Reply to this topicStart new topicStart Poll

Страницы: (11) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 
Sorques
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 7087
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаЖенат
QUOTE (petroff67 @ 27.06.2008 - время: 23:04)

Общеизвестно, что Радзинский не историк.

"Общеизвестно", что за терминология, для человека позиционирующего себя как историка... lol.gif
А ссылку не дадите, на то что это так? wink.gif


Sorques
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 7087
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаЖенат
QUOTE (petroff67 @ 27.06.2008 - время: 23:37)
Несомненно. И тот и другой были западниками, а западник всегда силою вещей становится русофобом. Все для западника в России криво, уродливо, неправильно, потому как отлично и не похоже на запад. И как следствие, там, где нет точного знания (а в истории  таких мест всегда довольно, тем более в те времена) и появляется вера, эта вера, как и у вас, выбирает самые отрицательные для России толкования.
Правильная, положительная история Российская и для Карамзина, и для Соловьева начинается с Петровской реформы, не раньше.

Не соглашусь, что западник и русофоб, это тождество.
Не заимствовать хорошее с Запада и не изживать плохое Свое, это даже не квасной патриотизм, а глупость какая то...
Петр тогда русофоб, а Алексей русофил...Прямо по Мережковскому "Христос и Антихрист". wink.gif

Карамзин кстати, делил правление Грозного, на два этапа, рациональную и полезную первую... и явно болезненную вторую.

Вся история России с 18 века, это сплошная русофобия получается...до 17 года wink.gif
Россия, это Запад и Европа...и не какая не Евразия со своим путем, выдумками князя Трубецкова и современных совето-евразийцев...

Вы не упоминали про евразийцев, но ваши подходы весьма к ним близки.


Это сообщение отредактировал sorques - 28-06-2008 - 01:05
je suis sorti
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 808
  • Статус:
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
QUOTE (sorques @ 27.06.2008 - время: 23:38)
QUOTE (petroff67 @ 27.06.2008 - время: 23:04)
Общеизвестно, что Радзинский не историк
А ссылку не дадите, на то что это так? wink.gif
Если это намек на историческое образование Радзинского, то мы все учились понемногу. Радзинский, Сванидзе и т. п. историками не являются, поскольку, несмотря на высшее образование по специальности (а у Сванидзе, к примеру, еще опыт работы репетитором) они не занимаются и никогда не занимались изучением истории профессионально. Формально юридически никто не запрещает любому гражданину рассказывать свое виденье истории другим гражданам по телевизору, как например, никто никому не запрещает рассказывать в автобусе пассажирам свои взгляды на лечение онкологических заболеваний и даже рекомендовать методы лечения. Но лучше обращаться к профессионалам, это не дает гарантии, но увеличиает шансы - в разговоре об истории - на знание истины (только не надо спрашивать, что есть истина, это к Сократу biggrin.gif).
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
QUOTE (petroff67 @ 27.06.2008 - время: 23:37)
QUOTE
Карамзин наверное был русофобом, мифов наслушался. Соловьев так же с его фразой о Грозном..." Не произнесет историк, слово оправдания такому человеку"...

Несомненно. И тот и другой были западниками, а западник всегда силою вещей становится русофобом. Все для западника в России криво, уродливо, неправильно, потому как отлично и не похоже на запад. И как следствие, там, где нет точного знания (а в истории таких мест всегда довольно, тем более в те времена) и появляется вера, эта вера, как и у вас, выбирает самые отрицательные для России толкования.
Правильная, положительная история Российская и для Карамзина, и для Соловьева начинается с Петровской реформы, не раньше.
Толстой писал: «Читаю историю Соловьева. Все по истории этой было безобразно в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать.. Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершалась истории России.
Но как же так ряд безобразий произвел великое и единое государство?! Но, кроме того, читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: что грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что разоряли? Кто и как кормил хлебом весь этот народ? Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил черно-бурых лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворцы, церкви, кто перевозил товары? Кто воспитывал и растил этих людей единого корня? Кто блюл святыню религиозную, поэзию народную? Кто делал, что Богдан Хмельницкий передался русским, а не татарам и полякам?..»

Первая часть поста вызывает у меня уважение и прежде всего потому что неуважение к своим предкам и вызывает отрыв от общей массы, которая не может так быстро трансформировать свои взгляды на жизнь как некоторые зарвавшиеся интеллектуалы.
Верхи и низы в любом государстве скрепляюся интеллигенцией она и должна быть тем универсальным клеем, который должен держать все общество в единстве взглядов и устремлений.
В российском варианте прозападная часть интеллектуалов сталкнулась лбами с другой реакционной прослойкой российской интеллигенции.
В результате в момент неразберихи власть перешла к тем у кого никаких сомнений в помине не было.
Причем российская история акромя разве что большего разврата касающегося нетитулованных особ ничем от других государств не отличалась
Более того две страны с развитой культурой и древними традициями в своем государственном устройстве были гораздо дальше от цивилизованности чем Россия.
Я имею в виду Италию и Германию с их дикой разобщенностью и междуусобицами.

Это сообщение отредактировал maugli1972 - 28-06-2008 - 12:10
petroff67
дата: [ i ]
  • *
  • Профессионал
  • Репутация: 98
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (sorques @ 28.06.2008 - время: 00:02)
Не соглашусь, что западник и русофоб, это тождество.
Не заимствовать хорошее с Запада и не изживать плохое Свое, это даже не квасной патриотизм, а глупость какая то...
Петр тогда русофоб, а Алексей русофил...Прямо по Мережковскому "Христос и Антихрист". wink.gif

.

Западничество имеет весьма опосредованное отношение к заимствованию у Запада чего-то «хорошего». Западничество это другое. Это способ мышления.
Западник мыслит на «языке» запада (я имею в виду не английский там, или французский, а язык как текст, систему понятий). Но что еще важнее, он не осознает этого. Он уверен, что мыслит на единственно возможном, «естественном» языке.
Дело в том, что язык той или иной культуры, штука гораздо более сложная, чем просто набор знаков. Каждое слово-понятие имеет значение, как явное, например в словаре, так и не явное.
Я тут было время дискутировал с националистами по поводу термина «нация». Идея нации, национального государства, и соответственно национализма как идеологии появилась в Западной Европе в Новое время. Как понятие в любой парадигме, теоретической конструкции, как категория любого языка, такие понятия как нация значат гораздо больше, чем то значение, которое возможно сконструировать на формальном уровне (например, определение в словаре). Кроме явных смыслов, которые можно перечислить, рационально определить, подобные понятия несут целый пласт смыслов неявных, но не менее важных для понимания. И что еще забавнее, эти неявные смыслы очень трудно, а в полном объеме невозможно выразить рационально.
Вот, например, что такое нация? Определений этого понятия море, и тут не стоит, я полагаю, их приводить. Но как бы то ни было, они обладают одним принципиальным свойством. Они не полны, они недостаточны и одновременно слишком широки. И потому использовать эти определения возможно только в одном случае, а именно когда тот, кто дает это определение и тот, кто принимает, облают некоторым дополнительным знанием. В данном случае это дополнительное знание можно коротко охарактеризовать как знание о генезисе наций в Европе. Понимать, что такое нация, это понимать как появился и развивался этот феномен, понимать саму среду, где он появился и развился.
Но именно поэтому понятие нации и несет в себе не только явные смыслы, предложенные в определении, но и неявные смыслы той культурной среды, где это понятие появилось и утвердилось. В таком понятии сконцентрирован весь исторический путь, вся культурная традиция породившей его культуры. Подобное понятие есть часть системы понятий, и эта часть уже несет в себе целое. Подобное понятие имманентно связано не только с определенными теоретическими построениями, но и эмоциональной символикой, ценностями и идеалами культуры, его породившей. В некотором смысле любая подобная категория языка, любое подобное понятие, это квинтэссенция исторического, культурного опыта народа, носителя этого языка.
Импорт идей, теоретических систем и целых парадигм с Запада, дело обычное для отечественной интеллигенции, что основано на ее (интеллигенции) врожденной шизофрении. Когда еще в петровские и послепетровские времена мы экспортировали западные технологии, мы их получили, естественно, на языке запада. Более того, мы экспортировали западную рациональность. Таким образом, мы получили целый слой «образованных» людей, т.е. людей, которые на теоретическом уровне думают на языке западной рациональности, т.е. по большому счету на иностранном языке.
А вот там, где рациональность не нужна, на уровне стереотипов и глубже, архетипов, на уровне быта и повседневности эти люди «думают» на «русском» языке, точнее на языке отечественной традиции. Вот вам и шизофрения, каковая и породила столь специфический феномен, как интеллигенцию. Через чужеродные слова к нам внедряются чужеродные смыслы, чужеродные ценности и цели, чужеродные идеалы и чужеродные теоретические конструкции.
Оно бы и ничего, Бог с ней, с чужеродностью, но вот беда. Чужеродные идеи и всякие, в первую очередь социально-философские теории, это не произведенный за границей электрочайник, и даже не выработанная в иностранных лабораториях естественнонаучная теория. Ибо естественнонаучная теория, как идеальная модель, описывает ровно ту же физическую реальность, которую может наблюдать и отечественный физик (или химик и т.д.). Социально-философская теория описывает реальность конкретнокультурную, особую. Она всегда имеет явное и не явное содержание, в которое включается вся культурная традиция и исторический, социальный опыт.
Как результат, подобная социально-философская теория, попадая в инокультурную среду, по идее лишается реальности, которую должна описывать, лишается содержания. Становится только хрупкой схемой, пустой конструкцией и рассыпается сама собой.
К сожалению, в России этого не происходит. Шизофреничность нашей интеллигенции имеет симптомом особое отношение ее к вышеописанным идеальным конструкциям. Вместо того, что бы быть тем, что они есть, а именно всего лишь одним из инструментов мышления, некоторые импортированные социально-философские теории и понятия приобретают статус объекта более реального, чем факты непосредственной жизни. Чем сама реальность.
Когда интеллигент видит несоответствие структур бытия положениям принятой теоретической схемы, он не отказывается от теории, а убеждается, что сама реальность «сломана». А как же иначе? Ежедневно, в области своих профессиональных знаний интеллигент естественник (а шизофреничная интеллигенция в основном состоит из представителей естественных и технических дисциплин, сколь бы они сами не утверждали обратного), убеждается во всеобщей применимости естественных и технических теорий. А поскольку естественная и техническая интеллигенция крайне слабо представляет себе специфику гуманитарного знания, то без особых сомнений переносит свое убеждение о всеобщности теоретического знания на область, в данном случае социальную. А поскольку думать на теоретическом уровне он привык и может только на том же языке, на котором изложены и теории, а именно на языке западной рациональности, а реальность проникает к нему через повседневность, и по причине разноязычия не имеет возможности «просочиться» наверх, вывод остается один. Еще раз убедиться, что реальность «сломана», или вовсе ее игнорировать, как нечто несущественное.
На практике, русский народ, в своих феноменах, своей повседневностью не предоставляет материала для теоретических схем, импортированных с запада. И в результате, вместо забвения этих схем русский народ объявляется недоразвитым, или вовсе развившимся неправильно.
В острых случаях существование русского народа и вовсе отрицается.
Термин нация, как и идея национального государства, импортированы с запада. Это непросто понятия, а целые теории. И раз за разом мы убеждаемся, что сии теоретические схемы никак не желают наполняться содержанием. Ну не видим мы в бытии русского народа феноменов, адекватных сиим идеальным конструкциям. Нет у русских национальной территории, хоть сколь-нибудь четко очертаной. Нет гражданского общества, как основы для гражданской нации (а есть как раз неприязнь к этому самому обществу, что блестяще выразил Булгаков, описывая ДомКом Швондера, типичную гражданскую ассоциацию).
Вспоминается из Пришвина, 1 марта 1917г.
««Рыжий политик в очках с рабочим. Рыжий:
- Так было везде, так было во Франции, так было в Англии и... везде, везде.
Рабочий задумчиво:
- А в России не было.
Рыжий на мгновенье смущен:
- Да, в России не было. - И потом сразу: - Ну, что же... - и пошел, и пошел, вплоть до Эльзас-Лотарингии».
Речь идет не только о понятии нация, но о всех иных …измах, импортированных с запада.
Тут приходит на ум аналогия с евроштекером и отечественной розеткой (или наоборот, что там крупнее в диаметрах я не помню). Наиболее распространенный способ совместить сии технические средства, это дубасить со всей дури чем-нибудь тяжелым по штекеру, и все же вбить его, наконец. Электричество, понятное дело потечет, но сколько выдержит розетка? И Бог бы с ним, проделать это один раз, но не успевают и розетка и штекер толком изменить форму, как мы уже тащим вилку другого размера и снова в бой.
Почему-то отказаться от импорта штекеров и сделать свой, подходящий, нам в голову не приходит.

Sorques
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 7087
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаЖенат
QUOTE (petroff67 @ 28.06.2008 - время: 13:07)
Западничество имеет весьма опосредованное отношение к заимствованию у Запада чего-то «хорошего». Западничество это другое. Это способ мышления.
Западник мыслит на «языке» запада (я имею в виду не английский там, или французский, а язык как текст, систему понятий). Но что еще важнее, он не осознает этого. Он уверен, что мыслит на единственно возможном, «естественном» языке.

Да я понимаю, разницу между заимствованием у Запада и Западничеством...

То, что вы написали в основной части поста, я с этим естественно знаком, подобные рассуждения любопытны, но у меня всегда возникал при подобных мыслях... А каким образом страна , воспитанная в течении 300 лет на западних ценностях, может изменить свое мышление и образ жизни? Да и зачем, какая практическая от этого польза? Чего такого не повторимого и ценного было в допетровской России? Или создать опять нечто не повторимое? wink.gif
Очень ваши слова, мне кажется созвучны с этими...

/ Под идеократией подразумевается строй, в котором правящай слой отбирается по признаку преданности одной общей идеей-правительнице.
Демократическое государство не имея собственных убеждений(так как правящий слой ее состоит из людей разных партий)не может само ркководить культурной и хозяйственной жизнью населения, поэтому старается как можно меньше вмешиваться в эту жизнь(свобода торговли, свобода печати, свобода искусства) предостовляя руководство ею безответственным факторам (частному капиталу и прессе).Наоборот, идеократическое государство имеет свою систему убеждений, свою идею-правительницу(носителем которой является объедененный в одну идеологическую организацию правящий слой) и в силу этого непременно должно само активно организовывать все стороны жизни и руководить ими.Оно не может допустить вмешательство каких-либо не починенных ему. неподконтрольных и безответственных факторов-прежде всего частного капитала-в свою политическую, хозяйственную и культурную жизнь./ Н.С.Трубецкой "Об идее-правительнице идеократического государства"

Почему-то отказаться от импорта штекеров и сделать свой, подходящий, нам в голову не приходит Штекер(образно) можно сделать и свой, но зачем?

Что бы понять защитников и противников, царствования Иоанна Грозного, эти рассуждения конечно не обходимы, но наверное все же несколько грузят тему. Создайте топик о Западничестве, с удовольствием подключусь.
дата: [ i ]
  • Unregistered
  • Статус:
  • Свободен
QUOTE (petroff67 @ 28.06.2008 - время: 13:07)
Западничество имеет весьма опосредованное отношение к заимствованию у Запада чего-то «хорошего». [b]Западничество это другое. Это способ мышления.

Впрямь как экономика должна быть экономной.
А все от ненависти к тому что не является родным и словянским.
А ведь Иоанн Грозный был по началу реформатором и именно он многое сделал, чтобы старые отжившие свое правила жизни и уклада общества канули в небытие.
Format C
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 832
  • Статус: Из вагантов
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
Иоанн Васильевич и вправду был поначалу реформатором и милейшим по натуре человеком.
Уж и не помню, чего его вдруг толкнуло к инквизиции и прочим прелестям авториттарного правления - вроде, боялся заговора за своей спиной.
je suis sorti
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 808
  • Статус:
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
QUOTE (Format C @ 01.07.2008 - время: 00:14)
Иоанн Васильевич и вправду был поначалу реформатором и милейшим по натуре человеком. .... чего его вдруг толкнуло к инквизиции и прочим прелестям авториттарного правления....

Чего только не узнаешь на форуме..... А можно поподробнее про Ивана IV и инквизицию licklips.gif
Format C
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 832
  • Статус: Из вагантов
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
QUOTE (Welldy @ 30.06.2008 - время: 17:40)
QUOTE (Format C @ 01.07.2008 - время: 00:14)
Иоанн Васильевич и вправду был поначалу реформатором и милейшим по натуре человеком. .... чего его вдруг толкнуло к инквизиции и прочим прелестям авториттарного правления....

Чего только не узнаешь на форуме..... А можно поподробнее про Ивана IV и инквизицию licklips.gif

его мать была литовка и она единолично правила, когда Иоанн был совсем еще ребенком - с 3-летнего возраста. Многие бояре ее не любили - строили козни и заговоры и эти меж-боярские разборки оставили след в психике Иоанна - предопределили его мнительность и недоверие к знатным боярам, готовым, по его мнению, выставить претензии на престол.

В юные годы Ионанн, вроде, вообще мало интересовался вопросом правления государства - все больше по охотам и разным забавам ездил.
Но лет с семнадцати занялся реформами законодательства.
Насколько помню, при нем вышел новый Судебник - так называемая "Вторая Русская Правда", документ для своего времени прогрессивный и полезный для государства.
Потом были удачные походы на Казань и Астрахань - соседние иноверные государства были полностью обезврежены и присоединены к России.

А потом - фиг знает, не помню. Какой то заговор, вроде, разбудил в Иоанне развившуюся в нем в детские годы мнительность -
он отказался от царствования и попросил для себя какой-то (довольно большой) кусок территории, где он будет править единолично и полностью авторитарно. Там у него появились первые опричники.
Бояре, оставшись без царя (о, ужас!), сами к нему приехали и попросили вернуться на трон, а он, типа, согласился... но с условием что будет править авторитарно и, типа, что б бояре не обижали его опричников.
Ну, и понеслось...

Это сообщение отредактировал Format C - 01-07-2008 - 02:40
je suis sorti
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 808
  • Статус:
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
QUOTE (Format C @ 01.07.2008 - время: 02:37)
QUOTE (Welldy @ 30.06.2008 - время: 17:40)
QUOTE (Format C @ 01.07.2008 - время: 00:14)
... чего его вдруг толкнуло к инквизиции ....
... А можно поподробнее про Ивана IV и инквизицию licklips.gif
его мать была литовка... ну и понеслось
Что-то похожее на Ваш рассказ мне уже попадалось у Соловьева, Валишевского и других... но я задал вопрос про Ивана IV и инквизицию, у названных мной уважаемых авторов эта сторона деятельности Ивана IV описана слабо, я могу конечно поискать у Скрынникова или Забелина, но лучше расскажите Вы.... licklips.gif
Format C
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 832
  • Статус: Из вагантов
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
QUOTE (Welldy @ 01.07.2008 - время: 11:53)
но я задал вопрос про Ивана IV и инквизицию, у названных мной уважаемых авторов эта сторона деятельности Ивана IV описана слабо, я могу конечно поискать у Скрынникова или Забелина, но лучше расскажите Вы....  licklips.gif

с удовольствием.
Но хочу сразу оговориться, что я не профессионал-историк и мое личное видение базируется лишь на любительском прочтении тех же авторов, которых Вы назвали + некоторых других, писавших по истории Западной Европы.

Во времена расцвета царстоваяния Ивана Грозного вся Московская Русь делилась на опричнину и земщину.
В опричнине действовали строгие правила, дававшие опричникам очень большие права карать всех им неугодных и инакомыслящих, для чего активно использовались доносы граждан.
В этом, с моей точки зрения, усматривалась прямая внешная связь с западноевропейской инквизицией, дававшей точно такие же права инквизиторам...
с одной небольшой разницей: инквизиторы прикрывали свои действия интересами веры,
опричники - в первую очередь, интересами государства и лишь частично - веры!

Опричные земли составляли ДО 60 процентов Московского Государства (цифра в разное время варьировалась), Земщина - остальное.

Возвращаясь к теме топика -
поход на Новгород был крупнейшим событием по насильственному введению опричнины.

Это сообщение отредактировал Format C - 01-07-2008 - 21:18
je suis sorti
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 808
  • Статус:
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
Практически одно и то же biggrin.gif
QUOTE
ИНКВИЗИЦИЯ - судебный институт католической церкви, предназначенный для выявления и искоренения «ересей», осущестлявший свою деятельность главным образом в 13-19 вв.

QUOTE
ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства


Это сообщение отредактировал Welldy - 01-07-2008 - 22:03
Format C
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 832
  • Статус: Из вагантов
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
QUOTE (Welldy @ 01.07.2008 - время: 14:01)
Практически одно и то же  biggrin.gif
QUOTE
ИНКВИЗИЦИЯ - судебный институт католической церкви, предназначенный для выявления и искоренения «ересей», осущестлявший свою деятельность главным образом в 13-19 вв.

QUOTE
ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства

общие составляющие -
1. использование системы доносов
2. активное применение пыток
3. применялось на законных основаниях
4. применялось в одно и то же время (хоть и в разных странах)

согласен, что можно обсуждать вопросы не проводя никаких исторических параллелей.
но можно таки их и проводить!

Это сообщение отредактировал Format C - 01-07-2008 - 22:15
je suis sorti
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 808
  • Статус:
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
А вот чем различались инквизиция и опричнина:
1. инквизиторы ходили пешком, а опричники скакали на лошадях
2. в опричнину брали немцев, а русских в инквизицию не брали
3. в честном бою опричники разбили бы инквизиторов (при численном равенстве)
4. во Франции директором инквизиции служил Арамис, а в России нет wink.gif



petroff67
дата: [ i ]
  • *
  • Профессионал
  • Репутация: 98
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Да уж, вы, Формат, не обессудьте, но сравнение инквизиции с опричниной, это как сравнение длинного с холодным. Полная чепуха.
Sorques
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 7087
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаЖенат
QUOTE (petroff67 @ 02.07.2008 - время: 12:41)
Да уж, вы, Формат, не обессудьте, но сравнение инквизиции с опричниной, это как сравнение длинного с холодным. Полная чепуха.

По идеалогии разное.... по методах одно и тоже, сталинское НКВД еще было еще больще на опричнину похоже, не даром коммунисты к Грозному такую любовь испытывают... wink.gif
petroff67
дата: [ i ]
  • *
  • Профессионал
  • Репутация: 98
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Как известно, царствование Иоанна Грозного делится на две части. А именно начало царствования государя, это завоевание Казани и Астрахани, глубокие социальные реформы, милость даже к очевидным врагам и т.д., а вот далее неожиданные поражения в ливонской войне, опричнина, репрессии и т.д. Сии репрессии, конечно, сильно преувеличиваются, но их факт отрицать нельзя.
Возникает вопрос, с чего такая эволюция? Вон Маугли решил, что царь заболел сифилисом.
Рискну сделать другое предположение.
Известна социальная организация московского государства, вполне адекватная существовавшим условиям. Есть сословия тягловые, а есть служилые. Земля вся царская (статус вотчинных земель специфичен). Крестьяне (главное тягловое сословие) работают на ней, а царь испомещает на этой земле дворян, которые на доходы от крестьянского труда несут военную службу.
Но вот приключается большой государственный успех. А именно присоединение громадных и богатых земель в Поволжье. Как известно, в эпоху Грозного крепостного права в позднейшем смысле не было, т.е. крестьяне, отработавши и заплативши тягло, могли свободно отъехать от помещика.
И крестьянин, не будь дурак, так и делает, только отъезжает не к другому помещику, а туда… на тучные поволжские земли.
Вообще надо помнить, что Россия почти всегда была остро недонаселенной страной. Даже европейская Россия была полностью внутренне колонизирована только к первой половине 19-го века. Многочисленные войны с поляками и литвой для помещиков имели главной целью не золото, и парчи всякие c иною добычею, а мужичков пригнать. Ибо земли было немало, и службу служили с земли, только накой земля без мужика? Пригнал мужиков в закупы лет на 10-15, а там обживется мужик, будет тягло тянуть и уже и не уйдет никуда.
Несколько позже, в результате войны с поляками 1654 – 1667 гг. население Беларуси по мнению некоторых белорусских историков сократилось вдвое. Цифра, конечно, весьма преувеличина, но сокращение было солидным. И причиной того был не какой-то геноцид, а угон крестьян на московские земли.
И так, вернемся к эпохе Грозного царя. В результате присоединения Поволжья мужик потянулся на новые земли, и этим была подорвана экономическая база и казны, и, что еще важнее, поместного дворянства. Ключевский замечает «С половины XVI в. обнаруживается усиленный отлив сельского населения с центрального суглинка на южный донской, верхнедонецкий и средневолжский чернозем» (Лекция 33). Помещики потеряли возможность сами полноценно выходить на войну, и выставлять вооруженный отряд. Армия ослабела, что тут же сказалось на ходе Ливонской войны. Известно, что в довольно больших по численности армиях, собираемых Иваном против Батория существенно выросла доля неслужилых людей, крестьян от сохи, т.н. посошной рати, имевшей намного более низкую боеспособность, чем поместное ополчение.
В общем вот у Ключевского «Так образовалась значительная масса бедных провинциальных дворян, беспоместных или малопоместных. Десятый уездного дворянства XVI в. с отмеченными в них отзывами окладчиков дают много выразительных указаний на успех, с каким развивался этот дворянский пролетариат. Многие помещики в своих поместьях не имели ни одного крестьянского двора, жили одними своими дворами, "однодворками"; отсюда позднее произошли класс и звание однодворцев. В десятнях встречаем такие заявления окладчиков: такой-то сын боярский "худ (малогоден, худо вооружен), не служит, от службы отбыл, на службу ходит пеш"; другой "худ, не служит, службы отбыл и вперед служити нечем, и поместья за ним нет"; третий "худ, не служит, и поместья за ним нет, и служити нечем, живет в городе у церкви, стоит дьячком на клиросе"; четвертый "не служит, от службы отбыл, служба худа, служити ему вперед нечем, и поруки по нем нет, поместья сказал 15 четей"; пятый "обнищал, волочится меж двор"; шестой "жил во крестьянех за Протасовым, поместья за собою сказал 40 четей"; седьмой - "мужик, жил у Фролова в дворниках, портной мастеришко; бояре осматривали и приговорили из службы выкинуть вон"».
На поволжские земли так же начали испомещать, но пока там появится налаженное хозяйство, да и забирать оттуда поместное ополчение чревато, ибо кочевник там рядом всегда.
Так же и городское население центральной России сокращается, а казна, как результат, беднеет.
И вот представьте себе состояние царя Иоанна Васильевича!
Вроде бы все делал на благо земли Русской, и законы хорошие дал, и слабых от сильных защитил, и от казанских набегов избавил, и землею прирастил государство. А результат?
В ту эпоху экономики и социально-экономических закономерностей ее то, что не знали, а вообще как идею не понимали. И объяснить себе такой крах всех благих дел Иоанн Васильевич не мог… кроме как простым… Заговор! Крамола! Воровство!
Вообще этот кризис роста русского государства, личная трагедия такого талантливого и достойного человека, как царь и великий государь Иоанн Васильевич Грозный.
Все, на что жизнь положил, все стало рассыпаться в руках как замок из песка. Так хорошо начатая ливонская война стала приносить поражение за поражением, а организованная земля русская пустела. Чем меньше сил, тем больше тягло на оставшихся. Чем больше тягло, тем больше уходят на юг и восток.
Преодолеть кризис возможно было предельной мобилизацией, концентрацией власти и ресурсов в царских руках, но тут зашевелились и настоящие заговоры. Не желала вотчинная аристократия отдавать всю власть и ресурсы царю.
Вот процесс, который позже привел и к смутному времени.
Был ли выход? Да! И позже он был найден.
Это крепостное право без всякого права отхода.
Но не знаю, хвалить ли за это царя Ивана, или ругать, но царь крепостного права в его совершенном виде так и не ввел, хотя вряд ли не понимал, что это остановило бы отток населения. Но из-за прекраснодушия ли, по каким-то иным причинам, но царь на это не пошел.
Крепость была установлена на Руси позже.
Делал ли царь что либо, что бы избежать негативных последствий? Боролся ли он с кризисом? Да!
Но для того, что бы описать все меры его, нужна целая монография.

Sorques
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 7087
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаЖенат
petroff67 Я только не пойму, зачем головы было все рубить всем подряд, это стиль работы такой. В подобных реформах вроде как многие были заинтересованны....
petroff67
дата: [ i ]
  • *
  • Профессионал
  • Репутация: 98
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (sorques @ 02.07.2008 - время: 13:01)
По идеалогии разное.... по методах одно и тоже, сталинское НКВД еще было еще больще на опричнину похоже, не даром коммунисты к Грозному такую любовь испытывают... wink.gif

Методы! Все это разговоры в пользу бедных… Сущая чепуха!
А американское ФБР не похоже?
Опричнина, это попытка введения абсолютизма на отдельной (опричной) части территории государства со всеми соответствующими институтами. В том числе и отдельным (опричным) войском. Прямых аналогов тому нет, но в если сравнивать, то опричное войско можно сравнить с жандармами французских королей, пресловутыми гвардейцами кардинала и т.д.
Репрессивная функция была сторонней, а не основной у опричного войска.
Абсолютизм для той эпохи, несомненно, прогрессивное явление, но беда в том, что Россия на тот момент к нему еще не была готова. Создать опричное войско, как постоянную армию не было материальных возможностей и пришлось опричников испомещать, превращая в обычных помещиков, что лишило реформу всякого смысла.
А вот ваши посты однозначно демонстрируют идеологизированность либералов - западников. История, как таковая вас не интересует, а интересует возможность просунут свои идеологические взгляды, сводя любопытнейшее историческое явление к НКВД и т.п. Современный либерал, точно комсомолец 20-х годов, если помните, представитель школы Покровского, что полагал Александра Невского «приспешником новгородской торговой буржуазии».
Вектор идеологии другой, противоположный, но суть от этого не меняется. Теперь Иван Грозный предтеча НКВД. Тьфу!

petroff67
дата: [ i ]
  • *
  • Профессионал
  • Репутация: 98
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (sorques @ 02.07.2008 - время: 14:11)
petroff67 Я только не пойму, зачем головы было все рубить всем подряд, это стиль работы такой. В подобных реформах вроде как многие были заинтересованны....

Если не поняли, значит, невнимательно прочитали.
Sorques
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 7087
  • Статус:
  • Member OfflineМужчинаЖенат
QUOTE (petroff67 @ 02.07.2008 - время: 17:23)

А вот ваши посты однозначно демонстрируют идеологизированность либералов - западников. История, как таковая вас не интересует, а интересует возможность просунут свои идеологические взгляды, сводя любопытнейшее историческое явление к НКВД и т.п. Современный либерал, точно комсомолец 20-х годов,

Вам ссылки дать на то, что я не либерал lol.gif
.... по теме отвечу вам позже.
je suis sorti
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Грандмастер
  • Репутация: 808
  • Статус:
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
QUOTE (sorques @ 02.07.2008 - время: 13:11)
Я только не пойму, зачем головы было все рубить всем подряд, это стиль работы такой.

Четыре тысячи человек за тридцать лет - это страшно... 00003.gif

тут меня обвиняют, что солидарен с Дмитрием Пучковым по разным воросам... Что ж поделать - он пишет умные и интересные вещи:
QUOTE
Отсмотревшие недавно прошедший в кинотеатрах кинофильм "Царь" безусловно теперь знают все о кровавом прошлом варварской империи. Но не все знают, как же обстояли дела у наших цивилизованных европейских соседей, а именно в просвещенном Соединенном Королевстве.

В качестве упражнения по переводу мы сегодня рассмотрим замечательное изобретение британского правосудия, высшую меру наказания за преступления против короны — hanging, drawing and quartering.

Преступник, приговоренный к данному виду казни, подвергался весьма любопытным процедурам:

1. Привязанного к деревянной раме, его волоком доставляли к месту казни;
2. Аккуратно вешали на виселицу, не допуская перелома позвонков, и еще полуживого вынимали из петли;
3. Вспарывали живот, вынимая внутренности, а заодно отрезали гениталии;
4. Вынутое и отрезанное сжигали перед лицом преступника;
5. Отрубали голову, а затем четвертовали тело (ну или наоборот!);
6. Части тела затем выставлялись в разных местах города для неутомительного разглядывания любопытной публикой.

Что интересно — данный вид наказания основательно пережил мрачное средневековье и активно применялся вплоть до 1820 года, а формально отменен был только в 1870 году.

Широко известно свидетельство некоего Самуэля Пипса, который 13 октября 1660 года оставил в своем дневнике следующую запись:

To my Lord's in the morning, where I met with Captain Cuttance, but my Lord not being up I went out to Charing Cross, to see Major-general Harrison hanged, drawn, and quartered; which was done there, he looking as cheerful as any man could do in that condition. He was presently cut down, and his head and heart shown to the people, at which there was great shouts of joy. It is said, that he said that he was sure to come shortly at the right hand of Christ to judge them that now had judged him; and that his wife do expect his coming again. Thus it was my chance to see the King beheaded at White Hall, and to see the first blood shed in revenge for the blood of the King at Charing Cross.

Вот этот любопытный текст и предлагается адекватно перевести всем желающим. Существующий перевод А. Ливерганта, мягко говоря, чересчур вольный:

"...я отправился на Чаринг-Кросс, на казнь генерал-майора Гаррисона; его должны были повесить и четвертовать; когда толпе продемонстрировали его голову и сердце, он улыбался во весь рот — как и любой бы на его месте."

also
дата: [ i ]
  • *
  • Профессионал
  • Репутация: 70
  • Статус: Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники.....
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE
Четыре тысячи человек за тридцать лет - это страшно... 


Это смешно: если учесть ,к примеру, царствование английского монарха печально известного Henry VIIITudor

За время царствования: 72000! казненных (Холиншед (1577) {"R. Holinshed’s Chronicles of England, Scotland and France", v. III. London, 1809)
Яромир
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 155
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Грозный не ужасный!
Валерий Ерчак. Виталий ЧУЯСОВ.
АиФ в Белоруссии N37 2004г.
http://russianrevolution.narod.ru/rusi/ivangroznij.htm
Иван Грозный остается одной из самых противоречивых фигур русской истории. Последняя вспышка интереса к первому русскому царю (до него, говоря современным языком, руководители русского государства были в княжеском статусе) была несколько лет назад, когда перед Русской православной церковью встал вопрос: стоит ли канонизировать Ивана IV?

ТЕМ, КТО знаком с этим историческим персонажем лишь по учебникам истории и картине И.Репина "Иван Грозный и сын его Иван", такая идея покажется кощунственной: как можно причислять к лику святых тирана?! Другого мнения придерживаются некоторые историки, среди них выделяется авторитетная в религиозных кругах фигура ныне покойного доктора церковной истории митрополита Иоанна (Снычева), автора книги "Самодержавие Духа". В ней анализируются первоисточники, касающиеся жизни Ивана Грозного, акцентируется внимание на личностях авторов этих эти документов. По версии митрополита, все историки, начиная с Карамзина, пользовались для оценки первого русского царя работами людей, которые в свое время были его идейными врагами. Например, иезуита Антония Поссевина, немца Генриха Штадена, англичанина Джерома Горсея, русского князя Андрея Курбского. Все эти люди по тем или иным причинам были заинтересованы очернить Ивана Грозного. Этой же версии придерживается и посетивший редакцию "АиФ в Белоруссии" человек, изучающий этот вопрос с присущей его профессии скрупулезностью, - кандидат юридических наук, член Минской областной коллегии адвокатов ЕРЧАК:

- В 2002 году я попал в архивы Кремля. В 20-м фонде есть "Материалы вскрытия гробницы Ивана Грозного, сыновей Ивана Грозного - царя Федора и царевича Ивана и Скопина-Шуйского, князя и воеводы". Гробницы вскрывали 22 апреля 1963 года. В научном задании написано: доказать или опровергнуть версию картины И.Е.Репина. К исследованиям был подключен Государственный НИИ судебной медицины, работало около 30 ученых. И версия убийства Иваном Грозным своего сына не подтвердилась. Следы крови - а они в таких захоронениях сохраняются тысячелетиями - обнаружены не были. Не было также зафиксировано пролома черепа.

Начали изучать - оказалось, что царевич отравлен. Летописи действительно говорят, что еще в молодом возрасте он болел. И затем, спустя годы, скончался от отравления ртутью - "модным" в то время ядом. Концентрация ртути в его организме была в 5 раз выше нормы. А вот Шуйский и Федор не были отравлены, хотя лежат в том же могильнике. Материалы исследования не афишировались. Я был по формуляру пятым человеком, кто держал в руках этот документ.

- Почему документы вскрытия могилы царя были "замолчены"?

- Это было задание Хрущева. Это время, когда развенчивался культ личности Сталина. Нужно было подтверждение порочности Сталина - потому что Иван Грозный был любимым историческим персонажем советского вождя.

- Почему, по-вашему, была общепризнана именно версия буйного припадка, в котором царь убил своего сына?

- Только чтобы опорочить Ивана Грозного. И такой порочащей информации о нем гуляет очень много. Например, в некоторых западных источниках указывается, что "Тиран Васильич" на Пасху отправлял на виселицы своих подданных. А академик Веселовский выяснил, что на Пасху устанавливались не виселицы, а качели… Но даже советские ученые, которых нельзя было заподозрить в симпатиях к монархии, вынуждены были признать, что за правление Ивана Грозного было казнено около 3,7 тысячи человек. Включая уголовных преступников, врагов, предателей. За 50 лет правления!

А что было в это время в Западной Европе? Англия, Генрих VIII, современник Ивана Грозного. За 14 лет правления Генриха зафиксировано 79 тысяч казней! В 1533 году он ввел смертную казнь в виде сваривания в котле. Или другой пример: все население Нидерландов было приговорено к смерти за исключением… - и перечислялись отдельные лица, которых не следовало убивать. В Европе того времени были даже такие приговоры! И говорить на этом фоне, что Иван Грозный - людоед…

- Что еще вам удалось выяснить в ходе исследований?

- Я обнаружил, что Грозный был канонизирован. Он был святым. Значит, остается таковым и сейчас. Самый знаменитый историк древней церкви - Евгений Голубинский в начале прошлого века издал "Историю канонизации святых в Русской Церкви". Он исследует древние святцы. В книге есть "Список усопших, на самом деле не почитаемых сейчас (1903 г., первое издание. - В.Ч.), но имена которых внесены в каталоги святых". 358-я страница: "Иван, царь: обретенье телеси царя Ивана - 10 июня". Под царем Иваном, конечно же, здесь поразумевается Грозный, умерший 18 марта 1584 года. Не совсем ожиданно, что Грозный внесен в каталог святых". Действительно, не "совсем ожиданно" - но он там есть! Причем эти записи перекочевали сюда из рукописных святцев Корежемского монастыря (располагался в Поволжье) 1621 и 1624 годов. То есть тогда - через несколько лет после смерти царя - считалось, что он умер насильственной смертью.

Кстати, у Иван Грозного, можно сказать, белорусские корни: его дед Василий Глинский был наместником Великого князя литовского в Слониме и брестским старостой. И есть версия, что "водораздел" между светлым и темным Иваном Грозным лежит по Беларуси. В 1563 год Грозный совершил военный поход в Полоцк. После того как он завладел городом, предложил всем иноверцам принять православие. 300 человек наотрез отказались. Тогда он поставил их на лед - по разным источникам, либо Двины, либо одного из озер, - и по берегам обрубили льдину: мол, пусть Бог сам решит их судьбу. Льдина не выдержала, и они пошли ко дну…

- Имя "Грозный" присвоили ему после этого?

- Нет, раньше. Он родился в четверг. Это, кстати, был по языческим поверьям "громов день". Гремел гром от Новгорода до Урала. Летописи указывают, что "земля тряслась, как не было от ее сотворения". Иван Васильевич также очень почитал Архистратига Михаила - библейского победителя детей дьявола в небесной войне. В то время его называли Ангелом Грозным. Царь был очень набожным человеком, даже сам написал канон Ангелу Грозному, пел его на клиросе. И за ним закрепилось - Грозный. Стал Грозным по своему духовному устремлению, грозным - для врагов Божьих. А западные историки переводили "Грозный" как terrible - "ужасный". Даже рисовали его страшным. Между тем, на прижизненных изображениях у него вполне благодатный лик. В Грановитой палате Кремля он изображен с нимбом святого благоверного царя.



Использованы материалы порталов:

http://ratnikjournal.narod.ru

0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)

Страницы: (11) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Reply to this topic Fast ReplyStart new topicStart Poll0


Рекомендуем почитать также топики:

Блокада Ленинграда.

Сталинизм и нацизм

Жёлтый Крестовый Поход

Полководцы Третьего Рейха

Олимпиада-80




>