Reply to this topicStart new topicStart Poll

Страницы: (5) 1 2 3 4 5 
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Работа с глиной
Хостинг фото
Этническая сокровищница
Всего фото: 4

Глина относится к разряду наиболее доступных при­родных материалов. Археологические исследования сви­детельствуют о том, что в прошлом керамическое произ­водство было широко развито на территории современной Югры. Из глины делали разнообразные сосуды, формы для выплавки металлических изделий, мелкую скульптуру, пряслица, грузила. Но уже для XVII в. такие изделия являются редкими. Повсеместно сохранилась лишь тра­диция изготовления из глины грузила.
Производство керамических изделий (сосудов, игру­шек) еще некоторое время назад существовало в русских поселениях. Керамические сосуды в основном изготав­ливались для собственных нужд. При этом применялись приемы ручной лепки.
Так, известно, что в Ханты-Мансийском районе в 1940-50-е гг. действовал кирпичный завод, где делали кир­пич трех видов: для внутренней кладки, керамический и глазурированный. Для кирпича использовали местную си­нюю глину. В течение года глина вылеживалась в глиноза-пасниках. В результате она разлагалась, обретала серый цвет и превращалась в мелкие жесткие комки. Местное название такой глины - «орешник».
На заводе, в том числе, делали кухонную посуду: крин­ки, корчаги, ладки, горшки, миски, кувшины, сковородки, «бражники». Для этого использовали более пластичную, с меньшим содержанием песка глину с красноватым от­тенком. В 1930-1950-е гг. кроме кирпича и гончарной посуды на заводе делали игрушки - свистульки («пикульки»), декоративные копилки и миниатюрную скульптуру. Скульп­тура покрывалась подглазурной росписью. Свистульки были лепными, а миниатюрная скульптура отливалась по форме.
К настоящему времени этот вид ремесла считается утраченным. 00047.gif
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Вышивка нитками, вязание.
Хостинг фото
Этническая сокровищница
Всего фото: 3

Традиционно у народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа, вышивка, плетение и вязание нитками являются женскими ремеслами.
С русским населением связано распространение в регионе вышивки одинарным крестом, тамбурным швом, гладью, ришелье, филейной техники, а также вязания крючком и плетения на коклюшках. К числу наиболее популярных вышитых изделий относятся полотенца, скатерти, салфетки, подзоры, покрывала и т.п. На коклюшках изготавливали салфетки, воротники, косынки.
К особому виду ремесла можно отнести вязание крючком круглых ковриков ("кружков") с круговыми полосами в сочетании со спиралевидными лучами и с контрастными цветовыми прямоугольниками и др. Встречаются и овальные коврики.
Кружевоплетение и вязание крючком не относятся к разряду традиционных занятий хантов и манси. Для них характерны вышивка и вязание шерстяными нитками. Вышивкой шерстяными нитками в основном украшалась одежда из крапивного полотна. Однако с выходом из бытования этой одежды были утрачены и приемы вышивки. Образцы вышитых изделий сохранились в музейных коллекциях, на основе изучения которых к настоящему времени восстановлены приемы южнохантыйской вышивки.
Вязание шерстяными нитками на пяти спицах в настоящее время сохраняется у северных групп хантов и манси. Из цветных ниток вяжут традиционные чулки, рукавицы и одежду современного образца (свитера, шапки, шарфы и т.п.).
Традиционное вязание сохраняется и у коми, которые изготавливают таким способом чулки и рукавицы. Отличительными признаками зырянских вязаных изделий являются глубокие цвета и крупные геометрические орнаменты розеточного типа.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
На протяжении последнего десятилетия государственные и обществен­ные структуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ведут актив­ную деятельность по возрождению и сохранению народных художественных промыслов и ремесел. В настоящее время в этой сфере занято около 2 тыс. человек. На территории округа работает 24 организации: центры народных художественных промыслов и ремесел, центры национальных культур, предприятия промыслов.
Собранный научно-исследовательский, практический, методический материал открывает перспективу новой жизни забытых ремесел. Усилиями мастеров были возрождены утраченное искусство южнохантыйской и мансийской вышивки, технология обработки рыбьей кожи. В настоящее время ведутся работы по возрождению крапивного ткачества. В регионе развиваются художественная обработка бересты, меха и текстиля, плетение из корня кедра и пихты, лозоплетение.
Главный результат инновационных процессов в сфере народных худо­жественных промыслов - сохранение традиций как живой формы народного искусства сегодняшнего дня, создание благоприятной среды для социально-культурной активности различных слоев населения.

maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Рыболовецкая культура хантов и манси
Этническая сокровищница
Если захочется одним единственным словом обозначить специфику традиционного хозяйства и культуры хантов и манси, самое подходящее будет назвать их "речными". Вся их жизнь протекает в ритме дыхания Оби и ее притоков, подчиняясь подъемам и спадам воды, замерзанию и освобождению рек и озер ото льда, ходу рыбы и прилету птиц. Как удачно подметил А. Головнев, слово "инк" - "вода" {можно добавить - и "рыба") в календарях разных групп хантов и манси встречается не реже, чем слово "олень" у ненцев. "Месяц вскрытия Оби", "месяц половодья", "месяц прилета гусей и уток", "месяц нереста рыбы", месяц отметавшего икру осетра", "месяц налима", "месяц малых запоров", "месяц городьбы малых соров", - вот только некоторые вехи годового хозяйственного цикла народов Обского региона.
Уникальная рыболовецкая культура бассейна этой реки создала множество способов промысла в зависимости от времени года, акватории, повадок и хода рыбы. Это лов с помощью плавных и вставных сетей, саипов, фитилей, колыданов, важанов и неводов. Самый древний из них — сооружение загородей-запоров, перегораживающих русла рек. В проемах запоров устанавливали ловушки-гимги из лиственничной дранки.
От порога хантыйского или мансийского дома главная тропа всегда ведет к реке - под обрыв берега, где причалены лодки. к месту неводьбы на песчаной отмели. к маленькой курье, где установлен рыболовный запор.
Представить себе стол хантов и манси без рыбы также немыслимо, как русский стол без хлеба и каши. Сырая или мороженная, отварная или зажаренная на рожне - это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона.
И русские, и зарубежные путешественники, побывавшие на Оби, заслуженно именовали хантов и манси "рыбоядцами". Один из них дотошно подсчитал, что во время летнего хода рыбы "всякий порядочный остяк может съедать в день не меньше полпуда, или 8 кг, рыбы только в сыром виде, без костей и головы".
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Приемы и орудия рыбного лова были различными у разных групп обских угров. Ханты и манси с низовьев рек выезжали на Обь для сезонной ловли. В период лова жили в летних жилищах, добывая рыбу и заготовляя её впрок. Перед ледоставом возвращались на зимнее место жительства. Запасы рыбы далеко превосходили нужды личного потребления, и большая часть рыбы уходила на продажу. По мелким протокам, в верховьях рек ханты и манси ставили различного рода плетёные ловушки, заграждения из кольев - запоры и сети. Из сетевых снастей были распространены различные мешкообразные плетеные сети - колыдан - примитивный трал или драга, сырп - вид бредня и сежа. Сети плели из конопляных веревок, в старину из крапивы, окрашивая их настоем черемухи, отчего они принимали коричневый цвет и были мало заметны в воде. Кроме сетей применяли уды с железными и костяными крючками и остроги. В период икрометания рыбу (главным образом щуку) били из лука.
В водах Оби и Обской губы обитает около 50 видов и подвидов рыб, половина из которых – промысловые. Наиболее ценные из них - это осетр, стерлядь, нельма, муксун, чир, сиг, пелядь. Объектами промысла являются, в основном, частиковые – судак, щука, язь, налим, елец, плотва, карась, окунь.
Жизнедеятельность обских рыб во многом определяется водностью года, длительностью и высотой затопления поймы. Большое влияние на распределение рыб имеет замор - явление обескислороживания воды в зимний период. Замор в Оби начинается в декабре от устья реки Кети и распространяется вниз по течению со скоростью 15 км в сутки. Заморные воды достигают середины Обской губы. Рыбы приспособлены избегать заморных участков путем миграций.
Интенсивное освоение нефтяных месторождений в Сургутском и Нижневартовском районах привело к сильному загрязнению воды и грунтов в пойменных водоемах и руслах рек. Строительство городов и поселков ведет к увеличению объемов бытовых стоков. Под разработку и обустройство месторождений, строительство газопроводов изымаются большие участки речной поймы, что вызывает сокращение нерестовых и нагульных площадей. Постоянные и временные зимние дороги часто нарушают водотоки, где проходят пути миграции и находятся места зимовки рыб. Зарегулирование стока реки Оби также сказывается на снижении уловов рыб.

maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Для хантыйских племен, живших на Оби, основным средством существования являлось рыболовство. Еще в конце XVIII века ученый-путешественник Паллас писал: "Остяков можно сравнить с рыбаками, как номанский народ за пастухов почитают, потому что рыболовство у них все лето, да и зимою первейшее упражнение и пропитание".
Различные хозяйственные потребности обусловили в прошлом появление и усовершенствование множества способов добывания рыбы. Только способов лова с применением запорных сооружений у хантов и манси отмечено более 200.
Этническая сокровищница
Всего фото: 3

Запор - заграждение из кольев и прутьев - является наиболее древним способом ловли рыбы, особенно у обско-угорских народов. Для сооружения запора необходимо выбрать такое место, чтобы огороженное русло служило не только местом скопления, но и нагульно-кормовой средой для рыб. В некоторых местах запора - оставлялись проходы, куда вставлялись ловушки - морды (пон). Их делали из ровных сосновых планок до 2 м длиной. Они вставлялись в отверстия квадратной формы и стягивались на другом конце - в хвосте морды. Этот остов переплетался в нескольких местах расщепленным и выпрямленным кедровым (сосновым) корнем.
Устраивая запоры, ханты исходили не из задачи максимального вылова рыбы, а из стремления поддержать гибкое равновесие между экологией и экономикой.
Для рыбной ловли также использовали сети и невода. Их изготавливали из крапивного волокна.
Для этого осенью заготавливали стебли крапивы от 1,5 до 2 м длиной и сушили в течение зимы. Весной и в начале лета деревянными ножами-палочками стебли расщепляли наполовину, затем из половинок руками выламывали кострику. Далее волокна крапивы подвергались обработке на мялке в течении 1-2 часов или деревянным трепалом на бревне. Волокна расчесывали гребнем, в результате чего получалась куделя, из которой затем свивалась нить.
О широком использовании сетей, неводов свидетельствуют многочисленные находки глиняных грузил. В Мегионском городском музее можно увидеть несколько их типов.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Мир, с точки зрения хантов, представлялся населенным различными сверхъестественными существами. Не составляли исключения реки и озера. Широко было распространено поверье о водяном духе, который зазывает к себе старых рыб и, объяснив им, что они прожили достаточно долго, съедает их. На реке Вах даже был известен специальный дух - "рыб создатель". Верили ханты и в существование духа Сарт-лунга в виде огромной щуки, обитающей в глубоких омутах и озерах. В гневе он мог, якобы, перевернуть и даже перекусить лодку.

Повседневной пищей была вареная рыба. Проварить стремились лишь карася и щуку, причем у последней должны были стать мягкими и выпасть зубы. Зимой обычной пищей была мороженная рыба.

С помощью костра и солнца рыбу жарили, сушили, коптили, вялили. Из мелкой сушеной рыбы готовили рыбную муку - порсу. Для этого у рыбы удаляли крупные кости, сушили кусочками в течение 1-2 дней и мельчили. Такая мука очень удобна для хранения и при перекочевке заменяла хлеб.

Лакомством и угощением считались брюшко и потроха, их вырезали и съедали сырыми. В таком же качестве выступали вареные кишки язя и щуки, облитые рыбьим жиром, а также печень налима, которую ханты умели выдавливать через рот живой рыбы (мясо налима не употребляли в пищу, так как считалось, что он ест покойников).

Особо следует сказать о рыбьем жире или варке. Для его приготовления пустые кишки, пузыри, печень и икру вытапливали свежими на медленном огне, пока смесь не потемнеет и не станет гуще жира. Ели варку с вареной рыбой, свежими ягодами, хлебом. Рыбий жир добавляли в тесто, на нем жарили лепешки. Наконец, жир ели ложками, запивая чаем. Запас жира на сезон являлся показателем благосостояния семьи. Кстати, старожилы вспоминают, как ваховские ханты, макая варку хлебом, ропча на власть, забиравшую уловы в ледники на засол, оглядываясь говаривали: "Сам-то Сталин варка, наверное, ложкой хлебат (хлебает). Калера!"

Важно отметить, что и другие части рыбы - голова, кости, кишки также шли "в дело". Их выдерживали несколько часов на медленном огне, смягчали шкуру при обработке, пропитывали кожаную обувь и использовали как защитное средство от комаров.
Vassalina
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Герцогиня
  • Репутация: 4156
  • Статус: "Но чаще умный ходит в дураках" (Шекспир
  • Member OfflineЖенщинаЗамужем
красотища! береста ..

меня всё время поражало трудолюбие человека ,ведь надо столько труда и души вложить в изделие .
и ведь люди как то жили и творили ..
а что можем мы?
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Охота.
Этническая сокровищница
Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной, который с давних времен получил товарное значение. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом - соболь, который являлся основной единицей при уплате ясака (налог пушниной).
В верховьях Конды был значителен промысел бобра, шкура и "струя" которого очень ценилась. "Лесовать" ханты и манси начинали с конца сентября, когда выпадал первый снег. В середине декабря возвращались домой для сдачи пушнины и закупки товаров. Далее лесовали до апреля. Со вскрытием рек начиналось рыболовство и охота на птиц.
Ружья у обских угров появляются в ХVIII в. В начале ХХ в. кремневые ружья вытесняются ружьями центрального боя. При охоте на крупного зверя применялись копья. Соболя промышляли всю зиму ружьём, капканами и сетями - обметами. На белку ходили с собаками, которые выслеживали зверьков.Ещё до ХХ в. на промысле белки и бобра использовали лук со стрелами, которые имели тупой наконечник, не портивший шкурки. Добывали белок также плашками и черканами. На россомах настораживали капканы. Юганские ханты добывали множество северного зайца и на ярмарку привозили шкурки возами. Промышляли зайца самострелами, капканами и пастями. На лисицу ходили с ружьём, или изредка устраивали гон на оленьих нартах. Иногда добывали лисят из нор подкопом, выкармливали рыбой, а по осени забивали.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Vassalina @ 09.11.2010 - время: 07:36)
красотища! береста ..

меня всё время поражало трудолюбие человека ,ведь надо столько труда и души вложить в изделие .
и ведь люди как то жили  и творили ..
а что можем мы?

Мы тоже много чего можем!
У нас народ, в этом отношении, очень смекалистый.
Вспомните хотя бы время всеобщего дефицита: что только не делали, на какие только ухищрения не шли, чтобы порой просто существовать, да при этом ещё хоть как-то выглядеть.
Во многом сейчас отпала необходимость, а вот условия, в которых живём мы не идут ни в какое сравнение с условиями этих людей.
Они ведь жили, да и сейчас живут, просто ради того, чтобы выжить!
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Боровую птицу, главным образом глухаря, добывали ловушками, которые ставились недалеко от дома, что бы дети и старики могли их осматривать. Промышляли птицу и ружьем. Главная охота на боровую дичь проходила осенью. Добытую птицу заготавливали впрок - вялили на солнце, или коптили на огне.
Этническая сокровищница
Всего фото: 4

Клепец - охотничья ловушка.
В августе - сентябре начиналась охота на лося. Охотник выслеживал зверя и гнал его иногда по 4 - 5 дней , пока не приближался на расстояние выстрела. На сухих болотах и островах лося добывали самострелами. Добывали лося и старинным коллективным способом - загородками и ямами, устраиваемых на путях миграций животных. Манси строили длинные изгороди ( до 70 км ), в две жерди. В изгороди оставляли несколько проходов. По обеим сторонам прохода настораживались самострелы с длинными стрелами и наконечниками в виде ножей. При проходе лося, стрелы попадали ему между лопаток. Иногда удар был настолько силен, что пробивал грудную клетку животного насквозь. Иногда в проходах выкапывали глубокие ямы, устанавливая на дне колья с ножами, и тщательно маскируя все хворостом.
Изредка промышляли медведя. Добывали его артелью в берлоге рогатиной и ружьем, или использовали специальные ловушки. Добыча медведя сопровождалась "медвежьим праздником".
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
На водоплавающую птицу охотились весной и летом. Весной уток и гусей добывали перевесами . В камышах делали просеку, перегораживая ее сетями. Во время перелета уток и гусей приманивали чучелами и били из ружей.
Этническая сокровищница
Всего фото: 5

До недавнего времени у хантов и манси бытовали ручной лук и самострел. Лук самострела делался из цельного дерева. Ручной лук был сложный: склеивался из двух полос дерева: внутренняя делалась из кедровой "крени", а наружная - из березы. Склеенные полосы оборачивались полосками вываренной бересты. Тетиву делали из крапивы или конопли; для этого обматывали тончайшими берестяными полосками. Длина лука была приблизительно 2 м., стрелы длинной 0,5 м.
Разные типы наконечников: развилкой - на уток, копьем - на медведя и выдру, неглубокой развилкой и в виде ножа - на лося, с зубцами - на рыбу и т.д. Наконечник вклеивали в древко серой и обматывали ниткой, оперение делали из пера орла или ястреба.
К древнему оружию обских угров относится копье с наконечником в виде двухсторонне заточенного ножа и рогатина.
На фотографиях изображены:
Охотничий пояс с ножнами. Конец XIX в. Ханты.
Предметы охотничьего снаряжения лук в чехле, колчан, стрелы.
Ружье охотничье. Конец XIX-начало XX в.
Семь различных остяцких стрел. Конец XIX-начало XX в.
Черкан на горностая (дерево).
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Медвежий праздник.
У этого зверя множество имен — иносказательных, «зашифрованных», само название его – табу, усвоенное с детства. Ему поклоняются, его опасаются, его почитают как родственника. Имя его – МЕДВЕДЬ.
Каждый народ, делящий с ним свою территорию, целый пласт своей культуры посвятил этому опасному соседу. Устраиваемые в честь зверя Медвежьи праздники крайне разнообразны. Особенно сложную структуру медвежий праздник имеет у обских угров – хантов и манси. Это яркое, красочное, многожанровое действо, увлекательное зрелище и в то же время древний обряд.
Этническая сокровищница
Всего фото: 8

От снега становятся белыми не только волосы, но и ресницы. Над заснеженной поляной взлетают в небо многочисленные снежки. Так начинается Медвежий праздник у народа манси.
Охотятся на медведя поздней осенью, чтобы сохранить мясо до Нового года. Тушу медведя с головой и лапами привозят в деревню на оленьих нартах, и о своем приезде охотники извещают пятью или семью выстрелами. Вот топот оленьих копыт слышен все ближе, ближе, и наконец подкатывают к крыльцу нарты. На них красуется клыкастая медвежья туша. Встречающие обсыпают ее — и охотников тоже! — снегом, а затем голову медведя помещают на лапы и укладывают в амбар. Глаза зверя закрывают серебряными монетами.
Праздник проводится обычно в доме охотника, убившего медведя. Если был убит самец, праздник продолжается пять дней, если самка — четыре.
В обыкновенном мансийском доме народу собирается множество. Все участники праздника, заходя в дом, кланяются медведю, подходят к нему и целуют ему лапу. Только после этого все чинно рассаживаются на скамейки. А те, кто не попал в дом, смотрят в окна. Перед медведем поставлено угощение — мясо, сало, хлеб и водка.
В дальнем углу дома стоит «священный» стол, на котором и лежит медвежья голова, украшенная разноцветными лентами и бисером — даже в ушах у нее висят серьги! Перед нею ставят блюдце с курящимся берёзовым наростом для обряда очищения.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, ведь чтобы он состоялся, должен быть убит медведь. «Убит медведь» — манси никогда бы так не сказал: зачем поминать всуе имя хозяина тайги, своего великого предка, услышит, — обидится. Лучше сказать «вортолнут» — «в лесу живущий»:
По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят,
Как охотники медведя,
Встретив, хитростью «низводят».
В деревнях расскажут манси,
Как медведя «опускают».
Но никто сказать не смеет,
Что медведя — убивают...
«Низведен» медведь, «опущен»,—
Он поддался ненароком,—
Голова его большая
На столе лежит широком.
И тогда его мужчины
Как героя восхваляют,
Духом леса называют,
Куньей песней развлекают,
Птичьей пляской провожают.
Этническая сокровищница
Всего фото: 7

Постепенно праздник превращается в театрализованное представление. «У-ку-лу-лу!» — раздается вдруг совсем неожиданно. Это прибежали участники представления. На их лицах берестяные маски с длинными-предлинными носами. Над узкими щелочками глаз — длинные ресницы и брови. Такая маска называется саснел. Этим же именем зовутся и владельцы масок. Саснел может говорить все, смеяться и потешаться над всеми присутствующими, даже над медведем. У него ведь лицо не человеческое, а берестяное. А береста все выдержит! Часто к таким маскам приделывают бороду и усы из шерсти.
С одного края стола сидит Охотник, который привел Лесного Духа к людям. На другом краю восседает Кастан-хум — своего рода распорядитель на празднике, тамада. Ударит он в бубен — люди пускаются в пляс; слово молвит — все тут же замолкают, слушая сказания волшебной старины.

maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Этническая сокровищница
Всего фото: 5

Давным-давно, когда люди еще не умели добывать огонь, медведь со своим отцом Торумом любили смотреть с седьмого неба на землю. Они видели, что там происходят очень интересные превращения: земля время от времени меняет свой наряд с белого на зеленый. И молодой медведь стал просить отца, чтобы тот разрешил ему спуститься на землю и прогуляться по ее просторам.
Дважды старый медведь отказывал своему сыну, а в третий раз согласился и спустил сына в люльке с неба на землю. Очутившись на вожделенной земле, медведь стал гулять по ее просторам и любоваться ее красотой. Но вскоре он почувствовал голод и стал проситься обратно на небо. Однако отец сбросил ему с неба лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле: самому добывать себе пищу и творить суд над теми, кто совершает зло. Если же сам медведь поступит несправедливо, тогда человек учинит суд над ним.
Молодой медведь не послушал предупреждений отца и натворил много бед на земле. Тогда один из семерых братьев-охотников убил его и забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди…
Танец, рассказывающий историю медведя, заканчивается. Наступает пора виниться перед убитым зверем. Вот перед медвежьей головой появились три старика. Взявшись за руки и плавно раскачиваясь в такт музыке, они начинают петь историю медведя. Голоса певцов то поднимаются ввысь, то опускаются на землю и звучат низким тоном, как будто ревет он — Хозяин-медведь. Старики поют о том, что помнят о небесном происхождении зверя и величают его «Он», а не медведем. Они помнят, что Он — предок людей, а живущего в лесу брата нельзя убивать. И рассказывают они, что «не убили» его, а «низвели», иначе Он обидится. И если люди все же «низведут» медведя, то произойдет это случайно, а за кровь они готовы извиниться перед головой.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
И тут вперед выступает охотник, убивший медведя: «Ты прости! Это не я убил тебя, это мое ружье выстрелило. Так что убили тебя нечаянно, больше такого не случится!».
В этот момент появляются два других охотника, которые подтверждают слова своего товарища. Они в легких малицах, подпоясанных поясами, на которых висят зубы медведя и большой острый нож. В руках у них ружья. «У-ку-лу-лу!» — пляшут пальцы на музыкальных струнах. Вертятся берестяные маски, скачут, пляшут, размахивают руками, будто птицы крыльями, — это они исповедуются перед медведем во всех своих бедах и горестях. Взгляды присутствующих людей поневоле обращаются к лапам и когтям зверя.
Этническая сокровищница
Всего фото: 9

Ведь у манси считается, что если солжешь перед зверем — то не избежать тебе его когтистой лапы. А уж если скажешь перед ним правду (то есть развеселишься в пляске), в медведе проснется Добрый дух прозрения. По представлениям манси, человек со смертью не исчезает бесследно, а превращается в животных, растения, деревья и цветы. Не случайно поэтому самый ответственный момент праздника — пробуждение медведя Вортолнута («В лесу живущего»).
После этого начинается настоящий карнавал. Фигуры в берестяных масках скачут, вертятся, подпрыгивают, изображая то охотника, ставящего на зверя капкан; то рыбака, вытягивающего из реки сеть, полную рыбы; то незадачливого рыболова, провалившегося в полынью

maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Этническая сокровищница
Всего фото: 5

На фотографиях показаны маски сделанные на "Медвежий праздник".

Карнавал выплескивается во двор, где в котлах над костром варится оленина. А медвежье мясо будет вариться только через день или даже два в большом чугунном котле. Его разделывает сам хозяин праздника, и только иногда он приглашает на помощь своих близких родственников.
Мясо нельзя откусывать, его отрезают ножом маленькими кусочками. Голова и сердце медведя считаются священными — их вообще нельзя есть никому. Кости обязательно оставляют целыми. А сваренную целиком голову перевязывают и хранят на верху дома или в амбаре. Это тоже связано со стремлением к возрождению зверя.
В конце праздника иногда разыгрывают сценки с «лисой», которую надо выкурить из дома. Вертится она вокруг «священного» стола, никак не хочет уходить. И тогда шаман поджигает спичкой ее соломенный хвост. Она начинает бегать по дому из угла в угол, тем самым очищая его огнем. Потом «рыжая» выскакивает во двор, где представление продолжается.
Скачут «олени» в розовых платьях, пританцовывает «лось» в красной шелковой рубахе, «охотники» натягивают свои тугие луки. И озаренная светом костра на все это шумное веселье задумчиво взирает вынесенная из дома медвежья голова.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Маленький экскурс.
ГТРК "Югория" 2008.
Сюжет о событиях, произошедших в Ханты-Мансийской Автономном Округе- Югре в начале 30-х.
Предыстория:
Коллективизация, ликбез, раскулачивание, репрессии докатились
до самой Сибирской глубинки. Несколько сот представителей коренных
многочисленных народов севера- ханты и манси, устроили мятеж.
Словно индейцы из фильмов- вестернов они стали убивать
"бледнолицых" (так они называли тех кто пришел заставлять их вступать в совхозы и рыбконторы).
Десятки сотрудников НКВД, врачи, учителя, директора совхозов и колхозов лишились скальпов.



maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Семейные отношения
Этническая сокровищница
Отношения в семье ханты регулировались строгими правилами, которые женщина должна была неукоснительно соблюдать. Ей запрещалось переступать через вещи, принадлежащие мужчине, надевать его одежду, садиться в мужские нарты. Система жестких правил должна была оградить женщину от мира духов и умерших, регулировала ее отношения с родственниками. Согласно этике семейной жизни женщины-ханты прикрывают лица от мужчин – родственников мужа, его отца и старших братьев. Входя в дом, где находится родственница, мужчина предупредит ее о своем появлении легким покашливанием, и за доли секунды до того, как он войдет, женщина сдвинет платок глубоко на лицо. Она не откроет его до тех пор, пока мужчина находится вблизи. В период культурной революции первой половины прошлого века партийные и комсомольские вожаки организовывали собрания, на которых побуждали женщин отказаться от древнего обычая прятать лицо. Однако традиция оказалась сильнее идеологии. Даже проучившись какое-то время в поселковом интернате, вернувшись домой в традиционную обстановку и выйдя замуж, молодая женщина будет соблюдать те правила, которым следовали ее прабабушки.
Разделение обязанностей на мужские и женские тоже продолжает сохраняться. Во время интервью они обычно сами обращают внимание на то, какая работа является традиционно мужской, а какая – женской. Когда умышленно был задан нелепый, с точки зрения ханты, вопрос о том, приходилось ли ему выделывать шкуры, в ответ раздался искренний смех: это женская работа, и ни один из опрошенных мужчин не занимался этим ни разу в своей жизни.
Разделение обязанностей на мужские и женские тоже продолжает сохраняться. Во время интервью они обычно сами обращают внимание на то, какая работа является традиционно мужской, а какая – женской. Когда умышленно был задан нелепый, с точки зрения ханты, вопрос о том, приходилось ли ему выделывать шкуры, в ответ раздался искренний смех: это женская работа, и ни один из опрошенных мужчин не занимался этим ни разу в своей жизни.
Даже территория стойбища и само жилище условно разделяется на мужскую и женскую части. Передняя часть дома, хозяйственные постройки, лабазы для хранения продуктов и одежды, печь для выпечки хлеба и место рубки дров считается территорией женской трудовой активности. Пространство за домом и место, где мужчина занимается строительством, считается его территорией, при этом пространство за домом, как и внутри дома у стены, противоположной входу, является священным и запретным для женщин детородного возраста.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Полевые исследования на территории проживания тромъеганских ханты показали, что разделение на мужскую и женскую работу в процессе обеспечения семьи пищей довольно гибкое. В экстремальных условиях женщины часто берут на себя традиционно "мужские" обязанности, а мужчины – традиционно "женские". О том, что такие экстремальные ситуации были довольно часты, свидетельствуют ясачные книги XVII века, в которых регистрировалось не только все взрослое мужское население, размер повинности и долги, накопившиеся за годы, но и причины неуплаты повинности. Среди таких причин наиболее частые – ранения, болезни, слепота. Понятно, что если мужчина не мог пойти на охоту за пушным зверем, то он не мог обеспечить семью продуктами промысла. Потерявший трудоспособность муж оставался дома, и тогда заботы о снабжении продовольствием семьи ложились на плечи его жены и родственников.
И если в начале беседы женщины, как правило, категорически заявляли, что они не охотятся, то потом кто-то вдруг вспоминал, как мать или тетя однажды подстрелила лося, когда мужчин не было дома. Мужчины ханты вспоминали, что им приходилось встречаться с женщинами, которые сами охотились на лося, иногда уходя из дома на несколько дней. Правда, в этих случаях семьи, как правило, были неполными, женщины либо были разведены, либо не имели детей.
Что касается окончательной разделки, заготовки и переработки продуктов промысла, это было исключительно занятие женщин. Все работы проводились на стойбище или недалеко от дома. Редкая женщина уходила больше чем на день из дома, и то, если это было необходимо для снабжения семьи. Кости тоже сохраняли, и весной, когда семья испытывала недостаток пищи, они шли в оборот. Одна из женщин вспоминала времена своего детства в начале 1960-х: "Раньше кости собирали в мешки, а весной мать колола их на мелкие кусочки и варила примерно целый день. Это для вытапливания жира. Очень вкусный он. Кололи кости так: мать ставила топор лезвием вверх, на руку что-нибудь надевала, и клала кость поперек лезвия топора, а сверху ударяла молотком и колола на мелкие куски, величиной с полпряника. Когда жир сварится, его подавали к чаю".
Однако охота и рыбалка не всегда бывают удачными – природа не дает гарантий, и полагаться на то, что добыча всегда будет хорошей, не приходится. Кроме того, все обеспечивающие северян продуктами питания промыслы носят сезонный характер, и все усилия должны быть затрачены на то, чтобы успеть добыть их в необходимом количестве.
Существенные природные колебания численности видов животных привели к тому, что в системе жизнеобеспечения обских угров всегда высока была роль создания значительных продуктовых резервов.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Они спасали людей от голода в неблагоприятные в промысловом отношении годы. Активное промышленное освоение Сибири привело к очевидному сокращению объектов рыболовства и охоты, и тогда роль создания продуктовых резервов усилилась еще больше.
Этническая сокровищница
Исследование, проведенное в 2000 году среди Сургутских ханты в бассейнах рек Пим и Тромъеган, показало, что женщины не только играют ключевую роль в процессе создания пищевых резервов, но и активно участвуют в снабжении семьи продуктами охотничьего и рыболовного промыслов. Они обеспечивают тот необходимый минимум, который помогает семье выжить в неблагоприятные в промысловом отношении сезоны. Не удивительно, что военные конфликты, столь частые между предками ханты в первой половине второго тысячелетия, происходили с целью захвата лучших промысловых угодий, оленьих стад и... женщин. Возможно, они ценились помимо прочего и потому, что создавали и поддерживали резервы пищи в то время, когда сокращение поголовья крупных промысловых животных - дикого оленя и лося (главного объекта охоты) - стало уже очевидным. Героический эпос южных ханты описывает походы богатырей за невестами, жестокие битвы за "златоглазых бровастых дочерей мужей полуденной страны", как тогда назывались девушки-ханты в народных сказаниях и песнях. Пять братьев из былины про богатырей города Эмдера, записанной С.К. Паткановым на Конде в конце XIX века, отправились за красавицей невестой. Четверо из них не вернулись домой после схватки с ее братьями, произошедшей также из-за женщин. И хотя нельзя полностью исключить, что хантыйские богатыри пленились необыкновенной внешней красотой женщин, по мнению этнологов, она не имела первостепенного значения. При выборе невесты основное внимание уделялось ее работоспособности, выносливости, мастерству, рукоделию.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Основой мансийского общества были семья и поселок, который у манси называется сорт. Семья была патриархальной: главой семьи считался мужчина, счет родства велся по мужской линии. Дети при разводе оставались у отца. Однако женщина обладала в семье относительной свободой, имела возможность развестись. У народа манси бытовал культ женщины-родоначальницы. Семьи были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из одной пары), брак патрилокальный (от лат. pater – отец, locus – место, когда жена уходила в группу мужа), сохранялись также явления пережиточной матрилокальности (от лат. mater – мать, locus – место), то есть какое-то время муж мог жить в семье жены.
Этническая сокровищница
И в далеком прошлом, и позднее при создании семьи манси руководствовались принципами чисто человеческих потребностей: выбирали себе жену по деловым качествам самой девушки (или женщины), а также ориентировались на ее родителей: от хороших родителей – хорошие дети (по тому же принципу выбирали при сватовстве и супруга-мужа). На мать-северянку ложилась большая ответственность: она должна была выдержать тяжелый домашний труд в суровых условиях Севера, поднять на ноги детей, сформировать из мальчика будущего северянина-охотника, а из девочки – будущую мать-северянку, которая была бы в состоянии продолжить свой человеческий род (муж же ее – добытчик пищи и одежды из природы, она – хранитель очага, тепла, уюта и благополучия в доме).
В фольклоре народа манси говорится о том, кто и в какую эпоху проявлял активность при создании семьи для продолжения человеческого рода. В сказке-сказании "Черный и рыжий звери Мошнэ и Порно" (МошнЭг ПорЮ| сэмл уиг, выгр уиг) сказывается, что женщины – и только они – участницы организации и сохранения семьи – это явная эпоха матриархата. Хороший муж достается морально честной, чуткой, внимательной девушке. О другом способе создания семьи говорится в сказке-сказании "Муж и жена Касыр" (КЯсыр Экваг ойкаг), где отражен этап перехода от матриархата к патриархату: девушка с явным намерением найти себе мужа отправляется в путь, находит его. Мужчина вежливо предлагает ей связать судьбу с ним. Но быть женой для него может быть только добрая, послушная и честная в поступках девушка, дурная погибает.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Еще способ создания семьи – выбор будущего мужа или будущей жены на основе взаимной вежливости и взаимного стремления друг к другу.
О таком случае говорится в сказании "Сыновья Усын, Отыр Ойки и Тонтон Ойки" (Усын. Отыр Ойка. Тонтон ойка пыгыг).
Нельзя не сказать о возможном воровстве будущей жены, приобретении ее посредством ловкости, а иногда и обмана. В этом случае власть и сила на стороне мужчины, что свидетельствует уже об эпохе патриархата. И последний способ создания семьи – сватовство. Он отражает ту ступень общественного развития, когда люди стали более или менее состоятельными. За определенную цену, по договоренности, мужчина может купить себе жену. По-видимому, тут отражена эпоха распада патриархального уклада жизни. В фольклоре в эту пору упоминаются русские цари, купцы, т.е. отражается эпоха контактов с русскими торговыми людьми и богатырями, вероятно, воинами как с той, так и с другой стороны.
В конце XIX – начале XX века у ханты и манси существовали фратрии и роды. У северных ханты и манси под фратриями подразумевалось две группы: Пор и Мось. Члены одной фратрии считались кровными родственниками и вели свое происхождение от одного мифологического предка: у Пор предком считался медведь, у Мось – женщина Калтась, которую чаще представляли в виде зайца или гусыни. У каждой фратрии был свой собственный центр: селения на Оби, которые считались местом, где обитали тотемы. В отличие от манси у восточных ханты было три группы, которые носили название Лося, Бобра, Медведя.
Размеры ненецкой семьи были различны. Встречались большие семьи в десять, пятнадцать и более человек, с общим хозяйством под единым руководством главы семьи. Господствующими были патриархальные отношения, связанные с рядом правовых отношений и запретов религиозного характера по отношению к женщине.
Встречались ненцы, имевшие три, четыре жены: в большинстве случаев они были достаточно зажиточны,
имели возможность уплатить выкуп (калым) за каждую жену. Калым выплачивался роду оленями (до 200 голов), лисьими и песцовыми шкурками и т.д. Невеста, в свою очередь, приносила в приданное хозяйственную утварь, нарты, одежду и оленей. Олени, полученные в приданое, составляли, как и их приплод, собственность жены и в случае развода оставались у нее.
Vassalina
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Герцогиня
  • Репутация: 4156
  • Статус: "Но чаще умный ходит в дураках" (Шекспир
  • Member OfflineЖенщинаЗамужем
что то я немножко не поняла..а вот эти две семьи как жили?
QUOTE
Основой мансийского общества были семья и поселок, который у манси называется сорт. Семья была патриархальной: главой семьи считался мужчина, счет родства велся по мужской линии. Дети при разводе оставались у отца. Однако женщина обладала в семье относительной свободой, имела возможность развестись. У народа манси бытовал культ женщины-родоначальницы. Семьи были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из одной пары), брак патрилокальный (от лат. pater – отец, locus – место, когда жена уходила в группу мужа), сохранялись также явления пережиточной матрилокальности (от лат. mater – мать, locus – место), то есть какое-то время муж мог жить в семье жены.

то есть получается,что для продолжения рода они могли меняться жёнами?
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Vassalina @ 01.12.2010 - время: 21:47)
то есть получается,что для продолжения рода они могли меняться жёнами?

Именно так оно и было! 00066.gif
Такой тип семейных отношений (из нескольких брачных пар, или когда жена уходила в группу мужа) был весьма распространён не только у хантов и манси, а почти у всех народов, которые вынуждены были проживать в экстримальных условиях, например ненцы и чукчи.
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)

Страницы: (5) 1 2 3 4 5

Reply to this topic Fast ReplyStart new topicStart Poll0


Рекомендуем почитать также топики:

ЗНАКОМСТВА !!!

Где Вы собираетесь отдыхать летом?

А на что ты готов?

Дискотеки, бары.

Сделать ЕМУ приятное!!!!




>