Парутчик Ржевский | |||||
|
Ещё бы, приведенные грамоты датированы XI-XII вв, т.е. почти тысячелетие назад! В то же время, сравните, например, со старославянским текстом "Слово о законе и благодати" Иллариона Киевского(первая половина XI в): http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868 P.S. Особенно интересно, если параллельный перевод включить |
corwinnt | |||
|
Ну, этот язык стараниями церкви воспринимается более "родным", чем новгородский разговорный... Так что субъективно грамоты всё равно чужеродно звучат... Кстати, убило наповал "И ПОХВАЛА КАГАНУ НАШЕМУ ВЛОДИМЕРУ" в начале текста. Как-то больше этим титулом чингизидов величать привычнее... |
igore | |||
|
И то и другое. Для того, чтобы прочесть текст на древнерусском или церковнославянском, как, впрочем, и старукраинском или старобеларусском, никакого специального образования не требуется. Достаточно просто хорошего знания современного литературного русского. Что включает в себя в том числе и знание некоторого количества устаревших слов. Знать современные украинский или беларусский для этого совершенно не обязательно. Я, например, ни в том ни в другом ни в зую ногой. Читать летописи в оригинале мне это совершенно не мешает. Так же как чтение летописей не помогает понять текст на современном украинском, а тем паче беларусском — это вообще кошмар. |
igore | |||||||||||||||||
|
Я понял, что вы имели в виду древнерусский. Вот только и я имел в виду нечто совсем другое — древнерусский не использовался в летописании. Да и в делопроизводстве все же решительно преобладал церковнославянский. Если, конечно, не считать делопроизводством долговые расписки, деловые письма на той же бересте и пр.
Разумеется.
Тем не менее, написано именно что на одном языке. Даже более того — на одном диалекте.
Почти, но не современник. И вообще это два диалекта двух разных регионов. А во-вторых, не забывайте, что «Самовидец» был продолжен другим автором до 1734 г. И мы не можем знать наверняка, что он не вносил никаких изменений, в том числе стилистических, в более раннюю часть рукописи. Так что, имхо, язык летописи правильнее датировать XVIII, а не XVII веками.
Разумеется, он был понятен широкой массе, ведь язык «Самовидца» — это и есть живой разговорный язык украинца, жившего в конце XVII — начале XVIII века, скорее всего выходца с Правобережья. Нет, им не пользовались «на большой территории», так как это был только один из существовавших вариантов. Но проблем с пониманием у носителя этого языка не возникло бы ни в Киеве, ни во Львове, ни в Вильно, ни в Москве. Да, два разных хотя и близкородственных этноса. В случае с украинцами этот процесс осложняло воздействие Польши, приведшее к тому, что украинский народ фактически не имел собственной национальной элиты. Это сообщение отредактировал igore - 26-03-2009 - 22:22 |
corwinnt | |||||||
|
Хммм... Не только слов, но словоформ и грамматики. Мне при попытке читать те грамоты тяжело было уловить само построение фразы в плане "кто на ком стоял", хотя все слова (по крайней мере корни) знакомы...
Если нас читают беларусы, большая просьба не принимать серьёзно и на свой счёт, но анекдот прав: язык действительно похож на попытки пьяного украинца говорить по-русски
Тогда попытки сравнивать его с языком грамот - действительно бред сивой кобылы в безлунную ночь... Уразумел. Будем искать тексты на этом, как его... лелего-пеласгийском
|
fekete | |
|
Мне не совсем понятно, почему сабж, называющийся "Украина, которой не было", свелся к какой-то языковедческой дискуссии. Есть такой великий народ цыгане, есть отдельный цыганский язык, но была ли в истории страна-Цыгания? Ну, допустим, Путин, Медведев, Luca Turilli и многие миллионы других говорят на исковерканном украинском языке. Но это совсем не доказывает, что Украина была. Это сообщение отредактировал fekete - 27-03-2009 - 00:03 |
rattus | |||
|
Вы невнимательно читали тему. Никто и не доказывает что была такая страна.
|
fekete | |||||
|
Если я правильно понял, в данном сабже слово "Украина" понимается несколько шире, чем "страна" или "государство". Вот я как раз и имею в виду, что Украины не было не только в узком, но и в широком смысле. А то, что Пушкин, Толстой, Чехов писали на исковерканном украинском языке - совсем из другой оперы. |
rattus | |||
|
Что Вы имеете ввиду под словами "в широком смысле" ?
|
otkruvaysova | |
|
Под широким смыслом,он как всегда имеет ЮВ. И по теме ... То что Украина стала бы независимой ,при любом раскладе ,это надо принимать как неизбежность . Государство формирует этническое население . Не всегда же украинцы были бы вовлечены в военные конфликты.Достаточно 30-40 лет спокойной жизни для формирования "критической массы" населения , в среде которого всегда найдется человек задающий себе вопрос " Скильки ж можна...?" и способный более -менее организовать вокруг себя сочувствующих и начать разъяснительную работу так сказать " в массах"... А там уже и до свободы не далеко. И не важно в какую бы империю украинцы входи. Важна мысль и идея о независимости,а она была всегда. |
corwinnt | |||
|
Эк оно как повернулось... Я первым постом как раз хотел совершенно другое доказать, не зря сразу отделил Малороссию от Новороссии. Идеи независимости единого этноса могли возникнуть (и возникли) в Малороссии, а говорить всерьёз о едином этносе Новороссии я бы поостерёгся. Этнос там был из серии "сбор блатных и шайка нищих" ещё с того момента, как самые продвинутые в Шумер ушли. Новороссия приняла бы любую культуру. И хотя состоявшийся "русский вариант" оказался наиболее оптимальным для её развития, "турецкий" и "польский" варианты сформировали бы на Юго-Востоке совсем другой молодой этнос, который точно так же разрывался бы между идеями независимости и "воссоединения". Ведь поляки тоже строили бы, а янычары не только резали бы... Конечно, Екатеринослав был бы победнее и назывался бы Кодак. Или столицей новых земель стала бы Кафа... Крепостей было бы побольше, чем больших городов в любом случае... Вторая мысль была о том, что экспансия Московии на юг была бы и в "польском" и в "турецком" вариантах. И, скорее всего, завершилась бы с известным нам результатом. Только в Новороссии был бы не совсем тот народ и вместо освоения "дикого запада" было бы присоединение. Получили бы в результате намного более "взрывоопасную" для России территорию, только и всего. Но Новороссия и там не стояла бы однозначно на позициях борьбы за независимость. Настроения "воссоединения" с Польшей или Турцией были бы сильны, как сейчас желание воссоединиться с Россией. Замена "старшего брата", только и всего. Кстати, о экспансии Московии. Так уж сложилось, что именно в великорусской психологии очень сильно проявляется реакция на крик "Наших бьют!". И неважно, считают ли сами "наши" себя "нашими", хотят ли они быть "нашими" или просто деваться им некуда. А Украина, писавшая в Москву письма с интонациями Лены Воробей в духе "Ну возьмите меня!" однозначно была "нашей". И эту особенность русской психологии использовали и в Российской Империи (та же Шипка) и при Советской власти. Попытка перестроить её на интернациональное классовое самосознание успешно провалилась после того, как стало понятно, что немецкий пролетарий не против стрелять в пролетария русского и использовать его как сырьё для дамских сумочек. И начали тогда помогать "молодым развивающимся странам", играя на общности своего пути построения Нового Светлого Мира и их попыток вырваться из "ярма неоколониализма"... И Афган и Чечня из той же оперы. Правда это уже совсем другая история. Жаль, что Луки временно нет, без него спектр мнений не будет полным. |
Карл 41 | |||
|
Ну, когда украинцы оказались с составе Московского царства, это также не посбособствовало развитию "национальной элиты". А вот кстати, вопрос по поводу представителей "элитарных кругов". Куда Вы относите Вишневецких? Уже понятно, что "группа товарищей" стоит на тождественности понятий Русь и Россия, а равно и на том, что население Украины (или, если будет угодно, Юго-Западной Руси) ненамного отличалось от населения Московии. (Ну, понятное дело, ссылаются на мифическую "общую колыбель".) Куда относите Вишневецких, Корецких, Ружинских и т.д.? В "россияне" на основе происхождения их записать тяжело - всё же Гедиминовичи. Поляками и литвинами они себя не называли (Иеремия Вишневецкий кажется был первым из своего рода, кто женился на польке). Фокус в том, что в те времена житель Юго-Восточной Руси называя себя русским, не считал таковым жителя Московии. Это не в тему "кто у кого чего украл". Это к том, что абсолютно начхать, кто когда и как назывался. Нравится России - пускай учат детишек рассказами про 12 веков российской государственности. А мы как-то сами разберёмся. |
corwinnt | |||
|
Ой, как бы наши не начали рассказами про восьмое тысячелетие государственности украинской детишек учить... И ведь будут... И ведь поверят... Я вон уже не в одной теме про Западную Аратту упоминаю, так хоть бы кто ткнул носом в «Белые стены Аратты стоят среди гор». Какая ж тут Украина?.. Не дети, так внуки наши поверят, что это мы Шумер учили писать (ударение по вкусу) |
igore | |
|
В России как всегда учили так и учат по сию пору, что русское централизованное государство, т.е. собственно страна, наследницей которой и является современная Россия, образовалось в конце XV в., при Иване III. А Киевская Русь — общее достояние русского, украинского и беларусского народов. На том стояли и стоим до сих пор. Попытки прихватизировать «двенадцать веков» себе и только себе — это как раз таки бич современной украинской историографии. |
otkruvaysova | |||||
|
Идеи независимости могут возникнуть даже в таком сообществе которое сформировалось ,как Вы пишите из сбора блатных и шайки нищих. Для примера могу привести донское и кубанское козачество . Массы разношерстной публики растворились в нем ,обжились,приняли его культуру ,уклад . И на вопрос какой национальности они отвечали - казак или из казаков отождествляя себя скорей с православными ,чем с русскими . И за независимость свою стояли серьезно . |
corwinnt | |||||||
|
Так мы друг другу не противоречим. США - яркий пример того, когда борьба за независимость не основана на идеях национализма (в хорошем смысле этого слова). Но боюсь, что в Новороссии такого бы мы не получили ни в одном из вариантов. Из-за того, что осваивали бы эти земли люди разные, но новая элита формировалась бы не столько из местных, сколько из "завоевателей" или принявших их идеи и их культуру и язык. То украинское, что было в Новоросии всё равно было бы загнано в глухие сёла и кабинеты учёных этнографов. А "городские" презирали бы эти корни, как это происходит и поныне здесь. Казаки - хороший пример, но можно вспомнить и о том, как они относились к простому люду, жившему бок о бок с ними. Шляхтичи, чесслово... |
Рекомендуем почитать также топики: Отменяем институт старейшин? голубой шантаж том 4 так как - присоединяемся к России? Одесса. Жемчужина у моря. Спрашивайте, отвечайте Тушкогейт № ..... |