скрытый текст
Официальной датой образования коллектива принято считать 28 февраля 1987 года в г. Ленинграде — именно тогда команда с успехом выступила на Первом телевизионно-концертном фестивале в Ленинградском Дворце Молодежи. Однако история группы началась гораздо раньше, ещё в 1984-1985 году. Именно тогда однокурсники А. Кагадеев (бас-гитара) и С. Бутузов (гитара, фортепиано) вместе с Д. Тихоновым (аккордеон, фортепиано), С. Хазаловым (перкуссия на ранних домашних записях «Н. О. М.», вскоре покинул коллектив) и Н. Родионовым (флейта) начали сочинять и исполнять свои первые литературно-музыкальные композиции. Вскоре к компании в качестве вокалиста присоединился младший брат Андрея Кагадеева — Сергей. Первые записи новоиспеченного коллектива были сделаны ещё в 1986 году. В 1988-м году ещё одним участником команды стал Юрий Салтыков, получивший прозвище Иван Турист и ставший впоследствии лицом группы. Участники обзавелись запоминающимися псевдонимами.
Состав группы на момент первых полноценных выступлений в 1987 году:
Андрей Кагадеев (псевд. Хафизулла Улсанбаирович Сагитдулов) — бас-гитара, ксилофон, голос;
Сергей Кагадеев (псевд. Хафизулла Единбекович Сагитдулов) — вокал, сценическое действо;
Юрий Салтыков (псевд. Иван Николаевич Турист, сокр. Интурист) — сценическое действо, перкуссия, голос;
Дмитрий Тихонов (псевд. Александр Аверманович Ливер) — бас-вокал, фортепиано, синтезатор, аккордеон;
Сергей Бутузов (псевд. Владимир Виссарионович Батурин) — гитара;
Николай Родионов (псевд. Анатолий Михайлович Червей) — барабаны, флейта.
«Золотой» состав «НОМ», 1988 год (В. Постниченко, Д. Тихонов, С. Бутузов, Ю. Салтыков, А. Кагадеев, С. Кагадеев, Н. Родионов.
Тем временем вторым барабанщиком в группе стал Владимир Постниченко (псевдоним — Готлиб Ульрихович Тузеаст), сокурсник Андрея Кагадеева и Сергея Бутузова по Военмеху. Некоторое время коллектив выступал с двумя ударниками — Постниченко и Родионовым, который также играл на флейте. Вскоре Николай покинул коллектив (Родионов скончался через несколько лет от отравления). Тогда же были сделаны первые студийные записи группы, а вскоре появился первый видеоклип — «Карлик». В июне 1989 года на студии ЛДМ был записан дебютный альбом «Н. О. М.»’а «Брутто», состоявший из песен, написанных Кагадеевым, Бутузовым и Тихоновым в период с 1984 по 1989 гг. Осенью того же года группу покинул один из её основателей — гитарист Сергей Бутузов.
1990-е[править | править исходный текст]
1990 год ознаменовался первыми европейскими гастролями «Неформального Объединения Молодежи». В эфире ленинградского телевидения появились клипы на композиции «У Карытцу Машек», «Королева-Гадина», «Протез», «Про Козла», «Поганый Вальс», «Насекомые». Летом того же года были сняты клипы на совершенно новые песни: «Хор затейников из кондукторского резерва», «Самба Гопкинс», «Свинух». Вскоре началась работа над новой концертной программой и альбомом «К Чортям Собачьим», запись которого имела место в ноябре 1990 года. Группа стала уделять много внимания внешнему антуражу, у каждого из участников появился свой образ (так, например, Д. Тихонов регулярно появлялся в белом костюме, С. Кагадеев — в образе сурового мулата с серьгами, И. Турист — в образе безумца и т. д.). В том же году «Н. О. М.» выступили на Дне Рождения «Программы „А“». Через некоторое время группа отправилась на совместные гастроли с Игорем Тальковым, где выступления «Н. О. М.»’а далеко не всегда встречали с восторгом, нередко публика оставалась в полном недоумении.
В период с 1991 по 1992 год музыканты группы активно гастролировали по странам Европы и бывшего СССР. Началась работа над новым альбомом, получившем впоследствии название «Супердиск». Параллельно снимались клипы «Нина» (начало 1992) и «Город» (конец 1992), ставшие, по мнению многих меломанов, лучшими в истории группы. Экранизированы были также песни «Душа и череп» (начало 1992), «Колыбельное» (весна 1992), «Песня неженатого парня» (середина 1993). Клип на композицию «Скотинорэп» получил специальный приз на фестивале «Экзотика» в Ижевске в конце 1992 года. Через некоторое время данный клип был утерян, но чудесным образом обнаружен спустя много лет на VHS. В 1992-м году вышел первый видеоальманах «Н. О. М.»’а — фильм «Волшебный магнит», состоящий из ранних клипов группы и небольших сценок.
В 1993-м году началась работа над четвёртым студийным альбомом «Н. О. М.». В записи альбома принял участие ветеран «Неформального Объединения Молодежи» Сергей Бутузов, написавший текст и исполнивший гитарную партию в композиции «Правда». Тогда же встала речь о выпуске первого CD в истории группы (предыдущие три альбома были изданы на виниле). Первоначально планировалось издание диска на фирме «Курицца рекордз» (Kurizza Records), но вскоре компания обанкротилась в результате суда с Анастасией Вертинской, которая заявила права на песни отца, исполненные БГ и опубликованные «Куриццей». Результатом нескольких месяцев работы стал диск «Сенька-Мосг/хаз», в который вошли такие запоминающиеся композиции, как «7 %», «Мушища», «Сенька-Мосг/хаз» и т. д. В 1994 году к группе присоединился легендарный музыкант, экс-участник «Авиа» и «Странные игры» Алексей Рахов, которому досталась роль гитариста и саксофониста. Весной — летом 1994 года начались концерты в поддержку нового альбома, которые прошли с большим успехом. Группа радикально сменила имидж: все участники группы (кроме В. Постниченко) побрились наголо, надели меховые шапки и робы. Один из концертов (27 мая 1994 года) был записан и выпущен впоследствии как альбом «Live Is Game» (первоначально выпуск альбома был запланирован на 1994—1995 год, но из-за противоречий с фирмой «General Records» релиз пришлось отложить до конца 1996). В тот же период группу покинул бессменный участник — клавишник, бас-вокалист и композитор Дмитрий Тихонов (известный под псевдонимом Александр Ливер), эмигрировавший во Францию. После отъезда Ливера место клавишника «Н. О. М.» на некоторое время занял джазовый пианист Юрий Соболев (ныне Гомберг), впоследствии уволенный за пьянство.
1995 год ознаменовался масштабными европейскими гастролями «Н. О. М.» и началом работы над новым альбомом «Во имя разума». Увидел свет релиз «Ultracompact», в который вошли избранные композиции группы с 1989 по 1992. Параллельно был выпущен первый полноценный видеоальманах «Н. О. М.», ставший своего рода классикой отечественной треш-культуры — «Хозяева СССР или Обезьянье Рыло». В данный сборник вошли видеофрагменты разного качества и содержания, отснятые в период с 1989 по 1994 год. Клип на композицию «Укрблюз» (снятый в конце 1995 года в Москве в «Зеленом театре» центра Стаса Намина; в клипе можно увидеть Александра Абдулова, Ларису Долину, Леонида Ярмольника, группу «Агата Кристи», Сергея Мазаева и др.), получил главный приз в номинации «низкобюджетное видео» на фестивале MIDEM в Каннах.
Первого июня 1996 года состоялся долгожданный релиз нового альбома «Н. О. М.» — «Во имя разума». Диск стал невероятно популярным в кругах меломанов, композиции были разобраны на цитаты. По мнению многих фанатов «Н. О. М.», «Во имя разума» является лучшим альбомом группы. Незадолго до выхода альбома новым гитаристом группы стал Виталий Лапин. Гитарист был взят в группу по конкурсу, поскольку в конце 1995 года Рахов принял решение уйти в возродившийся коллектив «АВИА». Соавтором большинства песен альбома «Во имя разума» выступил Рахов, Лапин достойно исполнил его партии в студии.
В декабре 1996 года произошло ещё одно знаменательное событие в жизни «Н. О. М.» — фирма «SoLyd Records» выпустила переиздание первых трех альбомов группы на компакт-дисках и аудиокассетах. Также состоялась премьера релиза «Live is game», на котором была представлена запись концерта 27 мая 1994 года в Санкт-Петербурге.
В тот же период звучание группы стало заметно тяжелее, во многом — из-за отсутствия клавишных инструментов. Начались распри внутри коллектива: Сергей Кагадеев, являвшийся фронтменом группы на сцене, стал проявлять лидерские амбиции во внутренней жизни команды, тогда как идеологом «Н. О. М.» во все времена был его старший брат Андрей. Разным было и видение музыки — если Сергей склонялся к более тяжелому звучанию с элементами электроники, то Андрей стремился во многом воссоздать звучание раннего «Н. О. М.»’а (времен «Брутто») и сделать акцент на красоте и утонченности аранжировок. Через полгода после юбилейного концерта «Н. О. М. — 10 лет», который прошёл под куполом цирка на Фонтанке и при участии Романа Трахтенберга в качестве конферансье, Валерия Кефта и приехавшего из Франции Александра Ливера, коллектив распался на две части.
Состав группы на момент разделения в 1997 году:
Андрей Кагадеев (псевд. «Хафизулла Улсанбаирович Сагитдулов») — бас-гитара, вокал;
Сергей Кагадеев (псевд. «Хафизулла Единбекович Сагитдулов» и «Кабан») — вокал;
Юрий Салтыков (псевд. «Иван Николаевич Турист») — вокал, сценическое действо;
Владимир Постниченко (псевд. «Готлиб Ульрихович Тузеаст» и «Старикан») — барабаны;
Виталий Лапин — гитара.
Ввиду того, что обе «враждующие» стороны категорически не хотели отказываться от первоначального названия, образовавшиеся коллективы принято называть следующим образом: «НОМ EURO» (по названию альбома) и «НОМ ЖИР» (также по названию альбома и концертной программы). Если в состав «НОМ EURO» вошли Сергей Кагадеев, Владимир Постниченко, Денис Медведев («Два Самолета») и Николай Майоров (спонсор первых альбомов группы «Н. О. М.», экс-шофер группы), то участниками «НОМ ЖИР» стали Андрей Кагадеев, Иван Турист, Александр Ливер и Николай Гусев («Авиа»). Виталий Лапин принимал участие в обоих проектах, работая с «НОМ ЖИР» в студии и выступая с «НОМ ЕВРО» на сцене. На некоторое время Алексей Рахов стал участником «НОМ ЖИР», вскоре вновь покинув группу ради нового проекта — «Deadушки».
Период 1999 — 2000 стал смутным временем в жизни обоих коллективов. В результате, «НОМ EURO» прекратил свое существование летом 2000 (по другим данным — 2001) года. «НОМ ЖИР», тем временем, выпустил альбом ремейков старых «НОМовских» композиций — «Extracompact». Параллельно в свет вышли книги «Чудовища» (авторы — А. Кагадеев, С. Бутузов) и «Рэльсы и Шпалы» (автор — А. Ливер), кинофильм «Жбан Дурака» и видеоальманах «Фиолетовые гНОМы». Коллектив приступил к работе над первым художественным фильмом студии «НОМФИЛЬМ» — «Пасека». Именно с этого проекта началось творческое сотрудничество «Н. О. М.» с Николаем Копейкиным.(с)