134А | |
|
Она многим выделяется из привычного ряда персонажей наших сказок. Заимствована из фольклора, но известна из авторских произведений. Причём и фольклор, и Бажов - русские, а она - нет. Она не "хорошая" и не "плохая", как в жизни и бывает. Красивая, умная и при том с чувством юмора у неё всё в порядке. Описана кратко, но ёмко и так рельефно, что кажется - Бажов отталкивался от собственного идеала женщины. И в то же время в описании много недосказанного, что дополнительно будоражит фантазию. Откуда она взялась? Она таки исходно человек или ящерица? Почему не известно её имя? Какова её необычная каменная физиология? Если есть свои соображения, прошу высказываться. |
Georgy64 | |
|
«Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало». |
134А | |
|
Да! А ближе всего к бажовскому описанию, я думаю, именно первая скульптурка. У меня есть своего изготовления скульптурка в 72 масштабе. Прозвучит странно - но это к моим самолётам. Свои иллюстрации с Хозяйкой тоже выложу. |
2V0D0V9 | |
|
(Тушка134 @ 24.01.2014 - время: 13:02).... Прозвучит странно - но это к моим самолётам.... ...в смысле? |
Hannusia | |
|
(Тушка134 @ 24.01.2014 - время: 11:21)Она многим выделяется из привычного ряда персонажей наших сказок. Всё правильно. Она - нерусская, ибо те земли изначально не русские. Русский фольклор вырос там, как побег из чужого зерна на местной ниве. А Бажов лишь упорядочил информацию и наделил героиню чертами своего женского идеала. Человек она исходно, не ящерица... |
134А | |
|
(2V0D0V9 @ 24.01.2014 - время: 15:01) (Тушка134 @ 24.01.2014 - время: 13:02) .... Прозвучит странно - но это к моим самолётам.... ...в смысле? Я фанатка авиации и строю эксклюзивные авиамодели. Хозяюшка рядом с ними стоит, как контраст земного к небесному. |
134А | |
|
(Hannusia @ 24.01.2014 - время: 15:09)Всё правильно. Она - нерусская, ибо те земли изначально не русские. Русский фольклор вырос там, как побег из чужого зерна на местной ниве. А Бажов лишь упорядочил информацию и наделил героиню чертами своего женского идеала. Она из каких - то угро - финнов, которые у Бажова названы "старыми людьми". Кстати, у Бажова Хозяйка и Азовка - разные личности, а в фольклоре - нет. Если прочитать не сказы, а исторический очерк Бажова "У старого рудника", то мы видим следующее: она совершила какую - то ошибку (в другом источнике - показала земельное богатство чужакам, то есть видимо русским). И за это была оставлена его стеречь, в то время как весь её народ похоронил себя заживо. Очевидно, похоронена была и она, ибо она каменная, то есть заживо фоссилизированная. Это насчёт человеческой составляющей. Но что касается ящерицы... Ящерицы намного древнее людей. Может, она равноправный синтез того и другого? |
killvinski | |
|
(Hannusia @ 24.01.2014 - время: 15:09)Если есть свои соображения, прошу высказываться.[/QUOTE] Всё правильно. Она - нерусская, ибо те земли изначально не русские. Русский фольклор вырос там, как побег из чужого зерна на местной ниве. А Бажов лишь упорядочил информацию и наделил героиню чертами своего женского идеала. Полностью согласен. |
Macek | |
|
Ну это сказка или легенда?
|
134А | |
|
Смотря что Вы понимаете под сказкой и легендой.
|
wff | |
|
В тех местах по приданиям жила "чудь белоглазая" или "дивьи люди" вот из них и происходила хозяйка.
|
wff | |
|
Существует гипотеза, что легендарная Хозяйка Медной горы — это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет клеймилась полевская медь.
|
134А | |
|
(wff @ 12.03.2014 - время: 13:02)В тех местах по приданиям жила "чудь белоглазая" или "дивьи люди" вот из них и происходила хозяйка. Да! |
134А | |
|
(wff @ 12.03.2014 - время: 13:45)Существует гипотеза, что легендарная Хозяйка Медной горы — это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет клеймилась полевская медь. А вот это маловероятно, ибо полевская медь (и чугун) клеймилась не Венерой, а цаплей. Да и не знаем мы, когда и кем именно до Бажова был создан образ Хозяйки, были ли авторы знакомы с Венерой. |
Деед | |
|
(Hannusia @ 24.01.2014 - время: 15:09) (Тушка134 @ 24.01.2014 - время: 11:21) Она многим выделяется из привычного ряда персонажей наших сказок. Всё правильно. Она - нерусская, ибо те земли изначально не русские. Русский фольклор вырос там, как побег из чужого зерна на местной ниве. А Бажов лишь упорядочил информацию и наделил героиню чертами своего женского идеала. Ермак Тимофеич зря Сибирь у Татар отбил. Политкоректно? Иван Грозный не брал Казани.......... она сама отдалась. Урал Катя вааще типа Морозову подарила. Потемкин- таврический у турков закурить попросил. Патриотизм хороше, нациков на гиляку. |
Деед | |
|
(Тушка134 @ 15.03.2014 - время: 21:53) (wff @ 12.03.2014 - время: 13:45) Существует гипотеза, что легендарная Хозяйка Медной горы — это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет клеймилась полевская медь. А вот это маловероятно, ибо полевская медь (и чугун) клеймилась не Венерой, а цаплей. Да и не знаем мы, когда и кем именно до Бажова был создан образ Хозяйки, были ли авторы знакомы с Венерой. Кринцы с цаплей видел в Оловянной, в музее. Если это цапля))) Правда, на портвейн , похоже. |
134А | |
|
(Деед @ 25.05.2014 - время: 12:47)Кринцы с цаплей видел в Оловянной, в музее. Если это цапля))) Правда, на портвейн , похоже. Не знаю, что именно Вы видели - но у Турчанинова была эмблемой цапля, держащая в лапе камень. Как символ его бдительности, проявившейся в защите заводов от пугачёвцев (за что Екатерина пожаловала ему дворянское звание). |
Деед | |
|
Ржавые металлические диски. Размером с пол ведра. Внизу сплошные, сверху губчатые, как пемза. Килограм под тридцать. Клеймо на боку. Похоже на этикетку молдавского портвейна или коньяка Фрага, Белый аист. Экскурсовод говорила, что такие железки (крынцы, кринцы?) продавали для дальнейшей переработки. Южноуральская хозяйка любила пропустить))). Это сообщение отредактировал Деед - 27-05-2014 - 12:48 |
134А | |
|
(Деед @ 27.05.2014 - время: 12:43)Ржавые металлические диски. Размером с пол ведра. Внизу сплошные, сверху губчатые, как пемза. Килограм под тридцать. Клеймо на боку. Похоже на этикетку молдавского портвейна или коньяка Фрага, Белый аист. Экскурсовод говорила, что такие железки (крынцы, кринцы?) продавали для дальнейшей переработки. Южноуральская хозяйка любила пропустить))). Странно. Вроде у Турчанинова стоящая цапля была. Может, его наследники изменили. |
Marinw | |
|
Руду и камни на Урале добывали только мужчины женщина для них и была как судьба
|
134А | |
|
(Marinw @ 29.05.2014 - время: 02:07)Руду и камни на Урале добывали только мужчины женщина для них и была как судьба В "Горном мастере" у Бажова, что примечательно, Хозяйка показывается Катерине после того, как Катерина берётся за это мужское дело. Сложно представить, чтобы Катерина продолжала заниматься каменной поделкой после возвращения Данилы. |
Marinw | |
|
А вот еще Хозяйка... |
134А | |
|
(Marinw @ 29.05.2014 - время: 14:55)А вот еще Хозяйка... С первым изделием я не согласна, поскольку по тексту она брюнетка. |
Marinw | |
|
Ее называют еще Малахитница, Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, а в мужском варианте – Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. Все эти персонажи горнорабочего фольклора являются хранителями богатств горных недр. Хозяйка – хранительница драгоценных пород и камней. Предстает перед людьми как в образе прекрасной женщины, так и ящерицей в короне. Википедия утверждает, что «это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь». http://www.litcetera.net/forum/112-1182-1 Среди хребтов могучего Урала Есть Медная гора. Её Хозяйка Уж много лет богатство стережёт От слишком жадных и лихих людей. Надменна, своевольна и горда Горы уральской строгая Хозяйка. Худому - горе встреча с ней сулит, И доброму она порой не в радость. Но ходит слух, что каменная девка Не так уж каменна, и часто по весне На Красногорском руднике вздыхает: Рудничного с улыбкой отпустила, Шкатулку подарила на прощанье И после пособила, чем могла. ...А капли слёз застыли изумрудом. http://www.my-works.org/text_103275.html |
134А | |
|
(Marinw @ 29.05.2014 - время: 18:57)Ее называют еще Малахитница, Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, а в мужском варианте – Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. Все эти персонажи горнорабочего фольклора являются хранителями богатств горных недр. Хозяйка – хранительница драгоценных пород и камней. Предстает перед людьми как в образе прекрасной женщины, так и ящерицей в короне. Примечательно, что Бажов Разделил Хозяйку и Азовку! Про Азовку у него сказ "Дорогое имечко", она совсем другая! Что же до ящерицы В КОРОНЕ, то это исключительно нововведение создателей фильма "Каменный цветок" 1946 года, впоследствии растиражированное! У Бажова никакая корона не упоминается. А вот моё стихотворение про неё. Современность глазами Бажова и Олейникова Девушка из камня С чёрною косой Плачет о недавнем Горькою слезой. Было в жизни это, Было, но вчера – Ярких самоцветов Полная гора. И необычайные Там цвели мечты – Поделиться тайною Чистой красоты. Но с другим, к голубке, К ней пришли в свой срок – Растоптали хрупкий Каменный цветок. Технику пригнали, Сделали шурфы, Шахтами пожрали Всё нутро горы… Там, где малахита Почечки росли – Всё стоит забыто В ранах у Земли. Где когда-то Медная Высилась гора, Нынче только бедная Чёрная дыра. Долго горем выстрадать Из зелёных глаз Изумруды чистые Для весёлых нас… Тяжка память вечная Вечно молодой – Лучше боль сердечную Схоронить с собой. Так беги по камушкам На рудник вода – Не пойти Хозяюшке Больше никуда |
Рекомендуем почитать также топики: Пятница 13-е Русалки, домовые Мифы и легенды о воде Хозяйка Медной Горы Конкурс! "Взгляд на будущее". |