|
ВЕДА Знание; знание Божественного; книга знания; общее имя самой древней индийской священной литературы: Риг Веда, Яджур Веда, Сама Веда и Атхарва Веда, каждая из которых делится на две части - Мантра и Брахмана; термин "Веда" обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг Веды. ВЕДАНТА Конечная цель или кульминация Веды, Упанишад, которая становится видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан (философских школ). Шанкарачарья, великий апостол этой школы и популяризатор ее, был величайшим мистиком и Адептом Индии. ВЕЛИКИЙ ВЕК Древние говорили о нескольких различных "Великих Веках". В Индии он охватывал целую Маха-Манвантару, "Век Брамы", каждый "День" которого представляет Жизненный Цикл Цепи, т. е. охватывает период Семи Кругов (см. "Эзотерический Буддизм" А.П.Синнета). Таким образом, в то время как "День" и "Ночь" длятся - как Манвантара и Пралайа - 8640000000 лет, "Век" продолжается в течение 311040000000 000 лет, после которых Пралайа или расширение Вселенной становится всеобщим. У Египтян и Греков термин "Великий Век" относился только к Тропическому или Звездному году, продолжительность которого 25868 солнечных лет. О полном веке - Веке Богов - они не говорили ничего, ибо это был предмет обсуждения и разглашения только в Мистериях, и только во время Церемоний Посвящения. "Великий Век" Халдеев в численном выражении был такой же, как у Индусов. ВИБХУТИ Божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества. ВИШУДДХА «С чистотой». Пятая чакра, физически представленная щитовидной железой и надглоточным сплетением. Также кантха - (горловая) чакра. В крийя йоге вишуддха считается основной точкой алхимических превращений. Считается, что в ней выделяется тайный эликсир бессмертия (санскр. амрита), который обычно сжигается в манипура чакре. Если обратить этот процесс вспять, старение замедлится. |
|
ВАДЖРАЯНА (в переводе с санскрита — «алмазная колесница»), одно из 3 основных направлений в буддизме наряду с хинаяной («узкой колесницей») и махаяной («великой колесницей»). Часто Ваджраяну рассматривают, как высшую стадию развития махаяны, не выделяя в самостоятельное направление. Для Ваджраяны характерно многообразие форм йогической практики, в её рамках было создано много текстов, вошедших в канон, и ещё больше комментариев к ним, всемирное признание получило исскуство Ваджраяны — иконография, скульптура. Основные концепции Ваджраяны общебуддийские, однако в ней сделан больший упор на возможность достижения состояния будды в течении одной жизни. Этой цели служит йогическая практика, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника. Пантеон Ваджраяны структурно оформлен довольно чётко: будды, бодхисаттвы, пратьекабудды, архаты, идамы, учителя веры, исторические персонажи, самый низший разряд — местные боги, божества, духи, которые наряду с традиционными верованиями и культовой практикой вступали во взаимодействие с идеологической и культовой системой буддизма. Это сообщение отредактировал Incendiary - 16-07-2007 - 19:03 |
|
ВЕНЕРА 1) с астрономической точки зрения - это самая близкая к Земле планета и вторая от Солнца. Ее орбита ближе всего к круговой, среднее расстояние от Солнца 108,2 млн.км, период одного обращения по орбите - 224 дня, диаметр планеты - 12230 км. Для наблюдателя Земли В. отходит от Солнца на 48 град. Поэтому у планеты различают вечернюю и утреннюю видимость и никогда ночную. Плотная атмосфера планеты обладает большим коэффициентом отражения, так что земной наблюдатель видит ее как самую яркую "звезду", сияющую белым, величественно-блестящим светом. 2) Мифы о В.-Афродите передают двойственность ее натуры, олицетворенную двумя божествами Фосфоросом и Гесперосом. Фосфорос является воплощением утренней видимости планеты, когда В. видна перед восходом Солнца, символизирует нежность любовных чувств, покровительствует влюбленным, сопровождая их в брачные покои. Гесперос - вечерняя звезда олицетворяет тихую любовь, основанную на глубинном родстве душ, не окрашенную страстью. В.(Афродита) - любимая дочь Зевса, которой он доверил сердца людей. Говорят, что человек, сердцем которого овладела Венера, может из-за любовной страсти лишиться разума. Предания доносят до нас победу Венеры над воинствующим Марсом. Однако, В. имеет не только два облика, но и две стороны проявления в каждом человеке. Одна - "пенорожденная", олицетворяет чистоту небесной любви. Другая, Пандея, символизирует чувственные влечения. Дневной дом В.- Весы, ночной - Телец. Дух планеты - Ханиель, гений планеты - Анеэль: "Услыши мя, Господи". Число - 3. Карта Таро - Императрица. День недели - Пятница. Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:45 |
Incendiary | |
|
ВАДЖРА — в ведийской и индуистской мифологии — оружие (дубина, палица, "перун") громовержца Индры в его борьбе с асурами. В. описывается обычно как бронзовая ("аяса"), но иногда называется и золотой или сближается со "скалой", "камнем". Согласно эпич. мифу, божественный ремесленник Тваштар изготовил В. для Индры из костей мудреца Дадхичи. В. могла представляться в Ведах в виде диска ("чакра"; отсюда, по-видимому, мифологич. связь с солнцем), но также описывалась как четырехугольная или многогранная; иконография, стабильно представляющая В. в виде симметрич. двустороннего скипетра, считается поздней, но удивляет своей близостью к изображениям "перунов" греческого Зевса. В Ведах В. иногда называют острой, но основное ее кач-во, обыгрываемое эпосом в бесчисл. сравнениях, — сокрушительная мощь удара. Позднее на первый план выдвигается ее прочность, неуничтожимость (отсюда в класс. санскрите В. - алмаз). Заняв со временем место центрального понятия в тантрич. ветви (ваджраяна) северного буддизма, В. (тиб. "дордже") несет эту характеристику прочности, но сохраняет и древнее, восходящее к мифологии Индры значение символа магич. власти над миром.[/B]
|
Incendiary | |
|
ВИШНУ — в "Ригведе" второстепенное солярное божество, младший соратник Индры в битвах с демонами. Тем не менее основному ригведийскому деянию В. — его "трем шагам", охватывающим три сферы мироздания — землю, небо и промежуточное пространство, — свойствен космогонич. характер (см. Tpuвu-крама). В брахманах, где начинается его возвышение, В. отождествляется с жертвой в ее космогонич. аспекте. В эпосе и пуранах В. — верховное полифункциональное божество, к-рому принадлежит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания, - функция, свойственная исключительно ему в тримурти, пуранической триаде богов сложившегося индуизма. Космологич. аспект образа В. связан с восприятием его как Нараяны в мировых изначальных водах; во время периодической гибели вселенной в водах потопа В. возлежит на космическом змее Шеше. Согласно формирующейся в эпосе концепции аватар, наиболее популярными из его антропоморфных воплощений считаются Кришна и Рама, герой "Рамаяны". Мифология В. включает представления о нем как о Мировом Абсолюте и, с другой стороны, как о личностном боге, к к-рому верующие испытывают любовь и влечение (бхакти). По данным иконографии, В. — темно-синего цвета, четырехрукий, на груди у него — знак шриватса и драгоценный камень каустубха, почитаемые вишнуитами; со своей супругой Шри-Лакшми, воплощающей красоту и преуспеяние, он восседает на лотосе; его символ и вахана — небесная птица Гаруда. Повторение тысячи имен В. — одна из важнейших вишнуитских молитв. |
|
ВАХХАБИЗМ — религиозно-политическое течение в суннитском исламе, зародившееся в кон. 18 в. Сторонники В. проповедуют воостановление "чистоты" начального ислама, прежде всего строгого единобожия. Основываясь на Коране и Сунне, не допуская никаких толкований и разъяснений, В. усматривают многобожие (ширк) в различных обычаях, давно допускаемых правоведами. В. отвергают культ пророков, святых, паломничества к святым местам и могилам, порицают суеверия (веру в счастливые и несчастливые дни, приметы, ворожбу), различные нововведения и требуют от мусульман соблюдения аскетического образа жизни. В настоящее время В. является официальной идеологией Саудовской Аравии. В. имеются также в др. странах Аравийского п-ова, в Северной Африке, Индии, Индонезии, Ср.Азии, на Кавказе. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ — один из дванадесятых праздников православной церкви. Отмечается 21 ноября (4 декабря). В его основе лежит церковное предание о введении трехлетней Марии (будущей матери Иисуса Христа) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на востпитание. ВЕРИГИ — кандалы, цепи, оковы, которые носили религиозные аскеты "для укрощения плоти". Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:47 |
|
ВЕТХТЙ ЗАВЕТ — часть Библии, рассматриваемая как священное писание и иудаизмом и христианством. В.З. состоит из памятников др.-евр. литературы 12 - 2 вв. до н.э., написанных на др.евр. и отчасти арамейском языках. Он делится на 3 больших цикла: 1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею; 2) Пророки - несколько древних хроник и собственно пророческих сочинений, принадлежащих или приписываемых народным проповедникам 8-5 вв. до н.э. - Исайе, Иеремии, Иезекилю и 12 "малым пророкам", а также книга Даниила, датируемая 2 в. до н.э.; 3) Писания или Агиографы - собрание текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религ. лирика, сборники афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.) ВИДИМАЯ И НЕВИДИМАЯ ЦЕРКОВЬ — принятое в христианском вероучении деление сообщества верующих на живущих. т.е. пребывающих на земле (видимая церковь) и скончавшихся в истинной вере, т.е пребывающих на небе (невидимая церковь). Объединение между видимой и невидимой церковью достигается, согласно общихристианской догматике, с помощью молитвы, веры и любви, совместно возносимой живущими на земле и пребывающими на небесах. Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:48 |
|
ВИПАССАНА (пали) — высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость. ВИХАРА — в раннем буддизме - место встреч странствующих монахов (сад, парк, пещера), где они проводили время сезона дождей; позднее - монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, построенные разбогатевшими буддийскими общинами. Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:49 |
Incendiary | |
|
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ — религиозные верования и обрядность значительной части населения Индии в 1 тыс. до н.э., получившее письменное закрепление в Ведах (см.), Характерная черта В.р. - обожествление сил и явлений природы. Из В.р. развился брахманизм. ДЕДИЗМ — древнейшая индийская религия, сложившаяся во II тыс. до н. э. после вторжения на территорию И ндии кочевых племён — ариев. Гимны и молитвы ариев составили огромное собрание священных преданий — Веды. Характерная черта В. — обожествление сил природы. Основа ведического культа — жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом. В И. впервые появились концепции сансары (круг бытия) и кармы (закон воздаяния). ВЕЛИКИЙ ПОСТ — период ( 7 недель перед Пасхой), в течение которого верующие-христиане воздерживаются от скоромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.[B] Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:50 |
Shishat | |
|
ВАЙДХИ-БХАКТИ (Vaidhi Bhakti) —Так называется поклонение Богу, особенно когда соблюдается много ритуалов и церемоний. Эти ритуалы очень часто приводят к гипнотическому состоянию. Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:51 |
Shishat | |
|
ВАСАНЫ (Vasanas) —Это привычки или склонности. Например, человек курит. Чем больше он это делает, тем сильнее привязывается к курению. В конце концов он становится заядлым курильщиком. Подобно тому как должно быть преодолено желание курить сигареты, должны быть преодолены и другие вредные привычки, которые привязывают человека к Земле, не только когда он во плоти, но и когда путешествует в астральном мире.
|
Shishat | |
|
ВИДЕХАМУКТИ (Videhamukti) — Это понятие относится к состоянию, пребывая в котором можно добиться освобождения и выйти из тела. Находясь вне тела, можно передвигаться куда угодно со скоростью мысли, но всегда следует помнить, что пребывание в теле дает возможность переживать то, что не доступно за его пределами. Мы приходим на Землю и на другие планеты для того, чтобы воплотиться, попасть в тело, обладающее плотью. При этом мы «получаем уроки», которые не могут быть постигнуты в астральных мирах.
|
Shishat | |
|
ВИДЬЯ (Vidya) — Этот термин просто означает «знание». В нем нет ничего оккультного, ничего необычного. Это всего лишь слово другого языка, употребляемое для выражения самого обычного понятия. Это сообщение отредактировал Shishat - 12-07-2007 - 08:09 |
Shishat | |
|
ВИДЕХА (Videha) — Во время жизни на Земле и в астральном мире мы обычно находимся в состоянии развития, мы все время учимся. Но иногда мы можем выходить из процесса непрерывного обучения, с тем чтобы получить возможность «поразмышлять» о знаниях, которые нам удалось приобрести. Мы можем остановиться и передохнуть от испытаний и трудностей учебы. При этом мы извлекаем из памяти воспоминания, как выносят иногда из чердака старые вещи для того, чтобы посмотреть, что нужно сохранить, а что выбросить. У состарившихся людей часто бывает так называемое «второе детство». Они живут воспоминаниями о прошедшем, живут больше в прошлом, чем в настоящем. Они способны перевести стрелки своих внутренних часов назад и снова увидеть все события своей долгой жизни. Словом видеха иногда называют дэв, которые являются людьми, добившимися освобождения от перевоплощений. |
Shishat | |
|
ВИКАЛЬПА (Vikalpa) — Это один из пяти видов идей, которые существуют в нижнем уме. Викалъпа — это форма воображения. Нечто может существовать у нас «в уме», оно может казаться очень реальным для нас. Это и есть викалъпа. ВИПАРЬЯ (Viparyayas) — Это мысли, которые приходят в голову и тут же распознаются как ложная информация, исходящая из подсознания. В качестве иллюстрации можно рассмотреть следующий пример. Предположим, что поступает сообщение о том, что улицы Лондона вымощены золотом. Такое сообщение немедленно распознается как ложная информация. |
Incendiary | |
|
ВАЙБХАШИКА - Одна из крупнейших школ буддизма хинаяны. Первоначально носила название сарвастивада, позднее иногда называлась муласарвастивада. Близка к тхераваде, то есть раннему буддизму. Основа воззрений вайбхашики - учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны. ВАЙШЕШИКА - Санскр. от вишеша - различие, особенность - древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:52 |
Shishat | |
|
ВРИТТИ (Vritti) — Это мыслительная волна в уме, которая кружит и кружит вокруг чего-то, подобно водовороту. Вритти приводит человека в состояние смущения, которое длится до тех пор, пока он не предпримет каких-либо мер. Это не прямая мысль, которая приходит и уходит. Напротив, эта мысль упорно продолжает существовать, пока не будут выполнены определенные действия. ВУ-ШИН (Wu-Shing) — Это китайское слово для обозначения пяти стихий. К ним относятся: 1. Земля. 2. Огонь. 3. Металл. 4. Вода. 5. Дерево. подправил опечатку Это сообщение отредактировал Babylon Whoreman - 12-07-2007 - 08:28 |
Incendiary | |
|
ВИККА - Новая религия, представляющая из себя смесь шаманизма и колдовства. Создана Селеной Фокс в США, штат Висконсин. Культовая практика предполагает инициацию, которая считается переломным моментом в жизни человека. ВИРАКОЧА - ""Тот, кому нет равных"" - великий бог в религии инков. Метафизика Виракочи очень сложна. Он является творцом всего природного и общественного порядка. Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:53 |
|
ВУЛЬГАТА ВУЛЬГАТА (Vulgata versio), латинский перевод Священного Писания бл. Иеронима, в разное время дополненный и исправленный. Тридентский собор (1546) утвердил его, и он вошел во всеобщее употребление на Западе. Впервые Вульгата издана при Сиксте V под заглавием "Biblia sacra vulgatae editionis" (Рим, 1590); затем сличалась и переиздавалась Григорием XIV, Климентом VIII и др. ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР Проходил в 1962-1965 гг. Римско-Католической Церковью считается XXI Вселенским Собором. II Ватиканский Собор по праву считается самым значительным и выдающимся событием в истории Римско-Католической Церкви Новейшего времени. Собор был созван по инициативе папы Иоанна XXIII с целью устранить противоречие между доктриной католицизма, церковно-иерархической структурой, традициями Церкви и реальностями современного мира, чтобы "Церковь показала себя способной разрешать проблемы нашего времени". О своем намерении созвать Собор Иоанн XXIII объявил еще в 1959 г. и 17 мая того же года назначил первую комиссию по его подготовке. Папа призвал всех епископов Католической Церкви, монашеские ордена и университеты внести свои предложения по повестке дня Собора и по проблемам, подлежащим соборному обсуждению. 5 июня 1960 г. Иоанн XXIII по своей инициативе создал Центральную подготовительную комиссию Собора и подчинил ей 10 рабочих комиссий и 2 секретариата, в задачу которых входила разработка проекта решений Собора с учетом мнений, высказанных в поступающих предложениях. Под строгим контролем Римской курии эти комиссии составили 73 проекта решений Собора, которые затем были одобрены Центральной комиссией. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВА. Иисус Христос неоднакратно говорил о Своем втором пришествии на землю (Мф. 16:27; 24:27; 25:31; Мк. 8:38; Лк. 12:40), о нем ясно учат и апостолы (1 Ин. 2:28; 1 Кор. 4:5; 1 Фес. 5:2-6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена и вошло почти во все древние символы. По ясным указаниям Св. Писания, Церковь второе пришествие Христа признает чувственным и не смешивает, как делают иногда рационалистические толкователи, с какими-нибудь чрезвычайными, но тем не менее невидимыми посещениями Божиями Церкви. По словам Иисуса Христа, второе Его пришествие и будет видимо всеми как внешнее (Мф. 24:30; Мк. 13:26; Лк. 21:27). Иисус Христос придет на землю так же видимо, как видимо вознесся на небо пред своими учениками (Деян. 1:11). Второе пришествие Иисуса Христа будет славным: Он явится не уничиженным сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окруженный ангелами, служащими Ему (Мф. 24:30, 16:27, Мк. 8:38, 1 Фес. 4:16 и проч.). Это славное пришествие будет в то же время страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир. Иисус Христос и апостолы не только не указывают определенно день и час второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности для человека знать это (Мф. 24:36; Деян. 1:6-7; 2 Петр. 3:10 и др.). Впрочем, они указали некоторые признаки этого времени, как то: распространение проповеди евангельской по всему миру, всем народам (Мф. 24:14), оскудение веры и любви к людям (Лк. 18:8; Мф. 24:12) и явление Антихриста. Брань Антихриста с Церковью Христовой, по отеческому учению, будет продолжаться три с половиной года и с окончанием этого времени совпадет пришествие Христово. ВАДЖРАЯНА Одно из главных направлений махаяны и буддизма в целом (санскр. "алмазная колесница"). Другое название ваджраяны - тантра (санскр. "непрерывность", "поток"). К концу I тысячелетия н. э. ваджраяна стала доминирующей формой индийского буддизма, а в различные исторические периоды получила распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае и Японии. Но господствующее положение ваджраяна заняла в Тибете, где она считается венцом учения Будды. Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:55 |
|
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, всенощная, церковное богослужение суточного круга, совершаемое на воскресенья и великие праздники. Всенощное бдение состоит из вечерни утрени и часа первого или из великого повечерия и утрени; между ними по уставу полагается чтение из синаксаря, Деяний апостольских или писаний святых отцов. Круг суточного богослужения происхождением своим обязан стремлению отмечать молитвой главные периоды дня: вечер, ночь, утро и полдень. Обычай этот, свойственный иудейству, был усвоен и развит христианством. В IV веке части всенощного бдения уже имеются налицо. Благоприятную почву для своего развития всенощное бдение нашло в монастырях, где оно продолжалось всю ночь с небольшими перерывами, иногда для вкушения пищи. На праздничных всенощных бдениях бывает благословение хлебов (просфор), пшеницы, вина, елея - пережиток упомянутых трапез. В году 52 воскресных всенощных бдения и 16 праздничных. ВОДООСВЯЩЕНИЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ или водосвятие (на древнерусском яз. водокрещение), название церковного обряда, восходящего к глубокой христианской древности. Троекратным освящением креста, при соответственном молитвословии и пении, призывается на воду благословение Божие. Восточная церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое водоосвящение бывает в навечерие праздника Богоявления и в самый день Богоявления, по окончании обедни. Вода освящается обыкновенно в реке, источнике или, за их отсутствием, в озере или колодце, куда и направляется процессия, известная под именем хода на Иордан. Малое водоосвящение совершается 1 августа на источниках и водохранилищах и в день Преполовения, в дни храмовых праздников, перед началом литургии, а также во всякое время и везде по желанию верующих, причем обычно водосвятию предшествует молебен. ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (Нарендранатх Датта) Свами Вивекананда (Нарендранатх Датта) родился в Калькутте в 1863 году в семье адвоката. Получил образование в одном из английских миссионерских колледжей. Он был учеником великого индийского мистика Рамакришны и последовательным продолжателем его учения. Возникла идея создания монашеского ордена, который в отличие от традиционных индусских орденов занимался бы и филантропической деятельностью. В 1893 он отправился в США на Всемирный конгресс религий, чтобы провозгласить на весь мир идею о единстве религий и привлечь внимание ученых и религиозных деятелей к индийской культуре и к родной стране. Посетил Вивекананда и Европу. Он вернулся в Индию в 1896 году и реализовал свою мечту о создании нового монашеского ордена, назвав его в честь учителя v Миссия Рамакришны. После новой поездки в США и Европу, где он создал ряд филиалов Миссии, Вивекананда вернулся в Индию и поселился в Белуре. Он скончался в 1902 году во время паломничества на Гималаи. Ему было 39 лет. ВЕЧЕРНЯ ВЕЧЕРНЯ, совершаемая в вечерние часы церковная служба, чин которой установлен в первые времена христианства. Ей предшествует чтение девятого часа; начинается 103 псалмом, прославляющим величие Творца. Затем следует великая ектенья, чтение очередной кафизмы Псалтири, пение 140 и 141 псалмов ("Господи воззвах"), причем присовокупляются "стихиры" - песни в честь воспоминаемого события или святого. После стихир поется вечерняя песнь "Свете тихий", прокимен и т.д. Заканчивается вечерня сугубой ектенией и отпустом. К вечерней присоединяется "малое повечерие". От обыкновенной вечерни отличаются: 1) Великая вечерня - накануне больших праздников. Расположение службы то же, только после великой ектинии поются первые три псалма первой кафизмы, после стихир - малый вход, за прокимном следует чтение паремии, затем сугубая ектения. Молитва "Ныне отпущаеши раба Твоего" (Симеона Богоприимца) читается перед отпустом. Великая вечерня совершается в Светлую седмицу каждодневно, только без кафизмы и паремии. Великая вечерня соединяется иногда с утренец, называясь тогда "всенощным бдением", и в этом случае служится прежде нее. 2) Вечерня малая - сокращение обыкновенной вечерни, без ектинии и кафизмы. Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:57 |
|
ВЕНЧАНИЕ ВЕНЧАНИЕ, религиозная церемония при заключении брака у христиан. Древней церковью брак рассматривался как таинство независимо от того, сопутствовал ли ему церковный обряд венчания. Сущесвтенным моментом признавалось выражение женихом и невестой согласия на супружескую жизнь. Эту точку зрения удержало католичество. В Православной русской церкви венчание считается единственной формой заключения брака. "Брак во всех вероисповеданиях, терпимых в Российской империи, не исключая магометан, евреев, ламаитов и язычников, признается законным, когда оный совершен по обрядам их веры и по установленным правилам" (Свод законов Росс. империи, т.10, ч.1, ст. 1113). В древней Руси венчание было формой заключения брака у верхнего слоя народа и медленно, лишь после борьбы, проникло в низы (конец XVII в.). Венчанию в православной церкви предшествуют "обыск" и "оглашение", имеющие целью выяснить, нет ли препятствий к браку. Само венчание должно происходить в храме. Вне храма оно допускается лишь с разрешения епархиального архиерея. При венчании требуется непременное присутствие самих брачующихся. Венчание не может совершаться во время поста, накануне постных дней и определенных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. В 1775 году обручение отделялось от венчания более или менее значительным промежутком времени. Разрыв сговора после обручения умалял значение последнего; вследствие этого обручение и венчание стали совершать в одно время. Во время обручения священник спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им кольца. Венчание состоит из молитвословий, чтения Апостола (Еф. 5:20-33) и Евангелия (Ин. 2:1-11). Во время совершения таинства брака на жениха и невесту возлагаются брачные венцы, давшие и самому таинству название "Венчание". Значение венцов объясняет св. Иоанн Златоуст (9 беседа на I Тим.): "Венцы полагаются на брачующихся в знамение победы, для того чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу". По мысли Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление той власти над тварями, которой были облечены Адам и Ева, когда Бог изрекал им брачное благословение: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" и т.д. (Быт. 1:28). ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА Великомученик и Великомученица. Так христианская церковь называет страдальцев и страдалиц, претерпевших за Христа особенно тяжкие и продолжительные муки. Служба, в их честь совершаемая, обставляется особенной торжественностью. ВЕЛЕС Бог охоты и скотоводства, "скотий бог", олицетворение хозяйской мудрости - один из древнейших языческих богов у древних славян. Изображался в виде медведя, позднее - в виде бородатого, волосатого (волохатого) старца. Его имени созвучно и название языческого жреца - "волхв", то есть "волохатый": первые волхвы рядились в медвежьи шкуры. В раннем своем воплощении Велес считался звериным богом и принимал облик медведя. Он был покровителем охотничьей добычи, "богом мертвого зверя". В языческом календаре были Велесовы дни, которые отмечались как праздник пробуждения медведя. ВАХХАБИЗМ Религиозно-политическое движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703-04 г. в деревне Эль-Уйайна в семье шариатского судьи (кади), получил религиозное образование, в юные годы много путешествовал по Аравии и соседним странам, затем начал проповедь своего учения. Основой его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей. Это сообщение отредактировал Nika-hl - 31-01-2008 - 10:59 |
|
ВИРСАВИЯ (кладезь клятвы), ибо тут оба они, т.е. Авраам и Авимелех, царь Филистимский, клялись (Быт 21:31). Впервые так назывался кладезь, близ которого долгое время жительствовал Авраам (Быт 21:33), а после него Исаак (Быт 26:32-33). Впоследствии же здесь образовался значительный город, удержавший за собою означенное название; был он в 20 англ. милях от Хеврона к ю., на южной границе земли Ханаанской, тогда как Дан находился на северной границе. Отсюда выражение от Дана до Вирсавии (Суд 20:1) обозначало все пространство страны в длину, равно как выражение от Вирсавии до горы Ефремовой указывало на всю длину пространства царства Иудейского. Город находился в колене Иудином, а с течением времени отошел в состав колена Симеонова (Нав 15:28, 19:2). В Вирсавии жили и были судьями сыновья Самуила (1Цар 8:2), а в позднейшие времена этот город предался идолопоклонству (Амос. 5:5, 8:14). Новейшие путешественники, как например Робинсон, нашли несколько колодцев близ предполагаемого местоположения древней Вирсавии, по свидетельству Робинсона, с превосходной водой более чем в 50 фут. Глубины. Название Вирсавии сохранилось в Арабском наименовании одного селения: "Бир-Эс-Себа" - колодезь льва, или колодезь семи. Некоторые из колодцев Бир-Эс-Себа окружены каменными водопоями для верблюдов и стад, которые несомненно некогда паслись на близь лежащих холмах. Эта местность вызывает много трогательных воспоминаний о временах глубокой древности, и воображению путешественников невольно рисуются шатры, стада и простой образ жизни ветхозаветных патриархов. ВИРСАВИЯ (дочь клятвы; 2Цар 11:3) - дочь Элиама и жена Урия Хеттеянина. Она именуется также дочерью Аммиила (1Пар 3:5). Давид совершил с нею грех прелюбодеяния, и, в наказание за грех, дитя родившееся от нее на седьмой день умерло (2Цар 12:18). За тем Давид женился на ней и она родила ему Соломона (2Цар 12:24, Мф 1:6) и еще трех сыновей (1Пар 3:5). Ее влияние на Давида, по-видимому, было очень велико, так что она побудила его провозгласить старшего сына своего Соломона царем (3Цар 1:34). За тем она главным образом содействовала к уничтожению покушения Адонии на занятие престола Давидова (3Цар 1:11-23). Это сообщение отредактировал Nika-hl - 13-01-2008 - 11:11 |
|
ВАЙБХАШИКА Одна из крупнейших школ буддизма хинаяны. Первоначально носила название сарвастивада, позднее иногда называлась муласарвастивада. Близка к тхераваде, то есть раннему буддизму. Основа воззрений вайбхашики - учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и ВАЙШЕШИКА Санскр. от вишеша - различие, особенность - древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. ВАЙБХАШИКА Одна из крупнейших школ буддизма хинаяны. Первоначально носила название сарвастивада, позднее иногда называлась муласарвастивада. Близка к тхераваде, то есть раннему буддизму. ВАЛЬДЕНСЫ Христианская ересь раннего средневековья. Основатель движения вальденсов - Пьер Вальдо - создал в 1176 общину, члены которой называли себя "совершенными". Движение распространилось в XII веке среди крепостных крестьян и ремесленников Франции. ВАСИЛЬЕВЦЫ Одна из групп Истинно православных христиан. ВАРУНА Один из наиболее почитаемых богов ведического пантеона. ВАТТАРАИ СИНТО Одна из школ синтоизма. Сформировалось в результате стремления к очищению синтоизма от влияния буддизма. |
|
ВЕДИЗМ Религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования хинду-самая. Развивалась преимещуственно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии до н.э. Носителями ведийской религии являлись индоарийские племена, распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада Индостана. Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды. Основа ведического культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние части Вед. ВЕДЫ Веды (санскр. - знание), совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском языке, созданные примерно с II тысячелетия до н.э. до VI века н.э. Веды образуют ядро священного канона индуизма. ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ Наиболее важные праздники русской православной церкви. К ним относятся: Двунадесятые праздники: Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи) Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе) Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов).. ВЕЛЬЗЕВУЛ (Веельзевул) В Новом завете имя главы демонов. |
|
ВЕНДИДАД (Видэвдат) Часть Авесты - Кодекс против дэвов. ВЕНЕЦ Рис.Е.Макаровой В христианстве короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания. ВЕРХНИЙ ЕГИПЕТ Царство, образовавшееся на рубеже IV - III тысячелетия до н.э. на севере Египта из разрозненных мелких княжеств. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - КАНОН СЕПТУАГИНТА Согласно Септуагинте, Ветхий завет состоит из составляющих: Пять книг Моисеевых, или Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), Иисус Навин, книга Судей , I и II книги Самуила, I и II книги Царей, Исаия, Иеремия, Иезекиль и 12 "малых пророков", Псалмы, Притчи Соломоновы, книга Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст (Когелет), Есфирь, Даниил, Неемия, I и II книги Хроник, Товит, Юдифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Варуха, Послание Иеремии, I, II и III книги Эздры, I, II и III книги Маккиавейских. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - МАСОРЕТСКИЙ КАНОН Согласно масоретскому канону, Ветхий завет состоит из трех отделов: 1. Пятикнижие Пять( книг Моисеевых, или Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) 2. Пророки: Иисус Навин, книга Судей , I и II книги Самуила, I и II книги Царей, Исаия, Иеремия, Иезекиль и 12 "малых пророков" 3. Писания: Псалмы, Притчи Соломоновы, книга Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст (Когелет), Есфирь, Даниил, Эзра, Неемия, I и II книги Хроник. |
Рекомендуем почитать также топики: "К" "Ж" "Я" Словарь иудаизма "О" |