Святі небеса, блакитні й чорні!.. Я тоже люблю "Иверию" в целом и "Хронику опасного путешествия" в частности, но каким боком это к фантастике? Несмотря на гротеск, это даже на альтернативную историю не тянет...
Немного прерывая эту "Утреннюю почту" (или "Катрусин кінозал"?) хочу немного добавить про Ефремова, потому что такое впечатление, что мы разные книги читали... Ну не могу я нигде между строк увидеть вот этого:
QUOTE (Carnyx @ 11.11.2011 - время: 01:33)
роман фактически о том что изменяясь мир не влияет на человеческие взаимоотношения.
Да ведь все изменения мира в "Туманности" прямо завязаны на изменившегося человека! Ефремов не заменяет телефоны браслетами связи, а автомобили - флаерами (автомобили он открытым текстом называет бессмыслицей). Нет, он строит Спиральную дорогу и Станции Связи. Он заменяет хлебные поля многолетними садами, потому что ему жаль бессмысленно расходуемых площадей, которые нужны людям. У его героев нет даже своих домов - весь жилой пояс Земли - это огромная гостиница и нет никаких личных автономных жилых модулей, как у Бережного в "Під крижаним щитом" или в "Садовниках Солнца" (не помню автора). Всё в "Туманности" просто кричит о том, что пока человек не "возлюбит ближнего" не как себя, а превыше себя - никакого светлого завтра не будет, так и будем в хрущёвках жить... И анамезон у него делают из золота совсем не случайно...
Даже Мвен Мас на Острове Забвения не испытывает к человеку, способному на насилие, ничего кроме удивления и жалости. А ведь он сам ушел на Остров, считая себя недостойным жить среди людей, разглядев в себе атавизмы старого мира...
И между каких строк тут увидеть неизменность отношений? Да, у героев Ефремова есть "константная часть", они умеют любить, они любознательны, у них есть чувство прекрасного, как и у нас, но... Это не неизменность, это просто вечные категории, присущие настоящему человеку в любую эпоху.
Клип, созданный из отрывков из незаслуженно забытых советских научно-фантастических фильмов.
Кстати, о птицах... Мы как-то привыкли безоговорочно связывать нашу кинофантастику с звездолётами их жестянок и фанерными мамонтами на тележках, которые работники сцены катят на заднем плане (Подземелье ведьм). А западная кинофантастика для нас - это наоборот, куча спецэффектов при слабеньком сюжете...
Жаль, что нереально залить на ютуб два фильма по 1.4Гб, поэтому просто очень рекомендую:
1) Посмотреть советский фильм "Планета бурь", снятый, страшно сказать, аж в 1961 году. 2) Посмотреть его американский ремикс "Путешествие на планету доисторических женщин" (Voyage to the Planet of Prehistoric Women) 1968-го года. 3) Прочитать "Внуки Марса" Казанцева.
Именно в такой последовательности. Чтобы не испортить впечатление тем, что наш фильм тоже немного перевирает книгу Казанцева (убрали американский космолёт, из Мери сделали Машу)... Но! Тому, кто досмотрит американскую версию, не выбежав пару раз, пардон, проблеваться, можно вручать орден "За стойкость". Абсолютно все спецэффекты вырезаны из "Планеты бурь" и других фильмов Павла Владимировича Клушанцева. Да, конечно, "Планета бурь" по уровню спецэффектов - это не "Аватар", но фильм-то снят, повторю, в 1961-м году! И то, что через семь лет американцы использовали куски и целые сцены из него - о чём-то да говорит.
Многие ли, кстати, вспомнили сразу (если вообще вспомнили) фамилию Клушанцев? Или пророка нет в отечестве своём?
QUOTE
Клушанцев Павел Владимирович
Профессия:оператор, режиссер, сценарист Дата рождения:25 Февраля 1910 г.
Родился в Санкт-Петербурге.
В 1930 г. окончил операторский факультет Ленинградского Кинотехникума. С1930 г. по 1934 г. работал на студии «Белгоскино». В 1934 Перешел на «Ленфильм», где в 1937 г. основал цех комбинированных съемок. Во время Великой Отечественной войны работал оператором и режиссёром на студии «Сибтехфильм», выпускавшей военно-учебные фильмы. С 1945 г. работал на к/с «Леннаучфильм». Автор ряда научно-популярных книг для детей.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970 г.)
Умер 27 апреля 1999 г.
Стэнли Кубрик и Джордж Лукас — люди, стоявшие у истоков того, чем стал сегодня фантастический кинематограф — называют Клушанцева своим «крёстным отцом» и учителем, на его фильмах изучают операторское мастерство.
«Известный специалист в области экранных трюков и кинокритик, дважды лауреат самой престижной в мире кинопремии «Оскар» Р. Скотак прислал Павлу Владимировичу большое письмо, в котором сообщал, что работает над книгой о технических возможностях кино и что скрупулезно изучил в Синематеке фильмы Клушанцева. Но для него остаются неразгаданными 50 технических приемов режиссера, которые, по его мнению, можно реализовать только с помощью компьютерных технологий. А ведь все свои фильмы Клушанцев снял задолго до их появления.
Вскоре в Америку ушла увесистая бандероль с рукописью, в которой Клушанцев без каких-либо условий и просьб об оплате раскрывал свои киношные секреты, подкрепленные детальным описанием и множеством фотографий. Мастер был безмерно рад уже тому, что его вклад в кинематограф по достоинству оценен американскими коллегами.
Но и подробные разъяснения Клушанцева не убедили Скотака. И тогда он сам прилетел в Санкт-Петербург.
Вскоре, в 1995 году, в 85 летний юбилей Павла Владимировича, в США, на канале «Discovery» выходят две передачи о нем, подготовленные Скотаком — «The Last Frontier». Одновременно журнал «American Cinematographer» опубликовал две обширные статьи «Клушанцев – российский мастер фантастики», где Скотак детально раскрыл весь творческий путь русского режиссера-подвижника и поставил его в один ряд с признанными гениями мирового кино Джорджем Мельесом, Вильямом Камероном, Джорджем Полом.
Скотак, прекрасно знающий «Who is Who» в кино, откровенно писал, что появлению на экранах удивительно реальных, масштабных сцен в космосе мир обязан не «Звёздным войнам» и даже не Стенли Кубрику, который снял свою «Космическую Одиссею» гораздо раньше «Войн» (в далёком 1968 году), а именно Павлу Клушанцеву и его грандиозному, беспрецедентному космическому киносериалу: «Метеориты» (1947г.), «Вселенная» (1951г.), «Дорога к звездам» (1957г.), «Планета бурь» (1961г.), «Луна»(1965г.), «Марс» (1968г.)»
Игорь Войтенко «Человек с другой планеты»
Фильмография:
«Семь барьеров» 1935 г. «Неустрашимые» 1937 г. «Полярное сияние» 1946 г. «Метеориты» 1947 г. «Вселенная» 1951 г. (Приз Международного Кинофестиваля в Карловых Варах, 1952 г.; Диплом IV Международного фестиваля в Париже, 1952 г.) «Тайна вещества» 1956 г. «Дорога к звездам» 1957 г. (Приз на I ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль), 1958 г.; Приз I Международного Кинофестиваля Технических и Научных Фильмов, Белград, 1958 г.) «Планета бурь» 1961 г. «Луна» 1965 г. (Приз «Золотой Тюлень», Международного Кинофестиваля Фантастических фильмов в Триесте, 1966 г.) «Марс» 1968 г. «Вижу Землю!» 1970 г.
P.S. Нашел "Планету бурь", но встроить в пост - не получается, можно смотреть только на ютубе: