maboga | |
|
Религиозные традиции играют огромную роль и в формировании этических норм в обществе. Одним из важнейших правил в жизни ханты, продолжающих вести традиционный образ жизни, остается соблюдение многочисленных предписаний и ритуалов, которые должны защитить человека от неприятностей, гарантировать здоровье, удачу и счастье. Они регулируют отношения человека с природой, с другими людьми и богами через развитую систему запретов. Ограничения, особенно многочисленные для женщин, достигших фертильного возраста, помогали регулировать отношения в общине и семье. Согласно данным фольклора боги не только передали людям этические нормы, но они наблюдают за тем, как эти нормы соблюдаются, и могут наказать как нарушителя, так и членов его семьи. Большое значение религиозные традиции имеют для существования непосредственного коллектива людей. Общественные ритуалы – моления и жертвоприношения в священных местах – собирали всех его членов вместе. Система оповещения участников способствовала развитию связей и коммуникаций между людьми, жившими в отдельных местах. Во время сборов для молений очень часто принимались решения по жизненно важным вопросам. Традиционно интегрирующую роль играли и медвежьи праздники. Любые проявления асоциального поведения, а именно воровство, жадность, трусость, хвастовство – публично высмеивались во время медвежьих игрищ, в то время как храбрость, ловкость, мастерство – восхвалялись. Короткие сценки, разыгрываемые участниками представления, в которых имитировалось поведение члена коллектива, замеченного в каких-нибудь проступках или слабостях, было обязательной частью программы праздника, и для зрителей было всегда понятно, кого именно представляли в сценке. Половозрастное разделение во время игрищ, и особенно в период их подготовки, способствовало более глубокой социализации каждого члена коллектива. Использована литература: © Департамент информационной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2008. © А. Балин, В. Гончаренко, А. Дементьев, М. Зенько-Немчинова, А. Мариничев, Е. Пушкарева, С. Савин, А. Тихомиров, О. Ушаков, фото, 2008. © Е.М. Главацкая, Е.В. Вершинин, И.Ю. Захарова, редакторы-состовители, 2008. |
maboga | |
|
Начало миссионерской деятельности в Сибири знаменовалось указом Петра I о массовом крещении северообских народов. Указ повелевал митрополиту Филофею уничтожать изображения божеств, которым поклонялись народы Сибири, и крестить аборигенов. Реальные же мероприятия по крещению и христианизации народов Сибири начались после приезда в 1711 году в Сибирь в качестве нового губернатора князя М.П. Гагарина. При его активной поддержке Филофей Лещинский обращал в христианство березовских ханты во время экспедиций 1712, 1713 и 1714 годов, пелымских манси – в 1714 и 1715 годах; сургутских ханты – в 1716 и 1718 годах. В 1717 году с аналогичной целью Ф. Лещинский ездил проводить крещение в Нарымский и Кетский уезды, в 1719 году – в Мангазею, а в 1719-м и 1720-м – в Иркутск и за Байкал. "Сибирский апостол", как позднее назвали Ф. Лещинского, и его последователи ревниво выполняли свою христианскую миссию. Изображения божеств, которым сибирские народы поклонялись, приносили жертвы и с коими связывали свое благополучие, разделили печальную судьбу лапландских бубнов. Основные священные места были разрушены во время миссионерских экспедиций Лещинского в 1712-1718 годах. В 1722 году священник Михаил Степанов сжег 75 священных мест в Приобье; в 1723-м в Березовском уезде русская администрация отобрала и сожгла 1 200 деревянных и 5 железных изображений божеств ханты и манси. К делу христианизации сибирских народов активно привлекались сосланные в Сибирь шведы. В ближайшем окружении Ф. Лещинского во время его миссионерских экспедиций находился капитан Иоганн Бернард Мюллер. По возвращении в Европу он подготовил и издал в 1720 году работу "Жизнь и привычки остяков". Другой пленный швед – Курт фон Врех – основал в Тобольске школу, активно собирал материалы о религиозных верованиях народов Сибири и, судя по его переписке, собирался заниматься их христианизацией, чему помешало заключение мирного договора со Швецией и возвращение значительного числа пленных на родину. Надзирателями за крещеными манси и ханты также часто ставили шведов, которые, вероятно, ревностно выполняли возложенную на них миссию. В 1723 году надзирателем был назначен пленный швед Карп Андреев, а в 1725-м к нему присоединился поручик Кирилл Берх. В 1742 году ясачные подведомственных Карпу Андрееву волостей жаловались, что он "по охоте своей, а паче для корысти ездит (...) для сыску у них в непостоянстве их шайтанов, которых уже они по восприятии христианской веры издавна от них отставлены и имеют у себя божий образа". |
maboga | |
|
Высоко оценивал опыт по христианизации саамов и В.Н. Татищев. Он предлагал устроить школы, где дети народов Сибири вместе с русскими постигали бы основы грамоты и христианства. По его мнению, лапландцы Швеции, бывшие изначально "гораздо диче" многих народов Сибири, уже крещены, и для них созданы и напечатаны книги на их языке. Согласно официальной статистике, за первую четверть XVIII века в Сибири крестили до 40 тысяч язычников, однако многие из них продолжали втайне поклоняться своим богам и совершать те же ритуалы, что их деды и прадеды. В эпоху Просвещения активное миссионерство уступило дорогу более мягкому подходу к вопросам религии. Екатерина II провозгласила свободу исповедовать и нехристианские религии. По мере развития успехов миссионерской деятельности в Сибири в XIX веке интерес к шаманству и шаманам ослабевал. Народы Сибири, проживавшие вблизи русских поселений, восприняли православие с разной степенью глубины и понимания. Кочевники из отдаленных труднодоступных районов продолжали придерживаться верований своих предков. Проблема существования шаманов в стране как будто вовсе перестала беспокоить верховную власть. В то же время сибирские аборигены нередко почитали за изображения своих (или общих с русскими людьми) божеств лики святых на русских иконах и складнях; не персонифицируя святого, его просто называли Торум, в таких случаях ханты, к примеру, вешали иконы в доме рядом со священной полкой. Совершенно по-иному к религиозным традициям народов Севера и Сибири отнеслась советская власть. Тоталитарное государство не собиралось мириться с существованием на своей территории инакомыслия, поэтому борьба с шаманством – "религиозным пережитком" и тормозом развития – и с шаманами, которых отнесли к контрреволюционным элементам, стала одной из важнейших задач. Правительство целенаправленно и методично проводило политику разрушения религиозных традиций, преследовало шаманов, применяя меры политической изоляции, экономического, социального и психологического давления. Там, где население и шаманы оказывали сопротивление и поднимали восстания против мероприятий советской власти, применялись меры прямого преследования и репрессий. В условиях развитой системы командно-административного управления в крае значение шаманов как предсказателей теряло смысл, а функции целительства взяла на себя система здравоохранения. Ритуальная религиозная деятельность была запрещена, ее ведение преследовалось властями. Единственной функцией шаманов стало сохранение этнической традиции, передача ее из поколения в поколение. Восточные ханты называли таких людей шшерты-ко (черте-ко), что может быть переведено как "знающий человек". |
Camalleri | |
|
Информация про христианизацию понравилась. А вот в мифологии и традиционных верованиях запутался. |
maboga | |
|
Предлагаю совершить небольшую виртуальную экскурсию в один из этнографических музеев Ханты-Мансийского АО. Этнографический музей-заповедник "Торум Маа", который был основан в Ханты-Мансийске 30 октября 1987 года по инициативе известных угорских поэтов и писателей Ювана Шесталова и Еремея Айпина. Основная цель деятельности музея - воссоздание элементов традиционного жизненного уклада коренных народов округа - ханты и манси. В уникальной по своей красоте и своеобразию природно-ландшафтной среде, окружающей город Ханты-Мансийск расположен музей под открытым небом, воссоздающий летнюю усадьбу народа ханты. По жилым, хозяйственным и культовым строениям, расположенным на территории музея, посетитель может составить наглядное представление о всем богатстве и своеобразии духовной культуры и жизненного уклада обско-угорских народов, владевших тайнами гармоничного сосуществования с суровым климатом и дикой природой. В одном из потаенных уголков музея находится культовое место, в котором расположены идолы, подобные тем, которым испокон веков поклонялись ханты и манси. Этнографический музей-заповедник является органичной средой для проведения народных праздников и обрядов. На его территории не раз проходили медвежьи игрища и свадебные обряды народа ханты. Помимо постоянной действующей экспозиции под открытым небом, музей "Торум Маа" обладает большой и во многом уникальной коллекцией предметов быта, украшений и одежды обских угров. Эта коллекция регулярно пополняется новыми экспонатами, привезенными сотрудниками музея из экспедиций по труднодоступным поселениям округа - традиционным местам проживания народов ханты и манси. © Продолжение следует |
maboga | |
|
Ловушки на мелкую боровую дичь: На лису: На медведя: Охотничий лабаз на невероятно высокой ножке: |
Рекомендуем почитать также топики: %Какие экскурсии посещали? Хороший психолог Будем друг другу полезны А как ты..... Анекдоты! Том 2 |