скрытый текст
В 1840 году в дацане числилось 17 лам, в 1841 году — 28 лам и хувараков, из них 1 — комплектный лама, 21 — служивых и 6 хувараков. Территория прихода дацана простиралась от восточных границ города Верхнеудинска, местности Дабата, далее по обоим берегам реки Уды вплоть до реки Худан. Приход дацана к концу XIX века составлял более 4 тысяч 700 человек.
Дацан располагался в неудобном месте — сырой низине. 19 сентября 1868 года прихожане подали прошение о строительстве нового, каменного дацана в другом месте. 26 марта 1877 прихожане подали повторное прошение. После исследования предлагаемой местности, 14 апреля того же года было получено разрешение на строительство новых зданий дацана на горе, в трёх верстах от старого, в местности Энгэр-Тугла.
Ступа.
На новом месте был построен Цогчен-дуган — главный соборный храм. Трёхэтажное здание сочетало тибетские и китайские архитектурные стили. Первый этаж каменный в тибетском стиле, второй и третий этажи деревянные — в китайском стиле.
К 1875 году в дацане была 21 буддийская танка на ткани, в библиотеке имелись 325 томов канонов "Ганджур" и "Данжур" и 16 томов сочинения "Юм".
В 1880 году прихожане обратились к губернатору с просьбой перенести деревянные здания двух сумэ, оставшихся на старом месте. Разрешение было выдано 8 июля 1882 года.
20 июня 1891 года дацан посетил цесаревич Николай Александрович, возвращавшийся из кругосветного путешествия[1]. В память о пребывании цесаревича, на месте, где стояла его палатка, в 1897 году было построено сумэ Цаган-Дара Эхэ. Это было деревянное двухэтажное здание, к тому времени бывшее самым большим зданием дацана — длина его стен составляла 14 саженей. В сумэ располагалась школа богословия Чойра.
В начале XX века был построен Джуд-дуган. Деревянное здание располагалось к северу от Цогчена, за оградой монастыря.
Типография дацана[править | править вики-текст]
Типография в дацане возникла, предположительно, во второй половине XIX века. Здесь издавалось 46 наименований книг на тибетском языке и 47 — на монгольском. Кроме книг, типография печатала ксилографические оттиски изображений бурханов и хий морин.
Деревянное здание типографии сохранилось по настоящее время — оно расположено к северо-востоку от ограды монастыря.
Школа тибетской медицины[править | править вики-текст]
В 1911 году в дацан переехал вышедший в отставку 11-й Пандито Хамбо-лама Чойнзон-Доржо Иролтуев. После этого дацан стал крупным центром тибетской медицины. Для лечебницы был построен Мамба-дуган — небольшое деревянное здание, крытое железной кровлей. В первое время в школе было около 50 учеников. В 1920 — 1930-х годах был построен лазарет, здание медицинской школы, а также хозяйственные постройки — амбары, завозни, бани и др. Здания лечебницы были оснащены телефонной связью.
Преподавателей приглашали из Монголии. Лекарственные препараты привозились из Китая и Монголии, заготавливались местные лекарственные травы. В 1926 году из Цугольского дацана в Ацагатский был передан Атлас тибетской медицины.
В середине 1920-х ламы дацана предлагали на базе школы «Мамба» создать республиканскую школу тибетской медицины.
В начале 1930-х годов на Ацагатском аршане (минеральном источнике) строились здания для больниц, планировалось строительство дома для устройства ванны, приобретение жилых домов и перенос их на источник, ремонт ранее сооружённых построек. На территории аршана было несколько двухэтажных домов.
Советский период[править | править вики-текст]
В октябре 1922 года в Ацагатском дацане прошёл первый духовный съезд буддистов двух Бурят-Монгольских автономных областей — Дальневосточной республики и РСФСР. На съезде были приняты: «Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири» и «Устав внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири». Был создан центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии — Центральный духовный совет (ЦДС).
17 декабря 1925 года ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР приняли постановление о проведении в жизнь декрета советской власти об отделении церкви от государства и школы от церкви. В соответствии с этим постановлением вся собственность дацанов переходила к государству. Школа тибетской медицины и ламы были обложены налогами.
Начиная с 1927 года, востоковед и буддолог Е. Е. Обермиллер каждое лето проводил в Ацагатском дацане, где под руководством лам изучал тибетские переводы индийских философских сочинений буддийской традиции и комментарии к ним.
Весной 1933 года рядом с дацаном был образован милицейский совхоз, который начал использовать земли дацана. При совхозе был открыт дом для беспризорников.
15 августа 1936 года Ацагатский дацан был ликвидирован постановлением Улан-Удэнского городского совета. Здания перешли в ведение школы-интерната. Были утрачены два сумэ и Джуд-дуган, разрушены монастырские стены, ступы-субурганы, перестроены здания Цогчена и Чойра-дугана.
Восстановление дацана[править | править вики-текст]
В 1991 году Ацагат посетил Далай-лама XIV. Далай-лама освятил место будущего строительства дацана. В 1992 году дацан был восстановлен. Новое здание построено на другом месте, у склона горы Тамхитын даба. 6 ноября 1992 года была проведена первая служба.
При дацане в 1999 году был открыт дом-музей Агвана Доржиева. 1 марта 1999 года музею был придан статус республиканского государственного музея.(с)