Дионео | |
|
Сегодня 24-го мая исполнилось бы 70 лет великому русскому поэту ХХ века Иосифу Александровичу Бродскому. Всем, кому дорого творчество этого ярчайшего представителя русской литературы, предлагаю отметиться в этой теме. |
PamellaSM | |
|
И вечный бой. Покой нам только снится. И пусть ничто не потревожит сны. Седая ночь, и дремлющие птицы качаются от синей тишины. И вечный бой. Атаки на рассвете. И пули, разучившиеся петь, кричали нам, что есть еще Бессмертье... ... А мы хотели просто уцелеть. Простите нас. Мы до конца кипели, и мир воспринимали, как бруствер. Сердца рвались, метались и храпели, как лошади, попав под артобстрел. ...Скажите... там... чтоб больше не будили. Пускай ничто не потревожит сны. ...Что из того, что мы не победили, что из того, что не вернулись мы?.. |
VIRTushka | |
|
Бродский для меня - звезда. Люблю его творчество, давно и насовсем. Меня упрекали во всем, окромя погоды, и сам я грозил себе часто суровой мздой. Но скоро, как говорят, я сниму погоны и стану просто одной звездой. Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба и прятаться в облако, слыша гром, не видя, как войско под натиском ширпотреба бежит, преследуемо пером. Когда вокруг больше нету того, что было, не важно, берут вас в кольцо или это - блиц. Так школьник, увидев однажды во сне чернила, готов к умноженью лучше иных таблиц. И если за скорость света не ждешь спасибо, то общего, может, небытия броня ценит попытки ее превращенья в сито и за отверстие поблагодарит меня. |
JFK2006 | |
|
Представление Михаилу Николаеву Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела! Эта местность мне знакома, как окраина Китая! Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела. Многоточие шинели. Вместо мозга - запятая. Вместо горла - темный вечер. Вместо буркал - знак деленья. Вот и вышел человечек, представитель населенья. Вот и вышел гражданин, достающий из штанин. "А почем та радиола?" "Кто такой Савонарола?" "Вероятно, сокращенье". "Где сортир, прошу прощенья?" Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах - папироса. В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром. И нарезанные косо, как полтавская, колеса с выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром оживляют скатерть снега, полустанки и развилки обдавая содержимым опрокинутой бутылки. Прячась в логово свое волки воют "E-мое". "Жизнь - она как лотерея". "Вышла замуж за еврея". "Довели страну до ручки". "Дай червонец до получки". Входит Гоголь в бескозырке, рядом с ним - меццо-сопрано. В продуктовом - кот наплакал; бродят крысы, бакалея. Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюках из барана превращается в тирана на трибуне мавзолея. Говорят лихие люди, что внутри, разочарован под конец, как фиш на блюде, труп лежит нафарширован. Хорошо, утратив речь, Встать с винтовкой гроб стеречь. "Не смотри в глаза мне, дева: все равно пойдешь налево". "У попа была собака". "Оба умерли от рака". Входит Лев Толстой в пижаме, всюду - Ясная Поляна. (Бродят парубки с ножами, пахнет шипром с комсомолом.) Он - предшественник Тарзана: самописка - как лиана, взад-вперед летают ядра над французским частоколом. Се - великий сын России, хоть и правящего класса! Муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо. Чудо-юдо: нежный граф Превратился в книжный шкаф! "Приучил ее к минету". "Что за шум, а драки нету?" "Крыл последними словами". "Кто последний? Я за вами". Входит пара Александров под конвоем Николаши. Говорят "Какая лажа" или "Сладкое повидло". По Европе бродят нары в тщетных поисках параши, натыкаясь повсеместно на застенчивое быдло. Размышляя о причале, по волнам плывет "Аврора", чтобы выпалить в начале непрерывного террора. Ой ты, участь корабля: скажешь "пли!" - ответят "бля!" "Сочетался с нею браком". "Все равно поставлю раком". "Эх, Цусима-Хиросима! Жить совсем невыносимо". Входят Герцен с Огаревым, воробьи щебечут в рощах. Что звучит в момент обхвата как наречие чужбины. Лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик. Глянь - набрякшие, как вата из нескромныя ложбины, размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре. Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре. Ветер свищет. Выпь кричит. Дятел ворону стучит. "Говорят, открылся Пленум". "Врезал ей меж глаз поленом". "Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый". Входит Сталин с Джугашвили, между ними вышла ссора. Быстро целятся друг в друга, нажимают на собачку, и дымящаяся трубка... Так, по мысли режиссера, и погиб Отец Народов, в день выкуривавший пачку. И стоят хребты Кавказа как в почетном карауле. Из коричневого глаза бьет ключом Напареули. Друг-кунак вонзает клык в недоеденный шашлык. "Ты смотрел Дерсу Узала?" "Я тебе не все сказала". "Раз чучмек, то верит в Будду". "Сукой будешь?" "Сукой буду". Входит с криком Заграница, с запрещенным полушарьем и с торчащим из кармана горизонтом, что опошлен. Обзывает Ермолая Фредериком или Шарлем, Придирается к закону, кипятится из-за пошлин, восклицая: "Как живете!" И смущают глянцем плоти Рафаэль с Буанаротти - ни черта на обороте. Пролетарии всех стран Маршируют в ресторан. "В этих шкарах ты как янки". "Я сломал ее по пьянке". "Был всю жизнь простым рабочим". "Между прочим, все мы дрочим". Входят Мысли О Грядущем, в гимнастерках цвета хаки. Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом. Они пляшут и танцуют: "Мы вояки-забияки! Русский с немцем лягут рядом; например, под Сталинградом". И, как вдовые Матрены, глухо воют циклотроны. В Министерстве Обороны громко каркают вороны. Входишь в спальню - вот те на: на подушке - ордена. "Где яйцо, там - сковородка". "Говорят, что скоро водка снова будет по рублю". "Мам, я папу не люблю". Входит некто православный, говорит: "Теперь я - главный. У меня в душе Жар-птица и тоска по государю. Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной. Дайте мне перекреститься, а не то - в лицо ударю. Хуже порчи и лишая - мыслей западных зараза. Пой, гармошка, заглушая саксофон - исчадье джаза". И лобзают образа с плачем жертвы обреза... "Мне - бифштекс по-режиссерски". "Бурлаки в Североморске тянут крейсер бечевой, исхудав от лучевой". Входят Мысли О Минувшем, все одеты как попало, с предпочтеньем к чернобурым. На классической латыни и вполголоса по-русски произносят: "Все пропало, а) фокстрот под абажуром, черно-белые святыни; б) икра, севрюга, жито; в) красавицыны бели. Но - не хватит алфавита. И младенец в колыбели, слыша "баюшки-баю", отвечает: "мать твою!"". "Влез рукой в шахну, знакомясь". "Подмахну - и в Сочи". "Помесь лейкоцита с антрацитом называется Коцитом". Входят строем пионеры, кто - с моделью из фанеры, кто - с написанным вручную содержательным доносом. С того света, как химеры, палачи-пенсионеры одобрительно кивают им, задорным и курносым, что врубают "Русский бальный" и вбегают в избу к тяте выгнать тятю из двуспальной, где их сделали, кровати. Что попишешь? Молодежь. Не задушишь, не убьешь. "Харкнул в суп, чтоб скрыть досаду". "Я с ним рядом срать не сяду". "А моя, как та мадонна, не желает без гондона". Входит Лебедь с Отраженьем в круглом зеркале, в котором взвод берез идет вприсядку, первой скрипке корча рожи. Пылкий мэтр с воображеньем, распаленным гренадером, только робкого десятку, рвет когтями бархат ложи. Дождь идет. Собака лает. Свесясь с печки, дрянь косая с голым задом донимает инвалида, гвоздь кусая: "Инвалид, а инвалид. У меня внутри болит". "Ляжем в гроб, хоть час не пробил!" "Это - сука или кобель?" "Склока следствия с причиной прекращается с кончиной". Входит Мусор с криком: "Хватит!" Прокурор скулу квадратит. Дверь в пещеру гражданина не нуждается в "сезаме". То ли правнук, то ли прадед в рудных недрах тачку катит, обливаясь щедрым недрам в масть кристальными слезами. И за смертною чертою, лунным блеском залитою, челюсть с фиксой золотою блещет вечной мерзлотою. Знать, надолго хватит жил тех, кто головы сложил. "Хата есть, да лень тащиться". "Я не блядь, а крановщица". "Жизнь возникла как привычка раньше куры и яичка". Мы заполнили всю сцену! Остается влезть на стену! Взвиться соколом под купол! Сократиться в аскарида! Либо всем, включая кукол, языком взбивая пену, хором вдруг совокупиться, чтобы вывести гибрида. Бо, пространство экономя, как отлиться в форму массе, кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе? Эх, даешь простор степной без реакции цепной! "Дайте срок без приговора!" "Кто кричит: "Держите вора!"? " "Рисовала член в тетради". "Отпустите, Христа ради". Входит Вечер в Настоящем, дом у чорта на куличках. Скатерть спорит с занавеской в смысле внешнего убранства. Исключив сердцебиенье - этот лепет я в кавычках - ощущенье, будто вычтен Лобачевский из пространства. Ропот листьев цвета денег, комариный ровный зуммер. Глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех, кто умер, кто пророс густой травой. Впрочем, это не впервой. "От любви бывают дети. Ты теперь один на свете. Помнишь песню, что, бывало, я в потемках напевала? Это - кошка, это - мышка. Это - лагерь, это - вышка. Это - время тихой сапой убивает маму с папой". |
Рыжа | |
|
Очень люблю его творчество. Без мёда и сладости. Настоящее. Резкое. Грустное. Светлое. Сумрачное. Потрясающе. Потому что искусство поэзии требует слов, я - один из глухих, облысевших, угрюмых послов второсортной державы, связавшейся с этой,- не желая насиловать собственный мозг, сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск за вечерней газетой. Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал в этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал, при содействии луж порождает эффект изобилья. Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя. Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя,- это чувство забыл я. В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны, стены тюрем, пальто, туалеты невест - белизны новогодней, напитки, секундные стрелки. Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей; пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей - деревянные грелки. Этот край недвижим. Представляя объем валовой чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой, вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках. Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь. Даже стулья плетеные держатся здесь на болтах и на гайках. Только рыбы в морях знают цену свободе; но их немота вынуждает нас как бы к созданью своих этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом. Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах, свойства тех и других оно ищет в сырых овощах. Кочет внемлет курантам. Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно. Красавице платье задрав, видишь то, что искал, а не новые дивные дивы. И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут, но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут - тут конец перспективы. То ли карту Европы украли агенты властей, то ль пятерка шестых остающихся в мире частей чересчур далека. То ли некая добрая фея надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу. Сам себе наливаю кагор - не кричать же слугу - да чешу котофея... То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом, то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом. Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза, паровоз с кораблем - все равно не сгоришь от стыда: как и челн на воде, не оставит на рельсах следа колесо паровоза. Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"? Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда, обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе, как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены; но не спит. Ибо брезговать кумполом сны продырявленным вправе. Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те времена, неспособные в общей своей слепоте отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек. Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть. Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть, чтоб спросить с тебя, Рюрик. Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика. Не по древу умом растекаться пристало пока, но плевком по стене. И не князя будить - динозавра. Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера. Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора да зеленого лавра. Декабрь 1969 Это сообщение отредактировал Рыжа - 24-05-2010 - 20:35 |
Дионео | |
|
Про своё отношение к Бродскому я всё сказал в первом посте. А это - одно из любимейших стихотворений. Похороны Бобо - 1 - Бобо мертва, но шапки не долой. Чем объяснить, что утешаться нечем. Мы не приколем бабочку иглой Адмиралтейства - только изувечим. Квадраты окон, сколько ни смотри по сторонам. И в качестве ответа на "Что стряслось" пустую изнутри открой жестянку: "Видимо, вот это". Бобо мертва. Кончается среда. На улицах, где не найдешь ночлега, белым-бело. Лишь черная вода ночной реки не принимает снега. - 2 - Бобо мертва, и в этой строчке грусть. Квадраты окон, арок полукружья. Такой мороз, что коль убьют, то пусть из огнестрельного оружья. Прощай, Бобо, прекрасная Бобо. Слеза к лицу разрезанному сыру. Нам за тобой последовать слабо, но и стоять на месте не под силу. Твой образ будет, знаю наперед, в жару и при морозе-ломоносе не уменьшаться, но наоборот в неповторимой перспективе Росси. - 3 - Бобо мертва. Вот чувство, дележу доступное, но скользкое, как мыло. Сегодня мне приснилось, что лежу в своей кровати. Так оно и было. Сорви листок, но дату переправь: нуль открывает перечень утратам. Сны без Бобо напоминают явь, и воздух входит в комнату квадратом. Бобо мертва. И хочется,уста слегка разжав, произнести: "Не надо". Наверно, после смерти - пустота. И вероятнее, и хуже Ада. - 4 - Ты всем была. Но, потому что ты теперь мертва, Бобо моя, ты стала ничем - точнее, сгустком пустоты. Что тоже, как подумаешь, немало. Бобо мертва. На круглые глаза вид горизонта действует, как нож, но тебя, Бобо, Кики или Заза им не заменят. Это невозможно. Идет четверг. Я верю в пустоту. В ней как в Аду, но более херово. И новый Дант склоняется к листу и на пустое место ставит слово. 1972 |
Тропиканка | |
|
С каких это пор, Бродский причислен к великим?
|
Клим Самгин | |||
|
Я думаю, что для тех, кто любит поэзию, уже года с 74-го... Для тех, кто хоть немного интересуется - с 1987... А что? |
Рыжа | |
|
А что, к великим где-то причисляют?...
|
Клим Самгин | |||
|
Я так понимаю, что каждый это определяет для себя - считает он кого-то великим или нет... |
Рыжа | |||
|
Мне вот тоже как-то так казалось... Вспомнился диалог из фильма "Доживем до понедельника" – Ну, знаете! Никто не обязан помнить всех второстепенных авторов! – А его уже перевели, в первостепенные.© |
JFK2006 | |||
|
А Вы не в курсе?! Давно причислен. У него и справка о том есть Минкомпроса... |
Дионео | |||
|
Мной - где-то года с 1988, наверное. А кого из поэтов второй половины ХХ века ты поставила бы выше? |
Тропиканка | |||||
|
Пусть так.. Буду судить со своей колокольни.. ) Для меня Великое - прежде всего, признанное временем.. Не уверена, что лет через 50-100, о Бродском кто-нить вспомнит.. Кроме спецов-литературоведов, разумеется..)) ЗЫ. Если о моем мнении об его творчестве и личности.. К творчеству - безразлична.. Не являюсь поклонницей.. К личносте - откровенная неприязнь.. Не будучи почитательницей Совка, даж совсем наоборот (это тут все знают, ты в том числе, как союзник в соответствующих мясных и прочих диспутах..)) кто не знает - читайте отзыв в профиле))), не перевариваю мнимых космополитов, маскирующих этим делом откровенное презрение к своей стране... Элементарных "отъезжантов за колбасой"..)) А сваливши - верещащих на каждом углу об том, что их якобы отседа выдавили.. )) Об том, что его "выдавили", а не сам срыгнул, кроме его слов, свидетельств не найдете нигде.. Хоть обыщитесь..) Показательный факт - гражданство ему вернули не то в 87-м,не то в 89-м, а до момента, когда откинул копыта в 96-м, не удосужился хоть раз прилететь в свой якобы родной-любимый и не по своей воле покинутый Питер.. И похоронить себя завещал в Венеции.. И еще такой маахонький штришок..) Который, в свое время, выбесил конкретно.. В начале 90-х, выступая на какой-то европейской то-ли конференции, то-ли еще на чем-то, посвященном русской поэзии (где, кста, присутствовало много представителей от России), выдал, что намерен толкать речь на английском, ибо русский язык, по глубочайшему имху господина космополита, у присутствующих может вызвать лишь аллергию... Как прикажешь к нему после этого относится?? Вот мое имхо, так, как отношусь.. Как к говну... |
Тропиканка | |||||
|
Справка у него есть из дурки... С медицинской точки зрения, вполне объективная... |
Дионео | |||||
|
Жаль,что мы не на мясе. Я бы тебе ответил в лучших литературных традициях. То, что ты написала к ТВОРЧЕСТВУ Бродского никак не относится. Да и ЛИЧНОСТЬ его ты поняла из рук вон плохо. Собственно, весь твой пост никак не выдаёт в тебе умного человека. А вот это
|
Тропиканка | |||||||
|
Ди, ты до сих пор не понял?? Йа - одноклеточное дуро-блондинко... С интеллектом божьей коровки... (Хде смайлег, с ресничкаме - хлоп-хлоп??) |
Тропиканка | |||||
|
Кста, идея! Тисни топег про то, что здесь, именно там.. С удовольствием приду... |
Дионео | |||||||
|
Ты бы ещё Порнофорум предложила для этого топика. Он там, где и должен находиться. Развейся, сходи в Обезьянник или Исаковского перечитай, в общем разгрузись как-нибудь. |
Тропиканка | |||
|
Исаковский - вредитель и скрытый враг.. . Помнишь, у В.В..., спасибо бдительному товарисчу... разоблачил-таке крамолу в "творчестве" - "Каку вижу, каку слышу.." Налицо факт подрывной деятельнсти... А ты - "перечитай"... |
Дионео | |
|
Исаковский не нравится? Ну тогда попробуй Семёна Кирсанова http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%...BE%D0%B2_%D0%A1.. Кристально чистый человек, патриот советской родины, лауреат Сталинской премии. Поэт, правда, посредственный, но для нас ведь это не главное? Главное - правильная идеология.
|
Sorques | |||
|
Света, слово Великий, конечно субъективно и несколько пафосно, но можно заменить на Выдающийся, Очень Талантливый и т.д. По сабжу один из немногих современных поэтов которых читаю с удовольствием. Кстати, эссе его тоже хороши... |
Sorques | |||
|
Ты смешиваешь творчество и все остальное(черты характера, политику и т.д.), ты когда читаешь Луи-Фердинанд Селина, то думаешь о том,что он был антисемитом и коллаборационистом? Биографии у творческих людей лучше не читать... |
Дионео | |||||
|
С моей точки зрения из современников просто некого поставить рядом. А чего стоит вся остальная русская поэзия второй половины двадцатого века, если Бродский всего лишь Очень Талантливый?
|
Sorques | |||
|
Пожалуй никого...Но я слово Великий, к творчеству не очень люблю использовать. |
Рекомендуем почитать также топики: Вежинов "Барьер" Гений России! Цикл "Записки районного опера" Владимира Куземко Луиза Хэй и еже с ними Орфоэпический диктант |