Весьма разнообразна в Эрмитаже коллекция ушебти - маленьких ритуальных фигурок, которые обычно оставлялись в местах захоронений. Материал мог быть разный - фаянс, камень, дерево...
Ушебти — специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Изготовлялись ушебти обычно из дерева или мягкого камня — алебастра и стеатита.
Назначение ушебти — обеспечение покойного (древние египтяне сказали бы — правогласного) пропитанием и отстранить его от тяжёлой работы. Существуют несколько теорий этимологии слова «ушебти». Одна из них объясняет происхождение слова от «шабти» — названия породы дерева персеи — ведь первые фигурки ушебти были выполнены из дерева. Однако полностью довериться этой теории не приходится — дело в том, что нет ни одной ушебти, сделанной именно из персеи. Другая возможная этимологическая параллель — термин wSb, переводимый «кормить», — ведь эти «работники» были кормильцами своих хозяев. Но с кормильцем ушебти стал ассоциироваться в поздние периоды египетский истории. Наиболее правдоподбно выглядит предположение о том, что ушебти происходит от слова «ответчик». Хотя следует отметить, что в силу специфики отношения древних египтян к своему языку, можно предположить, что ушебти у них должно было вступать в этимологическую связь со всеми тремя рассотренными здесь примерами. Так было, по крайней мере, в конце Нового Царства и последующие эпохи Древнего Египта.
Существует распространённое и довольно-таки устойчивое мнение, что количество ушебти должно составлять 365 штук — по количеству дней в году (по одной фигурке ушебти на день). Однако в египтологии это единичный случай. Обычно количество ушебти колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен. Всё зависело от их хозяина. Иногда ушебти дарились покойному родственниками, друзьями или царём. Например, на одной фигурке ушебти из Эрмитажа (№ 892), принадлежавшей египтянке Ати, сзади имеется приписка, что подарил этого ушебти «Сын её, дающий жизнь имени её, смотритель врат Амона, Аменмесу». Очень часто фигурок было много, и тогда их складывали в специальный ящик, а иногда таких «ящиков для ушебти» могло быть два.
И уж самые богатые и элитные египтяне были одарены несколькими портретными саркофагами и прочими атрибутами...
Саркофаги вкладывались один в другой, лица на каждом могли изображать владельца в разные периоды жизни... Иногда даже делался саркофаг с лицом умершего, как правило, это был последний, внутренний саркофаг... Своеобразная посмертная маска...
Материал мог быть разный - камень, дерево, драгметаллы...
Многие люди старшего поколения вероятно помнят, когда в Эрмитаже была выставлена маска фараона Тутанхамона из золота...
Второи и третий его саркофаги также были золотыми. И это не считая того, что три саркофага были упрятаны ещё в три ящика, инкрустированных золотом, серебром, и расписаных красками... А ящики находились в шести деревянных камерах, драпированных тканями и тоже богато украшенных...
Вот перед вами три саркофага жреца Па-ди-иста (иногда ещё его называют Пе-те-се), так как точно, к сожалению, не известно, кто же был в них упокоен... Кроме того, египтяне в письменной речи пропускали почти все гласные, как и в современной стенографии, поэтому разночтение могут быть большие...
На каждом саркофаге изображено лицо покойного. Внутри каждый саркофаг расписан. Лучше всего уцелела роспись на последнем, внешнем саркофаге. Материал - дерево. X век до н.э.
Всего фото: 5
Это сообщение отредактировал муркотик - 22-05-2010 - 17:33
Мумия внутри последнего, внутреннего саркофага была тщательно обёрнута специальными тканями, причём не просто целиком.
Пеленали каждый палец в отдельности, потом конечности и уж только потом всю мумию целиком...
Сверху на мумию накладывали ритуальные предметы...
К сожалению, в Петербурге нет хорошо сохранившегося подобного образца (хотя мумий в коллекции музеев есть несколько, просто они в такой сохранности, что предпочитают не выставлять их на обозрение), поэтому, да простят мне эту вольность, два следующих фото из Ватикана, просто чтобы показать вам, как была уложена мумия.
К мумификации в Древнем Египте подходили особенно тщательно.
Существовало несколько способов бальзамирования. Геродот упоминает три основных. Бальзамирование применялось и для богатых, и для бедняков. Бедняков бальзамировали по III классу. В брюшную полость вливали сок редьки и тело клали в натровый щёлок на 70 дней, после чего возвращали родным. При мумификации I класса вынимали внутренности и мозг (мозг вынимали через природные отверстия, черепная коробка не вскрывалась так, как это делают теперь), тело промывали специальными растворами и потом помещали в натрон (род соды) на 70 дней. Именно он придавал тёмный цвет коже, который можно наблюдать у сохранившихся мумий. После этого тело натиралось бальзамирующими маслами, обёртывалось в специальные ткани...
Современные исследования позволяют найти в мумиях, которым по 3-4 тысячи лет, осколки ДНК...
Как знать, может мы получим когда-нибудь целую молекулу?...
Ну и настало время посмотреть главную ценность коллекции - мумию жреца Па-ди-ист (Пе-те-се)...
Хочу отметить, что эта мумия прекрасно сохранилась. Кто-то, возможно, даже увидит, что существует портретное сходство с саркофагами, на которых Па-ди-ист изображён при жизни. Все мумии, которые мне доводилось видеть, были в гораздо худшем состоянии. В Каире мумии значительно реставрированы. В Кракове и Будапеште от них почти ничего не осталось... Ватикан тоже не может похвастаться такой сохранностью мумии...
Словом, если это и не самый лучший образец, то, безусловно, один из самых лучших в мире!
Если внимательно посмотреть на мумию, можно увидеть, что клыки у жреца отсутствуют.
Возможно жрецы и фараоны действительно были "сынами Солнца"?...
Прошу впечатлительных людей сет не открывать...
Фотографии выполнены без вспышки, а мумия находится в полумраке, поэтому не судите строго... Сейчас же её вообще нельзя даже фотографировать... Эти фотографии были сделаны давно...
В Эрмитаже обнаружена ранее считавшаяся утраченной скульптурная группа «Беглый раб», замурованная в стену в 1947 году.
Музейные работники поведали прессе, что скульптура обнаружена во время ремонта на площадке второго этажа Церковной лестницы, где рабочие устанавливали электрический щиток. Вскрыв слой кирпичной кладки, монтажники увидели фрагмент какой-то статуи, расширив проем, они обнаружили пустоту, в которой и находилась скульптурная композиция из гипса. Рядом нашли записку, что группа «Беглый раб» была замурована в 1947 году.
Кому и зачем понадобилось это, остается полнейшей загадкой. «Беглый раб» работы Владимира Беклемишева относится к концу XIX века. Во всех каталогах значится как несохранившаяся.