*loverboy* | |
|
Греция и Рим Римский период – эпоха античной глобализации. В 31 году до н.э, фактически перед рождением Христа, завершилось объединение почти всего древнего мира в одном государстве. Эллинистический восток, а это и есть география культуры Греции на тот момент, входит в состав Римской империи и прекращаются войны в бассейне средиземноморья. Первые два века нашей эры были названы периодом «PAX ROMANA» в переводе «римский мир» - это и есть эпоха античной глобализации, период конкуренции и взаимопроникновения культур. Наверно главным наследием Александра Великого была глобализация греческой культуры и вывод ее из узко-этнических рамок. Именно этот космополитизм эллинской культуры предоставил ей возможность быть наиболее конкурентоспособной в условиях римской глобализации, и на фоне физического подчинения Греции Риму происходит культурная экспансия Греции на Рим, отсюда и научный термин «Греко-римская цивилизация». Но и сама Римская идея отступает от узкой етнической привязки, после предоставления права римского гражданства всем жителям огромной империи, а это почти весь известный древним людям мир, она тоже становится вселенской. На этом фоне происходит рождение и развитие новой вселенской религии Христианства. Христианство родилось в лоне этно-конфессиональной концепции иудаизма, но оно провозглашает над-национальную, вселенскую идею озвученную Апостолом Павлом в Послании к Колоссянам (гл. 3) «по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». Именно Христианству суждено было стать официальной религией Римской империи. Эти три вселенские идеи Греческая культура, Римская империя и Христианская вера (поочередность изложена хронологически), изначально развивались параллельно и часто сталкивались друг с другом, но, в конечном счете, происходит их слияние. Именно этот сплав, который возник уже в нашей эре, был назван современными учеными «Византией», хотя историческим названием государства всегда оставалось – «Римская империя». Самым значимым археологическим памятником Греции данного периода является Коринф, город Юлия Цезаря и Апостола Павла. Коринф - древнегреческий город, который на собственном опыте прочувствовал момент столкновения Греции и Рима и последующего их слияния. Город был уничтожен римскими легионами во втором веке до нашей эры и более ста лет там были только руины древнегреческого храма Апалона. В 44 году до н.э., римский император Юлий Цезарь построил новый Коринф (нынешний археологический памятник) и сделал его столицей южной Греции, которая на тот момент уже являлась римской провинцией Ахеи. Коринфу было суждено стать одним из богатейших городов Римской империи и одним из самых значимых центров греко-римской культуры. Именно здесь проповедовал Апостол Павел – апостол наций. На пути в Коринф Павел прошел через Афины. Во время проповеди в этом городе Павел, выступая в Ареопаге и обращаясь к греческим мудрецам, сказал: «…проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам…» (Деян. 17:23). Ареопаг это скала которая находится у подножья Акрополя, это не только апостольская трибуна но и место где заседал когда то высший суд древних Афин. Дионисий "ареопагит" что для греков того периода означало судья стал одним из первых крещенный апостолом Афинян. Ареопаг можно посетить во время экскурсий по Афинам - экскурсия Малые Афины и экскурсия Большие Афины. |
Alihena | |
|
Приветсвуем Вас ув.loverboу любитель Греции, а у нас еще много всего интересненького есть - рады Вас видеть чаще и в другие темы....
|
Alihena | |
|
Греческий Род Можно сказать, что цивилизация началась у азиатских греков с созданием гомеровских поэм, около 850 года до нашей эры, а у европейских греков приблизительно на столетие позже, с создания поэм Гесиода. Этим эпохам предшествовало несколько тысячелетий, в течение которых эллинские племена проходили позднейший период варварства и подготовлялись к вступлению в цивилизацию. Их древнейшие предания находят их уже поселившимися на греческом полуострове, на восточном побережье Средиземного моря и на промежуточных и соседних островах. Более древняя ветвь того же ствола, главнейшими представителями которой были пеласги, владела до эллинов большей частью этой области и была ими с течением времени либо эллинизирована, либо вытеснена. О более раннем состоянии эллинских племен и их предшественников мы можем судить по тем производствам и изобретениям, которые они принесли с собой из предшествующего периода, по степени развития их языка, по их преданиям и по общественным учреждениям, в различной степени сохранившимся до периода цивилизации. Наше исследование ограничится главным образом фактами последней категории. Как пеласги, так и эллины были организованы в роды, фратрии и племена, а последние путем слияния были соединены в нации. В некоторых случаях органический ряд был не полон. Как у отдельных племен, так и у наций управление основывалось на роде как единице организации и давало в результате родовое общество или народ, строй, резко отличающийся от политического общества или государства. Органом управления был совет вождей совместно с агорой, или народным собранием, и басилевсом или военачальником. Народ был свободен, а его учреждения демократичны. Под влиянием передовых идей и потребностей род перешел из архаической в свою конечную форму. Его изменения были обусловлены непреодолимыми требованиями развивающегося общества, но, несмотря на все уступки, все более становилась очевидной неспособность рода удовлетворить эти потребности. Эти изменения ограничились главным образом тремя пунктами: во-первых, счет происхождения перешел в мужскую линию; во-вторых, брак в пределах рода был разрешен в тех случаях, когда дело шло об осиротевшей девушке и наследнице, и, в-третьих, дети получили исключительное право наследования имущества своего отца. Ниже мы попытаемся вкратце обрисовать эти изменения и причины, их вызвавшие. Эллины состояли по общему правилу из раздробленных племен, формы управления которых обнаруживали те же характерные черты, свойственные всем вообще варварским племенам, организованным в роды и находящимся на той же ступени развития. Их состояние было именно таким, какого можно было ожидать при существовании родовых учреждений, и не представляет поэтому ничего замечательного. скрытый текст Таким образом права, привилегии и обязанности членов греческого рода вместе с указанными добавлениями могут быть сведены следующим образом: 1. Общие религиозные обряды. 2. Общее кладбище. 3. Взаимное право наследования в имуществе умерших членов. 4. Взаимная обязанность помощи, защиты и отмщения обид. 5. Право вступать в брак в пределах рода с осиротевшими дочерьми и наследницами. 6. Владение общей собственностью, с собственным архонтом и казначеем. 7. Счет происхождения только по мужской линии. 8. Обязанность не вступать в брак в пределах рода, за исключением особых случаев. 9. Право усыновлять в род чужих. 10. Право избирать и смещать своих вождей. Добавленные характерные черты рода требуют кратких пояснений. |
Alihena | |
|
X. Право избирать и смещать вождей. Это право, несомненно, существовало у греческих родов в раннем периоде. Следует предполагать, что они обладали им еще на высшей ступени варварства. Каждый род имел своего архонта; это было обычное название вождя. Была ли эта должность, например в гомеровский период, выборной или она переходила по наследству к старшему сыну, - это вопрос. Наследственное начало не было присуще древнему положению этой должности; допустить же такое большое и радикальное изменение, затрагивающее независимость и личные права всех членов рода, можно только имея положительные доказательства, опровергающие противоположное предположение. Наследственное право на должность, которая давала власть над родом и налагала обязанности на его членов, представляет собой нечто совершенно иное, чем должность, даваемая по свободному выбору, с сохранением права смещать избранного за недостойное поведение. Свободный дух афинских родов эпохи Солона и Клисфена не позволяет предполагать, что они отказались от права, столь жизненного для независимости членов рода. Мне не удалось найти удовлетворительного описания положения этой должности. Если бы она переходила по наследству, это свидетельствовало бы о значительном развитии аристократического элемента в античном обществе в ущерб демократическому строю родов. Более того, это было бы показателем по меньшей мере начала распада. Все члены рода были свободны и равны, бедные и богатые пользовались одинаковыми правами и привилегиями и взаимно их признавали. Мы видим, что свобода, равенство и братство выражены в строе афинских родов так же ясно, как и ирокезских. Наследственное право на высшую должность в роде совершенно несовместимо с древним принципом равенства прав и привилегий. скрытый текст У Грота имеется ряд ценных замечаний, касающихся греческих родов, которые я желал бы привести для характеристики этих родов, хотя он, по-видимому, считает, что роды не древнее существовавшей тогда мифологии или иерархии богов, от которых некоторые роды вели происхождение своих предков-эпонимов. Приведенные выше факты показывают, что роды существовали задолго до того, как эта мифология развивалась, и до того, как человеческий ум создал Юпитера или Нептуна, Марса или Венеру. скрытый текст Параллельно с этими изменениями в строе рода идут изменения порядка наследования. Имущество, всегда переходившее по наследству в пределах рода, наследовалось сначала родичами, затем - агнатами, за исключением остальных родичей, и, наконец, агнатами в нисходящих степенях, в порядке их близости к умершему, что давало исключительное право наследования детям как ближайшим агнатам. Стойкость, с которой сохранялся до эпохи Солона принцип, по которому имущество должно оставаться в роде умершего собственника, показывает жизненную силу родовой организации на протяжении всех этих периодов. Именно этот принцип заставлял наследницу выходит замуж в пределах ее собственного рода, чтобы воспрепятствовать переходу имущества путем брака в другой род. Солон, дозволив владельцу имущества, если он не имел детей, распорядиться им путем завещания, пробил первую брешь в имущественных правах рода. скрытый текст Чтобы понять состояние греческого общества до возникновения государства, необходимо изучить строй и принципы греческого рода, так как характер единицы определяет и характер ее соединений в их восходящем порядке и один лишь может дать материал для их истолкования. |
Alihena | |
|
Греция за 2000–1000 лет до Р. X. Задолго до появления финикиян в Европе жители южной части Балканского полуострова и островов Эгейского моря были в сношениях с Передней Азией и Египтом. Подражая египетским фараонам, вожди строили себе большие дворцы: стены их были украшены картинами из жизни животных и яркой глазурью, двери и пороги блестели металлической обивкой, пол выкладывался из цветных камешков. Женщины наряжались в богатые уборы, раскрашивали себе лицо; в их туалете, на столах, по стенам можно было встретить разные заморские диковинки: зеркальца, медальоны, кинжалы с резной рукояткой и т. п. Загробную жизнь представляли себе, как старинные египтяне. Задолго готовил себе вождь гробницу наподобие египетской пирамиды; она выкладывалась в виде большого каменного свода внутри скалы; над входом одной гробницы лежит камень в 7 1/2 тысяч пудов*. На эти тяжелые работы сгонялись крепостные, как в Египте. * Пуд = 40 фунтам = 16,38 кг. Особенно богаты были владетели дворцов на острове Крит, который ближе всего к Египту и находится посредине между Пелопоннесом (полуостровом на юге Греции) и Малой Азией*. * В III- II тысячелетиях до н. э. на острове Крит развивалась так называемая минойская культура, названная по имени легендарного критского царя Миноса. Эта культура оказала сильное воздействие и на материковую Грецию. Английский археолог сэр Артур Эванс начал в 1900 г. раскопки дворца в Кноссе (Крит), в ходе которых и была открыта минойская культура. Приблизительно с 1600 г. до н. э. стала развиваться микенская культура с центром в Микенах. Обширные дворцовые и городские постройки раскопаны также в Тиринфе, Пилосе, Афинах и Фивах. В конце микенской эпохи произошла Троянская война, отразившаяся в поэмах Гомера. В XII в. до н. э. Среднюю Грецию и Пелопоннес захватили дорийские племена, опустошившие микенские поселения» |
Alihena | |
|
Море В такой земле поневоле надо было подумать о новом промысле, когда народ размножился. Куда ни оборачивался грек, везде перед ним открывалось море. Море не пугало его. На востоке Архипелаг (у греков Эгейское море) во многих местах входит в землю глубокими бухтами, в которых нет бурь, и суда могут стоять покойно. Это море похоже на озеро. Всюду невдалеке от берега виднеется островок или даже несколько островков: доехав до ближайшей остановки, грек видел перед собой новые острова и, перебираясь по ним, как по мосту, мог заехать далеко, достигнуть, например, берега Малоазийского полуострова. Греки скоро освоились с восточным морем. Только в короткое зимнее время оно непокойно. В остальные месяцы моряки пользовались правильными ветрами и течениями. Днем поднимается сильный северный ветер, который к вечеру ложится. По средине моря проходит течение с севера; по обе стороны вдоль берегов – обратные течения. Большинство греков имело прямой доступ к морю. В Греции не найдется места, от которого морской берег отстоял бы более, чем на 60 верст; с каждой высоты оно видно. Греция не больше Португалии, а береговая линия Греции со множеством ее изгибов и заворотов, длиннее берега всего Пиренейского полуострова, который вшестеро больше Португалии. |
Alihena | |
|
история греции Хостинг фото Всего фото: 2 Цивилизация на греческой земле возникала дважды. Первый раз она появляется в Ш тысячелетии до н. э. Затем следует большой разрыв во времени, вслед за которым вновь наблюдаются цивилизационные процессы. МИНОЙСКИЙ ПЕРИОД (2800-1500 гг. до н.э.) В эту эпоху, названную по имени легендарного царя Миноса, культура Крита по уровню развития опережала всю остальную Элладу. Расцвет минойской культуры пришелся на XX-XVI вв. до н.э. Именно в это время ее создатели — пеласги (древнейшее индоевропейское население Восточного Средиземноморья) — построили и украсили знаменитые дворцы в Кноссе и Фесте, освоили технику бронзового литья и разработали иероглифическую письменность. В пору усиления Кносса Крит расширил свои морские связи до Киклад, Финикии и Египта. Постепенно сформировалась и новая система письма — слоговая. Наиболее яркой формой проявления высокоразвитого критского искусства были знаменитые фрески, украшавшие стены минойских дворцов. Минойская культура оказывала мощное влияние на материковую Грецию. МИКЕНСКИЙ ПЕРИОД (1500-1100 гг. до н.э.) С севера Балкан началось нашествие протогреческих племен, самыми сильными из которых были ахейцы. Они завоевали и подчинили себе большую часть Эллады, оттеснив и частично изгнав пеласгов. Возникла новая цивилизация, сменившая минойскую и получившая название микенской. В начале этого периода в Микенах правили так называемые "династии купольных гробниц". В Аттике, Беотии и Фессалии строились дворцы микенского типа. Ахейцы, продвигавшиеся все дальше на юг, завоевали Кносс, а затем и весь Крит, овладев торговыми морскими путями критян. На Крите ахейцы познакомились с миной-ским письмом, на основе которого разработали собственную систему слогового письма. Общественный строй ахейцев был рабовладельческим. Во главе их государства стоял правитель, а на время военных действий они избирали военачальника. Точный круг обязанностей этих вождей нам неизвестен, но они были крупными собственниками земли и рабов. При дворцах трудились ремесленники, причем особенно ценились ювелиры и кузнецы. А тот факт, что поблизости от месторождений меди и залежей глины археологи нашли остатки ремесленных поселений, считается свидетельством начавшегося процесса отделения от земледелия кузнечного и гончарного дела. Греческие племена впервые объединились (для завоевания Трои) в 1200 г. до н.э. Легенда гласит, что целью этого похода (а осада Трои длилась 10 лет) было возвращение похищенной Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. Этот поход детально описан Гомером в "Илиаде". Сегодня известно, что к XI в. до н.э. греки обосновались в Малой Азии. Приблизительно тогда же в Грецию хлынули дорийцы — народ еще более воинственный, чем ахейцы. Они завоевали почти всю страну, кроме Аттики и о. Эвбея, и повсюду, где ступала их нога, разрушали микенскую цивилизацию, насаждая собственный образ жизни и мышления. ЭПОХА ГОМЕРА (1100-800 гг. до н.э.) В результате вторжения дорийцев ахейские дворцы в Микенах и Пилосе были разрушены, Тиринф покинут. Дорийцы принесли с собой родовые отношения, раздробив все ахейские государства на мелкие общины. У власти повсюду стояли так называемые басилеи, усилилась родовая знать. Порабощенное местное население становилось собственностью родовых общин. В тех землях, где население оставалось свободным, люди должны были платить завоевателям подати. Во время вторжения дорийцев было утрачено слоговое письмо, однако уже около 1000 г. до н.э. возникла общегреческая письменность, основанная на алфавите. У дорийцев появились железные орудия. В этот период греки колонизовали острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Крупнейшее культурное достижение той эпохи — сложившийся в Ионии в IX-VIII вв. до н.э. гомеровский эпос. С VII в. до н.э. уже все племена греческого происхождения стали называть эллинами, тогда как поначалу это имя относилось только к одному племени на юге Фессалии. ЭЛЛИН, ДОР, ЭОЛ, ИОН И АХЕЙ Существует миф, в котором повествуется о том, как Зевс разгневался на людей и в наказание поемы на землю всемирный потоп, от которого погибло все живое. Зевс позволил спастись только Девкалиону, царю фессалийского города Фтия, и его жене Пирре, которые были людьми благочестивыми. Пребывая в ковчеге, они оказались на горе Парнас. По совету Дельфийского оракула супруги бросали позади себя камни, которые тотчас превращались в людей. Эллин — один из сыновей Девкалиона и Пирры — стал родоначальником греческих племен. У него было три сына — Дор, Эол и Ксуф, отец Иона и Ахея. Они считались прародителями главных греческих племенных объединений (дорийцев, эолийцев, ахейцев, ионийцев). ЭПОХА АРХАИКИ (800-500 гг. до н.э.) VIII в. до н.э. — период интенсивного экономического, политического и культурного развития Греции, когда росли города и торговые центры, расцветали ремесла и искусства. Греческие поселения-колонии стали появляться в Сирии, Италии, на Сицилии, в Египте и на берегах Черного моря. Распространение железных орудий и окончательное превращение ремесла в самостоятельный род деятельности привели к тому, что возник оживленный товарный рынок и собственно торговля. Как всегда в таких случаях, концентрация земли в руках родовой знати выступала тормозом экономико-политического развития. Энергичная деятельность ремесленников и торговцев усиливала их позиции, ослабляя при этом родовую знать. Крестьяне, ремесленники и наиболее зажиточные купцы были заинтересованы в установлении частной собственности на землю. Поэтому реформы, осуществленные Солоном в Афинах в начале VI в. до н.э., закрепили преимущества богатых торговцев и владельцев мастерских. Подавить власть родовых общин можно было только с помощью определенного государственного строя — тирании. Такое правление, как правило, сопровождалось демократическими реформами (например, реформами Писистрата в Афинах в 560-х гг. до н.э). После постепенного уничтожения родовых институтов греки сумели изобрести новую форму социально-политической и экономической жизни, какой явился город-полис. Такой строй соответствовал интересам рабовладельцев и объединял всех свободных граждан. Государственная организация полиса могла быть разной: либо олигархической, когда управление осуществлялось согласно имущественному цензу, а правообладателями считались только отдельные граждане, либо демократической, когда отменялся имущественный ценз и в управлении участвовали все свободные граждане. Как правило, полис включал в себя не только город, но и прилегающую к нему область, отделенную от других каким-нибудь естественным барьером (горами, рекой и т.п.). В конце VI в. до н.э. возникло первое крупное объединение городов-полисов во главе со Спартой. То был Пелопоннесский союз. Постепенно Спарта сосредоточила в своих руках руководство всей политической жизнью Пелопоннеса. ЭПОХА КЛАССИКИ (500-300 гг. до н.э.) В эту эпоху такие полисы, как Афины, Коринф, Мегара, стали передовыми тор-гово-ремесленными центрами. Но значительную роль играли и города с мелким крестьянским хозяйством и мелким ремесленничеством, с развитой торговлей. Благодаря реформам Солона, жесткому правлению Писистрата и деятельности основоположника демократии Клисфена Афины стремительно развивались, тогда как Спарта, подчиненная суровым законам литургии (государственной денежной повинности богатых граждан), представляла собой только мощную военную силу. В 500 г. до н.э. полчища персов устремились на греческие города-поселения. Но спустя 10 лет, при Марафоне, афиняне одержали победу над армией персидского царя Дария I. А еще через десять лет, в Саламинском проливе, греческий флот разгромил корабли Ксеркса, преемника Дария. Тогда же легендарные 300 спартанских воинов во главе с Леонидом героически сражались против персидских завоевателей и погибли под Фермопилами. В 479 г. до н.э. греки одержали блистательную победу над персами в битве под Платеями. Афины как сильнейший греческий полис из числа тех, что боролись с персами, создали Афинский морской союз, куда вошли государства островов Эгейского моря. Афины стали крупной морской державой, ведущей торговлю через свой порт Пирей — крупнейший порт Средиземного моря. Благодаря военным успехам Афины сделались главным городом Греции. На Акрополе строились великолепные храмы, художники создавали прекрасные произведения искусства, философия была представлена такими именами, как Сократ и Платон. Наконец-то были созданы благоприятные условия для развития демократических институтов, которые стали примером не только для цивилизаций этой эпохи, но и для всей истории западных народов. Наступила знаменитая эпоха Перикла. Греческая демократия учредила налоговую систему, позволявшую учитывать разницу в материальном положении граждан и выделять беднякам средства на обучение искусствам и ремеслам за счет государства. Всем свободным гражданам предоставлялось право участвовать в народном управлении, а также контролировать работу городской администрации. Именно общество развитой демократии породило такие фигуры, как Геродот, Эсхил, Фидий. Постепенно Афины укреплялись политически. Партнеров по Морскому союзу они превращали в подданных, ограничивали свободу морской торговли; в торговых отношениях пользовались афинской системой мер и весов, во всем Морском союзе имела хождение афинская чеканная монета. Все это приводило к конфликту Афин с другими полисами. Борьба Афин со Спартой за гегемонию в Греции привела к Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.). В 404 г. до н.э. Афины признали победу Спарты. Им запрещено было иметь морской флот, а Морской союз был распущен. Объединение Греции было мечтой Филиппа II, царя Македонии. Но он был убит. То, что не успел воплотить в жизнь отец, реализовывал его сын. Александр Великий (Македонский) умер, находясь на пике славы, в 33 года (323 г. до н.э.). Сейчас трудно представить и понять, каким образом молодому царю удалось покорить и объединить всю Грецию, провести кампанию против персов, пройти через Малую Азию, Сирию, Египет и добраться до Персии с Индией, где влияние его походов и следы греческой культуры ощущаются и поныне. |
Alihena | |
|
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (300-30 гг. до н.э.) Великая империя Александра Македонского начала распадаться сразу после его смерти. Крупнейшими эллинистическими государствами были Македония, где правила династия Антигонидов, государство Селевкидов, включавшее Сирию, Месопотамию, Палестину и некоторые иранские территории, Египет с династией Птолемеев и Пергам, где царствовали Атталиды. Основателями этих династий были, как правило, полководцы Александра Македонского. Кроме названных образований существовало большое количество мелких государств-полисов. Поселившиеся в них греки принесли с собой специфически эллинские формы экономической, политической и культурной жизни. Тем не менее для самой Греции в это время наступила пора упадка. РИМСКИЙ ПЕРИОД (146 г. до н.э. - 395 г. н.э.) Во II в. до н.э. эллинистические государства стали жертвой римской экспансии. В 148-146 гг. до н.э. были завоеваны Македония и Греция, в 129 г. до н.э. — Пергам, в 64 г. до н.э. — государство Селевкидов, в 30 г. до н.э. пал Египет. Греция оставалась в составе Римской империи до 395 г. н.э., а затем — при распаде последней — вошла в состав Византийской империи. ПЕРИОД ВИЗАНТИИ (395-1453 гг.) В 330 г. император Константин, основатель Константинополя, заложил основы великой Византийской империи, просуществовавшей десять с половиной столетий. За это время ей неоднократно приходилось бороться против персов, арабов, турок, гуннов и славян, посягавших на ее территории. В границах Византии бок о бок жили греки, славяне, албанцы, валахи и другие народы, называвшиеся тогда ромеями, т.е. гражданами Римской империи. Греки были самой многочисленной и культурной этнической общностью, и византийская цивилизация унаследовала великие достижения культуры античной Греции. Император Юстиниан (VI в.) и его жена Феодора прославились поддержкой искусств и письменности. Еще одним периодом расцвета для культуры Византии стало время правления македонской династии (867-1056 гг.). Тогда бурно развивались торговля и ремесла, искусство и науки, двор поражал своим великолепием и вызывал зависть у западных европейцев. В 972 г. принцесса Феофано, сестра Василия II, вышла замуж за императора Священной Римской империи Оттона I и увезла с собой в Западную Европу ряд ученых. Это способствовало более плодотворным отношениям между византийской и западной культурами. В 1054 г. произошло важнейшее событие в истории империи — разрыв византийской церкви с Римом. В 1204 г., во время 4-го Крестового похода, крестоносцы захватили Константинополь и создали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 г. Восстановленная Византия жила еще двести лет, пока в 1453 г. великий город на бе-Регу Босфора не пал под ударами турецких завоевателей. Это событие даже в наши дни греки вспоминают с большой горечью. ТУРЕЦКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО И БОРЬБА ПРОТИВ НЕГО (1453-1830 гг.) После падения Константинополя, который завоеватели переименовали в Стамбул и сделали своей столицей, Греция на долгих четыре столетия попала под власть Османской империи. Правда, полностью захватить территорию страны туркам удалось только в 1669 г., когда пал Крит, однако некоторые горные области не подчинялись захватчикам никогда. Османы ввели обременительные налоги, включая "дань кровью", когда юношей насильно забирали в армию и воспитывали из них янычар — жестоких солдат, фанатично преданных султану. Численность населения резко сократилась, в разных странах, включая Россию, появились колонии греческих эмигрантов. Однако в отношении православия, религии, которую исповедовало большинство греков, завоеватели проявляли терпимость. Возможно, этим объясняется тот факт, что национальные традиции греков оставались сохранными, несмотря на столетия турецкого господства. В XVIII в., когда в горах шла партизанская война против захватчиков, именно церковь создавала так называемые "тайные школы". В 1814 г. греческие торговцы из российской Одессы объединились в "Дружеское общество", тайную организацию, ставившую своей целью освобождение Греции. 15 марта 1821 г. в монастыре Агиа Лавра в Калаврите патриарх Германос поднял революционный флаг, давая сигнал к началу борьбы за независимость. Стихийные крестьянские выступления жестоко подавлялись: население восставших областей поголовно уничтожалось или продавалось в рабство. Борьба была кровопролитной, судьба многих повстанцев оказалась трагической, люди принимали мученическую смерть. Их подвиги и страдания пробудили европейское общественное мнение. Среди других отряд русских добровольцев тоже принял участие в борьбе греков за независимость. О своей поддержке греческого народа заявили многие передовые люди Европы: английский поэт Байрон отправился сражаться на Балканы, Шатобриан, Ламартин, Гюго и Пушкин открыто выступали за независимость Греции. В июне 1827 г. Россия, Англия и Франция подписали договор, признававший автономию Греции. Результатом русско-турецкой войны 1828-1829 гг., в которой русские одержали победу и разгромили войска Османской империи, стало подписание Адрианопольского мирного договора. Согласно ему Турция вслед за великими державами также признавала автономию Греции. В 1830 г. решением тех же трех европейских государств Греция стала независимой, а в 1834 г. Афины были объявлены ее столицей. Однако объединение греческих земель затянулось на долгие годы. НОВОЕ ГРЕЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО Первый демократический руководитель независимой Греции, Иоаннис Каподи-стрия, был убит в 1831 г. в порту Нафплиона. Великие державы навязали Греции монархическую форму правления и поддерживали на престоле представителей то баварской, то датской династий. В 1862 г., как бы в компенсацию за воцарение Георга I, принца Дании, Англия передала Греции острова Ионического моря. В 1878 г. был подписан Сан-Стефанский договор, по которому Греции возвращались Фессалия и часть Эпира. В 1911 г. премьер-министром был назначен Венизелос, человек с сильным характером, оставивший яркий след в истории Греции. Во время войны на Балканах (1912-1913 гг.) греческая армия под руководством Венизелоса освободила Македонию и Эпир, Крит и острова Эгейского моря. В результате Первой мировой войны Греция, выступавшая на стороне Антанты, получила Фракию и Смирну (ныне Измир). В 1922 г. греческая армия в Малой Азии была разбита турецкими войсками. Это событие имело катастрофические последствия: турки вынудили корабли с беженцами, плывшими на Балканы, вернуться на континент и истребили всех находившихся в их числе греков из Смирны. В 1924 г. в стране провозгласили республику, но уже в 1935 г. вновь реставрировали монархию, а через год в результате переворота все политические партии были распущены и выдвинут курс на сближение с Германией. В 1940 г. на территорию Эпира вступили итальянские войска, и, хотя правительство генерала Метаксаса ответило "Нет!" (по-гречески — "Охи!"), ни оно, ни высшее армейское руководство не собирались сражаться. Тогда командование взяли на себя младшие офицеры. Армия и весь народ оказали героическое сопротивление и оттеснили фашистов на территорию Албании. Нынче День Охи (28 октября) — большой гражданский праздник греческого народа. Итальянским войскам не удалось сломить Грецию, однако в 1941г. страну все-таки оккупировали немецкие фашисты. Правительство и король бежали, а ответом населения стала партизанская война. В результате упорных боев к ноябрю 1944 г. вся территория страны была освобождена. Тогда же в Греции высадился английский экспедиционный корпус (ведь война в Европе еще продолжалась). В Афины вернулось из эмиграции правительство, политическая борьба обострилась. В 1946 г. левые силы вновь взялись за оружие, объединившись в Демократическую армию Греции. Началась гражданская война, которая длилась до 1949 г., когда греческим правым при поддержке Великобритании удалось одержать военную победу над коммунистами. В 1947 г. коммунистическая партия была объявлена вне закона. Ее членов изгоняли из страны или сажали в тюрьмы и концлагеря. В том же 1947 г. согласно Парижскому соглашению Греции были возвращены остров Родос и Додеканесские острова, прежде принадлежавшие Италии. источник тут |
Рекомендуем почитать также топики: Разговор о жизни - 4 Любимый город в Польше Финляндия Балтийская Гильдия , Информация Какие интересные фразы на итальянском вы знаете? |