Reply to this topicStart new topicStart Poll

Страницы: (1) 1 
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
О восприятии.
Итак. Писать надо грамотно. Потому что если грамотно, то оно и – красиво. Но, что бы грамотно писать, надо еще и грамотно читать. Читать то, что тобой написано. Необходимо уметь читать свое барахло глазами читателя, ну, и естественно, его мозгами. Умение видеть свою писанину с позиции другого человека, основа стилистического, и, в первую голову, писательского мастерства.

Необходимо всегда, когда крапаешь что бы то ни было, думать о том, а сможет ли твоя мысль, твое чувство, твой образ – встать перед читателем и сделаться ЕГО мыслию, ЕГО образом, ЕГО чувством?

Вообще сущетсвует два восприятия текста: первоначальное и окончательное, и между ними огромная разница.
Пример: оба уселись на скамейку пить пиво, в алюминиевых банках.
Первоначальное восприятие: «оба в алюминиевых банках.». И только при повторном прочтении, читатель догоняет, что енто не те «оба» в алюминиевых банках, а пиво в алюминиевых банках.

первоначальное восприятие текста протекает обычно не произвольно, на автомате. И если логика вдруг дает сбой (а она в это время работает в теневом режиме), то включается алгоритм комбинаторики: мозжечек потея от напруги начинает подбирать более здравые комбинации. Но если и енто с лету не происходит, то тогда «Стоп машина. Полный назад» и – повторное восприятие посредством повторного прочтения.

Отсюда вывод. Стилистическую правильность или ошибочность предложения, в котором, по идее, возникает ошибочная логическая связь слов и другие ошибки рассогласования, требуется устанавливать однозначно по первому восприятию.
Еще есть такая фишка - соотносительные понятия : закономерности первоначального восприятия текста – правила стилистического конструирования текста.
Что сие означает. Первоначальное восприятие текста – закономерно (потому как подтверждено опытным путем) и у одинаковых языковых носителей – практически идентично, или аналогично (точно не помню, но смысл такой). То бишь, все воспринимают текст одинаково, с незначительными различиями по форме, но весьма сходно по смыслу.
Вот эта закономерность: каждое может быть связано в предложении или с одним словом или с другим (из тех, которые по одну строну от данного), объединяется при первоначальном восприятии с ближайшим из этих двух слов, даже если автор связывал его с другим, более отдаленным.

Вот вторая закономерность. Омоформа именительный-винительный, стоящая в начале предложения, первоначально воспринимается читающим в значении именительного падежа, даже еже ли автор делал его винительным, пример «кислород выделяет перекись водорода». Получается, что кислород каким-то образом перекись водорода выделяет.
Отсюда правило:
Если читатель первоначально воспринимает каждое слово в предложении в связи с ближайшим из грамматически пригодных для объединения с ним, то автор не должен допускать, чтобы между каким-то словом в предложении и тем словом, к которому оно относится по смыслу, вклинилось такое промежуточное слово, с которым первое грамматически может, но не должно быть связано.
Так, вот еще правило:
Если читатель первоначально воспринимает омоформу именительный-винительный , стоящюю в начале предложения, в значении именительного падежа, то автор не должен допускать, что бы вначале предложения эта омоформа, употребленная в значении винительного падежа.
Поэтому, нефиг путать грамматическую правильность со стилистической.

Так, на сегодня – все. Про логические ударения – завтра.
ЗЫ хотя грамматические ошибки тоже все картинку способны испортить :)

Это сообщение отредактировал Ильич++ - 21-07-2006 - 01:04
Flameberg2
дата: [ i ]
  • *
  • Профессионал
  • Репутация: 215
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Толково wink.gif да только, в принципе, человек ПИШУЩИЙ (часто, много, в силу различных причин: от простого увлечения до профессиональной деятельности) это воспринимает практически подсознательно. Хотя, не скрою, не в обиду местным авторам будет сказано (уж явно не к старожилам творческой ветки относится wink.gif ), но многим из них таки надо бы придерживаться подобного подхода к своим работам. В общем, плюсик ты заслужил biggrin.gif

дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
причем тут принциып? принцип -это основополагающая идея.
причем тут подсознание? что за бред?
подсознание, если и участвует, то в процессе восприятия, но ни как не в процессе конструирования текста.

и если не знаете о чем речь, то лучше спросите.
поэтому, убедительная просьба
В ЭТОЙ ТЕМЕ ПИСАТЬ ТОЛЬКО ПО СУЩЕСТВУ, ОСТАЛЬНЫХ, просьба, мозжечек не напрягать.

Это сообщение отредактировал Ильич++ - 21-07-2006 - 17:11
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
Ясность речи и логические ударения
Важнейшим из качеств речи, для молодого графомана является ясность речи. Если предложение понимается верно во всех своих элементах сразу же, при первоначальном восприятии, а не при повторном, не при перечитывании этого предложения, то оно – ясное по своей стилистической (коммуникативной структуре). Ежели читатель вынужден перечитывать предложение и пытаться понять его смысл – то АМ/КГ!

Речь ясна, если каждое слово в предложении при первоначальном восприятии понимается именно в том из возможных значений, в котором оно употреблено автором (а не в каком-то другом), и если при этом оно сразу же относится практически всеми читателями к тому слову в предложении, с которым оно было связано в мысли автора.

Когда пишешь, должен задумываться два раза: сначала, что бы не написать бред, а потом – чтобы не оказалось, что ты написал абсурд.

Это сообщение отредактировал Ильич++ - 22-07-2006 - 08:13
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
у малолетних графоманов большинство предложений в текстах просто таки провоцируют читателей на невероне понимание смысла этих самых предложений.
такие предложения, этих писателй от большого ума, можно разделит на две категории:

в одной категории находятся такие предложения, в которых происходит неправильное понимание слов (это потому что тезаурус (словарный запас, у таких аффоров весьма скуден, и самантическая полнота убога).
и вторая категория: предложения в которых происходит неправильное понимание связи слов читателем (это от того что у начинающих графоманов ума-то не много и разговорная речь у них ущербная).

а в каждой их этих двух категорий есть еще несколько подкатегорий.
к первой категории относится:
неправильное понимание читателем значения словоформы (это опять же от того, что графоманствующий молодняк сам еще толком понятно изъясняться не умеет);
неправильное понимание читателем логического ударения (ну все опять же от небольшого ума аффора).

ко воторой категории отнесем:
ошибочная смысловая связь слов читателем (ведь в разговоре графоман, когда не в сотоянии свою мысль донести до собеседника, то он хотя бы пальцем ткнуть може, а в письме пальцем не ткнешь);
ошибочное смысловое разъединение слов читателем (по выше указанной причине).

что такое логическое ударение
логическое ударение, это когда пишущий предает слову особый смысл и специально добивается сосредочения внимания читающего на этом слове.

способы передачи логического ударения:
позиционный;
лексический;
графический.


у начинающих графоманов частенько происходит смещение логического ударения. а, как показывает наблюдения за читающими, логическое ударение имеет тенденцию смещаться в право по тексту.

Это сообщение отредактировал Ильич++ - 22-07-2006 - 08:15
Flameberg2
дата: [ i ]
  • *
  • Профессионал
  • Репутация: 215
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Теорию Вы, Ильич Грамотеевич, можете знать достаточно хорошо, но практики у Вас явно маловато wink.gif не сочтите за "наезд", но, попросту, читая Ваш ответ, становится ясно: Вы с трудом осознаете, о чем пишете wink.gif на данном этапе оставляю эту тему, даже Ваш ответ смотреть принципиально не буду, так что и не утруждайте себя: штудируйте теорию, учитесь нормальному общению, и будет Вам великое счастье.
VIRTushka
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 7507
  • Статус: Безумная овуляшка. Домохозяйка. Блондинка.
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
Ильич с двумя плюсами, позвольте еще раз перебить поток Вашей грамотной речи своим плебейским флудом. Пока никто из модераторов не соблаговолил к Вам почестью удалить неугодный Вам флуд из Вашей, столь насущной для юношеского писательского поколения, темы, хотелось бы обратиться к Вам, теоретику, и надеюсь, практикующему прозаику, с нижайшей просьбой. Наверное, такой высокоинтеллектуальный и эрудированный форумчанин, как Вы, не мог не отметить, что на форуме, на котором Вы, ну и я, Ваша скромная слуга, имеем честь находиться, периодически проводятся литературные конкурсы. Я понимаю, что столь мелочное и нелепое предложение способно вызвать бурю Вашего негодования, но все же... Не будете ли Вы столь благородны и не соизволите ли поучаствовать в литературном конкурсе, который как раз сейчас проводится на форуме Проза. Дабы Вы, исключительно занятой человек, философ, интеллектуал и всячески востребованный в силу своей гениальности, человек, не утруждали себя поисками, осмелюсь предоставить Вам ссылку, по которой Вы сможете прочитать условия этого конкурса здесь.
Смею надеяться, что Вы внемлете моей нижайшей просьбе и утрудите себя написать рассказ на конкурс, ибо юному писательскому поколению столь нужна поддержка в лице таких мэтров, как Вы. Я уверена, что на фоне Вашего творения; примера, так сказать, литературнотворческого столпа, коим будет являться Ваш шедевр (О! Я даже ни капельки не сомневаюсь, что это будет именно - шедевр!), юное поколение сможет в полной мере ощутить всю немощность своего творческого потенциала и щенячий восторг перед Вашими виршами.
Напоследок осмелюсь выразить свое глубочайшее сожаление, что Вы никогда не участвовали ни в одном нашем конкурсе. Понимаю, Ваш изысканный, исключительно грамотный, шедевральный слог требует более богатой огранки, чем литературный конкурс на Секснароде. Понимаю, что подобно алмазу, подобно розе среди говна, Вам невыносимо больно существовать на этом форуме. И все же, надеемся на Ваше снисхождение до нас, убогих, и ждем, почтенно преклонив колено, Вашего бессмертного творения. Ну, хотя бы один раз. Осчастливьте нас, о великий!
ЗЫ. Позор мне, недостойнейшей, слово "великий" в последней части прошения надо было написать с большой буквы "В"...

Это сообщение отредактировал VIRTushka - 22-07-2006 - 04:45
rtty77
дата: [ i ]
  • *
  • Интересующийся
  • Репутация: 30
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Ну Ильич с плюсами правильную тему-то поднял, молодому "писателю" это необходимо знать. Только, пожалуйста, снизьте градус своего негодования, к чему такие страсти-то, не умножайте вы этой он-лайн грубости. К людям надо мяхше, а на вопросы смотреть ширше. И сами пишите свое "просто таки", наверное, всЕ-Таки через дефис. А еще лучше и правда продемонстрируйте все вами сказанное на личном примере, чтоб все ахнули.
rtty77
дата: [ i ]
  • *
  • Интересующийся
  • Репутация: 30
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Когда-то работал над темой машинного перевода, еще в начале перестройки. Выразительные средства русского языка - огромная тема , интересная очень. Но только там все очень плохо формализуется. Это почти невозможно, на данный момент по крайней мере. Наверное, большие писатели делают это интуитивно. Тем и отличаются от маленьких :)

Это сообщение отредактировал rtty77 - 20-08-2006 - 16:53
Каянбек
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 113
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Одно наш уважаемый а-ля Толкиен-профессор-литературы-тока-просто-откудато-скатал не фнял!
Канешна языг эта харашо, литературный тим болия!
Но есть одно но. даже НО.
как бы не было крааасиво и правильно с литературной точки зрения написано произведение... но никогда и низачто ему ни стать ни то что бы Великим, а хотя бы читабельным и востребованым.
Язык оно не есть главное в писательстве.
Пример. Посмотрите на статистику. ТОлстой, со своим тяжелым, корявым и излишне сложным языком, стоит в первой десятке самых продаваемых авторов в России.
А может и не в 10... но в 30 точно. Просто в 10 был 3 года назад.
А так любимый языколюбами товарищ Бунин плетется где то далеко позади.
Па-а-а-ачиму?! Па-а-а-атаму!!! Еще пример. Сколько вы смотрели экранизаций Одиссея?
Нет не именно, хотя и именно тоже, а Одиссее клонов. Типа Рэмбо.
Правильно довига.
Кто знает каким языком написан превый Одиссей? Кто знает какими стилистическими фишками пользовался Гомер?
ПРоизведение прошло чистку временем. Остались только самые важные крупицы. Алмазы... нет, бриллианты. Вы разницу канечна понимаете.
И что осталось? Не язык, а сюжет, мсль и образы. Сильные, запоминающиеся, что прошли сквозь тьму веков и не покрылись пылью.

Одно скажу вам милые лруги...
А нет, кстати, отгадайте, почему "мастера исстинна рускага языга" не публикуются за рубежом? Ха-ха! На их оправдания насчет, что вы что вы, я такой блаагародный эта мне нафих не нужно.

А вот теперь скажу:
"Тему фтопку и в мозк аффтара залить йатт"
Каянбек
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 113
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
я конечно не говорю, что язык нафиг не нужен. Просто предостерегаю начинающих авторов, что бы не уделяли слишком много внимания языгу. Уделяли, но не слишком.
Поясню. Слова - кирпичики. Из гнилых кирпичиков можно построить только хлев, но не дворец, ни в коем случае. И то, хлев при первом же дождике размоет. А вот из качественных, добротных кирпичей можно построить огромный величиственный дворец, как и хлев, увы.
Angriel
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 1536
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Собственно почитал.>>>
Начать с пунктуации или речевых ошибок? Или просто поговорить об использовании жаргонизмов и прочего "не литературного" языка. Ильич, ты очень недурно пишешь, потому как просто по возрасту и опыту уже грех писать откровенную муть. А твой жизненный путь предоставил тебе массу времени для философских размышлений.
Ты чем тред мотать, про логические ударения, лучше дай ссылочку на источник. И покритикуй пишущих конкретно, побуквенно. Вот тогда ты сделаешь Дело. А так, прости, это просто сотрясание электронов в полупроводниках.

Post Scriptum
А ты не думал литературной пародией заняться?
Angriel
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 1536
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE
оба уселись на скамейку пить пиво, в алюминиевых банках


Если не ставить запятую после "пиво", а перед словосочетанием дать контекст, то все будет понятно. Классический пример

"Казнить нельзя помиловать"

дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
QUOTE (Angriel @ 24.07.2006 - время: 13:37)
Собственно почитал.>>>
Начать с пунктуации или речевых ошибок? Или просто поговорить об использовании жаргонизмов и прочего "не литературного" языка. Ильич, ты очень недурно пишешь, потому как просто по возрасту и опыту уже грех писать откровенную муть. А твой жизненный путь предоставил тебе массу времени для философских размышлений.
Ты чем тред мотать, про логические ударения, лучше дай ссылочку на источник. И покритикуй пишущих конкретно, побуквенно. Вот тогда ты сделаешь Дело. А так, прости, это просто сотрясание электронов в полупроводниках.

Post Scriptum
А ты не думал литературной пародией заняться?

да хоть с чего угодно начни, там всего полно. от пропущенныцх букв, запятых, до запутаных словосочетаний.

потому-то я и не счетаю свои записки чем-либо ценными. и нет у меня выссказываний типа: а вот неплохая вещица, етно я в 3-ем классе написал, а вот мне безусловнно нравится, откровенно сильная вещь, пожалуй самое лучшее из моего творчества :)

ссылку дать не могу, бо по памяти восстанавливаю. если бы был источник и моей задачей было бы продемонстироать свою "умногсть", я б целыми страницами постил. Сами зания были получены в период второго брака, бо супруга на филолога училась, а я ей много чего помогал в этом деле.
ну и изходя из того,ч то вспоминать приходится, то и естетсвенно приходится придавать этим воспоминанием соответсвующий вид, от того-то так мало и изложил.

побуквенно - нет уж, увольте. одного раза достаточно. если бы мне важны били свои зарисовки, то я бы естественно писал бы, как минимум в ворде с включенной автокоррекцией, ну и вычитку бы делал, дабы все огрехи устранить. но, мне это совершенно до жвака-галса, а вот многим здесь замечание - как ножом по сердцу, бо инфантильность их социодинамическая просто поражает.

ЗЫ в начале девяностых была волна пародий: Штирлиц, Чапаев, Ржевкий. тогда я за год выдал на гора кучу забавных рассказиков про Простоквашено. Простоквашено у меня было и Пикником на обочине, и Как закалялась сталь, и все,ч то только можно было перелопатить.
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
QUOTE (Angriel @ 24.07.2006 - время: 13:40)
QUOTE
оба уселись на скамейку пить пиво, в алюминиевых банках


Если не ставить запятую после "пиво", а перед словосочетанием дать контекст, то все будет понятно. Классический пример

"Казнить нельзя помиловать"

вот потому и пример такой, что бы пишущий думал, как и куда чего ставить.
Angriel
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 1536
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
И все-таки, я считаю, что пример - куда лучше чем учебник. (см.подпись)
Кстати, то что мы видим на полках магазинов - это отнюдь не труд автора. Это лишь его вдохновение помноженное на коллективный труд издательства. Совершенно недавно читал "сырой" текст известного писателя. Кошмар-ужас. А после редактуры и корректуры - снова можно восхищаться. Так происходит уже лет триста. Автор, редактор, коректор - вот тройка, которая делает произведение хорошим.
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
в свое время верстал для союза писателей газетенку. так они такое приносили в набр,ч то даже я, поражался корявостью написанного.

а примеры нужны тем, кому они нужны...
Angriel
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 1536
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Если их не будет, то те кому они нужны - их не увидят.
Angriel
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 1536
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Ильич, литература давно уже выскочила за рамки книжных полок. Она вошла в сеть. Естественно, что доступность публикации и хорошая обратная связь с читателем вовлекают в нее все больше участников - это факт. Я считаю, что могу несколько поднять планку качества для пяти-семи человек. Если ты сделаешь тоже самое еще для десяти, а, скажем Сырк еще для трех... можно не продолжать?

Нашим детям это читать, так или иначе.
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
пылающей тропой мы идем к коммунизму. (С)

Я очень доволен, что все же иногда здесь появляются здравомыслящие, но, вся беда в том, что здравомыслящим тут делать нечего.
Основная. да и единственная, цель большинства , присутствующего здесь - спрятаться...
Angriel
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 1536
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
А это и естественно. Самый дифицитный товар в нынешнем мире - пространство. В том числе личное пространство. Здесь есть возможность его увеличить, или, покрайней мере, обустроить по собственному усмотрению.
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
правильно: "Дом поросенка должен быть крепостью!".
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
Единственная грамотная и разумная тема среди литературных упражнений в этом разделе. Автор выкладывает базу, но почему-то никто не конспектирует. Зато много непонятного и язвительного, явно личные обиды.
Почему тема до сих пор не в главном?
Флуд действительно можно потереть, а лекции оставить.
Не все же Пушкины на подсознательном уровне.
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен


Альтернативноадаренным "писателям форума" посвещается...



В искусствпе говорить, особенно в искучстве писать, есть своя техническая сторона, изучение которой очень важно. Ее можно назвать стилистикою.
...Нет никакого совмнения, что когда к инстинктивной способности хорошо говорить или писать присоединятется теоретическое знание языка, сила способности удвояется, утрояется.

В.Б. Белинский.

дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
Лучше про теории продолжай.
В редакциях очень не любят настоящее продолженное время.
Что это такое и за что?
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)

Страницы: (1) 1

Reply to this topic Fast ReplyStart new topicStart Poll0


Рекомендуем почитать также топики:

Кафешка"Аффтар жжёт!"

Она нежна, как самка богомола

Сентябрьское скерцо

Ягода-малина куда-то нас манила...

Музыка для настроения




>