М.Вульф | |
|
Реланиуму. Трупу уже ничего не нужно- даже свободы. В вопросе о божественном- смотря через какую призму философии смотреть: тренсцендентальную- Бог- причина, через имманетную (или еще лучше сказать антропоцентристскую)- Бог- следствие. А проходить через данные испытания- я пожелал бы вам только через старость, поскольку она неизбежна. Там видно будет. Arhondula мне так же нравится, я просто настаиваю на безжалостной критике определения, поскольку "по образу и подобию" (т.е. когда похож на человека- то человек)- оно несколько устарело и не соответствует реалиям. Вот и хотелось бы с такими умными оппонентами придти к общему человеческому знаменателю. |
summus amicus | |
|
2Arhondula Не увидел полемики в твоих словах, однако продолжу) Надо ввести, на мой взгляд, ключевое понятие - социализация. Человеку присущ наиболее продолжительный, по сравнению с другими животными, период социализации, адаптации к жизни в обществе - 14-15 лет в традиционном обществе, до 25 в индустриальном и постиндустриальном. Нет ни одного животного, которое выделяет такое количество времени для подготовки индивида к самостоятельной жизни. (Ремарка на полях - "мне-то хватит 25?") Так вот. Хочу заострить внимание на этапе ранней социализации. Именно том времени когда человек начинает себя осознавать, идентифицировать себя по принадлежности к полу (к слову о твоих глаголах ), вступать в ролевые отношения. Решил обратиться к проблеме детей воспитанных животными. Начал мучать яндекс - нашел термин феральные люди (яндекс мне сразу указал на то, что я мог ошибиться в написании и связал мой запрос с антропоморфными поделками из экскриментов). Так вот в большинстве зафиксированных случаев эти люди не смогли адаптироваться к новым условиям, и хоть научались ходить на ногах и использовать нехитрый словарный запас ученые констатировали, что полноценными членами человеческого общества такие люди стать не могут. И напоследок бородатая штука - в пойме волги был найден ребенок, воспитанный раком. |
|
Вот именно. Но я не понимаю, что вы привязались к этому трупу, потому что речь то о живых, а живые несвободны именно потому, что они - живы. |
М.Вульф | |||||
|
Труп- это ваш пример, я всего лишь ввожу некоторые уточнения. Свобода человека зиждется прежде всего на таком понятии, как свобода воли. Причем это не все, что угодно, а реализация в созидательном плане за счет деланья, неделанья, терпения. Деструктивные же наклонности ограничиваются социумом, и реализация человека на данном поприще для меня определяется не как свобода, а как вседозволенность. А свободе воли, насколько я помню, писал такой философ, как Ж.П. Сартр. |
|
Да, он писал, что человек максимально свободен только тогда (равен самому себе), когда делает выбор между жизнью и смертью.
|
|
Вообще говорить о свободе человек не может, так как это нечто с позиции опыта недоказуемое. Поэтому, опять же, использовать это слово в опеределении опасно..
|
М.Вульф | |||
|
Свобода- она разная бывает. Д.Юм в свое время говорил, что "величайшая свобода человека- это свобода мысли". А касаемо Сартра- в этом он не нов. Достоевский в романе "Бесы", устами героя Кириллова, озвучивал теорию "человекобога", сводящуюся к тому, что человек сравняется с Богом, когда сам решит о дне и часе своей смерти (суициднет, короче, в полном здравии рассудка). Если вы обратили внимание, то свое определение человека я сделал после прочтения христианской антропологии, поскольку поиски в атеизме увенчались нахождением "социального животного" и "голой обезьяны". |
М.Вульф | |||
|
Еще один экзистенционалист- К.Ясперс указывал на то, что у человека два выбора- полная свобода в отстраненности от общества и бунта или полное слияние с социумом. А свободу определить и ее степени- это отдельная тема. |
|
Да, я обратил внимание. Но я считаю, что разговор у нас какой-то бессмысленный.. Вам не кажется? |
М.Вульф | |||||
|
Вы считаете, что в человеке нет никакого смысла? Если о человеке не говорить, то и жить не стоит, а так хочется. Мы как-то с вами при обсуждении темы перескочили на свободу и Бога. Нужно все- таки определиться пошагово. С самоидентифицирующей личностью вы согласны, или для вас это так же бессмысленно? |
М.Вульф | |
|
Реланиум, коль человек существует, то имеет смысл говорить о нем. Не имеет смысла говорить, когда его нет. На мой взгляд: человек- это объективная реальность. Пожалуй, с бытием Бога в своем определении я погорячился, поскольку нельзя познать его сущность, но можно попытаться усмотреть его присутствие (следы). Посему меняю бытие на бытийность в своем определении. |
|
Бытийность?
|
М.Вульф | |||
|
Примерно так. Бог здесь был, но куда- то вышел. |
М.Вульф | |
|
В одном споре мне задали вопрос: как можно доказать наличие Бога? Прямых методов не существует. Но доказательства можно найти по свидетельствам Библии, а именно Нового Завета (Евангелии). Существовал такой Богочеловек, как Иисус Христос, что подробным образом описано во всех Евангелиях. Есть свидетельство, что он умер на кресте (после удара милосердия сотником Лонгиным в печень копьем- после такого не выживет никто,- профессиональный военный на то и существует). Но мы встречаем свидетельство, что он воскрес, и мало того, был вознесен. Человеческой природе несвойственно воскресать, так значит Богу. Вот такое доказательство. Можно, конечно, доказывать, что Библия- это выдумка. Но в последнее время все чаще библейская археология подтверждает события, описанные в ней. Примерно так. Это сообщение отредактировал М.Вульф - 09-04-2007 - 14:12 |
М.Вульф | |
|
Думаю, что человек- биологический вид, плюс то, чего нет у животных.
|
rach123 | |||
|
по-моему понятие "биологический вид" и включает в себя вашу фразу "чего нет у животных"... этим-то этот биологический вид и отличается от других (столь же биологических) видов... Вы не задумывались, что все ваши мысли - это биологические (вернее химические реакции ?) - что это просто образование белков, и реакция на них вашего-же организма. То, что в человеке это более развито, чем в других "биологических видах" вовсе не означает, что он стоит выше их (это все равно что ставить птиц выше по развитию судя по тому, что человек не умеет летать...) |
М.Вульф | |||||||||||
|
Так вы считаете, что человек- это животное? Или все- таки человек- это "продукт" общества?
Описанная вами- это слишком примитивная схема работы нервной системы . Опять же на белки реагирует только гуморальная система регуляции. Нервная же система сочетание биоэлектрического ответа мембраны плюс передача импульса между нервными клетками с помощью медиатора. Но как возникают мысли- это пока еще не изучено до конца.
Чего уж проще- взял авиабилет на самолет и полетел быстрее всяких птиц. :)
Где вы в моем определении увидели "выше"? З.Ы. Можно ли по вашему высказыванию сделать вывод, что мысли о человеке в западном мире остались на уровне Дж. Локка с его концептом "человек- это животное"? |
rach123 | |||
|
Это зависит от того, что вы хотите получить от понятия человека... Если хотите узнать, что он из себя представляет, то скорее нужно подходить естественнонаучно, и читать статьи разные, биологическо-медицинские... А если вас интересует его осознание себя - то тут и можно обращаться к философам... Но только это к материальному существу человека отношения иметь не будет. При чем тут "западный мир" ? И чем вам не нравится Локк ? Вон Ньютон когда свои законы опубликовал - думаете с тех пор что-то изменилось и они не действуют ? Вообще к философии я отношусь скептически, т.к. она зачастую не строится на реальных измерениях и данных. В случае древних философов - это можно понять, т.к. наука тех дней была неразвитая... Надо сказать, что либо вы хотите услышать научные данные о том, что есть такое "человек", либо просто "философские" размышления - и это будет просто "переливание из пустого в порожнее" :) , что делалось уже многие годы до нас... :) |
++Roman++ | |
|
Человек - это биоробот, укравший у создателей разум. Прямо с дерева. Добра, зла и познания. А бессмертие с древа жизни - не удалось. Пришлось стать бессмертным как вид)))
|
М.Вульф | |||||||||||||
|
От "понятия человека" я хочу добиться полноты понимания такого субъекта, как человек. Правда есть и ваше утверждение от прошлого года:
Вы так же придерживаетесь данной позиции?
Можете не читать- я вам и так скажу: отличие человека от высших приматов в 2% генетического материала (и соответствуещей этому конструкции тела) и "сереньком веществе"- коре головного мозга.
Да уж- философия может больше запутать, чем распутать.:)
Локка в его же время за данный концепт критиковал Шиллер. С Ньютоном вообще забавный скандал получился- некто Роберт Гукк, ученый секретарь английского королевского научного общества утверждал, что данные законы сэр Ньютон у него своровал. И обосновывал автор статьи (в которой я данную инфу вычитал) по данному поводу тем, что Ньютон увлекался алхимией, имел целую лабораторию, но никаких открытий в химии не сделал, хотя в то время их была целая волна.
Философия и не стремится к открытию абсолютных истин- это вам не теология.:) Но она дает неоценимое качество- способность к рассуждению и методику доказательства. |
rach123 | |||||||
|
:) в общем для того, чтобы определить, что такое человек, нам нужно сойтись на каком-то определении животного :) Потому, что 2% генетического материала и пр.... (я честно говоря не знаю точно про эти 2% - так что про это я еще почитаю...) - больше, или меньше - все равно это характеристика живого организма... На самом деле говоря, что он не отличается от животного - я говорил про материальную сущность человека, как и любого другого животного. Вот и все. А уж у кого больше серого вещества и пр. биологических отличий - это уже не важно :) Вернее тогда вопрос станет - "многим ли человек отличается от высших приматов?" :) Это сообщение отредактировал rach123 - 23-09-2008 - 04:13 |
++Roman++ | |
|
В отличие от высших приматов человек любит воду и плавать. И член у него длиннее раза в 3))) Чем у белой гориллы...
|
М.Вульф | |||||||||
|
Во- первых не животное, а живое (био- и зоо- немножко разные понятия, не так ли?). Во- вторых: так разве не сошлись? Во всяком учебнике биологии можете прочитать: живое- это способ существования белковых тел. Я б к этому еще добавил: при непосредственном энерго- информационного обмене с внешней средой.
А еще почитайте о том, почему диагноз "смерть мозга" = "смерть человека". Во всяком случае в странах, считающих себя цивилизованными.
Т.е. вы считаете, что "биологического вида" в определении человека достаточно и социальная среда никаким образом не участвует в его формировании?
Я пожалуй повторюсь, кто- то из этологов написал "человек- это голая обезьяна". Многие моменты в инстинктивной сфере могут быть объяснены исследованием поведения высших приматов. Но вот формирование среды обитания инстинктами не объяснишь.:)
|
++Roman++ | |
|
С другой стороны влияние среды всякими версиями наук переоценено... Бихейвиористы?
|
М.Вульф | |||
|
Таки вы хотите сказать, что человек- это закрытая система? |
Рекомендуем почитать также топики: Логика Любить или быть любимым Голубая планета Земля? Время.. Задачка |