Reply to this topicStart new topicStart Poll

Страницы: (3) 1 2 3 
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (Vassalina @ 28.03.2011 - время: 16:15)
Ну а я как всегда о своём любимом )))))..
Ну люблю я Таганай! 00047.gif

Вот и я кое-что нашёл про Таганай. 00064.gif
Легенда о происхождении эхо
Таганай — это полукруглая ложбина между двумя гребнями гор. Лог и оба гребня совсем лишены растительности, если не считать кустов стелющегося можжевельника и лужаек из брусники. Дно лога усыпано мелким сланцевым щебнем и крупным серым гранитным песком, в котором блестят незначительные кристаллики венесы, аметиста, горного хрусталя и тому подобных минералов, в изобилии попадающихся на Урале.

В месте кратчайшего расстояния между гребнями лог обладает любопытными акустическими особенностями, за которые и получил он название «перекликного». Если встать между отвесными громадами и крикнуть какое-нибудь слово, даже целую фразу, то эхо голоса будет повторяться чуть не десятки раз. Причем диапазон эха постепенно повышается, и последние звуки его произносятся с большим эффектом. Ягодники, посещающие Таганай ради сбора черники, малины и брусники, которыми покрыты окраины россыпей, а также любители-путешественники часто забавляются этими фокусами Перекликного лога; но люди суеверные, настроенные на мистический лад, никогда не балуются горным эхом, считая его произведением нечистой силы, свившей гнездо в подоблачных каменных высях…

О происхождении эха в Перекликном логе существует такая сказка. Много лет назад будто бы жил в пещере Таганайского гребня лютый зверь. Хватал он без разбору пеших и конных и пожирал их. Раз шел святой пустынник, может быть, тот же Зосима, увидал зверя, вылезающего из пещеры, и обратился с молитвой к Богу об уничтожении чудовища. Господь внял молитве и убил зверя каменной глыбой, а на память людям оставил в горах его голос.

Пещера, в которой жило чудовище, до сих пор виднеется в утесах большого гребня. Добраться до него очень трудно, но не безынтересно, потому что выше, кажется, не залезет и горный козел.

© - Петр Падучев

Selesta
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Герцогиня. Грандмастер.
  • Репутация: 8741
  • Статус: ♥Люблю BlindAD'a ♥
  • Member OfflineЖенщинаЗамужем
QUOTE (владык @ 09.04.2011 - время: 19:50)
Мариша! Интересная загадка природы. Я про такую честно не знал!

00058.gif Володя, какие только чудеса не случаются на Урале))! Читаю и удивляюсь такому количеству удивительных историй, причём - описанных в серьёзных изданиях read.gif 00064.gif
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Известный уралец – знаменитый сказочник Павел Петрович Бажов – в Златоусте бывал не раз и о Таганае знал не понаслышке. В его сказах Таганай предстает в легендарном обличье. В сказке «Старых гор подаренье» русская девушка из разоренной Салаватом деревни уносит в Таганай чудесную шашку, подаренную батыру с условием, что он будет всегда справедлив: «…выхватила шашку из ножен, будто давно к этому привычна, и рубанула перед камнем два раза на косой крест. По камню молнии заполыхали, смотреть людям не в силу, а как промигались, никого перед камнем не оказалось. Подбежал Салават и другие к тому месту и видят – по синему камею золотыми искриночками обозначено, как женщина прошла». А в сказе «Алмазная спичка» приводится очень «тайный» рецепт варки стали: «Как по болотам пуховые палки кудрявится станут, так по Таганаю можно алмазные палки найти. Если такую в порошок стереть да по рюмке на пуд подсыпать при варке, то беспременно алмазная сталь выйдет».

А в книге О. Р. Гофмана «Русская Атлантида. Россий – колыбель цивилизации?» (СПб.: ИК «Невской проспект», 2003) излагается совсем фантастическая история. Автор пишет: «Первые, легендарные «бои за веру» с чудью, с Дыем/Дивом, описаны в «Книге Коляды». Ну, не пришелся Дый/Див по сердцу родному брату Сварогу (богу духовного вроде бы неба). И тогда небесное воинство, ведомое Сварогом, сразилось с войском Дыя – «дивьими людьми» и чудью. Сварок одержал победу, заточив «дивьих людей» под Уральскими горами, сам же Дый был обращен в Великого Полоза, владыку золота Уральских гор. С тех самых пор ушло царство Дыя вместе со всеми дворцами и храмами вод землю. И только иногда можно слышать, как под землей звонят их колокола. Длится плен сей 27 уже тысяч лет». И несколько ниже продолжает: «Говорят, бывает раз в столетие ночь, когда неподалеку от горы Таганай (в переводе означающий ни больше ни меньше как «подставка Луны») открывается земля и является город «дивьих людей». В эту ночь «дивьи люди» устраивают большой праздник, и в эту же ночь от них можно услышать предсказания будущего, ибо они великие астрологи и многое им дано предугадать».
Владыка_
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 1369
  • Статус: Прошу вас аккуратнее с нежным сердцем
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
ВОДОПАД ПЛАКУН

Водопады для Урала - явление крайне редкое. Их все можно пересчитать по пальцам. Один из таких уникальных природных объектов находится на правом берегу реки Сылвы в Пермском крае, недалеко от Суксуна.

Легенда о происхождении источника вполне традиционна для многих наших мест. Согласно ей, несчастную девушку насильно разлучили с любимым человеком и заточили здесь, в недрах горы. С тех пор девушка непереставая плачет от несчастной любви, и поток слез настолько велик, что образовался падающий с горы водопад. Падая с семиметровой высоты потоки воды разбиваются о камни в множество брызг - мелких, как слезы, отчего создается впечатление словно берег плачет...

Н.С. Попов в 1840 году писал про водопад в «Хозяйственном описании Пермской губернии» так: «Он представляет вверху быстро стремящийся по крутизне естественный каскад, а внизу пятиаршинный порог, с которого прыгающая вода превращается почти в дождь и, впадая в Сылву, производит унылой шум, который слышен издалека».

Первым ученым, детально изучившим и описавшим водопад, стал пермский гидрогеолог Л.А. Шимановский. Произошло это в 1958 году.

Согласно исследованию Шимановского, образующий водопад источник представляет собой выход подземных вод, которые вытекают из многочисленных трещин в песчанике. Он берет начало в 15 метрах от водопада. По расчетам ученого расчет воды составляет 15-20 литров в секунду. Ширина ручья варьирует от 30 см до 1 метра и разбивается на два рукава, которые падают с обрыва с высоты около 7 метров.

Подземные воды здесь богаты углекислотой. Когда вода попадает на поверхность, то теряет свободную углекислоту, и карбонаты кальция выпадают в виде известковых туфов. Пористые, с остатками травянистой растительности, туфы в районе водопада слагают береговой обрыв реки Сылвы. Выпадение карбонатов кальция происходит очень интенсивно. Поэтому выходит, что Плакун не только не размывает обрыв, с которого падает, а напротив его укрепляет и цементирует отложениями. Обратите внимание у водопада на современный окаменевший от карбонатов мох.

Несмотря на содержание карбонатов кальция, вода источника очень чистая, пресная, без вкуса, цвета и запаха. Она может долго храниться, не портясь и сохраняя полезные свойства.

Православные почитают водопад как святой источник, но называют его совершенно иначе - Ильинским святым источником. Ежегодно сюда тянутся паломники, с каждым годом их все больше. Это место освящено в честь чудом явившейся в конце XVII века вблизи Тохтаревского мужского монастыря на реке Сылве иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Согласно преданию, более трех веков назад эта святыня приплыла по реке Сылве к татарину Тохтарю, когда тот рыбачил. Он не придал этому значению, толкнул икону вниз по течению. Но на другой день... история повторилась. Икона снова приплыла к нему. Тут татарин Тохтарь призадумался, достал икону и понес в расположенную поблизости мужскую пустынь (монастырь). Монахи сочли появление иконы за божье знамение и соорудили для поклонения иконе специальную часовню на берегу Сылвы. В 1694 г. в Тохтарево была построена Богородицкая церковь, куда и была перенесена чудотворная святыня. Тохтаревские жители считали ее своей заступницей.

Когда в XIX в. в Тохтареве построили рядом со старой новую церковь и стали переносить туда икону, то, как говорят верующие, она чудесным образом возвращалась на прежнее место. В 1937 году церковь стали крушить. Иконы выбрасывали, сжигали, ломали. Одна из верующих смогла спрятать "Неопалимую Купину" и перенести в деревню Кошелево. Любопытно, что сама Тохтаревская Богородицкая церковь в начале 1970-х годов была перевезена в этнографический музей в Хохловку (Пермский край) как ценный исторический экспонат. Место в деревне, где она раньше стояла, сейчас даже не найти среди репьев и крапивы.

Когда в 1943 году в Суксуне вновь открыли для верующих Петро-Павловскую церковь, икону принесли туда. Именно там она и находится по сей день. Начиная с 1995 года, отсюда ежегодно совершается крестный ход до Ильинского источника. Там совершается освящение воды и омовение под ледяными струями падающего водопада.

Согласно давнему поверью, человек, трижды окунувшийся в водопаде, может излечиться даже от серьезных болезней, обретает здоровье и жизненную силу. Впрочем, это не удивительно, вполне объяснимо научно. Под действием ледяной воды мобилизуются внутренние резервы организма, повышается его сопротивляемость, значительно крепнет иммунитет. Организм человека укрепляется, улучшается самочувствие, появляется бодрость и т.д. Однако неподготовленному человеку чудодейственный источник может пойти на вред. Особенно это касается людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и нарушениями кровообращения. Так что, оказавшись на Плакуне, не переусердствуйте с водными процедурами.

Отмечу, что встатать под падающую с семиметровой высоты струю воды очень непросто. Во-первых, сам напор падающей с такой высоты воды очень силен, устоять под ней сложно. Во-вторых, воду иначе как ледяной не назовешь. Вода настолько холодна, что даже кисть руки после пары секунд нахождения в струе начинает жутко ломить от ледянящего холода. Даже в самый жаркий день температура воды здесь составляет лишь несколько градусов (если быть точным, то 5,2 градуса).

Зимой водопад смотрится совершенно иначе. Он практически полностью покрывается мощным ледяным панцирем толщиной до двух метров. Тем не менее полностью он не замерзает, вода течет внутри ледяной массы по своеобразным желобам. По словам очевидцев, зимой Плакун напоминает сказочный ледяной дворец, сверкающий в лучах солнца. Воздух около водопада даже зимой насыщен влагой. От этого на деревьях и берегу образуются целые гроздья красивых ледяных кристаллов величиной до нескольких сантиметров.


Владыка_
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 1369
  • Статус: Прошу вас аккуратнее с нежным сердцем
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
У озера Иткуль

Есть еще один заповедный уголок Среднего Урала, с любовью описанный Бажовым в своих сказах. Это озеро И́ткуль, расположенное на севере Челябинской области, в 20 километрах от города Верхний уфалей. Это настоящее горное озеро, окруженное горами, самая высокая из которых - Карабайка (544м) на юго-западном берегу озера Иткуль, резко выделяющаяся среди соседних невысоких гор. Здесь же в озеро Иткуль впадает маленькая речка Карабайка. Название восходит к татаро-башкирскому карабай, дословно "черный бай (богач)".
Само слово Иткуль, в древние времена звучало как "Иккуль", если произнести точнее, то "Ыййккуль", что в переводе означает священное озеро. Больше трех столетий на озере живут башкиры. А вообще люди облюбовали это озеро еще 7000 лет назад. На озере Иткуль обнаружены памятники археологии различных эпох, от неолита до раннего железного века.
Озеро Иткуль описано Бажовым в сказах «Про Великого Полоза» и «Золотой Волос».

Это сообщение отредактировал владык - 15-04-2011 - 16:59
Владыка_
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 1369
  • Статус: Прошу вас аккуратнее с нежным сердцем
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
В южной части озера расположена живописная скала-остров, которая имеет собственное имя Шайтан-Камень (тюрк. шайтан - "злой дух", "черт") .
Именно о нем пишет Павел Бажов в повести «Надпись на камне»:
«Иткуль озеро на высоком местечке пришлось. Берега песок да камень, а кругом сосна. Глядеть любо... И над всем этим густой настой горного соснового бора и неуловимая мелодия музыки вершин… высунувшаяся из воды серая громада Шайтан-камня в игре светотеней и блеске водной равнины кажется согретой. Как будто старый Шайтан только что окунулся каменным лицом в воду, по-стариковски добродушно усмехается и говорит: Ай-яй, тепло. Старым костям хорошо....»
Про Шайтан-Камень ходят легенды. Одна из них гласит:
Жили на Иткуле мирные люди. Ловили рыбу, охотились, пасли табуны лошадей. Но появился злой дух, или шайтан. Начал пакостить: рвал сети и рыбу выпускал, в лесу бури устраивал, отчего зверь убегал, табуны гонял по всей округе, так что не собрать было.
По-доброму договориться с ним не получалось, поэтому выставили они на бой со злым духом крепкого парня. Бились семь дней и семь ночей, пока не победил батыр шайтана. Бросил его на дно озера, оторвал от скалы кусок и придавил этим куском поверженного врага.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Легенды легендами, но и таганайские были не менее интересны.
Легенды и предания Урала
К примеру, с гололедом мы все знакомы. А знаете ли вы, каких рекордных величин достигает гололед на Таганае? Вот что пишет об этом В. Б. Калишев в своей книге «У природы нет плоой погоды: О погоде Урала» (Челябинск: Издательство ЧП «А. Рейх»): «Гололедно-изморозевые отложения 1971 года, пожалуй, наиболее «выдающиеся» из всех зарегистрированных. Имеются сведения об очень больших отложениях, наблюдавшихся 16-28 ноября 1969 года на Полюдовом Камне Пермской области (диаметр отложений 242 мм) и на Горе таганай – 14-15 мая 1967 года (диаметр 160 мм, вес 3120 г/п.м.). Но это малонаселенные районы и ущербы от отложений были незначительные. Максимальные отложения морози на Урале отмечены так же этими двумя метеорологическими станциями, где она достигала громаднейших значений – 443 и 562 мм».

А между двумя полюсами таганайской легендой и былью – лежит материк, заселенный людьми творческими – поэтами да прозаиками, что тоже, каждый на свой лад, Таганай воспевают да славят. Не забывайте, что в гербе Златоуста крылатый конь – Пегас. И если у древних греков была гора Геликон с источником вдохновения – Иппокреной, то у нас есть гора Таганай с Белым ключом. А раз так, то как не быть здесь Таганайским Музам – покровительницам поэзии, искусств и наук.
Selesta
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Герцогиня. Грандмастер.
  • Репутация: 8741
  • Статус: ♥Люблю BlindAD'a ♥
  • Member OfflineЖенщинаЗамужем
Среди всей толщи исторических событий, перемешанных с мифами, легендами и сказками на Северном Урале особо выделяется
сказание о Полюде, Ветлане и Вишере.
Полюд – это гора (529 м), которую иногда называют Полюдов Камень или Полюд-парма. Он является южной оконечностью Полюдова Кряжа, который начинается на правом берегу Вишеры у деревни Бахари (кстати, знаменитый Помяненный Камень, также является частью этого кряжа). Стоит на левом берегу Вишеры, как раз напротив Ветлана. Вишера – это одна из основных рек Северного Урала. Ветлан – камень-останец на левом берегу Вишеры, отличающийся необычайной красотой и живописностью.

скрытый текст

Владыка_
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 1369
  • Статус: Прошу вас аккуратнее с нежным сердцем
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
Когда-то на месте реки Исети, её скалистых берегов было древнее Рифейское море. То, что мы видим сегодня - это результат многовекового горообразовательного процесса. Извилистая Исеть и её скалистые известняковые берега.

Хостинг фотографий
Легенды и предания Урала

Этот суровый великан - Филин - богатырь. Легенда говорит что , когда послал Ермак искать новые земли двух богатырей, они остановились на одной из скалистых вершин посмотреть дороги и окрестности. Но догнали их здесь кочевники. в бою погибли богатыри. Но Хозяйка Железной Горы( есть у нас и такая) не дала надругаться над их телами. И смотрят сегодня богатыри друг на груга с обоих берегов реки. Каквидите, нашему богамырю Хозяйка только голову оставила.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Озеро Тальков Камень в Сысерти
Хостинг фото
Легенды и предания Урала
Всего фото: 8

Одной из достопримечательностей Сысерти является озеро Тальков Камень, расположенное в 3 км от восточной окраины города в отрогах Черновского увала. Тальков Камень – изумительное озеро в живописном сосновом бору на месте бывшего карьера, где с середины XIX века до 20-х годов XX века добывали тальк. Глубина рукотворного озера местами доходит до 32 метров.
скрытый текст

Об озере Тальков Камень упоминает Бажов в сказке «Золотоцветень горы», а в письмах и воспоминаниях поражается неповторимой красоте скал, прозрачно-зеленоватого озера, напоенного ароматом смолы соснового леса, мозаике выступов, созданных человеком.
скрытый текст

Озеро Тальков Камень окружено многими тайнами. Слухи о чертовщине, обосновавшейся в этом глухом месте, поползли с самого начала работы карьера. В годы революций дурной славой Талькового камня воспользовались рабочие Сысертского завода. Здесь они устраивали свои сходки, готовились к предстоящим классовым боям и даже прятали оружие. Местная полиция сюда не совалась, считая, что добропорядочные граждане к гиблому месту не пойдут, а смутьянам - туда и дорога.
Вокруг озера вот уже почти целое столетие ходят легенды о несметных сокровищах, спрятанных на его дне. История о сокровищах Талькового камня началась во времена гражданской войны. Последний владелец Сысертских заводов, известный на Урале меценат и общественный деятель Дмитрий Павлович Соломирский, за свою жизнь собрал несколько уникальных коллекций, наиболее ценной из которых была коллекция фарфора, которая насчитывала сотни изделий. Было в собрании Соломирского и много уникальных изделий из Японии и Китая. В июле 1919 года из Сысерти началось спешное отступление белогвардейцев. На долю управляющего Сысертскими заводами А.М.Мокроносова выпало нелегкое решение судьбы имущества Соломирского, хранящегося в его сысертском доме. Вывезти ценные вещи было невозможно. Сбросить коллекцию в озеро Тальков Камень было лучшим решением: на подводе ехать до заброшенного карьера около часа, уголок тихий и безлюдный, к тому же пользуется дурной славой, фарфор воды не боится и может ждать своих хозяев сколько угодно. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что местные жители видели, как из дома Соломирского выезжал обоз, который направился в сторону Талькового Камня.
скрытый текст

В настоящее время берега водоема и его лесные окрестности являются излюбленным местом отдыха жителей Сысерти и Екатеринбурга. По берегам озера можно собрать коллекцию горных пород и минералов: благородного талька бело-зеленого цвета, тальковых зеленоватых сланцев с кристалликами более темного доломита, зеленых хлоритовых сланцев с кристаллами кварца. В озере живут типичные представители флоры стоячих водоемов - элодея и рдесты.
Озеро Тальков Камень с окружающими лесами объявлено памятником природы.
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
QUOTE (maboga @ 16.04.2011 - время: 14:23)
Легенды легендами, но и таганайские были не менее интересны.

Дальний Таганай
Самая северная и наиболее обширная по площади вершина Большого Таганая (ее высота 1112 м) состоит из трех гребней. Расположена в 20 км к северо-востоку от городской черты Златоуста и отделена от южного кряжа хребта широкой межгорной долиной, которая называется Большой Лог.
В силу своих размеров Дальний Таганай отличается большим разнообразием горных пород и растительности. Западный гребень сложен кристаллическими сланцами, а его северная часть окружена реликтовыми березово-еловыми лесами с редкими скальными выходами пород. К югу лес постепенно уступает место тундровой растительности. Здесь на ровном плато всюду разбросаны темно-серые останцы, а само плато покрыто горной тундрой. Центральный гребень — это огромный кварцевый выход длиною не менее километра. Восточный гребень — коническая гора посреди тундрового ландшафта, состоящая из тех же сланцев. Своим шестикилометровым отрогом, вытянутым на северо-восток, Дальний Таганай плавно переходит в хребет Юрму.
В восточной части Дальнего Таганая была расположена высокогорная метеостанция «Таганай-гора», открытая 20 августа 1932 года и просуществовавшая шестьдесят лет. Место это было выбрано не случайно, ведь недаром Дальний Таганай называют «кухней златоустовской погоды». Большую часть года здесь дуют сильные ветра (среднегодовая скорость ветра достигает 10,3 м/с, максимальная — свыше 50 м/с), стоят туманы (около 240 дней в году), а зимой порой неделями не прекращаются метели (около 132 дней в году). Однако в ясный день с вершин Дальнего Таганая на десятки километров вокруг открывается во всей красе широчайшая панорама Златоустовского Урала.
Вот как описывает бывший начальник метеостанции «Таганай-гора» В. Пономарев буйства «свободной стихии» на Дальнем Таганае:
«Сначала ветер налетает порывами. Потом устанавливается и дует ровно, но еще не сильно. По прикатанному снегу ползут, ползут снежные змеи. Если идешь в такие минуты на площадку, то приходится прятать лицо от снега, ложиться на ветер, чтобы не опрокинуться. Особенно трудно идти возле скал: они не могут защитить от ветра, и он, обтекая их со всех сторон, начинает метаться, и ты не знаешь, откуда он налетит на тебя в следующее мгновение. Уж лучше держаться подальше от такой защиты. Разумнее выйти на голое место, где ветер несется только в одном направлении на восток.
Свист ветра, запутавшегося в оттяжках антенн, в доме воспринимается иначе, чем на улице. В сенях оглушает грохот железной крыши, словно по ней проезжает асфальтовый каток. В щели, которые раньше не замечались, пробивается снег, и вскоре возле них вырастают сугробы. В самом доме грохот немного тише. Печь гудит ровно и зло.
Можно топить печь, закрыв трубу, все равно дым уходит в нее. Такая тяга!..
Куда девается ветер? Здесь, по крайней мере, кажется, что он, разогнавшись, срывается в космическое пространство, потому что невозможно держаться возле земли на такой скорости. Крыша грохочет. А вдруг однажды сдует ее совсем, вместе со стенами, и окажешься ты в домашнем одеянии на таком ветру? Кожа от такой мысли становится шершавой…
И так несколько дней и ночей, с небольшими перерывами, несется обезумевший ветер».

Владыка_
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 1369
  • Статус: Прошу вас аккуратнее с нежным сердцем
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
Епанчин-юрт
Сражение Ермака у Епанчин-юрта

В 1581 году начался поход за Урал легендарного Ермака, который положил начало превращению России в крупную евразийскую державу. Первым на окраине Сибирского ханства пришельцев встретил татарский князь Епанча. Вблизи своей столицы Епанчин-юрта, на месте которой ныне находится город Туринск, у современнего села Усенинова, на крутом берегу Туры, место которого сегодня точно установлено археологами, устроил Епанча засаду. Более полутысячи татар и вогулов должны были засыпать Ермакову дружину стрелами и забросать копьями, как только казаки появятся за излучиной реки.

Существует предание, что хан Кучум пообещал выдать за Епанчу свою красавицу-дочь, если тот не пропустит русских в земли Сибирского ханства. То есть от исхода сражения зависело, станет ли Епанча зятем, а в дальнейшем возможным преемником Кучума. Кроме того, Епанча будто бы давно добивался руки и сердца девушки, был по настоящему в нее влюблен. По преданиям, Епанча обладал идеальными качествами воина и военного руководителя, но против огнестрельного оружия оказался бессилен. Несмотря на яростную атаку, а затем отчаянное сопротивление, воины его дрогнули и побежали. Русские также понесли потери: несколько казаков было убито, многие ранены. Говорят, что для Ермака исход сражения тоже был неудачен: он не смог добыть языка, столь нужного при походе в неведомые земли. Епанчинцы значительно раньше добрались до столицы ханства и поведали Кучуму о грозящей опасности, о количестве казаков и их чудо-оружии. Фактор внезапности был потерян. Именно потому, говорят, Ермак в ярости сжег Епанчин-юрт, что очень редко делал во время своего похода.

Уже в наше время при впадении речки Ялынки в Туру, где прежде стоял Епанчин-юрт, ребятишки во время купания случайно обнаружили древнюю Ермакову пушку-пищаль. Ныне она представлена в Туринском историко-краеведческом музее. Рядом с местом сражения на Туре есть остров. Говорят, что намыт он как раз на том месте, где во время битвы затонул один из стругов Ермака.

Это сообщение отредактировал владык - 23-04-2011 - 18:15
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Конжаковский камень
Легенды и предания Урала
Жил на одной горе великан, злой и угрюмый. Любил разбрасывать камни, выкорчевывать деревья и изводить людей. Сколько народу сгинуло в тех краях! Вот и решили люди собраться «всем миром» и победить его.
Стали смельчаки бросать камни, наводить побольше шума, метать стрелы и огненные шары, отчего и окрасились валуны. И так раздухарились, что продвинулись очень высоко, почти к самой вершине. Испугавшись такого напора и огня, великан зарылся в землю и окаменел. А пока ворочался, устраиваясь поудобнее, раздвинул гору. Так и стоит она, сокрыв навсегда в своих недрах угрюмого хозяина. Смельчаки же отпраздновали победу, прославляя своего вожака охотника Конжакова. В честь него и назвали великанью гору Конжаковым камнем.
Selesta
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Герцогиня. Грандмастер.
  • Репутация: 8741
  • Статус: ♥Люблю BlindAD'a ♥
  • Member OfflineЖенщинаЗамужем
Манарага – самая красивая вершина Приполярного Урала
скрытый текст

Легенды и предания Урала
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Сила родной земли (слово о легенде)
«Уральские сказы, что камешки в горе. Один копнешь — на целый занорыш наткнешься, — и такой, что цены ему не будет».
Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.
Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст — как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, — той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями.
Самый верхний их пласт — документально-бытовой, повествующий о сравнительно недавнем прошлом горно-заводского края. Здесь встают перед нами последние три века уральской истории: развитие заводов и ремесел, становление нового жизненного уклада, новых социальных отношений. Все здесь очень просто и все проникнуто трагедией, утратой. Стремительно растут заводы, крестьяне-переселенцы из европейской России, пришедшие на Урал в поисках вольной жизни, превращаются в заложников нового социума. Возникает новое, рабочее сословие, подчиненное прослойке горнозаводчиков; и эти работные люди, в душах которых еще живо известное любому крестьянину чувство благоговения перед Землей-матушкой, землей-кормилицей, оказываются пленниками новой действительности, нового времени. Это время технического прогресса, время погони за сверхприбылью, время, в котором отдельный человек — будь он хоть трижды мастер и мудрец, мало что значит. Это время, испытывающее на прочность человеческую душу: предаст ли она свои истоки, отречется от Земли, дарующей силу, — или выберет страдание, даже смерть, но не уступит, не пойдет легкой дорогой наживы.
Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и другие. Прочитайте в этой книге, скажем, сказы «Герцогиня Акуля», «Алмазная спичка», и вы поймете, о чем речь.
Следующий пласт тоже несет печать недавней истории, но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история: такие, как Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов, именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на свете быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь народом руководить эгоистично, не по справедливости. — Ред.), потеряет шашка силу, а если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени, родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности вождя за свой народ, шире — тема выбора народом своего пути. Ведь по-видимости выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков народной души, народного характера, тема судьбы народной.
Чем глубже в прошлое, тем универсальнее сюжеты сказов, тем более целостны характеры их героев. Ничего случайного не остается в их образах. Вот стремящаяся спасти от тирана свой народ отважная Уреньга; вот Иванко Тяжелая Ступня (сказ «Глядень-гора»), воин и мудрец, которому ведомо сердце человеческое, и сила его и бездны искушающие; вот красавица Агидель, вернувшая людям воду, — все они беззаветно преданы своему народу, все они сильны силою родной земли и без нее жить не смогут. Герои этих легенд — в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.
© - Андрей Яншин
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Это сегодня мы можем саркастически улыбаться, когда речь заходит о духах природы, можем, со свойственной нам самоуверенностью, отрицать их существование. Мы — ослепленные иллюзией всезнанья, полагающие, что покорили природу. Предки наши были много мудрее, не умом препарировали они мир, но внимали ему открытым сердцем. Природа — вот все, что было у них. Она давала им жизнь, еду и приют, она раскрывала им через малое великие тайны, тайны космического масштаба, она принимала их души, упокаивала тела, когда наступал час кончины. Удивительно ли, что видели они то, что сегодня мы не видим, слышали то, что сегодня мы не слышим? Старинные предания сохранили это недоступное большинству из нас знание, — знание, которое мы принимаем за красивый вымысел, за поэтичную сказку.
скрытый текст

Тут и проявляется последний, самый глубокий пласт народного фольклорного творчества. Самый древний и, может быть, самый подлинный. Речь идет о старинных сказаниях, повествующих о народе мифическом, якобы населявшем края уральские во времена незапамятные. О чуди белоглазой, как зовут тот народ легенды.
Якобы жил на Урале народ с темной кожей, статный, красивый и мудрый, владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями. Но вот стала расти в горах белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда посланцев белого царя, который установит свой порядок. И что же? Чудь выкопала ямы, перенесла туда все свои сокровища, поставила стойки, навалила сверху камни, зашла в укрытия, вырвала стойки и камнями засыпалась. По некоторым легендам — так чудь похоронила себя заживо. Но, естественно, это уже поздние легенды, поздние интерпретации, возникшие от непонимания и, быть может, под впечатлением от массовых самоубийств, которые осуществляли в XVII веке и позже старообрядцы-раскольники. На самом деле на этом предание не заканчивается: «…не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми сокровищами», — читаем мы окончание этой легенды в книге Н. К. Рериха «Сердце Азии». Впрочем, легенду эту Рерих слышал на Алтае, но она ничем не отличается от уральских инвариантов.
скрытый текст

Действительно, экзотический сюжет, экзотический сон. В уральских сказаниях, однако, подобные контакты с представителями древнего и более мудрого народа, свидетельства о его жизни — не редкость. Достаточно обратиться хотя бы к уже упоминавшемуся нами сказу Бажова «Старых гор подаренье», приведенному в этой книге. Или вспомнить свидетельство уральской писательницы Серафимы Власовой: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло — торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо — то ли человеки, чудью называемые, то ли нечистая сила… Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался…»
И при этом везде речь идет об одном: не безоглядно ушла чудь под землю — хранит она заповедное сердце своей земли, бережет сердце гор, не позволяет варварам наложить руку на самое сокровенное — ждет, когда настанет час, когда исполнится еще одно древнее предсказание. Тогда выйдет чудь на поверхность и отдаст в руки достойных свои знания, вложит в сердца жаждущих свою мудрость. А сколок этой непреходящей мудрости, один из отсветов ее негаснущих — предания и легенды, из уст в уста передаваемые нашими предками друг другу и до нас дошедшие.
© - Андрей Яншин
Selesta
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Герцогиня. Грандмастер.
  • Репутация: 8741
  • Статус: ♥Люблю BlindAD'a ♥
  • Member OfflineЖенщинаЗамужем
Несметные сокровища волшебных камней-самоцветов таят в себе недра седого Урала. Но, пожалуй, ни с одним из них не связано столько легенд и сказаний, как с малахитом. Воспетый Бажовым, этот чудесный зеленый камень с неповторимым узором золотые руки мастеров-камнерезов превращали в изумительные по красоте изделия. Издавна их охотно вывозили за границу русские и иностранные купцы.
Быть может, не все знают, что малахит является одним из минералов меди — металла, с которым неразрывно связана вся история цивилизации...
Малахит
скрытый текст

Легенды и предания Урала
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Горы, овеянные легендами
О Змее - полозе
В скорости как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспийских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем…
Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей.
Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал. Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.
Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как-никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошел. И прошел сколько-то сотен верст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.
Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел. Тогда Змей дном моря пошел. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно. Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь.
Остывать начал полоз. С головы. Ну а коли голову застудил — и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.
Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо — рудами. Ребра — камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя — самоцветами. А все прочее — всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.
Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.
И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.
А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое — Урал.
Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…
© - Евгений Пермяк
Alihena
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 4833
  • Статус: Светлая Память Иришка.Ты жива пока Мы Тебя помним.
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
QUOTE (Selesta @ 27.04.2011 - время: 17:08)
...................................................................................................................
Малахит
....................................................................................................................

Ой ... какая красота Маришечка ...
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Сулея
В Саткинском районе есть хребет Сулея, отдельная гора Сулея, железнодорожная станция с таким же именем. Как и о многих примечательных горах, о Сулее сложены легенды. Они записаны со слов сулеинского татарина по прозвищу Валет.
Пас в горах табуны лошадей старый пастух-башкир. Помогала ему в работе его единственная красавица-дочь. Полюбила она стройного, пригожего, как молодой серебряный месяц, юного джигита-табунщика, такого же бедняка, как она сама. Собиралась девушка выйти за него замуж, но отец и слушать не хотел об этом. А свататься приехал знатный пожилой бай — сытый, чванливый, круглый, как чугунный казан (котел). Богатый привез калым.
Обрадовался старый пастух — привалило, наконец, ему счастье, удостоился великой чести быть в родстве с баями. На радостях велел он дочери принести большой глиняный кувшин с кумысом и угостить новоявленного родственника. Узнала девушка про свою беду и уронила от страха кувшин. Разбился хрупкий сосуд, расплескался кумыс по земле. Там, где он окропил землю своей пеной, появились непросыхаемые болота и мочажины. Горько и долго плакала девушка. В тех местах, где градом пролились ее невинные слезы, сквозь твердые камни пробились бесчисленные горные ключи и тонкими живыми нитями устремились в речные долины. Но отец был непреклонен, и девушка тихо, беззвучно умерла, растворилась в прозрачных ключевых водах.
Осознав несчастье, старик долго переживал свою утрату и навсегда покинул эти проклятые аллахом горы, леса и долины. И установились на прежнем стойбище необыкновенный покой, тишина и безмолвие. Люди долго обходили стороной те глухие болота, не хотели там селиться и назвали ту местность Силией, то есть «тихой долиной». А уж позднее название перешло в Сулею — «мокрое место». В Сулее и вправду множество ключей, ручьев, а окрестности сырые, болотистые. Значит, щедрым был кувшин несчастной красавицы, горьки, чисты и обильны были ее слезы.
Этот же пастух по прозвищу Валет пересказал легенду в другом варианте.
Жил в горах и пас табуны лошадей старый пастух-башкир. Помогала ему в работе его единственная красавица-дочь по имени Нурия. Полюбила она стройного, пригожего, как молодой серебряный месяц, юного табунщика Салима из соседнего стойбища, такого же бедняка, как она сама. Собиралась Нурия выйти замуж за Салима, но отец и слушать не захотел об этом. Задумал он найти богатого жениха. И такой вскоре явился. Прослышав о необыкновенной красоте юной Нурии, приехал свататься знатный пожилой бай — черный и корявый, как навозный жук, толстый и круглый, как лесной паук. Богатый привез калым.
Обрадовался старый пастух — привалило, наконец, ему счастье, удостоился великой чести быть в родстве с баями. На радостях велел он дочери подать большой глиняный кувшин с кумысом и угостить почтенного бая.
От свалившегося на нее горя Нурия чуть не упала в обморок. Выплеснула она на землю кумыс, а кувшин запрятала глубоко в камни, сказав, что он упал и разбился. Сильно возмутился отец и прогнал свою непослушную дочь на все четыре стороны. Залилась Нурия горючими слезами и ушла невесть куда в леса и горы, где умерла в одиночестве и печали. Там, где пролила она свои невинные девичьи слезы, сквозь твердые камни пробились бесчисленные прозрачные горные ключи и тонкими живыми нитями устремились в речные долины. А там, где кумыс промочил землю, появились непросыхаемые болота и мочажины. Гору же, в которой среди камней лежит спрятанный Нурией кувшин, с тех пор стали называть Сулеей. Ведь «сулея» — всего лишь глиняный кувшин, очень распространенный сосуд с узким горлышком, в котором правоверные мусульмане всегда хранили воду, молоко, кумыс, вино. Вот и выходит, что Сулея — всего лишь «кувшин».
© - Виталий Чернецов
Selesta
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Герцогиня. Грандмастер.
  • Репутация: 8741
  • Статус: ♥Люблю BlindAD'a ♥
  • Member OfflineЖенщинаЗамужем
Яшма
О яшмах можно говорить и писать бесконечно. Это "картинная галерея природы" – природный Эрмитаж. Красота яшмы – свидетельство богатства и щедрости природы. Свидание с яшмой – это заряд бодрости, это проникновение в тайную галерею природы. Порой кажется, что яшма – это летопись земли и всех ее событий, происходивших на земле и оставивших свой неповторимый след. Очень часто сочетания цветов и красок яшмы так сложны и прекрасны, что на полированном камне вырисовываются настоящие картины, как будто исполненные талантливой рукой художника. Изделия из нее – воплощение мастерства, трудолюбия, духовности человека.
скрытый текст

Легенды и предания Урала
maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Горящая гора.
Красив селезень Кэркем! Изумрудом зеленым переливаются перья, на крыльях белая полоса сверкает. Плывет селезень Кэркем по волнам озера, все радуются — такой красавец! Большая семья у селезня, родня большая: тетушка Чомга, птица с упрямым хохолком-рожками на голове, двоюродные сестры и братья пеганки, важный дядя Ата-каз — серый гусь. Собрал родню селезень Кэркем, говорит:
— Горе в нашей семье — младший сынок мой Кечкене растет хилым и слабеньким. Как полетит вместе с нами в далекие края осенью? Оставаться здесь нельзя на зиму — замерзнет или Тюлюк — лиса — поймает, съест. Отчего такая беда с маленьким Кечкене?
Молчит важный дядя Ата-каз, молчат двоюродные братья и сестры пеганки. Только тетушка Чомга тряхнула хохолком-рожками, сказала:
— Лысуха-птица виновата! Больше некому! Перья у нее черные, на голове белая лысина: отметка шайтанова. Лысуха виновата.
Закричали, захлопали крыльями все родственники:
— Да, да! Лысуха, больше некому.
Взлетел селезень Кэркем над озером, видит: из камыша выплывает Лысуха, за ней пушистые черные шарики с красными шапочками — детки ее.
Налетел селезень Кэркем, бьет клювом Лысуху, крыльями бьет:
— Вот тебе, проклятая, за моего Кечкене! Отведи порчу или до смерти забью!
Испугались Лысухины дети, в камыши попрятались. Красная стала вода в озере, селезень Кэркем Лысуху совсем убивает. Отпустил, однако, проклятую.
Через несколько дней видит селезень Кэркем: плывет Лысуха живая и здоровая по озеру. Маленькие детки ее рядышком, черные шарики с красными шапочками!
Удивился селезень Кэркем:
— Лысуха, шайтаном проклятая птица, убивал я тебя, озеро от крови красным было, а ты — жива и здорова! Не чудо ли это?
Отвечает Лысуха-птица:
— Покажу тебе чудо. Полетим вместе на Янган-Тау — горящую гору, сам увидишь.
Полетели. Над лесами летят. Над озерами летят. Гора Янган-Тау туманом одета, паром окутана белым. В маленьких горных чашах вода кипит. Видят Лысуха и селезень Кэркем: поднимается в гору старый человек. Тяжело идет, на палочку опирается.
Подошел старый человек к чаше горной с кипящей водой, окунулся несколько раз — вышел молодой егет-молодец. Палочку свою через колено переломил.
Прощенья просит селезень Кэркем у Лысухи:
— Прости меня, добрая птица Лысуха. Все сделаю, как ты велишь. Полетит мой Кечкене!
Летят осенью дикие утки. Впереди — селезень Кэркем, рядом — сын Кечкене. Над лесами летят, над озерами летят. Над Янган-Тау — горящей горой — летят.
© - Юрий Подкорытов
Selesta
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Герцогиня. Грандмастер.
  • Репутация: 8741
  • Статус: ♥Люблю BlindAD'a ♥
  • Member OfflineЖенщинаЗамужем
Немного - не по теме, но не могла пройти мимо 00058.gif ...
Случайно наткнулась в блогах сети - на стихотворение "Чуд Белоглазый"
Стало интересно и принесла сюда:

Чуд Белоглазый
(Чудное ему досталось имечко – Чуд...)

Неспящее солнце меня не разбудит:
Мы – в сон наяву погружённые люди.
Мы – сыростью лунной взращённые дети,
Звезда наша старая больше не светит.

Во мраке привычном подземных тоннелей
Не слышно мне птичьих волнующих трелей.
Я ночью живу, и представить мне трудно
Алмазы росы на траве изумрудной.

Их много у нас – изумрудов, алмазов...
Я б целый мешок подарил тебе разом,
Но белым глазам моим больно от света,
И днём твоего не услышу привета.

Ты – птичка дневная, боишься ты ночи,
Ко мне в подземелье спуститься не хочешь.
Да по́лно – я сам тебя вниз не позвал бы,
К тебе же подняться – глаза мои сла́бы.

Лишь в сумерках встреча с тобою возможна.
С подарком сквозь лес я крадусь осторожно,
А сердце – то бьётся, то тяжко повиснет...
Спешу я, мешочек с каменьями стиснув.

Пришла ль, дождалась ли, пугливая пташка?
Крадусь не дыша, а по коже – мурашки.
Ты здесь! И ты ждёшь, озираясь с опаской:
Из леса придёт белоглазая сказка.

Придёт и обнимет, приникнув губами,
Насыплет на грудь самоцветы горстями,
Любимые косы распустит, целуя,
И страстью прогонит прохладу ночную.

Прошепчет: «Люблю», – и из звёзд ожерелье
Тебе подарив, вновь уйдёт в подземелье...

© 10.04.2011 Елена Грушковская
Легенды и предания Урала


maboga
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Акула пера
  • Репутация: 5036
  • Статус: У России три союзника - Армия, Авиация, Флот!
  • Member OfflineМужчинаСвободен
Таганайский волк.
Легенды и предания Урала
- На гору Ицыл ходят тибетские монахи! – огорошили челябинских туристов в парке “Таганай” – Никто не знает, откуда они берутся, ходят по лесам, потом останавливаются в определенных местах и медитируют.
- А почему именно здесь молятся? – недоумевали туристы.
- Посиди сам, может, тогда поймешь – нашелся один из сотрудников.
Решив выяснить, что происходит на загадочной таганайской горе Ицыл, челябинские путешественники немедленно отправились туда.
- За нами с приюта Таганай увязался волчонок по кличке Серый, – вспоминает руководитель экспедиционной группы “Открытые миры” Алексей Феденков. – Говорили, что это помесь хищника и собаки. Но, скорее всего, все-таки это чистокровный волк. У него характерная вытянутая морда, он не машет хвостом, еду с рук не берет, а если смотреть пристально в глаза, немедленно убегает.
В-общем, когда туристы увидели рядом с собой Серого, здорово удивились. Он бежал на расстоянии, будто прогуливается по каким-то своим делам, иногда вдруг сворачивал в лес, но потом вновь появлялся на тропе. Когда встретилась река, он, опередив туристов, ее перешел. Но люди последовали по другой, как им казалось, более правильной дороге. В это время сгустились тучи, потемнело, стал накрапывать дождь. Волчонок к тому времени пропал из виду и через какое-то время туристы услышали вой.
- Мы почему-то подумали, что он заблудился и зовет нас, – рассказывает Алексей. – Окликнули его, и он прибежал.
Киалимская падь – гигантская трясина
Тропа к тому времени совсем пропала, дождь лил как из ведра, и туристы поняли, что заблудились. Дело в том, что невдалеке от Ицыла находится Киалимская падь. Это огромное болото (говорят, входит в пятерку самых больших в России) прямо над многометровым тектоническим разломом. Сгинуть там проще простого. И следов никто никогда не найдет.
- Сначала под ногами забулькали пузырьки, пошел запах болотного газа. Тут то и наступило прозрение, где мы! – признается Алексей. – Стало жутко, что под тобой лишь небольшой слой мха. А дальше – глубокая трясина…
Куда идти, путешественники уже не понимали и решили топать напролом. Но в это время Серый вдруг вздыбил шерсть и оскалился так, будто он не щенок, а настоящее чудовище. Готовое загрызть любого, кто двинется дальше! Пришлось путникам развернуться и следовать за волком.
- Без него неизвестно, что с нами бы стряслось, – признается Алексей. – Волк пересек реку именно в направлении к Ицылу. А мы тогда ошиблись.
Хищник вывел челябинцев к людям. В знак благодарности они отдали ему последнюю банку мясного паштета и полбулки хлеба.
Кстати
На счету Серого десятки спасенных жизней.
Местные жители рассказали, что это уже не первое спасение на счету Серого. Он так же начал скалиться, когда другие туристы оказались на болоте. Правда, они решили, что он сдурел и стали отгонять его палкой. В итоге один из них провалился в трясину и они почти полтора часа его вытаскивали.
© - Елена Маркова

Владыка_
дата: [ i ]
  • Group Icon
  • Мастер
  • Репутация: 1369
  • Статус: Прошу вас аккуратнее с нежным сердцем
  • Member OfflineМужчинаВлюблен
Легенда об Узкой Улочке
Легенды и предания Урала

История Урала необычайно богата на события, мифы и легенды. Одна из них, наверное, самая красивая - легенда об Узкой Улочке. Находится это примечательное для туристов место недалеко от Ныроба. Не доезжая до него несколько километров надо свернуть направо (прямо перед речкой Люнвой) и проехать около трех километров по грунтовой дороге. Между двух возвышенностей, на большой поляне стоит щит, информирующий о том, что вы находитесь на особо охраняемой природно-исторической территории «Искорское городище». Чтобы попасть на Узкую Улочку, надо повернуть направо, и, пройдя буквально двести метров по лесу, вы увидите одно из чудес уральской природы.

На вершину скалы, вид которой перед вами откроется, ведут две параллельных расщелины. Ширина одной достигает нескольких метров, а другой - едва пятидесяти сантиметров. Это и есть Большая и Узкая Улочки соответственно. Наиболее примечательна Узкая Улочка – она имеет длину около 40 метров и по форме, (конечно, очень условно) напоминает лестницу до самой макушки горы. Бытует предание, что, поднявшись по ней, религиозный человек очищается от всех грехов.

Если же от информационного щита вы обратите свой взгляд налево, то увидите еще одну небольшую гору, с очень крутыми и отвесными стенами. Обойдя ее, и, поднявшись по единственному пологому склону, вы увидите перед собой белую часовню. Построена она была в 1891 году вместо деревянной. Часовня примечательна внутренней росписью сводов, к сожалению изрядно испорченной природными явлениями и вандалами. Как говорят, часовня стоит на месте древнего городища, столицы одного из Великопермских княжеств – городка Искор. Вот что написано о древнем Искоре в книге «Туризм в Пермской области»: «В Перми Великой городку Искор отводилось важное стратегическое значение – он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Городок выглядел настоящей крепостью: он занимал площадку высокой горы с неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали пять насыпных валов». Доподлинно известно, что во время знаменитого похода князя Федора Пестрого на Пермь Великую Искор был против московитов и был взят ими самым первым. Среди жителей сегодняшнего Искора также существует предание о царе Коре, который бесстрашно сражался с татарами.
Легенды и предания Урала
Легенды и предания Урала
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)

Страницы: (3) 1 2 3

Reply to this topic Fast ReplyStart new topicStart Poll0


Рекомендуем почитать также топики:

Новая старая игра

Помогите выбрать новый аватар

"Черный" список преподавателей Вузов

Конкурс: улицы нашего города!!!

Лето




>