- Unregistered
-
- Статус:
- Свободен
|
QUOTE (ЗОРГЕ @ 21.03.2007 - время: 17:57) | |
Если не ошибаюсь,снято со стороны ж/д моста в погранзону...
QUOTE | Средневековые рыцарские замки — характерные памятники своего времени. Используя арсеналы средств древнеримской военной архитектуры, строители замков создавали сложные системы из каменных стен, башен, рвов и других элементов обороны. Для постройки замков выбирали труднодоступные места на выступах скал либо на стрелках, образованных сливающимися реками. Идеальным местом для возведения Выборгского замка оказался остров, лежащий в нешироком проливе — участке важного Вуоксинского торгового пути, который шел из района Ладожского озера в воды Балтики. Остров был удобен и тем, что его юго-восточная часть представляла собой скальное плато, самой природой предназначенное для возведения оборонительного сооружения, а северная часть — низменность, пригодную для хозяйственных построек.Более ста лет на Замковом острове возводили и реконструировали постройки различного назначения. Они в большинстве случаев становились продолжением предыдущих либо примыкали к ним под прямым углом. Одним из таких зданий стала губернская канцелярия на «переднем дворе». Она имела утвержденную и обязательную для таких построек планировку, включающую три комнаты. Первая, со сводчатым потолком и железной дверью, предназначалась для хранения документов, вторая, отделанная тканью, — для писаря, и третья, самая большая, — для ожидающих приема. Здесь находилось единственное живописное полотно с религиозным сюжетом, написанное Христофором Художником. Отсутствие картин в других залах замка вызывало впоследствии немалое удивление исследователей. Одним из лучших помещений была часовня, расположенная в восточном крыле замковых построек. Судя по рисункам, в ней были оригинальные, звездообразные своды и кирпичный камин в углу. Интерьеры большинства комнат замка имели деревянные панели, стены в них обтягивали дорогими тканями иностранного производства зеленых и красных тонов. Мебель покрывали богатыми накидками. В старых документах перечислялись искусные мастера, создавшие интерьеры, и имена титулованных особ, занимавших эти покои. Среди них упомянут и известный француз-наемник военачальник Понтус де ля Гарди. Окна в этих помещениях имели мелкие переплеты из свинца и олова со вставленными стеклами, иные украшались гербами в профилированных оправах. В других комнатах, где размещалась прислуга, и казармах, вместо стекол применялся пергамент, выделанный из овечьих шкур. Оконные проемы пороховой палаты имели железные створки, обитые пластинами от бывших рыцарских доспехов. Полы обычно делали дощатыми. В нижних этажах и коридорах их выкладывали из кирпича. В наиболее богатых покоях полы покрывали глазурованным камнем. Большинство дверей — деревянные. Железные створки имели двери в четырех пороховых палатах и помещении архива, а двери в Тюремной башне были усилены шестнадцатью нагрудными панцирями от лат. Замковый остров сообщался с материком подъемными мостами. С XIV века существовал Абоский мост (ныне перестроенный Крепостной). Один мост соединял замок с северным берегом пролива, где находился скотный • двор. В книге «История Выборга» И. Руута (1906 г.) говорится о том, что для скрытной связи замка с городом в 1560-х годах соорудили потайной ход. Крепостной пролив в этой части перегородили двумя рядами свай и откачивали между ними воду. На осушенном дне сложили каменную дамбу, внутри которой оставили сводчатый коридор. Потом сваи удалили, и дамба скрылась под водой. Сооружение потребовало больших затрат труда и многочисленных материалов — гранита, бревен, досок, смолы... Руководил его постройкой Иоганн де Пор те. Вход в сводчатый коридор подводной дамбы на острове назывался «Матвеева дыра». Выход из него в городе находился напротив замка, недалеко от берега. Для его устройства несколько дворов перенесли на другое место. Другие исследователи относились скептически к возможности существования потайного хода между замком и городом, построенного к тому же таким необычным способом. Они предполагали, что это всего лишь одна из старинных легенд. Исследований для установки истины ученые не предпринимали, В 1606—1608 годах на месте въездных ворот возвели Комендантский дом — резиденцию наместника. Это — двухэтажное здание с массивными стенами, сложенными из рваного камня и кирпича. Первый этаж прорезал сводчатый проезд туннельного типа. Над кровлей строения возвышалась небольшая башенка. Над ней в 1613 году появился флаг герцога Карла Филиппа, брата шведского короля. Двор нового наместника простоял всего полгода, но эти месяцы вошли в историю тем, что замок и город «в последний раз увидели вокруг себя королевский дворцовый блеск». В пруду плавали золотистые рыбки, на ухоженном дворе бил фонтан. Дальнейшая судьба Выборгского замка связана только с утратами былого великолепия и превращением его к середине XIX века в руины, где лишь гнездились птицы да гулял ветер.Выборгский замок, как и многие подобные ему сооружения, потерявшие военное значение государство стало использовать в качестве тылового обеспечения и тюрьмы. Замок стал местом заточения декабристов И. А. Анненкова. М. К. Кюхельбекера, М. С. Лунина, П. А. Муханова. В Выборг было доставлено около 300 участников восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Необходимость воссоздания Выборгского замка с годами становилась все более очевидной. В 1864 году предполагалось восстановить его для нужд гарнизона, размещенного в городе. Работавшая в замке комиссия под руководством архитектора Ф. Оденвалла выполнила обмерные чертежи и зафиксировала техническое состояние всего сооружения. В 1883 году над главной башней замка сделали плоское консервирующее покрытие. Перспективы в возрождении этого памятника средневековья обозначились в 1885 году. Архитектор Я. Аренберг выполнил проект реставрации и приспособления замка под историко-этнографический музей и городскую библиотеку с читальными залами. Проект предусматривал поместить в замке архивы городского магистрата, суда и городской финансовой палаты. Обширные подвалы предполагалось использовать для вещевых складов войск местного гарнизона. Основное достоинство работы Я. Аренберга заключалось в том, что он хотел реставрировать замок главным образом как памятник средневековой архитектуры. Этот интересный проект не остался незамеченным и в русской критической печати. Петербургский журнал «Неделя строителя» писал: «Очень отрадно было бы слышать о подобных мероприятиях по отношению к памятникам зодчества великорусских губерниях, где, как известно, находится немало старинных зданий, покинутых без назначения для общественно полезных целей на произвол времени и обреченных на раз рушения». Однако проект Я. Аренберга остался только в чертежах и книжных иллюстрациях. Выборгское городское управление настаивало на передаче замка городу, но 3 марта 1888 год; царь приказал Выборгский замок оставить в ведении военных властей, которым вменялось в обязанность его восстановить В 1891 году русское Военно-инженерное управление, получив ассигнования почти в полмиллиона рублей, развернуло в замке строительные работы. Руководил ими инженер-полковник Лезедов. Стены древнего строения, простоявшие после пожара три с половиной десятилетия, были спасены от оконча тельного разрушения. Постройки, образующие укрепленный двор, разбирали (одни — частично, другие — полностью) и возводили заново. Внешний облик и планировка, которые обрел замок в результате этих работ, сохранились до наши: дней. Башню увенчали новым покрытием. Общая высота сооружения стала 48,6 метра. У основания башни стены имеют пятиметровую толщину, а у вершины — до 3,5 метра. Башня возвышается на 75 метров над уровнем моря. Восстановление редкого памятника средневековой архитектуры в 1891 —1894 годах не основывалось на серьезных архитектурно-археологических исследованиях. Это повлекло за собой утрату интерьеров, сохранявшихся еще с древних времен и уцелевших в последующих пожарах и войнах. Полуциркульные и стрельчатые своды во внутренних помещениях заменили металлическими балками. У входа в башню соорудили исказившее его высокое гранитное крыльцо, загромоздившее и без того тесный двор. До разрушительных пожаров башня имела семь этажей, соединенных между собой деревянными лестницами. Междуэтажные перекрытия не восстанавливались. К смотровой площадке на башне сделали металлическую винтовую лестницу из 239 ступенек. После окончания работ замок стал удобным для осмотра посетителями, но утратил при этом элементы средневековой архитектуры. В пожарах и войнах многие документы и чертежи. связанные со строительством замка, не сохранились, в том числе и графические материалы, относящиеся к его последней реконструкции. Но совершенно очевидно, что власти не проявляли интереса к реставрации замка как памятника средневекового зодчества и восстанавливали его для использования в практических целях. О многих интересных событиях, происшедших и в XX веке, могут поведать стены старого замка. В 1907 году, преследуемый царской полицией по делу о «недозволенных брошюрах», в Выборг приехал А. С. Новиков-Прибой. Отсюда он собирался перебраться морем за границу. На вокзале его арестовали, как не имевшего документов, и препроводили в замок. Воспользовавшись оплошностью охраны, писатель бежал, пробыв в крепости лишь полчаса. В 1940 году он посетил Выборг и у входа в замок рассказал своим спутникам об этом счастливом случае. По инициативе коменданта Выборга А. М. Петрова в главном корпусе замка в 1911 году основали военно-исторический музей имени Петра Великого. |
ОТ себя добавлю,что этот замок часто рисуют погранцы в своих дембельских альбомах...Разумеется,те,кто служил в Выборгском погранотряде. Это сообщение отредактировал Шторм - 07-12-2007 - 12:52
|