olbxxx | |
|
СОТВОРЕНИЕ ЛУНЫ. МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА I Сказало величество этого бога (Ра): "Позовите мне бога Тота". И привели его тотчас. Сказало величество этого бога Тоту: "Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате. Да будешь ты вместо меня заместителем моим и назовут тебя: Тот, заместитель Ра". II Хвала тебе, великий, родивший богов. Создавший один себя самого, Сотворивший Обе Земли, Создавший себя силой плоти своей, Сделал он тело свое сам: Нет отца, зачавшего образ его, Нет матери, родившей его, Нет места, из которого ты вышел. Была земля во мраке, И стал свет после того, как ты возник. Озарил ты Египет лучами своими, Когда диск твой засиял. Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые, Левый же глаз твой прогнал тьму ночную. |
olbxxx | |
|
МИСТЕРИИ ЗВЕЗДНЫХ СКАЗОК. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» Николай Мамуна МИСТЕРИИ ЗВЕЗДНЫХ СКАЗОК. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» «Приключением в семи сказках» назвал Ганс Х. Андерсен свою великую сказочную мистерию «Снежная Королева». Гениальная интуиция великого сказочника позволила ему увидеть скрытую символику пути, которым следует верная Герда. Собственно, эти «семь приключений» можно в известной степени считать сказочным «гороскопом» путешествия Герды, ибо семь этапов Посвящения могут быть связаны на уровне всеобъемлющей аналогии с семью звездными небесами планет. И поразительных соответствий этому в сказке встречается немало. Все начинается с кривого зеркала злобного Тролля. И как раз в этом видится начало Посвящения: видимый мир есть лишь «иллюзия», поскольку непосвященный видит его не таким, каков он на самом деле, а каким он ему лишь кажется. В известной степени это можно сравнить с доктриной «Тайной книги альбигойцев» о творении мира Дьяволом. Сама этимология слова «дьявол» указывает на двойственность, разделенность. И единая, целостная душа — Кай и Герда — оказывается разделенной. Большое значение и в начале сказки, и в ее конце придается образу роз — чудесных цветов Мистерий. Роза является, в сущности, символом завершенности, полноты и совершенства, выражая идею мистического центра, рая, точки единения и квинтэссенции. Но когда душа оказывается разделенной, она отправляется в великий Путь для ее нового обретения. Сперва мист должен пройти через четыре стихии и победить их материальное начало. И о том, что Кай жив, Герде сообщают именно «стихии»: солнечный свет (огонь), птицы (воздух), река (вода) — ей она дарит свои ботинки, в которых ходила по земле. 1. Сначала Герда попадает к старушке, которая умеет колдовать. Луна — покровительница магии и волшебства, а также, что весьма примечательно, и владычица растений. И цветы в цветнике старушки рассказывают Герде семь сказок. Семь — это число, издревле связываемое с Луной. При этом старушка сначала вылавливает Герду из реки, по которой она, спящая, плывет на лодке. Герда — чистая душа, доктрина, которая переходит в новый мир. Собственно, река — это и есть символ, отделяющий обычный мир от тонкоматериального, инореального, того, что находится на другом берегу мирового потока явлений, течения жизни. Не случайно в обрядах прохода и при путешествиях из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с родного берега на другой через реку жизни или смерти. Замечательно и то, что в целом ряде традиций великие реки считались вытекающими «с Луны». Так, например, Нил, согласно «Географии» Птолемея, вытекает с «Лунных гор» в Центральной Африке. «Луною венчанным» называли великого Шиву. Лоб Шивы украшало изображение полумесяца, а волосах было символическое изображение Ганги; по некоторым преданиям, истоки священного Ганга находятся на Луне. 2. Герда встречает ворона и ворону. Черный цвет этих птиц соответствует «черному» цвету планеты Меркурий, каковой действительно придавался этой планете в целом ряде традиций. Рассказывается история замужества принцессы, которая решила взять себе в мужья такого человека, который может вести беседу. Гермес-Меркурий — владыка и покровитель Слова, речи. С Гермесом связаны и сны, которые встречает Герда, ибо сон — это «минисмерть», а именно в царство мертвых вхож Гермес, отправляющий туда душу каждого человека. 3. Сами принц и принцесса как бы символизируют Венеру — богиню любви. 4. Герда, как царица, в золотой карете (Солнце) отправляется в путь. Но на определенном этапе мист должен потерять все, что раньше казалось ему важным и ценным. 5. Герда попадает к разбойникам (Марс) и теряет все, что у нее было раньше. Среди самых трудных испытаний в ряде Мистерий была «встреча со своей тенью», каковой и является противоположность Герды — маленькая разбойница. Но если мист достаточно подготовлен и не испугается темных углов своей души и психики, то они станут его союзниками и верными помощниками; энергия разрушения обратится на созидание. Принять как должное существование в себе и в мире темного начала означает одержать огромную победу над обыденным представлением о жизни и сути бытия. 6. Отсюда начинается новый этап пути, на котором провожатыми уже не могут быть прежние помощники. Ибо он ведет туда, где эти прежние проводники существовать не в состоянии. Нужен «житель» этого мира. И им становится северный олень, томившийся в плену у маленькой разбойницы. Огромная мощь, таящаяся в темной силе, но смиренная мудростью Посвященного, переносит миста в мир этой силы, преодолеть который также далеко не просто, ибо он и хранит сокровенную доктрину, являясь ее стражем. Замечательно, что семизвездный ковш Большой Медведицы назывался многими народами именно Северным Оленем (Лосем и т.п.)! А это созвездие является стражем нынешнего северного полюса мира и вечного пояса эклиптики («Царства Снежной Королевы»!). При этом семь звезд Ковша также связаны с семью этапами и ступенями; нередко каждый из семи больших этапов Посвящения распадался на семь малых. Кроме этого, Ковш Большой Медведицы — это и древний звездный символ времени. Путь же посвящения ведет к древнейшим истокам. И лапландка с финкой, к которой олень относит Герду, — очень древние. По любопытному совпадению, лапландка пишет послание финке на куске вяленой трески: зодиакальные Рыбы управляются как раз Юпитером. 7. Финка — последняя ступень пути Герды перед самым сложным — царством Снежной Королевы. Именно она сведуща в древнейшей (гиперборейской) магии и рассказывает Герде, что случилось с Каем. Она дает Герде силу дюжины богатырей; 12 — число структуры всего мироздания. Весьма примечательно, что в хижине финки дверей не было, а вход и выход были через печную трубу. Именно через отверстие в потолке (своде пещеры мистерий, храма, пирамиды, вигвама и т.д.) осуществляется в ритуалах высшего Посвящения выход во внепространственное состояние — «Третье Рождение»; связано это с седьмой чакрой. И вот Герда у сада Снежной Королевы: душа, пройдя семь планетных сфер, вступает в царство звезд. Она совершенно одна и раздета, на нее нападает огромное войско королевы. Но она читает «Отче наш», и ей на помощь приходят сонмы ангелов: «войском небесным» названы звезды в Библии. Обращение к высшим помощникам уже доступно Посвященному, прошедшему семь этапов Мистерий. И с их помощью Герда вступает в Чертоги Снежной Королевы. «Северное сияние вспыхивало и мерцало так ритмично, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет разгорится всего ярче и в какую почти угаснет. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро. Лед на нем треснул, и трещины разделили его на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то чудом. Посреди озера восседала Снежная Королева, когда была дома; она называла его зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире». В этих дивных словах представлено именно то, что составляет суть «Перводвигателя» всей небесной сферы древних традиций. Ритм. Вибрации изначального света, которые задают бесконечные ритмы бесконечных проявленных ритмов и состояний, — они творятся здесь, в мистическом центре и изначальном состоянии, где все творится и все «постижимо». Пофантазировав, можно представить трон Снежной Королевы в великом созвездии «Трона» — Кассиопеи. Возможно, именно этот трон-лестница изображен на голове Исиды, символизируя не только власть, но и ступени Посвящения. У созвездия Кассиопеи есть и еще одно замечательное название — «Ключ». Таким образом, это созвездие, в котором в одну из древних эпох находился северный полюс мира, может (наряду с Большой Медведицей) условно представлять ключ к Мистериям Гипербореи или других традиций. Треснувший на тысячи одинаковых и правильных кусков лед удивительно напоминает сетку небесных координат. «Сеть неба, — говорится в «Дао дэ цзин», — имеет широкие ячейки, однако ничто не проходит сквозь них». Эти слова поясняют ту идею, что индивид не в состоянии вырваться из уз Вселенной. Сами звезды считались в целом ряде древних традиций находящимися в узлах ячеек огромной небесной сети. Но многие традиции также сравнивали и связывали звезды с душами людей. Центр неба — в небесных полюсах (мира или эклиптики). Полюс же — это универсальный символ Единого, изначального, непроявленного, «Великий Предел» китайской философии, изначальная неуничтожимая суть, из которой творятся Вселенная и каждый из ее циклов и эпох. Именно здесь Кай пытается сложить из кусочков льда слово «Вечность». И именно здесь, в чертогах великой гиперборейской доктрины Кай и Герда вновь становятся единым целым... Обратный путь просветленной души осуществляется через те же семь ступеней — и они встречают всех прежних своих помощников, но уже изменившихся. Да и сами они изменились. Ибо, как гласят последние слова сказки, они были «уже взрослые, но дети сердцем и душою». И только тогда они поняли удивительные евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное». «Детьми» (младенцами, новорожденными) назывались в древних Мистериях именно те, кто получил Посвящение... Из книги «Семь небес древнего мира» |
olbxxx | |
|
СЕМЬ ЗВЕЗД В СОЗВЕЗДИИ СТОЖАРОВ Сербская народная сказка В некотором краю было два больших царства, одним правил царь Петар, другим - царь Татарин. У царя Петара была дочь красавица, - краше ее в целом свете не найдешь. Послал царь Татарин гонца к царю Петару - просит отдать ему в жены дочь, а нет, так пойдет он войной на соседей, народ покорит, страну разорит, царскую дочку силой захватит, а самого царя Петара в полон возьмет. Выслушал царь гонца и отвечает: - Пойди и скажи царю Татарину, что моя дочь умерла, пусть он себе другую невесту ищет, а про битвы да войны и думать забудет. Как только гонец ушел, царь Петар построил неприступную башню - такую, чтобы могли поместиться в ней два человека с запасом еды и питья на три года. Когда все было готово, царь со своей дочкой вошел в башню и замуровался в ней. На трон царь Петар посадил своего верного слугу и повелел ему царствовать и править страной три года, а как пройдут три года - разобрать башню и выпустить его и царевну на волю. Если кто пожелает увидеть его, царь Петар приказал отвечать, что покинул-де он свое царство и отправился побеседовать с царем Солнцем, спросить у него, почему зимний день короче летнего, да к тому же и холоднее, отчего его подданные не могут работать круглый год с одинаковым усердием, а сидят зимой, сложа руки. Вскоре явился в страну царь Татарин. Он разыскивал царя Петара и его дочь. Сказали Татарину, что царская дочь умерла, а царь Петар отправился к Солнцу кое-что у него узнать. Царь Татарин обошел весь дворец, убедился, что там нет ни души, всюду мертвая тишина, и повернул восвояси. Через три года башню разобрали. Царь Петар вышел оттуда невредим, а дочери его и след простыл. Отец и не заметил, как царевна исчезла. В тот день, когда царь Петар вышел из башни, одного преступника, что сидел в тюрьме, приговорили к смертной казни. Народ толпами стекался к тюрьме поглазеть на осужденного. И крикнул тут собравшимся ожидавший смерти раб: - Если бы знал царь Петар то, о чем он сейчас не ведает, он бы выпустил меня и даровал мне жизнь, а я бы нашел его дочь и привел во дворец! Молва разнеслась по городу, и наконец услышал сам царь про похвальбу осужденного. Призвал он к себе раба и спрашивает: - Ты и вправду берешься разыскать мою дочь, если я помилую тебя? Отвечает раб: - Берусь, только освободи меня от тяжелых моих оков! Приказал царь Петар снять с преступника оковы, дать ему денег на дорожные расходы и отправил его на поиски царевны. Долго скитался раб по белу свету, расспрашивал всех и каждого про царскую дочку, но никто о ней и слыхом не слыхал. Исходил он девять земель и вдруг на краю девятой земли наткнулся на избу, вошел в нее и увидел старуху. - Бог в помощь, матушка, - воскликнул раб, подошел к старухе и поцеловал ей руку. - Да хранит тебя бог, сынок! Что скажешь хорошенького? - Ищу я дочь царя Петара, - ответил раб и рассказал все по порядку: как царевна исчезла из башни, так что и отец не заметил; как его самого осудили на смерть и он пообещал найти царскую дочь, если царь его помилует; и как прошел он уже девять земель, а о царевне ни слуху ни Духу. Говорит ему бабка: - Счастье твое, что ты меня сразу матушкой назвал и к моей руке приложился. Теперь ты стал мне сыном. Остальные пять моих сыновей - змеи. Кого ни застанут они здесь - тотчас растерзают. Но тебя я в обиду не дам. Усадила старуха раба рядом с собою и стала рассказывать: - Старший мой сын до того ловкий вор, что выкрадет ягненка из утробы живой овцы, а она и не почувствует. У второго моего сына особый нюх - следы он отыскивает: пусть следу хоть девять лет будет, все равно мой змей его учует. Третий сын строить мастер - не успеешь в ладоши хлопнуть, а уж он возвел большущий дом. Четвертый сын - меткий стрелок; хоть в звезду на небе и то попадет. А пятый искусно ловит, - даже молнию с неба руками поймает. Если уж мои сыновья не разыщут царевну, значит, никто во всем мире не найдет ее. Едва успела она вымолвить такие слова, за дверью зашумело, загудело - вернулись пятеро змеев, пятеро бабкиных сыновей. Старуха в мгновение ока спрятала раба за дверь под корыто, чтобы змеи в сердцах не разорвали его. Змеи ввалились в дом и кричат: - Добрый вечер, матушка! А мать им в ответ: - Да хранит вас бог, дети мои! Добро пожаловать! Как идут дела? - Хорошо, матушка, - отозвался один из сыновей. - Что-то здесь человечьим духом пахнет, - говорит вдруг младший змей. - Признавайся, мать, есть у нас кто чужой? - А ведь ты угадал, сынок. Здесь ваш побратим. Я ему вместо матери стала, а его приняла в сыновья, потому что он вошел в дом и матушкой меня назвал да руку мне поцеловал. - А что нужно здесь нашему побратиму? - спросил змей. - Он разыскивает царскую дочь, - ответила мать и рассказала все по порядку, а потом и говорит: - Завтра, дети мои, отправляйтесь искать царевну по белу свету. А теперь поклянитесь мне, что ничего плохого не сделаете своему побратиму. Змеи поклялись. Обрадовалась старуха и выпустила своего названого сына из-под корыта. Он поздоровался, облобызался со своими новыми братьями и, пока целовался со змеями, потерял больше трех ковшей крови. Потом все поужинали и спать легли. Змеиная мать и ее сыновья утомились и быстро заснули, а бедный раб от боли всю ночь проворочался в постели. Рано утром, на заре, поднялись братья-змеи и вместе с побратимом направились в страну царя Петара. Тот змей, у кого было острое чутье, сразу напал на след царевны. Догадались братья, что царевну унес семиглавый змей, неслышно подкравшись, пока отец царевны спал. Тогда тот из братьев, кто был ловким вором, проник во дворец семиглавого змея, - и видит, что спит похититель, приникнув к коленям царевны. Змей мигом подхватил девушку на руки и вылетел с ней из дворца так тихо, что семиглавый змей ничего и не почувствовал. А как проснулся, сразу понял, кто выкрал девушку, и помчался за ним в погоню. Змей-строитель увидел, что семиглавое чудовище нагоняет его брата, и воздвиг башню. И все укрылись в той башне. Подлетел семиглавый змей, в ярости задвигал своими головами, три вытянул влево, три - вправо, а седьмую, среднюю, вверх поднял и обдал башню ярым пламенем. Солнце скрылось, тьма сгустилась, будто полночь настала. Семиглавый змей стер башню в порошок, подхватил девушку и взмыл под облака. Тогда четвертый змей - меткий стрелок, натянул тетиву, угодил семиглавому чудищу прямо в сердце, и чудище выпустило девушку. Стала царевна падать, а за ней следом полетел на землю семиглавый змей. Тут кинулся к девушке пятый брат - тот, что молнию рукою ловил, - и осторожно, чтобы не причинить царевне вреда, подхватил ее, а другие братья подскочили к семиглавому змею, и не успел он до земли долететь, как уж братья снесли ему все семь голов. Так пятеро змеев вызволили из плена царскую дочь. Радуются змеи, что спасли такую красавицу, да только тут же и поссорились, потому что не могли решить, чья она будет. Вмешался в их ссору раб, который отправился на поиски царевны, и говорит: - Братья, девушка эта принадлежит мне! Вы же знаете, что я должен отвести ее к отцу, и тогда он помилует меня. Коли я бы не отправился на поиски царевны, вы бы ее не нашли, потому что ничего бы о ней не знали. Говорит один змей: - Эта девушка - моя! Если бы я не напал на ее след, вам бы никогда не завладеть царевной, а ты, раб, напрасно искал бы ее! Говорит второй змей: - Эта девушка - моя! Если бы я не выкрал ее, вам бы никогда не завладеть царевной и раб напрасно искал бы ее, да и ты, брат дорогой, напрасно напал бы на ее след. Говорит третий змей: - Эта девушка - моя! Если бы я в один миг не выстроил башню и не укрыл вас в ней вместе с царевной, - семиглавый змей догнал бы брата и отнял бы красавицу, а тогда напрасно разыскивал бы ее раб, напрасно младший мой брат по следу бы шел, а второму брату и похищать не стоило царевну. Говорит четвертый змей: - Эта девушка - моя! Если бы я не попал в семиглавого змея, он бы унес царевну, и напрасно бы тогда разыскивал ее раб, напрасно младший мой брат шел по следу, второму брату не стоило бы царевну похищать, а третьему башню строить. Говорит пятый змей: - Эта девушка - моя! Если бы я не подхватил ее, когда она на землю падала, она бы разбилась насмерть, и вы бы все равно не завладели ею, и, стало быть, напрасно раб разыскивал бы ее, напрасно младший брат шел по следу, старшему брату не стоило царевну похищать, третьему - башню строить, а четвертому в змея целиться. Так и препирались братья из-за девушки, пока не повстречали мать Ветров и не попросили ее рассудить, кому должна принадлежать царевна. Выслушала братьев мать Ветров и спрашивает: - Скажите-ка мне, что вам посоветовала мать ясного Месяца? Братья признались, что они не ходили к матери ясного Месяца. Говорит им тогда мать Ветров: - Ступайте к матери Месяца, она вас лучше рассудит, потому что ее сын чуть не весь мир обошел. Отправились братья вместе с девушкой к матери Месяца. Не поздоровались по чести, а уж кричат с порога: - Послала нас мать Ветров, чтобы ты постановила, кому из нас принадлежит эта девушка! - И рассказали ей, как они царевну спасли и почему каждый считает девушку своей. Спрашивает их мать Месяца: - А были вы у матери Солнца? Братья ответили, что у матери Солнца они еще не были. Говорит им тогда мать Месяца: - Ступайте, дети мои, к матери Солнца, она лучше всех рассудит вас, потому что ее сын обошел весь белый свет. Двинулись братья в путь к матери Солнца. Не поздоровались толком, а уж кричат с порога: - Послала нас к тебе мать Месяца, чтобы ты постановила, кому принадлежит эта девушка. И рассказали братья, из-за чего у них спор вышел. Спрашивает мать Солнца: - А есть ли у вас, детки, своя мать? Братья ответили, что есть. Тогда мать Солнца отправила их домой и такие слова сказала: - Идите, дети мои, к родной матери. Родная мать - самый справедливый судья своим детям. Вот и ваша мать лучше всех разберет вас и постановит, кому девушкой владеть. Пошли братья домой и поведали матери, где были, какие подвиги свершили и к кому за советом ходили. Рассказали и про то, как мать Солнца отправила их домой к родной матери, чтобы она постановила, кому девушке принадлежать. Мать им и говорит: - Слушайте, дети мои, что вам скажет родная мать. Вы мне сыновья, а царевна пусть будет дочерью. Вы братья, а она пусть будет вам сестрой. И братья согласились с ее решением. Так шесть братьев и их сестра и стоят на небе. Это семь ярких звезд в созвездии Стожары. Каждый год они обходят мать Ветров, мать Месяца и мать Солнца и благодарят за советы. Бывают они в пути с Джюрджева по Видовдан, и в это время их не увидишь на небе. |
olbxxx | |
|
Солнце, луна, звёзды и куры Мадагаскарская сказка Говорят, давным-давно Солнце и Луна были закадычными друзьями. У них были маленькие братья и сестры: у Солнца - фитекутра, что значит "куры", у Луны - кинтана, что значит "звезды". Солнце гуляло со звездами, а Луна ходила с курами. Однажды Луну пригласили на праздник. Но там не хватило места, чтобы всем сесть, и она решила избавиться от своих маленьких спутников. Луна открыла дверь неба, и петух с курицей провалились вниз. Брат и сестра упали на землю посреди большой деревни; оглушенные падением, они не могли подняться и лежали, как мертвые. Люди в деревне подумали, что их послал Занахари, и стали молиться незнакомым существам, которые оставались безгласными и недвижимыми. Они то и дело повторяли: "Поднимем! Поднимем детей Занахари, чтобы их отец был к нам благосклонен!" Вот почему вместо слова фитекутра - прежнего названия кур - появилось их теперешнее название акуху: оно произошло от слова анкухункухи, которое означает "поднимем". Тем временем Солнце с нетерпением поджидало возвращения своей подруги Луны. - Где же твои маленькие провожатые? - воскликнуло оно, увидав, что Луна идет назад одна. - Они бежали передо мной и оступились. Как я ни старалась их удержать, они упали на землю. - Ах, какое несчастье! - вскричало Солнце, придя в страшную ярость.- Не удивляйся, если я тебе отомщу. - Как же так, брат! - ответила Луна.- Подумай хорошенько, разве это моя вина? Ведь твои братья поплатились за свою собственную неосторожность. Если ты грозишь мне местью, я больше не буду тебе доверять. - Как я могу не отомстить тебе, когда из-за тебя случилась такая беда. С этого дня мы с тобой будем жить отдельно. Теперь ты всегда будешь вдали от меня. Никогда больше мои братья не станут гулять с тобой, и даже тем, которые теперь на земле, я прикажу прятаться, когда они увидят на небе тебя или кого-нибудь из твоих сестер-звезд. - Хорошо, пусть будет так! - ответила Луна.- Я ухожу. Отныне я для тебя чужая. Мои сестры тоже будут прятаться, увидав тебя на небе, и радоваться, когда тебя не будет. Вот почему, когда наступает день, звезды скрываются и Луна тоже. Если все-таки Луна иногда показывается вместе с Солнцем, она старается держаться от него подальше. Куры послушались своего брата и, когда на небе зажигаются звезды, прячутся в курятник. Петухи редко кукарекают вечером, потому что им не по себе при звездах и Луне. Зато каждое утро они поют песенку: "Тунга-зуки-о! Тунга-зуки-о!" Так они радостно предупреждают всех о близком приходе своего брата Солнца. |
olbxxx | |
|
Белая река. (Млечный Путь) В начале времён, задолго до прихода бледнолицых, жили на земле две сестры. Одну звали «бирюзовой девой», другую — «девой раковины».Обе они были, разумеется, божественного происхождения, но точно так же, как и смертные, занима-лись хозяйством и даже не прочь были выйти замуж. Но земля была почти совсем пуста, так что приличного индейского воина было практически не сыскать, и пришлось сестрам со свадьбой повременить. И вот, чтобы чем-то заняться, а не сидеть просто так, придумала старшая из сестёр — «бирюзовая дева» — учить людей, малочисленных и совсем не образованных, как добывать огонь, как строить жилища, как охотиться на бизонов и прочим полезным вещам. Вторая же сестра, «дева белой раковины», оставалась дома. А жили сестры не где-нибудь, а на самом краю земли, хотя не исключено, что это было только побережье Атлантического океана. И вот пока «бирюзовая дева» бродила по прериям, занимаясь миссионерством, «дева белой раковины» терпеливо вела хозяйство и дожидалась предприимчивую сестру у домашнего очага с горячим ужином и тёплыми тапочками. Но земля-то у ирокезов была большая, и поспевать каждый вечер домой становилось всё труднее. Вот тогда «бирюзовая дева» и придумала возвращаться не пешком, а просто плыть в челноке прямо по небу. А поскольку само по себе небо довольно сухое, то верховное божество специально для «бирюзовой девы» организовало там реку. Так вот и появилась Белая Река. В начале ночи «бирюзовая дева» воз-вращалась по Белой Реке домой, а в конце снова отправлялась на работу. Увы, ничто не вечно, и у «бирюзовой девы» случилась несчастная любовь с самыми драматическими последствиями, с соперничеством сестры — «девы белой раковины», с интригами и разочарованиями, с нарушенными клятвами и роковыми случайностями. В результате «бирюзовая дева» решила вообще удалиться из нашего несовершенного мира и в последний раз явилась людям в виде капли бирюзы на вершине самой высокой из Скалистых Гор. На память же о себе разочарованная, добросердечная красавица оставила нам тёплый Летний дождь. Когда ирокезы попадают под ласковые тихие капли, они всегда непременно вспоминают о «бирюзовой деве». И ещё когда в ясную ночь смотрят на небо. Потому что Белая Река там так и осталась. |
olbxxx | |
|
Конь и всадник. (звезды в созвездии Б.Медведицы - Мецар и Алькор) Многие звёзды получили свои имена от арабов, и вполне естественно, что уж для пророка Али они нашли место на небе. Пророк Али был верным другом и помощником знаменитого Мухаммеда, а мусульмане-шииты вообще почитают его как главного борца за справедливость и общемусульманского национального героя. Судя по рассказам, Али и в самом деле отличался склонностью творить добрые дела, хотя мог при этом хватить лишку и своим знаменитым волшебным мечом порубить больше народу, чем того требовали обстоятельства. Правда, при этом Али не отличался злопамятностью и, отойдя от гнева, обычнозанимался тем, что воскрешал из мёртвых или прилаживал на место им же отрубленные чьи-нибудь руки или ноги. В Африке есть место, где он победил двух драконов, а где-то в аравийских песках до сегодняшнего дня показывают водный источник, который забил после того, как Али трижды ударил посохом о землю. Заодно Али не забывав где только можно, проповедовать основы истинной веры, просвещая тёмных кочевников и подкрепляя изложение личным примером. Поскольку вёл жизнь праведную и Аллаху весьма угодную. Разумеется, не обошлось без врагов и завистников, и, угодив в несколько неприятных ситуаций, Али в конце концов был убит. И попал, конечно же, прямиком на небо, в мусульманский рай, где и пребывает в данный момент. А поскольку не с руки даже в раю пророку ходить пешком, то аллах в виде исключения отправил вместе с Али и его верного коня, и теперь их обоих можно сколько угодно разглядывать в самый простенький бинокль. Найти Али и его скакуна несложно—оба находятся в ручке Большого Ковша или, иначе — Большой Медведицы. А поскольку Али был человеком не только доблестным, но и скромным, то из уваже-ния арабы не стали называть его прямо. Сказали просто — Конь и Всадник. Мицар и Алькор. Конь, как и полагается, крупнее всадника, и его увидит каждый. А вот всадник, Алькор — совсем малень-кая звёздочка, расположенная очень близко от Мицара, и замечают её только люди с острым зрением. Мицар и Алькор — тоже двойные звёзды, как и Алголь Но расположены они друг 6т друга значительно дальше, так что, пусть и в бинокль, но нам их видно по отдельности. Вблизи же картина тако-ва В центре висит большой голубоватый Мицар. Если бы он был не звездой и не конём, а человеком, то выглядел бы как толстый богатый мединский купец. Вот он сидит в дорогом халате, поджав под себя ноги и хитро щуря маленькие глазки. Шевелиться ему лень, думать тоже, в делах у йего поря-док и процветание, можно позволить себе вот так сидеть на роскошном ковре, вышитом изречениями из корана и спокойно ждать, когда с минарета позовут на вечернюю молитву. И всё бы ничего, если бы не муха. Противная такая муха, с назойливым жужжанием и завидным упорством кружащаяся вокруг нашего купца и пытающаяся вывести его из состояния самодовольного спокойствия Это Алькор. На деле Алькор—маленькая звёздочка, может быть даже белый карлик, на при-личном расстоянии вращающаяся вокруг цен Тральной звезды. Но если бы Алькор не был звездой или всадником, то наверняка был бы мухой. И летал бы кругами возле толстого купца. Тому бы при-хлопнуть муху, да лень: надо далеко тянуться. Вот и сидит себе в дремоте и неге и старается муху просто не замечать. Кстати — в один прекрасный момент терпение Мицара может лопнуть. Вскочит он с ковра, путаясь в полах своего халата, замашет руками, может даже чем-нибудь запустит в злополучную муху — так надоела! — потом успокоится и снова сядет на прежнее место, довольный и сонный. А мы с Земли увидим вспышку сверхновой. |
olbxxx | |
|
Астрономическая мифология народов мира Арат Солийский (древнегреческий поэт, III в. до н.э., перевод А.А.Россиуса) ...В ясные ночи, когда все чудесные звёзды Перед очами людей небесная тьма рассыпает, И ни одна не бледнеет звезда перед юной Луною, Но проникают сквозь сумрак они своим ярким сияньем, Этой порой неужели не будет полно восхищенья Сердце того, кто увидит увенчанный кругом широким Весь небосвод?.. Множество звёзд по различным путям совокупно влекутся Вместе со сводом небес - непрестанно, вседневно и вечно. Но не смещаясь отнюдь, напротив, в недвижности косной Ось утвердилась: надёжно она в равновесии Землю Посередине хранит и стремит небеса круговратно. Остиями ограничена ось обоюдосторонне: Южное скрыто от глаз, супротив обозримо другое - С севера над Океаном. Вокруг две Медведицы рядом Связно с осью бегут, за что и прозвали их: Возы. Если Возничего ты решил наблюдать и Возницы Звёзды, И если тебя молва о Козе и Козлятах не миновала, О тех, что над грозно бушующем морем В бурю видали не раз моряков, потерпевших крушенье,- Знай, как его отыскать: он широко раскинулся слева от Близнецов; Пред Геликой верх головы его виден; Мчит он на левом плече Козу священную в небе, Что, по преданью, дала от сосков своих Зевсу кормиться; Зевса пророки её Налокотной Козой называют. Ярко созвездье Козы и обширно, Однако Козлята светят едва различимо на кисти руки у Возницы. |
olbxxx | |
|
Илиада (песнь XVIII) Гомер И вначале работал он щит и огромный и крепкий, Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый. Щит из пяти составил листов и на круге обширном Множество дивного бог по замыслам творческим сделал. Там представил он землю, представил и небо, и море, Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц, Все прекрасные звёзды, какими венчается небо: Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона, Арктос, сынами земными ещё колесницей зовомый; Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона И единый чуждается мыться в волнах Океана. О планетах Феон Александрийский Семь блуждающих звёзд чрез порог переходят Олимпа, Каждая круг совершая в своё неизменное время: Ночи светильник - Луна, легкокрылый Меркурий, Венера, Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и весёлое Солнце, И прародитель Юпитер, природе всей давший начало. Между собой они делят и род наш: есть также и в людях Солнце, Меркурий, Луна, Марс, Венера, Сатурн и Юпитер, Ибо в удел получаем и мы со струями эфира Слёзы и смех, гнев, желанье, дар слова, и сон, и рожденье. Слёзы даёт нам Сатурн, речь - Меркурий, рожденье - Юпитер; Гнев наш от Марса, от Месяца - сон, от Венеры - желанье; Смех же исходит от Солнца; оно заставляет смеяться Как человеческий ум, так равно и весь мир беспредельный. |
olbxxx | |
|
О семи планетах и двенадцати знаках Зодиака Юсуф Баласагунский Я, славя бога, начал строки эти: Он сотворил всё сущее на свете. По воле бога, от его щедрот - Небесный и земной круговорот. Предначертал творец пути вселенной, Луне и Солнцу дал он свет нетленный. Под звёздный кров он землю поместил, Он день и ночь не равно осветил. Иные звёзды в полуночном мраке Горят, как направляющие знаки, Одни, сияя, служат украшеньем, Другие зло сулят расположеньем. Те звёзды ярче месяца блистают, Те еле светятся, те угасают. Нет в вышине, что только днём лазурна, Планеты отдаленнее Сатурна. И в каждом зодиаке нам она Два года восемь месяцев видна. Юпитер ярок в ясную погоду, Бывает в каждом доме он по году. Мрачна планета Марс, чей грозный вид Великой засухой земле грозит. Сияет Солнце, и своим теплом Ласкает ночью месяц, Землю - днём. Когда Венера по утрам сияет, Нам свет её удачу предвещает. Нам говорит Меркурия сиянье О скором исполнении желанья. Но всех планет Луна видней и ниже, И тем она полней, чем к Солнцу ближе. Среди планет блестят в ночном дыму Созвездья - парно и по одному. Вдоль солнцепутья средь ночного мрака Горят двенадцать знаков Зодиака. В небесной мгле соседствует любовно С созвездием Тельца созвездье Овна. Созвездье Близнецов, созвездье Рака - Соседственные знаки Зодиака. А дальше - с головою голова - Созвездье Девы и созвездье Льва. Расположились в центре небосклона Созвездия Весов и Скорпиона, Созвездья Водолея, Козерога, Стрельца и Рыбы - далее немного. По три созвездья зимних и весенних, По три созвездья летних и осенних. Для воздуха, огня, воды, земли По три созвездья светятся вдали. Между иными звёздами всегда Открытая иль тайная вражда. Когда встречаются, несясь по кругу, С враждой они бросаются друг к другу. С небесной выси падает тогда И гаснет побеждённая звезда. А если им столкнуться не случилось, Сменить готовы звёзды гнев на милость. Блистает мир светил, небесных тел, - Так им аллах судил и повелел. |
olbxxx | |
|
Николай Рубцов Солнце, блестя, как пожарная каска, Скатывается медленно, не как на пожар, А в Древнем Египте возникла Сказка, Обожествляющая солнечный шар. Я помню, как детство, твои вечера, Далёкий Египет, векам дорогой, Где огненный луч раскалённого Ра Оканчивался непременно рукой. Ярило Пётр Бутурлин Идёт удалый бог, Ярило-молодец И снежный саван рвёт по всей Руси широкой! Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой, Ярило, жизни царь и властелин сердец! Из мака алого сплетён его венец, В руках - зелёной ржи трепещет сноп высокий; Глаза, как жар, горят, румянцем пышут щеки... Идёт веселый бог, цветов и жатв отец! Везде вокруг него деревья зеленеют, Пред ним бегут, шумят и пенятся ручьи, И хором вслед за ним рокочут соловьи. Идёт он, светлый бог! - И сёла хорошеют! И весь лазурный день - лишь смех да песни там, А тёмной ноченькой уста всё льнут к устам! Солнце и месяц Пётр Бутурлин "Скажи-ка, Солнышко, сестрица дорогая, Скажи-ка, отчего, вечернею порой И ранним утром вновь, над яркою фатой Краснеешь ты всегда, как девушка земная?" Ой, как же не краснеть, как девушка земная, Мой белый богатырь, мой братец дорогой? Ведь полюбил меня красавец царь морской И вечно с шутками преследует, играя! Пред ночью, перед днем я проходить должна Вдоль синих волн его... дорога мне одна!.. То встретит он меня, ласкаясь с песней нежной, И хочет целовать, - то, спрятанный на дне, Вдруг пеною в меня он плещет белоснежной... И дерзкого, увы, так стыдно, стыдно мне! |
olbxxx | |
|
В небесах Николай Гумилёв Ярче золота вспыхнули дни, И бежала Медведица-ночь. Догони ее, князь, догони, Зааркань и к седлу приторочь. Зааркань и к седлу приторочь, А потом в голубом терему Укажи на Медведицу-ночь Богатырскому Псу своему. Мёртвой хваткой вцепляется Пёс, Он отважен, силён и хитёр, Он звериную злобу донёс К медведям с незапамятных пор. Никуда ей тогда не спастись, И издохнет она наконец, Чтобы в небе спокойно паслись Козерог, и Овен, и Телец. Из поэмы "Рубрук в Монголии" Николай Заболоцкий С началом зимнего сезона В гигантский вытянувшись рост, Предстал Рубруку с небосклона Амфитеатр восточных звёзд. В садах Прованса и Луары Едва ли видели когда, Какие звёздные отары Вращает в небе Кол-звезда. Она горит на всю округу, Как скотоводом вбитый кол, И водит медленно ко кругу Созвездий пёстрый ореол. Идут небесные Бараны, Шагают Кони и Быки, Пылают звёздные Колчаны, Блестят астральные Клинки... Это сообщение отредактировал olbxxx - 05-11-2008 - 00:45 |
olbxxx | |
|
Песнь о Гайавате (перевод Ивана Бунина) Генри Лонгфелло Там, в тиши лесов и моря, Внука нянчила Нокомис... Много-много рассказала О звездах ему Нокомис; Показала хвост кометы - Ишкуду в огнистых косах, Показала Танец Духов, Их блистающие рати В небесах Страны Полночной. В Месяц Лыж морозной ночью; Показала серебристый Путь всех призраков и духов - Белый путь на тёмном небе, Полном призраков и духов. * * * И Нокомис до заката Просидела на прибрежье. Вот и месяц, солнце ночи, Встал над тихою водою, Вот и чайки с шумным криком, Кончив пир свой, поднялися, Полетели к отдалённым Островам на Гитчи-Гюми, И сквозь зарево заката Долго их мелькали крылья. * * * В гневе солнце заходило, Пролагая путь багряный, Зажигая тучи в небе, Как вожди сжигают степи, Отступая пред врагами; А луна, ночное солнце, Вдруг восстала из засады И направилось в погоню По следам его кровавым, В ярком зареве пожара. * * * Молод и прекрасен Вебон! Это он приносит утро И серебряные стрелы Сыплет, сумрак прогоняя, По холмам и по долинам; Это Вебона ланиты На заре горят багрянцем, А призывный голос будит И охотника и зверя. Одинок на небе Вебон! Для него все птицы пели, Для него цветы в долинах Разливали сладкий запах, Для него шумели реки, Рощи тёмные вздыхали, Но всегда был грустен Вебон: Одинок он был на небе. Утром раз, на землю глядя, В час, когда спала деревня И туман, как привиденье, Над рекой блуждал, белея, Он увидел, что в долине, Ходит дева - собирает Камыши и длинный шпажник Над рекою по долине. С той поры, на землю глядя Только очи голубые Видел Вебон на рассвете: Как два озера лазурных, На него они смотрели, И задумчивую деву, Что к нему стремилась сердцем, Полюбил прекрасный Вебон: Оба были одиноки, На земле она, он - в небе. Он возлюбленную нежил И ласкал улыбкой солнца, Нежил вкрадчивою речью, Тихим вздохом, тихой песней, Тихим шёпотом деревьев, Ароматом белых лилий. К сердцу милую привлёк он, Ярким пурпуром окутал - И она затрепетала На груди его звездою. Так доныне неразлучно В небесах они проходят: Вебон, рядом Вебон-Аннонг - Вебон и Звезда Рассвета. |
olbxxx | |
|
Солнце и Луна (в сокращении) Сармен (Арменак Саркисян, перевод С.Сорина) Говорят, однажды во вселенной Повстречались солнце и луна, И любовь их стала неизменной, Силе тяготения верна. Но и слова не сказав друг другу, Разминулись оба в вышине. Солнце ищет с той поры подругу, И без друга горестно луне. Вечно солнце всходит и заходит По ступеням гор и скал крутых, Но нигде подругу не находит И её подружек золотых. В час заката в розовом уборе Солнце исчезает, загрустив, Чтобы, искупавшись в Ванском море, Утром увидать, что мир красив. Солнце спит. А в голубой вуали Выплывает на небо луна. Сколько на лице её печали, Как она, печальная, бледна! Звёзды - неизменные подруги - Вместе с ней гуляют до утра, Ищут солнце, но во всей округе Нет его. А уж домой пора. Никогда не встретиться влюблённым, Сколько ни пройдёт на свете лет. Так и жить двоим, разъединённым, Среди звёздных скопищ и планет |
olbxxx | |
|
Посвящение оружия светилу (народность фонг, проживающая в Камеруне, Габоне и Заире, перевод с французского Н.Горской) Солнце, небесный всевидящий глаз, Ты огнём тёмно-синие тучи жжёшь, Ты убиваешь серенький дождь. Мы славим тебя, ты послушай нас! Солнце-охотник, небесный вождь, Мы славим тебя, ты послушай нас! Солнце, неугасимый костёр, Недруг чёрных теней, Твой сверкающий луч остёр И ранит ножа больней. Ты не спишь, ты вечно в пути, Ты идёшь - ты не ждёшь. Когда ты взойдёшь, Месяц спешит уйти, И звёзды бросает в дрожь. Солнце, небесный всевидящий глаз, Ты огнём тёмно-синие тучи жжёшь, Ты убиваешь серенький дождь. Мы славим тебя, ты послушай нас! Это сообщение отредактировал olbxxx - 05-11-2008 - 00:59 |
olbxxx | |
|
Гимн солнцу (народность фонг, проживающая в Камеруне, Габоне и Заире, перевод с английского М.Ваксмахера) Пугливая ночь дрожит И прячется в глубину, Завидев твой огненный глаз И пылающий твой колчан, Полный пламенных стрел. Огневыми ударами дня С неё ты срываешь плащ, Чёрный срываешь плащ На подкладке из ярких звёзд. Огневыми ударами дня Срываешь ты чёрный плащ. Песнь солнцу, которое скрылось за тучами (народность готтентоты, проживающая в ЮАР, перевод с английского М.Ваксмахера) Темнеет огонь, чернеют леса. Нам на беду угасает костёр. На поиски солнца выходит бог. Радуга блещет в его руке, Его охотничий лук. Услышал он жалобы своих детей, И вот он Млечным Путём зашагал И звёзды стал собирать. Быстрыми руками хватает их, Быстрыми руками в корзину кладёт, Как женщина, которая ящериц ловит И их кидает в горшок, - Пока горшок не наполнится ими, Пока не наполнит корзину свет. Солнце (народность эве, проживающая в Гане, Того, Дагомее, перевод с английского М.Ваксмахера) Где же твои дети, солнце? Солнце, где же твои дети? Или ты своих детей проглотило? Что ж ты гонишься теперь за луною - У неё отнять детей захотело? Только ты луну не догонишь. Лучше уж своих детей поищи ты. |
olbxxx | |
|
Молитва к луне (народность бушмены, проживающая в ЮАР, перевод с английского М.Ваксмахера) Возьми моё лицо, а мне отдай свое! Возьми моё лицо, несчастливое лицо. А мне отдай лицо своё, С которым ты приходишь к нам После того, как умрёшь, После того, как зайдёшь. Ты зайдёшь - и опять возвращаешься к нам, Позволь же и мне на тебя походить, Потому что ты радость приносишь с собой, Потому что ты снова, как прежде, жива После того, как умрёшь. А ты ведь и нам обещала однажды: Мы тоже вернёмся и счастливы будем После того, как умрём. |
olbxxx | |
|
Месяц и звезды Первые древнейшие божества всех народов - это Солнце, Луна или Месяц и звезды. Среди звезд особый интерес и внимание вызывают планеты, которые становятся людям добрыми заступниками. Четыре тысячи лет назад, у ассирийцев, в древнем Вавилоне, Солнце и звезды являли воплощение восьми великих благих богов. Позднее эту же идею мы находим у народов античности. Древняя религия Вавилона странным образом похожа на славянское язычество, и во многом ее копирует вся религиозная культура Европы и Передней Азии. Индивидуально вавилонским явлением было развитие астрологии и увязывание жизни земной с характером расположения звезд. Ими понималось, что за голубой твердью располагается небесное царство, в котором текут те же реки, и происходят события, которые чуть позже произойдут на земле. И звезды дают об этом знать. Земная жизнь пассивно повторяет то, что активно творится волею богов на Небе. И знающий может эту волю прочитать. По славянским представлениям, небесный мир так же подобен миру земному, но не повторяет его в деталях и судьбах отдельных людей. Небесные боги - созидатели предопределяют далеко не все. В нашем мире активно действуют и боги разрушители, и боги погибели. Человек сам обладает свободой воли и должной активностью, которая признается богами. Поэтому мы не можем добыть полноту знания о будущем только лишь с неба, из рисунка звезд. И если у нас звезды временами и отражают земную жизнь, но не определяют ее. Поэтому наши волхвы никогда не уделяли серьезного внимания астрологии. В звездах видели глаза духов, следящих и ведущих жизнь людей на земле. В Месяце видели божество, пастуха звезд, пастуха душ - рогатого Велеса, ведущего счет времени и помогающего в вещах практических. Например, к нему обращались: "Князь молодой, рог золотой, был ли ты на том свете? - Был. Видал ли ты мертвых? - Видал. Болят ли у них зубы? - Нет, не болят. Дай Бог, чтобы и у меня никогда не болели." Месяцу поклонялись и люди ночного промысла и ночного образа жизни, в частности рыбаки, оборотни и разбойники. За фазами месяца смотрели волхвы, колдуны, землепашцы. Известно, что созидательное заклинание и рост посаженого зерна лучше всего происходит во время растущей луны. Молодой месяц благоприятен для полевых работ. Сеют и собирают травы, когда месяц наливается. Новолуние - наоборот, плохое время для сбора трав и посадок. Месяц подобно ребенку должен окрепнуть, чтобы дать нужную силу. Травы, собранные на ущербе месяца, вредят. Новый дом закладывают перед полнолунием, и так далее. Когда же месяц на ущербе - лучше всего удаются разрушительное колдовство, а в огороде в это время лучше бороться с вредителями. Хирурги и математики заметили, что проводить операции и математические расчеты лучше всего при первой или последней четверти Месяца. Тогда логическая половина мозга преобладает над чувственной. Предаваться любви и творить художественные произведения, наоборот, лучше в новолуние или полнолуние. Сохранилось много народных песен и устных сказаний, о том, что Месяц - муж жены Солнца или наоборот, что Солнце - муж Луны, которая оказывается женой. Звезды и планеты - их дети. Среди их детей есть так же доброжелательные светлые духи - солнечные девы. Они приносят людям вдохновение, силы для добрых и высоких деяний, приносят научную истину и свет религиозного откровения, приходят как весеннее тепло и как открытие совершенной женской прелести. Будучи женат, Месяц увлекся утренней звездой Денницей - Венерой, и в наказание Перун разрубил его пополам. Известна эта легенда и в Литовском язычестве. Так или иначе, Месяц и Солнце понимаются как муж и жена. Одновременно, как первобожества, они оказываются братом и сестрой, а брак их инцестом, который отражен во всей купальской песенной традиции. По этим песням Луна - Марья звала Солнце (Даждьбога) - Ивана в поле, чтобы скрыться во ржи и предаться любовным наслаждениям. Так что Солнце и Месяц сходятся на Купалу, и пребывают в согласии до первых морозов, а потом расходятся и не знают друг друга. Этот миф означает, что на Купалу особенно благоприятна ситуация, когда Месяц находится рядом с Солнцем. В этом браке Месяц и Солнце несут еще и характер богов Дня и Ночи. Обращение к вопросу о месте звезд в язычестве может привести к неожиданным выводам. В русские астрологических трактатах звездочетцы говорили о планетах как о роженицах. Итак, звезды связанны с богинями - Роженицами. По древним представлениям, когда рождается человек, на небе зажигается звездочка. Это глаз духа - хранителя, его дальнего предка. Когда он умирает - звездочка падает. Нельзя пальцем указывать на звезды, чтобы не навредить человеку. Каждый род имел свои родовые, родные звезды, созвездия к которым обращались в случае бедствий. Через звезды льется свет верхнего мира, что лежит за темной голубой твердью. Охраняет звезды их пастух Месяц, ибо если сбить с неба звезды, то на земле начнется мор. Созвездия Большой и Малой Медведиц издревле понимались как Лось и Лосиха. И Лось естественно имел рога. Эти рога на Севере у русских и среди народа коми принято укреплять вместо конька на крыше дома. Мы уже говорили, что Стожары - Волосожары, Волосыни - понимались как группа женщин, жен Велеса и естественно, они должны пониматься как роженицы. |
olbxxx | |
|
Небесная шкура Небо или Млечный Путь есть шкура животного. Западная Африка. Груси (касена, фра, бура, бусансе) [братья поссорились из-за хвоста долхлой коровы; желая их помирить, отец подбросил шкуру коровы, чтобы, когда она упадет, каждый взял соответствующую часть; шкура стала небом и облаками, рога - солнцем и луной, хвост – Млечным Путем; вар.: "хвост стал звездами"]: Lagercrantz 1952: 65; касена [удав съел младенца; родители позвали четырех мужчин; один знал, как змею выследить, второй – как убить, третий – как ободрать, четвертый – как оживить проглоченного; четверо стали спорить, кому должна достаться шкура удава; отец ребенка предложил подбросить шкуру – пусть получит тот, на кого упадет; шкура поднялась, стала небом, голова – солнцем, хвост – луной, пятна на шкуре - звездами]: Cardinall 1920: 24. Австралия. Диери [(Howitt, Siebert 1904: 105, 107f); двое героев Malku-malku-ulu («двое невидимых») убили, освежевали кенгуру, растянули шкуру на земле между четырьмя колышками, подняли ее посредине, образовав небосвод]: Pettazzioni 1924: 152. Западная Сибирь. Ненцы [видимое небо – шкура, закрывающее настоящее небо, звездами просвечивающее через отверстия в ней]: Хелимский 1982: 399; ханты (р. Тромъеган) [младший сын преследовал шестиногого лося, срезал заднюю часть, теперь у лося четыре ноги; шкуру прикрепил к небу, чтобы обозначала зарю; след (Млечный Путь?) прибил кончиком лука к небу, чтобы люди видели]: Лукина 1990, № 8: 66-69; кеты [комм. к Дульзон: небосвод мыслился сделанным из ровдуги, поэтому ровдуга с дырками особенно похожа на звездное небо]: Алексеенко 1976: 79. Восточная Сибирь. Эвенки: Воскобойников 1960a, № 68 [загадка: большая шкура вся в дырочках (небо)]: 296; Василевич 1959[представление о небесном своде как о шкуре, наброшенной на землю, сохранилось в загадке мултакса куинэ?— някгня (букв. «шкура дикого оленя продырявлена?— небо»; т. е. небо ночью представлялось шкурой с отверстиями, оставленными оводами); такое представление о небе вошло в героические сказания амурских эвенков, у которых было представление о небе как о ковре, наброшенном на землю]: 161-162; эвены [загадка: черная покрышка с многими отверстиями (ночное небо)]: Бурыкин 2001, № 24: 114. СВ Азия. Чукчи [чукчи считали небо пологом—покрышкой из дымленной ровдуги (замши), через отверстия в ней падает свет, они кажутся людям солнцем, луной и звездами]: Эргис 1974: 134. Патагония – Чили. Арауканы [мужчины истребили женщин за то, что те не работали; после этого Солнце и его жена Луна спрятались под шкурой; 4 суток было темно; Агути и другие животные пытались вернуть Солнце на небо, обожглись; только Кондорам это удалось; потом из-под шкуры (Fell des Mahlsteines) выпала Луна; вар.: через 4 дня Фламинго сдернул шкуру; с тех пор он не белый, а чуть обожженный, розовый; шкура осталась на небе, это Млечный Путь и Южный Крест; (пересказ в Keller 1962: 525-528)]: Kцssler-Ilg 1982: 136-140. |
olbxxx | |
|
Легенда о сотворении вселенной В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего. Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир. Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый - из груди Его. Звезды частые - из очей Его. Зори ясные - из бровей Его. Ночи темные - да из дум Его. Ветры буйные - из дыхания.. «Книга Коляды», 1 а Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды. В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца. Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод. Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу. Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля. |
olbxxx | |
|
Сказки звездного неба. Усанова Людмила Александровна Ах, сказки. Что их сочинять? Они написаны богами, А мне дано лишь небу внять. Я, степи меряя шагами, Иду, вращаю шар земной. Блокнот в кармане, корка хлеба. Весною, летом и зимой Мне чудо-сказки шепчет небо. Иль ночью: выйду на крыльцо, Созвездия стихами дышат, А я подставлю им лицо - Стихи в меня текут из тиши. И, если есть в вас интерес, Присядьте рядом, здесь, на сходнях. Одно сказание небес Я вам поведаю сегодня. Ночь черной пала пеленой, Шатер над морем расстилая, Дневной смывают волны зной И ветер ластится, играя. Вот сам Ликаон возлежит На мягких пуховых подушках. Сон царский стража сторожит. Калисто, дочь его, с подружкой Сидит на выступе скалы, Морской ночной любуясь нивой, А греховодник Зевс с горы Следит за нимфою игривой. "О, как она свежа, мила, А смех так чист и беззаботен. Она с ума меня свела. Да, я не молод, старомоден, Но я же бог. Великий Бог! И здесь, в Аркадии прекрасной Я вновь любовью занемог, Дышу здесь страстью ежечасно". Зевс с нимфой то средь горных скал, То у морского побережья Все встреч нечаянных искал. Как с Герою, женою, прежде. И он Калисту покорил И мужеством и обхожденьем. Разливы утренней зари Они встречали. С упоеньем Стихи любимой Зевс шептал. Калиста пела. Он с восторгом Ежесекундно встречи ждал. Зевс не хотел быть больше богом. Подружка верная всегда Оберегала двух влюбленных. А море билось в берега, Взбивая белой пеной волны, И брызгами текло со скал. И вот уже неслось по свету, Что Зевс любимую сыскал В Аркадии, где вечным летом Благоухает вся земля. Там дочь Ликаона Калисту Зевс, будто смертный умолял И был, как смертный, с ней речистый. В любви ей клялся. По волнам Неслись восторженные слухи. А Гера, Зевсова жена? - Богиня я, а не старуха! Отвергнута?! О, горе вам! Отмщенье будет смертной карой. О, всем я по делам воздам, Вам не снести мои удары. Да, все кончается. И страсть, Едва взметнувшись, побледнела. Есть у любви одна напасть: Хотела или не хотела - Калиста сына родила, Аркада, внука Ликаону. Такое Гера не смогла Стерпеть: - Я буду вам законом! О, ты, несчастнейшая мать, Вот вам с Аркадом доля злая: Сын будет о тебе мечтать, А встретив, просто не узнает. И ты медведицей сперва Побудь. Что смерть? Она награда. Знай, что пронзит тебя стрела Из рук любимого Аркада. И белым днем раздался гром. И молния, что черный сполох Вдруг опалила все огнем. Сгорела память дней веселых. Калиста, розовый цветок, Медведицею безобразной Вдруг обернулась. Без дорог В лес бросилась. И от несчастной Бежали прочь и стар и млад. И только верная подружка Шла вслед, гоня из сердца хлад. О, всяк в руках богов игрушка. - И ты, презренная, - вослед Подружке Гера возопила, - Как нимфа чередою бед Пройдешь. Ты верно им служила. Я шубу и тебе дарю. Носи ее зимой и летом. Рукой Аркада вас убью. Сживу! Всех трех сживу со света! Аркад, убив, узнает мать, И сердце сына разорвется. Но прежде двадцать лет страдать Вам суждено. Свидетель - Солнце! Ликаон, ты звено сих бед. Один лишь шаг для их спасенья, Не посмотрю, что мудр и сед, Предам страну твою забвенью. Спасение твое - молчать! Ни слова знать Аркад не должен. В твоих руках их душ свеча. Понять сей смысл тебе не сложно? А ты, мой муж, Великий Бог. Я над твоей не властна силой. Не забывай супружий долг, С очередной милуясь милой. О, да, тебе я не указ, Но слышишь, сын твой громко плачет. Пусть будет проклят день и час, Когда он был тобою зачат. Вот маленький Аркад подрос. Дед пастухам отдал мальчишку И пас Аркад волов и коз. Силен медведицы сынишка. Мужал. Охотился в лесу. Охотником прослыл искусным. Он говорил: - Волов пасу Средь райских кущ, а сердцу грустно. Где мать моя? Где мой отец? Ликаон лишь вздыхал и плакал: Ты плод двух любящих сердец, Но поглотила мать клоака. Смирись же, как смирился дед. Не спорить нам, увы, с богами. Ты молод, сыт, обут, одет. Я счастлив, думаешь о маме, Так значит сердцем ты богат. И в старости не бросишь деда. Тебя беспомощность врага Не ослепит. И знай, победа Тогда восславит храбреца, Когда противник есть достойный. Ты статью весь пошел в отца, Но ты пастух. Пусть страстью к войнам В душе не воспылает свет, И ты стрелой своей горячей Не принесешь природе вред. Добром пусть будет сердце зрячо. Итак, промчалось двадцать лет. Уж время в ниточку сужалось. Аркад однажды встретил след: - Медведица? Послушай, дед, Она к загонам приближалась. Она кружила у крыльца. Спиною шоркалась о двери. - О, внук, достойно ль храбреца Добыть беспомощного зверя? Смотри, ее загривок сед. Шерсть бурая висит клоками. - Но будто кто-то застил свет: - Убью, - решил Аркад. Шагами Неслышными пробрался в лес И притаился за скалою. Как будто здравый смысл исчез, Как будто кто шептал герою: "Убей!". И он застыл в кустах, Свою добычу поджидая, С ухмылкой странной на устах Сонливый страх превозмогая. И мысли, будто не его, Текли замедленно в сознаньи, И он не помнил ничего. Он превратился в ожиданье. А в это время Ликаон Старался побороть сомненья. О данном слове помнил он. О данных Гере завереньях. Он долгих двадцать лет молчал Про дочь-медведицу, Калисту. Себя от мысли отучал, Намека не давал в речах И потому на сердце чисто. Пусть совесть душу не грызет. Но что же так ее терзает? У Геры был к Калисте счет, Но все со временем мягчает. Ах, сколько горя! Стынет кровь. За то лишь по лесам блуждала, Что полюбила. За любовь! Калиста корысти не знала. Все ж правду должен знать Аркад, А там уже пусть будь, что будет. Давно не жду ничьих наград. Кто нас по совести рассудит? Нет сил. Молчания печать На сердце давит. "О, Пречистый, Я больше не могу молчать..." - Остановись! То мать, Калиста! - Ликаон внуку прокричал. -Остановись! Замри, мгновенье! - Но кровь Аркада горяча. Стрела летит. И, о, ...прозренье! Свершился Геры интерес? Неотвратимо? Но, о, боги, Спешит стреле наперерез Та, чьи натруженные ноги С Калистой по одной дороге И день и ночь, все двадцать лет Блуждали в поисках Аркада. Вернее просто дружбы нет, Друг жизнь отдаст, коль это надо. Но Зевса взгляд поймал стрелу: - Лети в открытое пространство. Нет, я не дам свершиться злу. Быть вам троим небес убранством. Созвездиями в небесах Кружите в вечном хороводе. Сияйте звездами глаза Как гимн любви, как гимн свободе. О, люди! Верьте в чудеса. Я нового вам не открою, Мне сказку эту небеса Поведали ночной порою. Аркадия еще жива - То область лишь Пилопонежья. Кто подтвердит мои слова? Одни лишь боги, как и прежде... |
Рекомендуем почитать также топики: К Земле летит платиновый астероид стоимостью 5,4 т Снова Марс Секс в космосе Краткий словарь астрономических терминов. Вселенная в элементарной частице. |