятельно разобраться со своим отношением к проблеме. Знаю одно - если человек убил другого человека (принял решение, отдал приказ и т.п. вид ответственности), и у него нигде ничего не дрогнуло, и тени мысли не промелькнуло, а вдруг что-то не так, а могу ли... - вот это и есть убийца! Человек, даже действующий по закону, под присягой, под угрозой собственной жизни - то бишь, нравственно, согласно той самой общественной морали, наши души оберегающей и защищающей..., лишивший жизни другое человеческое существо, будет переживать - просто потому, что это НОРМАЛЬНО :)
|
|
Вообще-то речь шла о вреде пацифизма. Может, я разучился внятно мысли излагать? Угу... Еще раз свой пост перечитал... Вроде, все слова на местах. Пи.Си. А лапшу я, кстати, на своих ушах постоянно нахожу. Неужели так трудно понять, что люди делают свою работу для общей пользы и просто оставить их в покое? Это сообщение отредактировал LegLover - 09-08-2005 - 23:33 |
Багги_Ra | |
|
Для общей пользы, на благо обществу - согласна! Но не тупо же они ее делают! НЕ БЕЗДУМНО!!! И свое собственное мнение имеют на тот счет, где и как им зачтется их служение человечеству...
|
|
Не тупо, более чем. И особенно противно, когда хирурга подозревают в стремлении побольше отрезать, а военного в склонности к убийству. Если не хватает у человека на чердаке соображения, что все обстоит как раз наоборот, и хирург стремится уменьшить размеры вмешательства, а военный -победить малой кровью, то никакие объяснения не помогут. Пацифистский синдром рулит. |
Багги_Ra | |
|
Нет, Легги, не так... Люди просто боятся. Боятся отпускать сыновей в армию. Боятся жить в собственных домах. Боятся ложиться на операцию. Боятся удалять зубы - а вдруг не тот выдерут по пьяни. али недосмотру... Боятся жестокости и халатности, случайной и глупой смерти, несправедливого приговора, отклонения апелляции, поспешного исполнения.
|
188 | |||
|
Вот тут, на мой взгляд, собака и порылась. Именно в моральном и отличается принципиально. Есть, ИМХО, универсальный способ определять к какому виду «деятельности» относится совершенное действие - к убийству либо к обоснованному лишению жизни. Дело в том, что общечеловеческим качеством, являющимся одновременно и инструментом в борьбе за ресурсы и клапаном, предохраняющим психику от перегрузок в процессе упомянутой борьбы, является ксенофобия. Человеку свойственно делить окружающих на «своих» и «чужих». "Чужие" - не такие, как мы... В отношении «чужих» возможно все, вплоть до убийства. Войны, межнациональные конфликты, идеологические и религиозные разногласия, классовая ненависть – все это позволяло и позволяет определять человека или группу людей как «чужих» и, стало быть, не распространять на них законы и правила, действующие для «своих». Обратите внимание, в теме о смертной казни, практически в каждом посте сторонников казней употребляются выражения «ублюдки», «нелюди» и т.д. Вспомните пропагандистские кампании по осуждению «врагов народа» 30-х годов пошлого века – «выродки» и «бешеные псы капитализма». Как мне кажется, это общее правило, применяемое обществом и отдельным индивидуумом для морального обоснования убийства себе подобных – надо перестать признавать их таковыми. Именно с этих позиций общество оценивает любого, лишающего жизни других… убил на войне врага – убил "чужого", молодец; убил на улицах родного города кого-либо из сограждан – убил «своего», становишься «чужим» и как «чужой», можешь быть убит. В том и заключается принципиальная разница между "законным" и "незаконным" убийством, что первое морально обосновано, а второе - нет. |
Рекомендуем почитать также топики: РЕБЕНОК И НОВАЯ ПАПИНА СЕМЬЯ Как распознать "финиш" партнёрши? Тунеядец в семье! Наши санкции Если ты одна любишь сразу двух... |