Vassalina | |||||
|
то есть чтоб выжить,они таким образом плодились..получается ,что у них было мало женщин |
maboga | |||
|
Интересный вопрос! Затрудняюсь пока на него ответить. , но думаю, что как бы там не было, главной задачей являлось - всё же оставить как можно больше потомства. Продолжим. Социальный статус мужчин и женщин в семьях лесных ненцев, проживающих на территории ХМАО, (о них подробнее расскажу чуть позже) особо не подчеркивается. Женщины и девочки лесные ненки могут участвовать в устраиваемых семьей жертвоприношениях (с принесением в качестве жертвы оленя), знать и трогать содержимое священной нарты, проверять и ставить сети и ловушки, охотиться с ружьем на дичь и белку. Их поведение несколько отлично от поведения тундровых ненок, более строго соблюдающих все известные запреты. Очевидно, что в прошлом замужние женщины – лесные ненки в однонациональных семьях обладали определенным правом "голоса" и могли участвовать в принятии различных решений. Сегодня, например, зачастую можно видеть случаи, когда лесные ненки открыто "командуют" своими мужьями. В целом в ненецких семьях за замужними женщинами сохраняется более высокий статус, нежели, например, за женщинами-женами в семьях ханты. Возможно, что истоки такой проявляющейся в их социальном положении двойственности следует искать не только в смутных представлениях лесных ненцев о матери-прародительнице всего живого Земле, пережитках материнского рода и существовании у них в прошлом женского шаманства, чего, например, не отмечено у обских угров. На наш взгляд, определенная психологическая подпитка и обусловленность их своеобразного поведения (статуса в целом) может исходить также из менее строгого характера отчасти соблюдаемого женщинами обычая избегания, предписывающего закрывать от посторонних мужчин (в том числе не являющихся их родственниками по мужу) не часть лица, как у обских угров, а ступни и лодыжки. Последнее обстоятельство, очевидно, не только дает возможность лесным ненкам вести себя достаточно свободно, но и указывает дополнительно на разность культурных традиций их с обскими уграми. |
maboga | |
|
В то же время, несмотря на достаточно высокий статус женщин у лесных ненцев, определяющая роль в сохранении социальной, духовной и в целом этнической культуры принадлежит мужчинам. Они являются не только организаторами и участниками коллективных жертвоприношений на главных священных местах, обладая, соответственно, более значительными познаниями об окружающем их мире, но и "передают" ощущение своего этнического самосознания, как правило, "по наследству". Так, в однонациональных ненецких семьях, и в тех семьях, где матери ханты, дети определяют себя по национальности только лесными ненцами, нередко забывая о происхождении матери, но зная ее родственников и понимая ее родной язык. Среди лесных ненцев к весьма редким явлениям относятся сегодня разводы, хотя в прошлом при необходимости женщина могла оставить своего мужа и вернуться к отцу. Выплаченный за невесту калым в этом случае должен был возвращаться назад, так приданое являлось личной собственностью молодой женщины. При недовольстве мужа женой и возврате ее в дом отца ни калым, ни приданое не возвращались. Подобный порядок разводов у лесных ненцев был тождественен в прошлом во многих чертах с правилами разводов, применявшимися у северных ханты. Сегодня обычные правила распространяются на сферу семейно-брачных отношений. Причем они предусматривают не только порядок решения вопросов имущественного характера, в том числе связанных с наследованием, но и устанавливают выбор традиционных форм брака как наиболее предпочтительных. Поэтому, несмотря на то, что молодежь в последние десятилетия одновременно с некоторыми традиционными элементами свадебного обряда проводит официальную регистрацию брака, наиболее привычными для представителей пожилого и часто среднего поколения остаются все же неофициальные браки. В этом плане весьма показателен случай, когда семья лесных ненцев, имевшая четверых детей и прожившая в браке около тридцати лет, все же решилась оформить свои отношения официально. |
maboga | |
|
У лесных ненцев, именующих себя пяхат хасаво (‘лесной человек’) собирательная характеристика своего этноса выглядит следующим образом: «доброжелательные, но не терпящие над собой главенства», «в воспитании не подавляется индивидуальность, способность к властвованию», «самостоятельность». Положительной оценки заслуживают «собственным огнем живущие люди», т. е. имеющие свою собаку, чум, жену, детей, орудия труда и не зависящие от кого-либо другого. Считается позором пойти в батраки, презрение адресуется батракам и капи, пасущим стада богатых оленеводов. В отличие от «доброжелательных в быту, но самолюбивых и воинственных селькупов» и от «опытных оленеводов, постоянно стремящих к главенству, напористых и опять же воинственных тундровых ненцев», русские характеризуются весьма непоэтично. Они воспринимались лесными ненцам как капщан — ‘причина, умерщвляющая человека’, т. е. несущие с собой болезни и смерть. Ненцы считали, что до прихода русских на Север тундра была «чистой», здесь не было ни холеры, ни чумы, ни кори. Они связывают распространение эпидемий, уносящих сотни жизней и появились, ранее не известных в тундре болезни открытием в Сибири ярмарок и торжков, «где много народу — там и болезнь». В одном из ненецких преданий говорится, что «на спине Земли» (Сибирские увалы) в вершине р. Пяку-пур есть «гибельное место» рода Панхой Пяк. По преданию, на р. Пяку-пур, где проходила «народная дорога» на Сургут, приехал парень-толмач и сообщил, что в городе эпидемия оспы, и на ярмарку, чтобы доставить ясак, в этом году ехать нельзя. Однако пяковские князья, опасаясь последствий за не внос ясака, не послушали гонца и отправились на ярмарку. «Оспа свирепствовала. Люди вымирали целыми стойбищами: “покойников некому хоронить было, так в чумах и лежали, росомахи и песцы растаскивали тела умерших. У лесных ненцев до сих пор бытует поверье, что если во сне увидишь русского, то кто-то в семье заболеет или умрет. История делится на мось пораин — сказачное время, катра пораин (ис пораин) — старое время, «царское время», «советское время». В угорском фольклоре широко представлены так называемые русь мось пораин — «русские сказки» или точнее «сказки русского времени». Основными в данных сказках можно назвать лишь несколько объектов: русский Царь (Хон), священник («старейший поп с большим серебряным крестом на груди» [Мифы 1990: 77]), казаки, купец, корабль/пароход, бумага (документ), ярмарка, водка. |
maboga | |
|
У восточных хантов сохранилось несколько преданий о взятии Сибири казаками. Тонья-богатырь — «царь хантов» с р. Малый Юган, защитивший свой городок от 700 казаков, стрелявших из пищалей («одному на плечо ружье кладут, другой целится, а третий поджигает»), неуязвимый герой был наказан Торумом за то, что головы побежденных, выстроенные в три ряда «свалил через урью», а вместо недостающих двух голов поставил головы убитых собак. Казаки пытались договориться с богатырем, предлагая «вместе воевать». Второй сюжет рассказывает о приходе Ермака на Васюган и встрече с местным богатырем, который, демонстрируя свою силу, «смял пушку» и перепрыгнул через Обь, по заключенному договору: русские и ханты больше не воевали, остяков в армию не брали и «на Васюган Ермак не приходил». В композиции этих сказок белый царь, пароход появляются лишь в конце. В сказках появляются домашние животные, в одном из хантыйских мифов о сотворении сам Нум-Торум, наряду с прочими божественными тварями, создает коров и овец. Сами боги нередко величаются эпитетами типа «Желанный Богатырь — Купец Нижнего Света, Купец Верхнего Света», обладающие «дорогим имуществом русского человека, дорогими товарами русского человека», ходящими «по веселой купеческой дороге». Как правило, бумага, ниспосланная Верховным богом (упавшая с неба) герою, содержит указания на те или иные нормы поведения людей, систему запретов и законов. В одном из сказаний «бумага с золотыми ветвями писания» выполняет роль предписания-назначения, согласно которому главный герой в «кукольном веке» становится божеством — «царем с данью весенней белки, царем с данью осенней белки» «на всей священной земле, изогнутой в виде круга», ему самому предназначено «нескончаемую кровавую жертву со стрелы принимать, нескончаемую кровавую жертву с лука принимать». На медвежьих игрищах появляется Микол Торум, с крестом из двух палочек, обмотанных тканью, в руках. Выход его напоминает русскую плясовую. Участники праздника (маски) высмеивают священников и попов, обличая их в жадности, пьянстве и распутстве. В обязательные ритуалы обливания водой на медвежьем празднике встраиваются часто инсценируемые сюжеты русской бани, стирки белья, доение коровы. |
maboga | |
|
Некоторые русские народные сказки обские угры считают своими, так дочь знаменитого в прошлом сказителя Евдокия Ребась с уверенностью утверждала, что сказку «Лягушка-царевна» придумал ее отец, так как лягушка является их родовым духом. Весьма распространенной у южных хантов была техника вышивки шерстяной ниткой по холсту, называемая русь ханч — русский узор в вышивке шерстью по холсту, а на обном из бисерных воротников из фондов ТГИАМЗ узор обозначен как «купола русский церкви». В фольклоре (в ранних мифах и преданиях) лесных ненцев сюжеты, связанные с русскими, не представлены, за то в преданиях и песнях, воспроизводящих исторические события конца XIX и особенно начала XX вв., их более чем достаточно. В целом российско-советская история в интерпретации лесного ненца О. Дянсюта Айваседа представлена так: «Лесные ненцы долго воевали с капи (селькупами), которые пришли на земли ненцев и часто грабили стойбища, уводя оленей и женщин. Ненцы собрались вместе и оттеснили врагов на Таз, пока шла война с капи, в устье Оби русские основали острог. Тундровые и лесные ненцы, собрав огромное войско, предприняли попытку взятия крепости, но им удача не сопутствовала. Если бы они выбили русских из Обдорского городка, то двинулись бы дальше на Москву. Однако время было упущено. Тут пришел Ленин, вероятно, он был трусом, так как стал с ненцами договариваться (если бы он был храбрецом, то пошел бы войной на ненцев), и ненцы обещали, как и русскому царю, платить ему ясак в Сургут». В преданиях, связанных с периодом установления советской власти в Сибири и «раскулачивания» (30-е гг.). Лесные ненцы из рода Найвахи Пяк Хошемеля и Ылыйкапчу были предводителяли восстания 1935-36 гг., в рассказах о них русские фигурируют как «острошапочники». |
maboga | |
|
В одном из преданий описываются реальные события: «Пришли красноармейцы в тундру, одного из них ненцы убили. Другой, отрправившись на его поиски, увидел у костра сидящих ненцев, которые поджаривали на шомполах у костра что-то. Сначала понять не мог, что же это коптится, а затем смекнул. Чтобы он не донес, ненцы убили его, а молодую женщину, что с ними была, с собой увезли. До сургутского начальства дошло известие о потерявшихся в тундре красноармейцах. Отправили отряд острошпапочников. Пяки всех их (30 человек) из луков из-за маскировочных щитов расстреляли, на нарту сбросали, а сами в тундре скрылись. Сын хантыйского богача Кольчу Дюши их скрывал, дал им свежих оленей, а затем и сам откаслал. Многих ненцев после этих событий расстреляли и посадили. Из рода Найвахи только 2-3 мужика осталось». Хотя известны случаи использования обычных фабричных кукол в качестве божеств. Божество Русь ики (Русский старик) «возил в нартах» А. Аляба (войкарские ханты), с тех пор как увидел во сне, что кукла едет верхом на белом олене. «Одна шаманка поставила куклу в святой угол вместе с другими духами, смотрят, а кукла курит». Новоявленному божеству шилась шапка из пешки и «пальто» из сукна, жертвовались белые рубахи и ткани, папиросы. В поздних сказках русские боги оказывались сильнее местных угорских /божков. В одной из сказок: «Жена одного из местных божков, зовет мужа и его брата Ими хилы на Большую Обь на рыбалку, большой рыбы ей захотелось. Брат и сам не хочет идти и их не пускает: «Всегда маленькую рыбу ели». Уехали, чум на берегу поставили. Едут большие лодки по Оби на гребях, жена местного духа с русским парнем кокетничает, он ей платки дарит. Сговорились убить мужа. Узнал Ими хилы о гибели брата, день и ночь плачет. Осенью русский парень с караваном ушел, сноха спряталась. Решил разыскать Ими хилы наказать убийц, погнался за русским парнем. Убегает от него русский, с неба железная лестница спустилась, колокольчиками звенит, парень по ней в небо забрался, Ими хилы за ним. На небо забрались, там русский бог: «За чем русского гоняешь, я его не отдам». Рассказал ему Ими хилы, как все было, отвечает русский бог: «Раз баба все затеяла, ты ее убей, а русскому парню мизинец отруби». Ненецкие шаманы напротив оказываются сильнее русских богов. Опубликовано в: Русские старожилы: Материалы III Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири", 11-13 дек. 2000, г. Тобольск. - Тобольск-Омск, 2000. - С. 97-100. Е. В. Перевалова. |
maboga | |
|
Родовое устройство Понятие рода вполне можно обозначить как самоопределение человека во времени и пространстве. Во временном отношении родовая принадлежность связывает людей с их предками и потомками, устанавливает преемственность поколений. В пространственном смысле родовые узы объединяют всех ныне живущих сородичей, где бы они ни находились, какие бы земли ни занимали. То есть в первом случае человек оказывается причастным к истории своего народа, во втором – к родной земле. Без понятия "род" невозможно представить, как отдельные люди образуют народ. Иначе говоря, народ – это совокупность взаимосвязанных родов. К сожалению, тот, кто привык рассуждать о "разложении родового строя", не вполне осознает это обстоятельство. В действительности с развитием культуры род не исчезает, он просто изменяет свои очертания. По-ненецки род называется еркар. С вопроса "еркарар нгамгэ?" (какого ты рода?) начиналось знакомство людей в тундре. Принадлежность к роду – важнейшая характеристика человека, определявшая как его собственное поведение, так и отношение к нему окружающих. Не случайно в ненецких сказаниях герои носят не личные имена, а родовые названия: например, Харюци-вэсако – Старик рода Харючи, Нюдя Яптик – Младший рода Яптик и др. И дело не столько в том, что "настоящие" имена не принято было произносить вслух, сколько в том, что "безродный" просто не считался человеком. При этом ненцам вовсе не свойственно коллективное поведение, напротив, в конкретных поступках каждый человек полагался, прежде всего, на собственные силы, а в фольклоре наличествует образ героя-одиночки. Принадлежность к еркар определяется по отцовской (мужской) линии. Как уже говорилось, ненецкий род экзогамен – внутри него запрещены браки. В прежние времена каждый род владел определенной территорией, в пределах которой находились святилища и кладбища: в наши дни именно по священным местам – родовым хэ-бидя-я – можно проследить картину старых родовых земель. Благодаря непрерывному кочеванию, численному росту или сокращению ненецкие роды разделялись на части, приобретали новые названия, меняли родовые территории. Количество родов сибирских ненцев в течение последних столетий заметно возросло: если в XVII веке их было 19, в конце XIX – более сорока. В целом известно около 90 ненецких родов и родовых групп, большая часть которых (около 80) проживает в Сибири. Появление нового еркара было, как правило, следствием обособления части прежнего рода на новой территории. Его название происходило обычно от имени (прозвища) родоначальника или старшины. У ненцев есть немало коротких преданий о возникновении родовых имен. Вся популяция лесных ненцев исторически подразделена на 7 субпопуляций, названия которых определяются названиями поселков или факторий, вокруг которых сконцентрирована та или иная группировка: Тарко-Сале, Харампур, Халясавэй, Варьеган, Вынгапур, Сытомино, Нум-то. Кроме того, лесные ненцы делятся на четыре основных рода: Пяк, Айваседо (Нгэваседа), Вэлло (Вылла) и Иуси. Они представлены с разной частотой в каждой из субпопуляций. Дисперсный характер расселения лесных ненцев по берегам многочисленных рек и озер с давних пор определял у них структуру брачных связей. Род у лесных ненцев представлен группой родственников, ведущих счет родства по отцовской линии. Представители родов вступают между собой в строго регламентированные, экзогамные брачные отношения. |
maboga | |
|
По первым документальным данным XVII века, наиболее представительными были роды Нгэваседо и Пяк, и в настоящее время на их долю приходится три четверти всех фамилий. Заметно увеличилось число смешанных браков с селькупами Каткелевыми, Агичевыми и ханты Казымкиными в таких населенных пунктах, как Харампур, Халясавэй, Варьеган. Кроме того, участились браки с некоренным населением. Благодаря столь обширной системе родства каждый человек оказывается связан непосредственными или формальными узами со всей тундрой: по линии отцовского родства – с одной половиной сообщества коренных жителей, по линии матери – с другой. Селькупский род состоял из группы родственников по мужской линии. В свою очередь, роды были объединены в экзогамные фратрии. Система родства является переходной между английским типом и типом омаха. Ко времени присоединения Сибирского ханства к Русскому государству в конце XVI века манси жили родоплеменным строем, пережитки которого сохранились вплоть до 1930-х годов: например, известное деление на тотемические фратрии Пор и Мось. Схема, аналогичная фратриальной схеме разделения манси на "поколения", была и у ханты (описана М.Б. Шатиловым в 1931 году). Он указывал, что ваховские остяки, например, считают своими предками двух братьев-богатырей. Братья жили первоначально вместе, но затем поссорились из-за золотого орлиного пера и разошлись в разные стороны. За одним братом последовала одна половина племени, за другим – другая. Одного брата звали Сайпги – что значит "гоголь". От него происходит род ларьякских Прасиных; другого – Кулькояк-Чебак, от него пошел род гамкиных Прасиных. Эти роды считаются среди ваховских ханты основными, а все остальные роды распределяются по этим двум подразделениям. В то же время отсутствие явных родовых делений в обско-угорском обществе и перечней обско-угорских родов в сохранившихся документах некоторые исследователи оценивали как свидетельство распада родовых отношений в этот период. На наш взгляд, такое трактование ситуации нельзя считать верным как минимум в силу совершенной очевидности соблюдения экзогамности браков. В.Ф. Зуев так пишет об этом: "За грех почитается взять себе в жены девушку из того же роду, коего фамилию сам прозывается, которая по мужикам у них счисляется". Возможно, многих исследователей смущало то, что у ханты и манси в XIX веке не было четкого термина "род". Признаком рода являлось родовое имя, восходящее к имени предка. В.Н. Чернецов, в частности, отметил три категории родовых имен: имя тотемного животного или птицы (древнейшая категория); имя предка-богатыря; прозвище, вытеснившее родовое название. |
maboga | |
|
Известны фамилии и селения манси и ханты, где еще до недавних пор существовали запреты убивать, есть или чистить некоторые виды животных, птиц, рыб, но остальных признаков их сочетания, культа не сохранилось. Например, в селении Аньяпауль на северной Сосьве нельзя было убивать чайку, на Сыне – медведя, волка, лося, горностая, соболя, гагару, некоторые породы уток, щуку, налима, на Куновате – горностая, соболя, гагару, лягушку, ящерицу. Часть этих запретов распространялась на все население поселка, часть - на отдельные фамилии, а некоторые – только на женщин. Можно говорить о несинхронном развитии генеалогических групп или характерных признаков – самосознания, культа предка – родоначальника и знака, выраженного в тамге, татуировке или орнаменте. Одни группы, а вместе с ними знаки, культы и самосознания исчезли, другие дробились и давали ответвления. Кроме того, вследствие социального развития общества, отдельные группы становились как бы первенствующими среди остальных и с развитием территориальных связей передавали всей территориальной группе свой знак и культ своего предка. Один из признаков рода – родовое кладбище. Еще В.В. Бартенев, К.Ф. Карьялайнен писали о родовых кладбищах северных ханты. К сожалению, большинство данных относятся не именно к родовым, а к кладбищам определенных селений манси и ханты. Но зато они достаточно хорошо изучены: к примеру, установлено, что каждая фамилия имела свой ряд могил и поминальный костер. В данном случае можно говорить не о родовых, а о кладбищах однофамильцев или жителей одного селения. Возможно, в прошлом каждая генеалогическая группа имела свое место погребения. Признаком рода считается и родовая собственность угодий. На этот счет сведения в литературе самые разноречивые. Наиболее ранние авторы сообщают о семейном и общинном пользовании землей, причем под общиной чаще всего понимается общность жителей поселения. Неизвестный автор XVIII века, описывая северных ханты, указывает: "Не токмо волость, но и каждое селение свое известное место или дистанцию имеют по древнему обычаю". По данным М.А. Кастрена, у северных ханты "каждое семейство... имеет свои особенные рыболовные и звероловные участки", которые отводит ему старшина вместе с общиною. Однако литература второй половины и конца XIX века неожиданно наполняется сообщениями о родовых угодьях у ханты и манси. |
maboga | |
|
Описывая группу северных манси по Оби, Северной Сосьве и Ляпину, К.Д. Носилов отмечал, что на первом плане у манси была родовая собственность: "... известный род владеет на протяжении иногда десятка верст урочищами около какой-нибудь речки и озерами, рыболовными для неводьбы местами, истоками и протоками и пр.". Особых границ у таких участков не было, но все их знали; пользовались сообща и одновременно. Если во время охоты зверь пересекал границу участка и был убит там, то часть трофея передавалась владельцу. Устраивать же облавы на чужом участке категорически запрещалось. "Пусть съест меня медведь или съест род мой, доколе он будет существовать, если кто из нас тронет хотя одно перо или одну шерстинку из твоих ловушек" – такую клятву приносили на морде медведя перед охотой. Имелись случаи переселения членов разросшихся родов на новые, никем не занятые места, и основания новых родов. "Лес считается общественным, а земля под родовыми угодьями – родовой. Родовое владение землей считается только родовым правом ловли. В случае вымирания рода земля делится между родами или отходит в общественное пользование или отдается новому роду или пришельцу для пропитания". В то же время, часть угодий, особенно ценных для всего селения, составлявших его главный промысел для проживания, находилась в общинном владении. Родовая собственность умершего в случае отсутствия сыновей переходила к родственникам: дочери права наследования не имели. Признаком рода являются также народное собрание и институт родового старейшины, подтверждение существования которых можно найти в фольклорных произведениях. Там же говорится об общинных домах, где проходили праздники и собрания воинов. В мансийском фольклоре общественный дом – это "гостевой дом", или "танцевальная изба", – для проведения медвежьих плясок фратриального характера либо свадеб. |
maboga | |
|
Без сомнения, заслуживают особого внимания упоминания вождя рода, старейшины. Судя по фольклорным данным, у ханты и манси до прихода русских существовал институт военных вождей – богатырей, которые играли большую роль в организации оборонительных и военных действий с ненцами, татарами, а впоследствии – и с русскими. Термин "князь" – русского происхождения и перенесен ими на обских угров. Вероятно, в мирное время в общественной жизни ханты и манси большую роль играли старики – "седовласые старцы", составлявшие ядро существовавшего, вероятно, в глубоком прошлом народного собрания. С присоединением Сибири к России в XVI – XVII веках институт "старшин", "князцов, лучших людей", "сотников", "десятников" (а также унаследованных от времени татарского владычества "мурз", "есаулов" и пр.) и прочих должностных лиц в значительной степени был развит русской администрацией, использовавшей этих людей для управления Западной Сибирью и сбора ясака. Они выделялись среди общей массы умом, характером, относительным богатством, приобретенным отчасти в результате военных действий, отчасти от эксплуатации соплеменников, в значительной мере – благодаря льготам и подачкам царской администрации. Часть таких лиц происходила из старинных, влиятельных благодаря своему происхождению семей: Тайшины, Артанзеевы, Алачевы. В описаниях ученых говорится, что богатые князцы имеют от 100 до 1 000 оленей; у богатых остяков – 3-4 жены, у "маломощных" – по одной жене. В.Ф. Зуев указывал, что "князцы" разделялись на простых и жалованных грамотами от государей, власть их была наследственной, но те и другие мало чем отличались от простых людей, разбирали отдельные обиды и ссоры и жили своими промыслами. В случае отсутствия наследников "князя" выбирали из числа лучших и умных людей, обычно из богатых, которых особенно уважали за их богатство. Еще одним признаком рода является кровная месть. Упоминания о ней С.К. Патканов и В.Н. Чернецов обнаружили в фольклоре, но документальных подтверждений о существовании последней в XVIII–XIX веках не обнаружено. Своеобразие родового строя обских угров еще раз показывает, что при общем характере развития социальных отношений у разных народов выявляются их специфика, оригинальность проявления этой универсальной линии развития. Народы Сибири еще сравнительно недавно переживали стадию первобытнообщинных отношений. У многих из них были зафиксированы пережитки родовых отношений. Использованы материалы: © Департамент информационной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2008. © А. Балин, В. Гончаренко, А. Дементьев, М. Зенько-Немчинова, А. Мариничев, Е. Пушкарева, С. Савин, А. Тихомиров, О. Ушаков, фото, 2008. © Е.М. Главацкая, Е.В. Вершинин, И.Ю. Захарова, редакторы-состовители, 2008. © ООО "Баско", оформление, 2008. |
maboga | |
|
В XVIII веке отношение к ясачным людям Урала меняется, прежде всего из-за начала промышленного освоения края, развития металлургического производства. Страна все больше нуждалась в металле, чем в пушнине. И, наконец, распространение православия должно было подкрепить геополитические устремления Петра на Восток. С этого времени жизнь таежных охотников и рыболовов изменилась. По указу Петра I началось массовое крещение манси и ханты, которое осуществлял митрополит Филофей Лещинский, названный впоследствии Сибирским апостолом. Те группы манси и ханты, которые жили в постоянном контакте с русскими переселенцами, крестились добровольно и под настойчивыми уговорами миссионеров соглашались на уничтожение изображений своих божеств (духов) и тотемов. В ряде случаев они старались сохранить эти предметы культа, спрятать, подменить свежеизготовленной копией, а то и дать вооруженный отпор миссионерам. Часть ханты и манси испытала влияние деятельности исламских проповедников и категорически отказывалась не только принять крещение, но даже слушать проповедь миссионера. Попытки заставить ханты одного из стойбищ выйти из юрты, где они заперлись при появлении миссии, закончились схваткой, в ходе которой большое количество ханты и три человека из команды Филофея Лещинского получили серьезные ранения. Сам глава миссии избежал ранения только по счастливой случайности. Впрочем, были исключения... Манси, также как и ханты, являются представителями уральской контактной расы, но в отличие от них, более европеоидны внешне – был распространен даже светловолосый тип. Кроме того, часть манси, населяющие низовья реки Тавды (Кошуцкое княжество, например), к XVI-XVII векам уже занимались земледелием, выращивая в пойме рожь и полбу. Учитывая некоторое внешнее сходство и близость экономического уклада, русские не встречали активного сопротивления со стороны этих племен вогулов (манси) и постепенно ассимилировались с ними. Вогульские корни в некоторых фамилиях сибиряков и уральцев как раз и отражают следствие ассимиляционных процессов: Матыковы, Кынчины и др. О вогульском прошлом говорят и названия сел и деревень: Чандыри, Тормоли, Янычково, Бильтино и многие другие. Потомки некогда могущественного Пелымского княжества, наводившего ужас на города Урала и крестьян строгановских вотчин, постепенно перешли к оседлому образу жизни и обрусели. Известный исследователь В. Павловский в 1907 году в работе, посвященной манси, писал: "Итак, вогулы не вымирают, а даже замечается прибыль среди них, но они, безусловно, исчезают как отдельное и своеобразное племя". |
maboga | |
|
Другие ученые, основываясь на лингвистических сопоставлениях, высказали мнение, что самоедский (ненецкий) язык близок к финно-угорской группе языков. Общие предки угро-финнов и самоедов когда-то проживали в лесной зоне к северу от южно-российской степной полосы, занимая территорию, лежащую около верховьев Волги и окрестностей по рекам Вятке, Каме, Чусовой и Белой. При этом предки самоедов занимали территорию несколько восточнее. Связь самоедов с финно-уграми оборвалась, по мнению венгерского ученого П. Хайду, в IV-III тысячелетиях до н.э., когда "преобладающее большинство самоедов окончательно переселилось вглубь Сибири". "Возможно, – предполагает он, – что некоторые роды продвинулись в восточном направлении между II столетием до н.э. и II столетием н.э. и достигли западных склонов Алтая". Подытожив вышеизложенное, можно утверждать, что история самодийцев начинается примерно шесть тысяч лет назад (III тысячелетие до н.э.), когда в восточной части Приуралья сложился диалект, обладатели которого стали предками носителей самодийских языков нового времени. Итогом продвижения древнейших самодийцев на восток стало их полное отделение от финно-угров, продолжавших сохранять относительное территориальное и языковое единство, что находит подтверждение в постепенном нарастании отличий некогда соседних диалектов. В пределах западно-сибирской тайги оставались самодийцы и на протяжении нескольких последующих тысячелетий - приблизительно до рубежа нашей эры, когда произошел распад прасамодийского языкового единства. Только этим, к примеру, можно объяснить полную сохранность в их языке уральских названий всех основных пород хвойных деревьев - кедровой сосны, ели, пихты и пр. При расселении в иных природных зонах (тундра, лесостепь, степь) или при удалении от Западной Сибири (единственного региона, где кедровая сосна издавна имела широкое распространение) эти названия были бы быстро утрачены. Маргинальные контакты самодийцев с уграми, позднее – с обскими уграми, могли сохраняться в течение всей прасамодийской эпохи. Для ряда археологических культур II-I тысячелетий до н.э. в Обско-Иртышском регионе предполагается смешанное угорско-самодийское происхождение. Итак, распад прасамодийской языковой общности произошёл около двух тысячелетий назад, образовались четыре этнических подразделения – предки селькупов, камасинцев, маторов и северных самодийцев. Возможно, что этих ветвей было больше, но впоследствии они исчезли. Северные самодийцы – это устоявшийся термин, которым обозначаются нганасаны, энцы, селькупы, лесные и тундровые ненцы. По ряду признаков можно выделить три этнографические группы: европейская и две сибирские – тундровая и лесная. |
maboga | |
|
Уже на рубеже I-II тысячелетий н.э. северные самодийцы проникают через Приполярный Урал в Большеземельскую тундру на крайнем северо-востоке Европы и становятся известными скандинавским и славянским землепроходцам как северные соседи пермских и угорских народов, об этом упоминается в древнерусской летописи "Повесть временных лет". Дальнейшее продвижение на запад приводит к расселению ненцев в Малоземельной тундре (левобережье Печоры), Тиманской и Конинской тундрах (восточное побережье Белого моря), в южной части архипелага Новая Земля. Из арктических тундр северные самодийцы постепенно вытесняли и ассимилировали достаточно редкое досамодийское население этих территорий, этническая принадлежность и язык которого совершенно неизвестны. Память о предшественниках тундровых ненцев, которые, по-видимому, занимались в основном морским зверобойным промыслом на арктическом побережье, сохранилась в ненецких преданиях о sixirt'a (сихиртя), которые иногда упоминаются среди предков ненецких родов, в частности – у лесных ненцев. Постоянный характер носили культурные и торговые контакты с южными соседями – эвенками (нганасаны и энцы), кетами (энцы), ханты, манси и др. Воинственные, склонные к дальним вылазкам эвенки с их характерной военной татуировкой – "шитыми лицами" – постоянно фигурируют в фольклоре всех северно-самодийских народов как наиболее опасные враги. Остроконфликтный характер, нередко сопровождавшийся боевыми столкновениями, приобрели с течением времени и взаимоотношения между ненцами с одной стороны и тундровыми энцами и нганасанами – с другой. Значительное распространение, поданным фольклора и языка, приобрел обычай обращения пленных иноплеменников в услужение (патриархальное рабство). Открытые и слабозаселённые пространства тундры, возможность преодолевать в зимнее время большие расстояния в оленьих упряжках способствовали быстрому освоению всего региона и в то же время замедляли процесс этнической и диалектной дифференциации. Особое природно-географическое положение заняли лесные ненцы в таежных районах к востоку от Нижней Оби до Енисея. Как и у соседей – ханты, доминирующую роль в их хозяйственном укладе играли охота и рыбная ловля, а не оленеводство, как у тундровых ненцев. Отличия между лесными и тундровыми ненцами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Пожалуй, из самодийских народов миграционными процессами в наименьшей степени были затронуты селькупы: по крайней мере, их южная группа, которая на протяжении более полутора тысячелетий сохраняла свой исконный хабитат в бассейне Средней Оби и её притоков. Предыстория самодийских народов завершается с включением Сибири в состав Русского государства, происходившим в течение XVI–XVII веков. Начиная с этого времени судьбы этих народов и отдельных их групп прослеживаются по документальным историческим свидетельствам: донесениям и учётным документам русской администрации, с XVIII века – по отчетным материалам путешественников и исследователей. |
Рекомендуем почитать также топики: Лучшие места для отдыха Расскажем о себе Е-е-есть еще здесь хоть кто-то,кроме меня..?? Ознакомиться всем Радио и с чем его едят:) |