Reply to this topicStart new topicStart Poll

Страницы: (3) 1 2 3 
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
В данной теме будет собираться интересная информация о развитии Язычества, интересные исторические факты, иллюстрации быта язычников и т.п.
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
Общее понятие.

Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печем блины, провожая Масленицу - Морену и рассказываем древние сказки про Бабу - Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монету. Мы чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения. Хвори да болезни мы лечим травами, а от упырей - вампиров используем чеснок да осиновый кол. Мы загадываем желание, сидя между тесками и плюем через левое плечо, встретив черную кошку. Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьем целебную воду. Мы заговариваем, рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды наши храбрые воины отведут ее от славянской земли
Бестя
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 4028
  • Статус: бываю редко, новая жизнь...
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
Развитие Язычества на Руси.
Язычество славян было основано на вере в волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Сегодня подобные представления славян кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей Горыныч. Такая вера получила название язычество, т. е. «народная вера» («народ» — это одно из значений древнеславянского слова «язык»).

Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Славяне долго не знали письменности, и поэтому за веком век старейшины и жрецы передавали из уст в уста сокровенные знания, зачастую закодированные в легендах, былинах и песнях. В целом, формы язычества древних славян на Руси имело единые корни с формами язычества всех остальных славянских племен.

дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
Историю развития славянского язычества вкратце можно представить так:
Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. Представления о них были довольно туманны, по всей видимости, человек еще не придавал этим духам антропоморфных черт. И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых.

Затем наступила эпоха великих богов. По мнению Б.А. Рыбакова, на первый план выдвинулся бог Род, всегда выступавший в окружении двух рожаниц. Этому богу придавался характер главы пантеона, демиурга, создателя вселенной (не все исследователи согласны с этим мнением).

Далее культ Рода распался на множество более мелких культов, из которых в конце концов самым важным стал культ Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих хтонических противников.

В настоящее время широкое распространение получила идея, согласно которой поединок Перуна со змеем представляет собой славянский вариант главного индоевропейского мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом. Действительно, изображения всадника, копьем поражающего змея, мы можем встретить в Европе повсюду - этот миф был ассимилирован христианством, приняв вид поединка святого Георгия с драконом. Изображение всадника-копьеносца, у ног которого извивается змей, мы можем видеть, например, на современном гербе Москвы, а также на копейках, повторяющих форму тех, что были впервые отчеканены в 1534 году. Все это свидетельствует о невероятной живучести древних образов, которые, потеряв свое первоначальное осмысление, продолжают жить среди нас как важнейшие символы нашего сознания.

Развитие славянского язычества нельзя свести только к процитированной выше периодизации, почерпнутой из творения осведомленного древнерусского книжника. На определенном этапе становления древней славянской религии важнейшую роль играл бог Сварог, хозяин Неба, покровитель ремесел. Имя его носит общей для индоевропейских народов характер и связана с индийским словом "сварга" - Небо.

Культ Сварога со временем распался на культы его сыновей - Сварожича, бога огня, и Даждьбога, бога солнца. Даждьбог, судя по всему, играл важную роль в представлениях древних славян. В "Слове о полку Игореве", сохранившем множество мифологических образов, русские люди названы потомками бога солнца.

Кроме них, восточные славяне поклонялись также Велесу, богу скота и богатства, Стрибогу, богу ветров и бурь, Хорсу, также связанному с солнечным культом. Бог Ярило нес ответственность за прорастание хлебных злаков, Купало отвечал за созревание плодов, Суд ведал человеческими судьбами, Чур охранял межи между полями и всяческие границы. Значение некоторых богов остается загадочным: таковы Троян, целых четыре раза упоминаемый в "Слове о полку Игореве", и Семаргл, которого чаще считают богом семян и растений.

Были в славянском пантеоне и богини: Макошь, богиня собранного урожая и гаданий, Лада, хранительница домашнего очага и покровительница брака; Леля, богиня весеннего расцвета природы; Денница, олицетворение Утренней звезды. Богини Карна и Желя олицетворяли важнейший для язычника похоронных обряд: они отвечали за плач по умершему и огонь погребального костра - крады. Богиня Морена мыслилась как богиня темных сил природы - зимы, холодов, возможно и смерти.

Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными существами: русалками (духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде), лешими, водяными, домовыми, овинниками, банниками и целым сонмом других мелких божков и духов, память о которых не дошла до наших времен.

Создание славянско государственности в вызвало выдвижение нового социального слоя - князя с дружиной. Выдвинулся среди богов и их покровитель - громовержец Перун, первоначально занимавший не самое значительное место. Князь Владимир, находясь на вершине процесса создания единой русской государственности, задумал придать языческой религии общественно значимый государственный характер. С этой целью в 980 году он установил единый пантеон, обязательный для почитания всеми его подданными. В этот пантеон вошли: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь.

Мокошь оказалась единственным женским божеством в этом патриархальном пантеоне. Перуну был придан характер главы всех богов: ради этого голова его была отлиты из серебра, а усы позолочены. Однако реформа не удовлетворила князя, строившего единое государство. Несколько лет спустя он решился на принятие христианской религии, активно распространяемой самым могущественным государством того времени - Византийской империей.

В 988 крещение Руси совершилось, однако языческие поверья были вытеснены новой верой далеко не сразу. Еще около двух веков сохраняло так называемое двоеверие, когда поклонение языческим божествам сочеталось со строительством христианских храмов и утверждением нового религиозного сознания. В виде различных народных обрядов и игр остатки славянской мифологии сохранились вплоть до ХIХ века, когда они были исследованы и осмыслены этнографами. Следы сюжетов древнеславянской мифологии сохраняют также былины, волшебные сказки, загадки, узоры на традиционных народных вышивках, резьба по дереву и многие другие проявления народного творчества.

дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
В середине II тысячелетия до н.э. начинает оформляться и обособляться массив праславянских племен в широкой полосе от Одера до Днепра. Их религиозные представления, насколько можно судить, вписываются в общую схему первобытных земледельческих племен. В самом начале XII в. русский писатель, современник Владимира Мономаха дал интереснейшую периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:
1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь"- дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.
2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия (энеолит). Род - дальнейшая, патриархальная стадия развития тех же представлений, переродившихся в бронзовом веке в первобытный земледельческий монотеизм. Автор XII в. считает, что культ Рода был присущ не только славянам, но и многим народам Ближнего Востока и Средиземноморья. Можно думать, что в источниках Род выступает и под именем Сварога ("Небесный" - архаичная форма) или Стрибога ("Бог-отец" - форма, известная с X в.). По всей вероятности, еще одним из обликов верховного небесного божества был индоевропейский Deus. Культ двух рожаниц пережил культ Рода.
3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний
и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе X в.
4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало
существовать, отодвинувшись на "украины" государства.

Это сообщение отредактировал ru.бин - 02-04-2007 - 20:04
Медленный газ
дата: [ i ]
  • *
  • Новичок
  • Репутация: нет
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
2 ru.бин
Автор, ты пересказываешь официальную историю. Последние работы русских ученых доказывают, что данная официальная версия не верна! Написана она была не русскими людьми - даже те, которые были написаны на Руси. Писали их священнослужители, которые в то время были в греками-византийцами.
Современная русская версия - религия всех пранародов ОДИНАКОВА. И это религия не политеизма как ты пишешь, а монотеизма! Просто бог многолик - все названия, которые ты перечислил - это просто названия разных проявлений божества.
Не знаю стоит ли продолжать далее здесь развивать эти доводы, ибо твоя тема изначально предполагает обращение к официальной версии.
ВеСёЛыЙ СкИф
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 135
  • Статус: Антарес
  • Member OfflineМужчинаЖенат
QUOTE (ru.бин @ 02.04.2007 - время: 18:33)
Общее понятие.

Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печем блины, провожая Масленицу - Морену и рассказываем древние сказки про Бабу - Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монету. Мы чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения. Хвори да болезни мы лечим травами, а от упырей - вампиров используем чеснок да осиновый кол. Мы загадываем желание, сидя между тесками и плюем через левое плечо, встретив черную кошку. Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьем целебную воду. Мы заговариваем, рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды наши храбрые воины отведут ее от славянской земли

Язычество принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле язычество - политеистические религии. Термин “язычество” происходит из Нового Завета, в котором под язычеством подразумеваются народы или “языки” (отсюда - язычество), противополагаемые первохристианским общинам, вышеи указанный термин обозначает традиционные нетеистические религии по их противоположности теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»).Что касается таких примет как: чеснок и осиновый кол-против вампиров ,плевание через левое плечо -все это хрстианские способы борьбы с нечистью, вот например плюя через левое плечо мы плюём на дьвола.Вот в принципе общее понятие термина "Язычество"
ВеСёЛыЙ СкИф
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 135
  • Статус: Антарес
  • Member OfflineМужчинаЖенат
QUOTE (Медленный газ @ 03.04.2007 - время: 11:27)
2 ru.бин
Автор, ты пересказываешь официальную историю. Последние работы русских ученых доказывают, что данная официальная версия не верна! Написана она была не русскими людьми - даже те, которые были написаны на Руси. Писали их священнослужители, которые в то время были в греками-византийцами.
Современная русская версия - религия всех пранародов ОДИНАКОВА. И это религия не политеизма как ты пишешь, а монотеизма! Просто бог многолик - все названия, которые ты перечислил - это просто названия разных проявлений божества.
Не знаю стоит ли продолжать далее здесь развивать эти доводы, ибо твоя тема изначально предполагает обращение к официальной версии.

Помоему,вы с индуизмом путаете,славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях,каждый бог в пантеоне нес свою ритуально-юридическую, военную, хозяйственно-природную функцию и ни о каком единобожии речь идти не могла. И если можно ссылку на "Последние" работы русских ученых.
Podnozhnik
дата: [ i ]
  • *
  • Любитель
  • Репутация: 12
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (ВеСёЛыЙ СкИф @ 03.04.2007 - время: 13:16)
Помоему,вы с индуизмом путаете,славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях,каждый бог в пантеоне нес свою ритуально-юридическую, военную, хозяйственно-природную функцию и ни о каком единобожии речь идти не могла. И если можно ссылку на "Последние" работы русских ученых.

это вы путаете, все славяне поклонялись одним и тем же богам, те же Перун, Сварог, Даждбог и прочие фигурируют под теми же именами в пантеоне всех славянских племен. Другой вопрос, что при одинаковых пантеонах разные племена поклонялись разным богам. Та же северная русь больше поклонялась Велесу, чем Перуну. Отсюда можно сделать очень простой вывод: общие представления о богах у славян сложилось в те времена, когда они были одним народом... а, если смотреть глубже, то общим славяно-литовским народом - не забываем про Перкуноса...
И с индуизмом здесь не чего путать - родственные религии родственных народов...
спящий котенок
дата: [ i ]
  • *
  • Специалист
  • Репутация: 115
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineЖенщинаЗамужем
QUOTE (Podnozhnik @ 12.04.2007 - время: 22:27)
QUOTE (ВеСёЛыЙ СкИф @ 03.04.2007 - время: 13:16)
Помоему,вы с индуизмом путаете,славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях,каждый бог в пантеоне нес свою ритуально-юридическую, военную, хозяйственно-природную функцию и ни о каком единобожии речь идти не могла. И если можно ссылку на "Последние" работы русских ученых.

это вы путаете, все славяне поклонялись одним и тем же богам, те же Перун, Сварог, Даждбог и прочие фигурируют под теми же именами в пантеоне всех славянских племен. Другой вопрос, что при одинаковых пантеонах разные племена поклонялись разным богам. Та же северная русь больше поклонялась Велесу, чем Перуну. Отсюда можно сделать очень простой вывод: общие представления о богах у славян сложилось в те времена, когда они были одним народом... а, если смотреть глубже, то общим славяно-литовским народом - не забываем про Перкуноса...
И с индуизмом здесь не чего путать - родственные религии родственных народов...

Интересный вывод, однако из сказанного вами с таким же успехом можно сделать вывод, что общие представления о богах у славян сложились в результате постепенной ассимиляции различных племен , проживающих на пограничных друг другу территорях
Podnozhnik
дата: [ i ]
  • *
  • Любитель
  • Репутация: 12
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (спящий котенок @ 12.04.2007 - время: 23:43)
Интересный вывод, однако из сказанного вами с таким же успехом можно сделать вывод, что общие представления о богах у славян сложились в результате постепенной ассимиляции различных племен , проживающих на пограничных друг другу территорях

не сказал бы, чехов на Руси не было, как и русских в чехии, но и те и другие почитали Перуна... более естественный и очевидный вывод тот, который привел я, а различие верховных богов из общего пантеона объясняется очень просто: различие условий проживания тех или иных племен вызавало различие образа жизни, и на роль верховного выбивался тот бог, который "курировал" близкую сферу жизни.
ВеСёЛыЙ СкИф
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 135
  • Статус: Антарес
  • Member OfflineМужчинаЖенат
QUOTE (Podnozhnik @ 12.04.2007 - время: 23:27)
QUOTE (ВеСёЛыЙ СкИф @ 03.04.2007 - время: 13:16)
Помоему,вы с индуизмом путаете,славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях,каждый бог в пантеоне нес свою ритуально-юридическую, военную, хозяйственно-природную функцию и ни о каком единобожии речь идти не могла. И если можно ссылку на "Последние" работы русских ученых.

это вы путаете, все славяне поклонялись одним и тем же богам, те же Перун, Сварог, Даждбог и прочие фигурируют под теми же именами в пантеоне всех славянских племен. Другой вопрос, что при одинаковых пантеонах разные племена поклонялись разным богам. Та же северная русь больше поклонялась Велесу, чем Перуну. Отсюда можно сделать очень простой вывод: общие представления о богах у славян сложилось в те времена, когда они были одним народом... а, если смотреть глубже, то общим славяно-литовским народом - не забываем про Перкуноса...
И с индуизмом здесь не чего путать - родственные религии родственных народов...

Вы не внимательны... Мой ответ касался исключительно отрицания монотеизма в верованиях славян,а никак не имен славянских богов.

Это сообщение отредактировал ВеСёЛыЙ СкИф - 13-04-2007 - 12:56
Lady Mechanika
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Спонсор форума
  • Репутация: 1136
  • Статус: Reinkarnation von Dr. Frankenstein
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
Боги Русско-Славянского пантеона

Алконост

Зоревая птица с человеческим лицом. С восточных ветвей Мирового Древа первой встречает рассвет.

1. Мифологический словарь, М., "Советская Энциклопедия", 1991, стр. 31

2. И. Черкасов (Велеслав), "Песни Светославия", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2000, стр. 135


Баба Яга (Баба Йога)

Старуха-волшебница. Живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая находится на границе миров Яви и Нави. Обладает мощной биоэнергетикой. Не любит дураков и заносчивых людей, но помогает героям. Близка к Макоши.

1. Русские народные сказки.

2. Мифологический словарь, М., "Советская Энциклопедия", 1991, стр. 83

3. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 227


Банник

Дух бани, злой, любит шпарить кипятком людей.

1. Мифологический словарь, М., "Советская Энциклопедия", 1991, стр. 86

2. М. Семёнова, "Мы - славяне!", СПБ, "Терра-Азбука", 1997, стр. 56

3. Е. Левкиевская "Мифы Русского Народа", М., "Астрель-АСТ", 2000, стр. 308-309


Баян (Боян)

Бог музыки и поэзии. Вещий мифический сказатель. Сын Тура и внук Велеса.

1. ("Слово о полку Игореве". Пер. Д.С. Лихачева. "Изборник" (сборник произведений литературы древней Руси). М., 1969

2. А. Асов (Бус Кресень) "Славянские руны и Боянов Гимн", М., "Вече", 2000

3. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 5


Белобог (Белбог) (В, З)

Бог света, добра, счастья. Постоянно сражается с Чернобогом, поддерживая равновесие в Мире. Белобог не есть добро, равно как и Чернобог не есть зло.

1. Гельмольд, "Славянская хроника", М., 1963

2. Л. Нидерле, "Славянские древности", М., "Алетейа", 2000, стр. 315-317


Блуд

Бог животной страсти.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Бус Белояр

Мифологический герой, богатырь, князь Русколани. Реальное существование не отрицается.

1. А. Асов, "Памятник князю Бусу"// "Мифы и магия индоевропейцев", вып. ╧2, М., 1996, стр. 181-186


Велес (Змей Волос) (В, С, Ю)

Бог мудрости, богатства и домашнего скота. Покровитель волхвов. Сын Рода и Коровы Земун. Древний, хтонический бог. Связан и с Навью, и с Явью, и с Правью одновременно.

1. "Повесть временных лет". Пер. Д. Лихачева. "Изборник" (сборник произведений литературы древней Руси), М., 1969

2. Б. Рыбаков "Язычество древних славян", М., София, 2002, стр. 405-415


Вий (Ний, Ниян) (В, С)

Навья ипостась Велеса. По сути, властелин Нави.

1. Д. Гаврилов, "Боги в славянской Традиции"


Водяной

Дух воды, недобрый.

1. Мифологический словарь, М., "Советская Энциклопедия", 1991, стр. 127

2. М. Семёнова, "Мы - славяне!", СПБ, "Терра-Азбука", 1997, стр. 69

3. Е. Левкиевская, "Мифы Русского Народа", М., "Астрель-АСТ", 2000, стр. 340-348


Волх (Волхов, Вольга, Змей Огненный Волк) ©

Бог битв, чародейства, окруты, повелитель зверей. Сын Ящера.

1. "Цветник" 1665 г. Рукопись б. Синоидальной библиотеки. См.: М. Сперанский, "Русская устная словесность", М., 1917, стр. 303-304

2. Б. Рыбаков, "Язычество Древней Руси", М., "Наука", 1988, стр. 259-260


Гамаюн

Вещая птица, посланник Велеса. Гамаюн знает всё о настоящем, прошлом и будущем.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000


Даждьбог Сварожич (Дажбог) (В)

Ипостась бога Солнца. Правит с 22 июня до 22 сентября. Русские - внуки Даждьбога. Восьмилучевая звезда - щит Даждьбога. Его освобождение из плена Марены празднуется Колядой. Даждьбог ездит по небу в золотой колеснице, солнечный свет отражается от его щита и попадает на Землю.

1. "Слово о полку Игореве". Пер. Д.С. Лихачева. "Изборник" (сборник произведений литературы древней Руси). М., 1969

2. "Слово об идолах" в кн.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. т II, М., 2000


Дана (Б, З, Ю)

Богиня воды, дочь Поренуты, жена Дуная.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 6


Дворовой

Дух двора, добрый.

1. Шуклин В.В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург, Уральское издательство, 2001, стр. 81-82


Девана (З)

Богиня охоты. Дочь Лели и Перуна.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000


Дерево

Языческий символ жизни и мироустройства. Дерево олицетворяет связь прошлого, настоящего и будущего, а также многоуровневое строение мира. Более подробно в статье Сивера Колдуна "Концепция Мирового Древа в Нордической Традиции".


Дид (Дед)

Бог супружеской любви и семейного счастья; предок.

1. Нидерле Л. Славянские древности. М., Алетейа, 2000, стр. 301


Доля

Богиня счастья и удачи.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 7


Домовой

Дух дома, добрый.

1. Шуклин В.В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург, Уральское издательство, 2001, стр. 95-97


Дрёма

Богиня сна, сонных мечтаний. Жена Сна.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 7


Дунай (З, Ю)

Бог рек и рыболовства, господин водяных, супруг Даны. Брат Святогора и Святобора.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 7


Дый (Див)

Древнейший противник-соратник Сварога. Один из Верховных богов Нави. Вероятно, тёмная ипостась Сварога

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 8

2. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Желя

Богиня печали, слез и сожаления.

1. "Слово о полку Игореве". Пер. Д.С. Лихачева. "Изборник" (сборник произведений литературы древней Руси). М., 1969

2. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 8


Жива

Дочь Лады. Воплощает жизненную силу и противостоит смерти.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 8

2. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Заря (Зарница, Зареница)

Богиня утренней зари. Супруга Хорса.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 8-9

2. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 224


Зимун (Земун)

Небесная Корова, выкормившая своим молоком светлых богов, на Заре Мира. Млечный Путь - молоко Зимун и Седуни, разлившееся по небу.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 8

2. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001

3. Книга Велеса



Ирий (Вырий)

Место, куда попадают души после смерти тела и где ждут реинкарнации.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Карна

Богиня печали, слез и сожаления.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 9


Квасура

Бог хмелеварения, Лада научила его делать Сурью, секрет которой он и открыл людям.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 6

2. Книга Велеса


Коляда

Бог праздненств, календарного цикла и веселья. Бог-покровитель Зимнего Солнцестояния, названного его именем.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 9


Кощей (Кащей Бессмертный)

Ипостась Чернобога в Нави.

1. Алексеева Л.М. Полярные сияния в мифологии славян. Тема змея и змееборца. М., Радуга, 2001

2. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988, стр. 329


Кривда

Богиня лжи и обмана.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 10


Кукер (Ю)

Бог плодородия. Праздник Кукера отличается массовыми гуляниями и застольем.

1. Мифологический словарь, М., "Советская Энциклопедия", 1991

2. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 227


Купала (Купало)

Бог праздненств, любви, страсти и веселья. Бог-покровитель Летнего Солнцестояния, названного его именем.

1. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., Наука, 1979, стр. 228-233

2. Левкиевская Е.Е. Мифы Русского Народа. М., Астрель-АСТ, 2000, стр. 52-59


Лад

Бог примирения, дружбы и согласия.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 226


Лада

Мать большинства богов. Богиня красоты, любви и бракосочетания. Старшая из Рожаниц.

1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., София, 2002, стр. 375-401


Лель

Бог любви и страсти.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 6


Леля (Дива, Додола, Летеница)

Богиня лета и молодости. Младшая из Рожаниц. Жена Перуна, спасенная из плена Велеса, и мать Деваны.

1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., София, 2002, стр. 389-393, 550


Леший

Дух леса, недобрый.

1. Левкиевская Е.Е. Мифы Русского Народа. М., Астрель-АСТ, 2000, стр. 320-340


Лют

Бог войны, помощник Перуна. Также, лют - старинное название рыси.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 11


Магура (Перуница)

Синеокая крылатая дева из свиты Перуна. Относит павших воинов в Славь. Аналог скандинавской Валькирии.

1. И. Черкасов (Велеслав) А. Аринушкин (Светозар), "Зов Гипербореи", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 1998


Марена (Морана, Мара) (В, З)

Богиня смерти, жена Чернобога. Её чучело сжигалось в последний день Масленицы.

1. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988, стр. 213-223
Lady Mechanika
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Спонсор форума
  • Репутация: 1136
  • Статус: Reinkarnation von Dr. Frankenstein
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
Матерь Сыра Земля (Макошь, Мокошь)

Богиня земли и плодородия. Богиня судьбы.

1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., София, 2002, стр. 360-375

Мор

Мужское воплощение Марены.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 12


Мороз (Морозко)

Темный бог зимы, сын Перуна. В современном мире Мороз превратился в Деда Мороза.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 12


Мста

Богиня справедливой мести.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 12-13


Навь

Нематериальный мир. Также, собирательное, образное название темных богов.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Недоля

Богиня несчастья и неудачи.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 13


Немиза

Богиня ветров, супруга Стрибога.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 13

2. В. Монахов, Д. Шемякин, "Навий Шлях", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001, стр. 87


Овинник

Дух овина, добрый.

1. Левкиевская Е.Е. Мифы Русского Народа. М., Астрель-АСТ, 2000, стр. 315-317


Овсень (Ясень, Таусень, Баусень)

Ипостась бога Солнца. Бог-покровитель Осеннего Равноденствия, названного его именем.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 224



Огонь Сварожич (Агуня)

Бог огня. Иногда Огонь просто называют Сварожичем. Его символом является четырехлучевая звезда.

1. "Слово об идолах" в кн.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. т II, М., 2000

2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., София, 2002 стр. 32-34


Пелен

Бог защиты.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 13


Перун Сварожич (З, С)

Бог грозы, воинов, но лишь тех, кто сражается только при необходимости, а также плодородия. Перун грозен для врагов России и милостив для друзей. У Перуна - "злат ус, да серебряна глава". Молнии - стрелы Перуна, летящие в неприятелей, а гроза - символ оплодотворения Земли. Дерево Перуна - Дуб, символ - шестилучевая звезда. Перун ездит по небу в колеснице, запряженной белым и черным конями.

1. "Повесть временных лет". Пер. Д.С. Лихачева. "Изборник" (сборник произведений литературы древней Руси). М., 1969

2. Топоров В.Н. Боги древних славян//Очерки истории культуры славян. М., Индрик, 1996, стр. 164-165

3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., София, 2002, стр. 401-403

4. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988, стр. 251-255


Победа

Богиня победы. Помощница Перуна.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 14


Погода

Бог южного ветра, сын Стрибога.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 14


Подага

Бог восточного ветра, сын Стрибога.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 14


Позвизд

Свирепый бог северного ветра, бурь и непогоды.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 15

2. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 226


Полеля

Бог брака.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 226


Полкан (Китоврас)

Полкан - ПолуКонь. Полубог сверхъестественной силы. Аналог греческого Кентавра.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 227


Поревата (Б)

Богиня плодородия, жена Поревита.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 15


Поревит (Б)

Бог успеха, богатств, восьмиликий бог войны балтийских славян. Главное святилище Поревита - Аркона.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 15

2. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 227


Поренута (Б)

Покровитель мореплавания. Его четыре лика оберегают моряков, пятый, расположенный на груди, помогает им обойти мели и рифы. Главное святилище Поренуты - Аркона.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 227

2. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 15


Правда

Богиня правды и правосудия.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 15


Правь

Всемирные законы, действующие в Яви и Нави. Также, собирательное, образное название светлых богов.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Провей

Бог западного ветра, сын Стрибога.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 15


Прок

Бог предприимчивости.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 227


Радогаст (Радигощ, Радегаст) (Б, С)

Бог гостеприимства и, одновременно, бог ратной славы.

1. Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963

2. Топоров В.Н. Боги древних славян//Очерки истории культуры славян. М., Индрик, 1996, стр. 170-171


Рарог (Рарошек)

Огненный сокол. Посредник между богами и людьми.

1. Мифологический словарь, М., "Советская Энциклопедия", 1991


Род

В Роде объединяется все: добро, зло, любовь, ненависть, жизнь, смерть, созидание, разрушение и т.д. Все остальные боги, впрочем как и люди, являются его проявлениями. Двуполый бог. Отец и Мать богов. Род участвует во всех порождениях, в том числе и людей. Род даже не бог, а скорее абстрактное понятие - Вселенная.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 6

2. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 219


Родомысл

Бог красноречия. Разрешитель споров.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 16


Рожаницы

Помощницы Рода - Лада и Леля.

1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., София, 2002


Сварга

Небесное царство Сварога.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 220

2. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Сварог

Бог неба и духовного мира. Родоначальник большинства славянских богов, поэтому они - Сварожичи. Создал 12 месяцевый календарь (Коло Сварога). Сварог отошел от дел, передав власть своим потомкам, и не любит, когда его имя произносят просто так.

1. "Слово об идолах" в кн.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. т II, М., 2000

2. Нидерле Л. Славянские древности. М., Алетейа, 2000, с. 309-310


Святобор

Бог лесов, господин леших. Брат Дуная и Святогора.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 17


Святовит (Свентовит) (Б)

Четырехликий бог войны балтийских славян, аналог Сварога, бог света, Солнце-старец, в связи с чем можно отнести его не только к Яви, но и к Нави. Ипостась Солнца в период его "смерти" - с 22 сентября до 22 декабря. Четыре головы Святовита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Атрибут: белый конь. Главное святилище Святовита - Аркона.

1. Нидерле Л. Славянские древности. М., Алетейа, 2000, стр. 314-315

2. Топоров В.Н. Боги древних славян//Очерки истории культуры славян. М., Индрик, 1996, стр. 170


Святогор

Мифологический богатырь огромной силы. Брат Святобора и Дуная.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 17


Седунь

Небесная Коза, выкормившая своим молоком тёмных богов, на Заре Мира. Млечный Путь - молоко Зимун и Седуни, разлившееся по небу.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Семаргл (Семиргл)

Бог огня. Семаргл предстаёт, как огненная крылатая собака, - посредник между богами и людьми.

1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., София, 2002, стр. 419


Сирин

Птица печали. С западных ветвей мирового дерева льет слезы в закат.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Песни Светославия", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2000, стр. 135


Ситиврат (З)

Бог дождя и плодородия.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 18


Славь

Чертог Ирия, где павшие воины пируют и оттачивают своё мастерство.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2000, стр. 135


Снегурочка

Дочь Мороза.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Пить из Реки Жизни", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Сон

Бог сна, супруг Дрёмы.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 18


Стратим - Птица Сильнокрылая

Праматерь птиц. Охраняет по воле Сварога вход в Ирий.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Се Русь - Сурья", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 1999


Страх

Бог страха.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 18


Стрибог

Бог ветров, сурово наказывает клятвотступников и предателей.

1. "Слово о полку Игореве". Пер. Д.С. Лихачева. "Изборник" (сборник произведений литературы древней Руси). М., 1969

2. Нидерле Л. Славянские древности. М., Алетейа, 2000, стр. 311


Суд

Бог правды, справедливости и правосудия.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 18


Триглав (Б, В, С)

Триединый бог. Объединяет Навь, Явь и Правь. Олицетворяет пространство. Следит за человеческой кармой. Большой Триглав - Сварог-Перун-Святовит или Перун-Даждьбог-Огонь, малый - Хорс (Солнце)-Велес (Луна)-Стрибог (Ветры). Также покровительствует трём балтийским родам Рюрика, Синеуса и Трувора, отправившимся в Новгород.

1. Нидерле Л. Славянские древности. М., Алетейа, 2000, стр. 315

2. Топоров В.Н. Боги древних славян//Очерки истории культуры славян. М., Индрик, 1996, стр. 171


Троян

Бог здоровья, целебных трав, знахарства.

1. "Слово о полку Игореве". Пер. Д.С. Лихачева. "Изборник" (сборник произведений литературы древней Руси). М., 1969


Тур

Бог-покровитель скота, игрищ, веселья.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 19


Услад (Ослад)

Бог веселья, пиров и гуляний. Верный спутник Лады.

1. В. Истархов, "Удар Русских Богов", М., "Институт экономики и связи с общественностью", 2000, стр. 226


Хорс

Ипостась бога Солнца. Правит с 22 декабря до 22 марта.

1. Топоров В.Н. Боги древних славян//Очерки истории культуры славян. М., Индрик, 1996, стр. 166


Чернобог (В, З)

Бог тьмы, смерти и разрушения. Постоянно сражается с Белобогом, поддерживая равновесие в Сварге. Чернобог не есть зло, равно как и Белобог не есть добро.

1. Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963

2. Топоров В.Н. Боги древних славян//Очерки истории культуры славян. М., Индрик, 1996, стр. 172


Числобог

Бог времени и звездочетов.

1. В. Казаков, "Мир Славянских Богов", М., "Русская Правда", 2000, стр. 6

2. Книга Велеса


Чур (Щур)

Бог-покровитель границ, домашнего очага. Дух славного предка.

1. Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). М., 2000, стр. 25-26


Явь

Материальный мир.

1. И. Черкасов (Велеслав), "Родные Боги", М., "Институт Общегуманитарных Исследований", 2001


Ярило (Ярила, Ярий, Яровит)

Ипостась бога Солнца. Правит с 22 марта до 22 июня. Бог любви, войны, покровитель оборотней. Считалось, что в начале своего правления Ярило молод, но к концу "превращается" в старика с белой бородой. Ярило едет по небу на белой козе.

1. Левкиевская Е.Е. Мифы Русского Народа. М., Астрель-АСТ, 2000, стр. 47-52

2. Топоров В.Н. Боги древних славян//Очерки истории культуры славян. М., Индрик, 1996, стр. 171


Ящер (С)

Змей, держащий землю. Древний враг Сварога и Сварожичей. Очень близок к Велесу.

1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., Наука, 1981 стр. 397-399

2. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988, стр. 268-271


Кроме этих богов, есть ещё и менее известные (но отнюдь не менее почитаемые). Вот их имена: Сива, Сенич, Житнич, Венич, Зернич, Просич, Студич, Ледич, Дютич, Птичич, Зверичич, Милич, Дождич, Плодич, Ягодинич, Пчелич, Трестич, Кленич, Озернич, Ветрич, Соломич, Грибич, Лович, Бесидич, Снежич, Странич, Свендич, Радич, Свиетич, Корович, Красич, Травич, Стеблич, Родич, Масленич, Живич, Ведич, Листвич, Цветич, Водич, Звездич, Громич, Семич, Липич, Рыбич, Березич, Зеленич, Горич, Страдич, Спасич, Листвеврзич, Мыслич, Гостич, Ратич, Стринич, Чурин-Родич и ещё менее известные. (Книга Велеса) Они "ответственны" за соответствующие явления природы или житейские события и являются даже скорее духами.

Не исключено, что есть и забытые боги. Вспомнить о них также необходимо.


ВеСёЛыЙ СкИф
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 135
  • Статус: Антарес
  • Member OfflineМужчинаЖенат
А с каких пор… Овинник и прочая мелочь стали Богами Русско-Славянского пантеона? wacko.gif
ВеСёЛыЙ СкИф
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 135
  • Статус: Антарес
  • Member OfflineМужчинаЖенат
С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали
играть солнечные (солярные) боги. Многое в культе славян заимствовано у
восточных соседних кочевых племен, имена божеств также имеют скифские
корни.
Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажь-бог
(Даждьбог) – бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая,
плодородия Бог лета и счастья. Также известен как - Щедрый бог. Символ -
Солнечный диск. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного
лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или
несчастья. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице,
которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.
Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в
начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят,
что землетрясения — знак плохого настроения пары.
Даждьбогу прислуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря
Утренняя открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их
вечером. Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудных
лошадей Даждьбога.
Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом
Солнца был Хорс. Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе
движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее
человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом
Хорса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по
кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный
диск, и катать зажжённые колеса, также символизировавшие светило.
Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симорг) – крылатый
пёс, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. Символ – Мировое
дерево. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле –
защитнике посевов – как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы
оберегали поля от диких косуль и коз.
Хорс и Семаргл – божества скифского происхождения, их культ пришёл от
восточных кочевников, поэтому оба этих бога широко почитались только в
Южной Руси, граничившей со Степью.
Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни
были Лада и Леля.
Лада – богиня брака , изобилия , времени созревания урожая. Ее культ
прослеживается у поляков вплоть до XV в.; в древности он был распространен
у всех славян, а также балтов. К богине обращались с мольбами поздней
весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха, (белый цвет
символизировал благо).
Ладу называли «матерью Лелевой». Леля – богиня незамужних девушек,
богиня весны и первой зелени. Ее имя встречается в словах связанных с
детством: “ляля”, “лялька” - кукла и обращение к девочке; “люлька”;
“лелеко» – аист, приносящий детей; “лелеять” – заботиться о маленьком
ребенке. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний
праздник Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову
венок, усаживали на дерновую скамью, (символ прорастающей молодой зелени),
водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка
- «Леля» одаривала подруг заранее приготовленными венками.
К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит
общеславянское почитание Макоши (Мокши) – богини земли, урожая, женской
судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно
связана с Семарглом и грифонами, с русалками, орошающими поля, с водой
вообще – Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей
пряжу в колодцы.
Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес
(Волос). Бог торговли и зверей. Также известен как - Хранитель стад. Символ-
Сноп зерна или зерно, связанное в узел. Священные животные и растения:
Вол, зерно, пшеница, кукуруза. Волос — благосклонный бог, который
регулирует товарообмен и убеждается, что обещания держатся. Клятвы и
договоры приведены к присяге его именем. Когда Перун стал величайшим богом
войны, он распознал, что, в отличие от Сварожича, ему нужна хладнокровная
голова, чтобы посоветовать. В связи с этим, он привлек Волоса быть его
правой рукой и советником.
Волос также имеет другую сторону. Он — защита всех прирученных зверей.
Волос появляется в обличие бородатого пастуха. Волос — бог – покровитель
доспехов.
Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают
воинственные боги, которым приносили кровавые жертвы – Ярило и Перун.
Несмотря на глубокую древностью а, следовательно, широкую известность этих
богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен из-за своего
воинственного облика.
Ярило – бог весны и веселья. Символ- гирлянда или корона из диких
цветов. Священные животные и растения - пшеница, зерно. Веселый Ярило —
покровитель весенних растений.
Славянским громовержцем был Перун. Символ – скрещенные топор и молот.
Его культ является одним из древнейших и восходит еще к Ш тысячелетию до
н.э., когда воинственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым
оружием, подчиняли себе соседние племена. Основной миф перуне повествует,
о сражении бога со Змеем- похитителем скота, вод, иногда светил и жены
громовержца.
Перун - змееборец, обладатель молнии-молота, тесно связан с образом
магического кузнеца. Кузнечное ремесло осознавалось как волшебство. Имя
легендарного основателя города Киева Кий – означает молот. Перуна называли
« княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их
власть.
Свантовит - бог процветания и войны, также известен как - Сильный.
Символ- рог изобилия. Свантовиту поклоняются в богато разукрашенных храмах,
охраняемых воинами. Там содержится белая лошадь священника, всегда готовая
мчаться на сражение.
Сварожич- бог силы и чести. Также известен как - палящий. Символ:
Черная голова бизона или двухсторонний топор.
Сварожич — сын Сварога, и то, что он управляет пантеоном совместно с
Даждьбогом, — намерение отца Сварожича. Дар Сварога — молния — вверен
именно ему. Он — бог очага и дома и известен своим верным советом и
пророческой силой. Он — бог простого воина, дорожащего миром.
Триглав - бог чумы и войны. Также известен как Тройной Бог. Символ-
змея, изогнутая в форме треугольника.
Триглав появляется в виде трехголового человека, носящего золотую
вуаль над каждым из его лиц. Его головы представляют небо, землю и более
низкие области, и в борьбе он едет верхом на черной лошади.
Чернобог - бог Зла. Также известен как - Черный Бог. Символ: Черная
статуэтка. Она приносит неудачи и несчастье; она — причина всех бедствий.
Темнота, ночь и смерть связываются с нею. Чернобог — во всех отношениях
противоположность Белбогу.
ВеСёЛыЙ СкИф
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 135
  • Статус: Антарес
  • Member OfflineМужчинаЖенат
Язычество в городском быту XI-XIII вв.

Принятие христианства в качестве государственной религии не означало
полной и быстрой перемены образа мышления и образа жизни. Были учреждены
епархии, построены церкви, общественные богослужения в языческих святилищах
сменились богослужениями в христианских храмах, но серьёзного перелома во
взглядах, полного отказа от верований прадедов и бытовых суеверий не было.
Язычество упрекали в многобожии, а христианству ставили в заслугу
изобретение монотеизма. У славян творцом мира и всей живой природы был Род
– Святовит.
Русские люди вычленили из троицы Иисуса Христа и построили церкви
Спаса, заменившего языческого Дажьбога.
Христианство отразило и первобытный дуализм. Главою всех сил зла был
непобеждённый богом Сатанаил с его многочисленным и разветвлённым
воинством, против которого бог и его ангелы были бессильны. Всемогущий бог
не мог уничтожить не только самого Сатану, но и мельчайшего из его слуг.
Человек должен был сам праведностью своей жизни и магическими действиями
«отгонять бесов».
Такой важный раздел первобытной религии, как магическое воздействие на
высшие силы ритуальным действием, заклинанием, молитвенной песней, был в
своё время впитан христианством и оставался неотъемлемой частью церковной
обрядности. Религиозная поддержка государственности в пору прогрессивного
развития феодализма, Запрещение кровавых жертвоприношений, широкий поток
литературы, направившийся на Русь из Византии и Болгарии, - эти последствия
крещения Руси имели прогрессивное значение.
Вспышка симпатий к прадедовскому язычеству происходит во второй
половине XII в. и, возможно, связана как с разочарованием социальных верхов
в поведении православного духовенства, так и с новой политической формой,
приблизившей в XII в. местные княжеские династии к земле, к земскому
боярству, а отчасти и к населению своих княжеств вообще. Можно думать, что
жреческое сословие совершенствовало свои представления о магической связи
макрокосма с микрокосмом личного убора, о возможности воздействия на
жизненные явления посредством заклинательной символики и языческих
апотропеев. Двоеверие было не просто механическим сочетанием старых
привычек и верований с новыми, греческими; в ряде случаев это была
продуманная система, в которой вполне сознательно сохранялись древние
представления. Прекрасным примером христианско-языческого двоеверия
являются известные амулеты – змеевики, носившиеся на груди поверх одежды.
Двоеверие являлось не просто результатом терпимости церкви к языческим
суевериям, оно было показателем дальнейшей исторической жизни
аристократического язычества, которое и после принятия христианства
развивалось, совершенствовалось, вырабатывало новые тонкие методы
соперничества с навязанной извне религией.
igore
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 608
  • Статус: Статус нах.
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (ВеСёЛыЙ СкИф @ 08.05.2007 - время: 16:33)
А с каких пор… Овинник и прочая мелочь стали Богами Русско-Славянского пантеона? wacko.gif

дело даже не в "мелочи"
почти половина упомянутых персонажей - либо плод воображения современных авторов от неоязычества, либо к язычеству они никакого отношения не имеют вообще - как, например, упомянутая в первой же строчке Алконост, являющаяся персонажем русской средневековой литературы

приведенный "список" - не более чем "поток сознания" его автора)
ВеСёЛыЙ СкИф
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 135
  • Статус: Антарес
  • Member OfflineМужчинаЖенат
Языческие обряды и празднества XI – XIII вв.

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в
равной мере архаичных элементов, восходящих к индоевропейскому единству
первых земледельцев или к ближневосточным земледельческим культам,
воспринятым первоначальным христианством.
Одним из элементов были солнечные фазы: зимнее солнцесостояние,
весеннее равноденствие и летнее солнцесостояние. Осеннее равноденствие
очень слабо отмечено в этнографических записях.
Вторым элементом был цикл молений о дожде и о воздействии вегетативной
силы на урожай. Третьим элементом был цикл празднеств урожая. Четвёртым
элементом были дни поминовения предков (радуницы). Пятым могли быть коляды,
праздники в первых числах каждого месяца. Шестым элементом были
христианские праздники, часть которых тоже отмечала солнечные фазы, а часть
была связана с аграрным циклом южных областей Средиземноморья, имевшим иные
календарные сроки, чем аграрный цикл древних славян.
В результате постепенно создалась очень сложная и многоосновная
система русских народных праздников.
Одним из главных элементов святочных обрядов было ряженье в
звероподобные одежды и пляски в «машкерах». Ритуальные маски изображались
на серебряных браслетах.
Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый разгул во
вторую их половину – от 1 по 6 января, в «страшные» велесовы дни.
После принятия христианства в качестве государственной религии
происходило календарное соприкосновение древних языческих праздников с
новыми, церковно-государственными, обязательными для правящих верхов. В
ряде случаев христианские праздники, возникшие, как и славянские, на
первобытной астрономической основе, на солнечных фазах, совпадали по срокам
(рождество христово, благовещенье), нередко они расходились.
Русальские заклинательные обряды и пляски были начальной стадией
языческого празднества, завершавшегося обязательным ритуальным пиром с
обязательным употреблением мясной скоромной жертвенной пищи: свинины,
говядины, кур и яиц.
Так как многие языческие праздники совпадали или календарно
соответствовали с православными, то внешне приличия были почти соблюдены:
пир устраивался, например, не по случаю праздника рожаниц, а по причине дня
рождества богородицы, но продолжался и на следующий день уже как
«беззаконная вторая трапеза».
ВеСёЛыЙ СкИф
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 135
  • Статус: Антарес
  • Member OfflineМужчинаЖенат
QUOTE (igore @ 08.05.2007 - время: 17:50)
QUOTE (ВеСёЛыЙ СкИф @ 08.05.2007 - время: 16:33)
А с каких пор…  Овинник и прочая мелочь стали Богами Русско-Славянского пантеона?  wacko.gif

дело даже не в "мелочи"
почти половина упомянутых персонажей - либо плод воображения современных авторов от неоязычества, либо к язычеству они никакого отношения не имеют вообще - как, например, упомянутая в первой же строчке Алконост, являющаяся персонажем русской средневековой литературы

приведенный "список" - не более чем "поток сознания" его автора)

А что можно ожидать от сайта с названием "Перуново наследие"
ВеСёЛыЙ СкИф
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 135
  • Статус: Антарес
  • Member OfflineМужчинаЖенат
Погребальная обрядность.

Этапы развития языческого мировоззрения древнего славянства в
значительной мере определялись среднеднепровским историческим центром. Люди
Среднего Поднепровья прокладывали «священные пути» в греческие города и
ставили каменных идолов с рогом изобилия на этих путях. Где-то на Днепре
должно было быть главное святилище всех сколотов - земледельцев, в котором
хранился священный небесный плуг. В религиозной истории Киевской Руси
многое разъяснится благодаря обращению к предкам Руси.
Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формы
погребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира.
Перелом в воззрениях древнего славянина произошёл ещё в праславянское
время, когда погребение скорченных трупов в земле стало заменяться
сожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах.
Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве;
скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили
умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых
существ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особой
жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же
физический облик принадлежит живому человеку и мёртвому.
Скорченность трупов сохраняется до рубежа бронзового века и железного.
На смену скорченности приходит новая форма погребения: покойников хоронят в
вытянутом положении. Но самая разительная перемена в погребальном обряде
связана с появлением кремации, полного сожжения трупов.
В реальных археологических следах погребального обряда постоянно
наблюдается сосуществование обеих форм – древней ингумации, захоронения
покойников в земле.
При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ
предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,
содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,
оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в
сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, что
делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и тем
самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи
и простой ингумации.
Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганные
насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронение
праха умершего в обычном горшке для еды.
Горшки и миски с едой – самые обычные вещи в славянских языческих
курганах. Горшок для приготовления еды из первых плодов нередко считался
священным предметом. Горшок, как символ блага, сытости, восходит, по всей
вероятности, к весьма древним временам, примерно к земледельческому
неолиту, когда впервые появляется земледелие и глиняная посуда.
Наиболее близкими к взаимосвязи священного горшка для первых плодов с
урной для захоронения праха являются антропоморфные сосуды-печки. Сосуды-
печки представляют собой небольшой горшок упрощённой формы, к которому
приделывается цилиндрический или усечённо-конический поддон-печь с
несколькими круглыми дымовыми отверстиями и большим арочным проёмом внизу
для топки лучинами или углями.
Связывающим звеном между богом неба, богом плодоносных туч и
кремированными предками, души которых теперь не воплощаются в живые
существа на земле, а пребывают в небе, явился тот горшок, в котором уже
много сотен лет первобытные земледельцы варили первые плоды и специальным
празднеством благодарили бога неба.
Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлением
праславян от общего индоевропейского массива в XV в. до н.э. и бытует у
славян 27 столетий вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребения
представляется себе так: складывали погребальный костёр, на него
«възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-
декоративным сооружением - вокруг крады прочерчивали геометрически точный
круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую ограду
вроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количество
соломы. Когда зажигали огонь, то пылающая ограда своим пламенем и дымом
закрывала от участников церемонии процесс сгорания трупа внутри ограды.
Возможно, что именно такое сочетание погребальной «громады дров» с
правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира
мёртвых предков, и именовалось «крадой».
У восточных славян большой интерес с точки зрения языческих верований
представляет сожжение вместе с покойником животных как домашних, так и
диких.
Обычай хоронить в домовинах, или точнее воздвигать домовины над
христианскими могилами, дожил в земле древних вятичей до начала XX в.
Завиша
дата: [ i ]
  • *
  • Любитель
  • Репутация: 27
  • Статус: Нечего со мной общаться...
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Статья о русах

http://www.goritsfighting.ru/istedrus.htm
igore
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 608
  • Статус: Статус нах.
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Завиша @ 25.05.2007 - время: 00:43)
Статья о русах

http://www.goritsfighting.ru/istedrus.htm

Не открывается.
Завиша
дата: [ i ]
  • *
  • Любитель
  • Репутация: 27
  • Статус: Нечего со мной общаться...
  • Member OfflineМужчинаСвободен
видно что-то не так сервером у них, дня два назад все прекрасно работало:(
igore
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 608
  • Статус: Статус нах.
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Завиша @ 25.05.2007 - время: 00:43)
Статья о русах

http://www.goritsfighting.ru/istedrus.htm

Работает.
И какое отношение данная статья имеет к теме топика?
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)

Страницы: (3) 1 2 3

Reply to this topic Fast ReplyStart new topicStart Poll0


Рекомендуем почитать также топики:

Йога и секс

Hoodoo или ВУДУ

..Входи в чум и садись на шкуру, странник..

Конфуцианство

Вишнуизм




>