Эйнастия | |
|
Прошу прощения.. Эмоции как всегда впереди мозгов... Я ничего не имею против журналистики как таковой..Профессия как профессисия..(вторая древнейшая) Ангри,ведь тема топика- "Журналистика-литература?" По моему мнению-нет. Это отдельная тема.. Цитируя г-на Путина - "Мухи отдельно.котлеты в другой тарелке"Так что извини..не правильно поняла формулировку топика.(И ненароком попыталась обидеть любимую и уважаемую МУСЕЧКУ |
Angriel | |
|
Насть, а по каким критериям ты относишь тот или иной письменный источник к литературе?
|
Эйнастия | |
|
Сложно так вот однозначно...Придется Джела цитировать..Это когда лет через 50 заходишь в библиотеку и спрашиваешь : А нет ли у вас М.Булгакова? -Есть.. А нет ли у Вас статьи П.Сапожникова "Нефть и ее влияния на современную жизнь"???????????? |
Angriel | |
|
А как ты думаешь, что в библиотеке спрашивают чаще? Булгакова или подшивку "Правды" за 82-й год?)) Нужны какие-то и объективные критерии. К тому же фантастика дольше сохраняет актуальность чем реализм. Разве не так?
|
Unicorn | |
|
Я думаю, что в журналистской бесспорно есть личности, которые "доводят" свои репортажи до высокого литературного уровня. Ведь журналистика охватывает не только общественно-политическую жизнь общества - она также освещает и культурные события. И именно в этой области, скорее всего, соприкосновение журналистики с литературой оказывается более плотным. В своё время мне попался сборник вступительных слов к концертам дирижёра Геннадия Рождественского. Должен сказать, что это действительно граничит с литературой - такого интересного повествования не найдёшь ни в каком учебнике по истории музыки... Пример, конечно, несколько из иной области, нежели журналистика, но близкий. Да и когда читаешь критические статьи на театральные постановки, опубликованные в газетах начала ХХ века, просто поражаешься их подлинной литературности... И замечательные эссе журналиста Пескова о природе тайги до сих пор живы в моей памяти.... |
Farenheit | |||
|
Текстов я твоих, к своему стыду не читал.((( А по поводу ядра, набери на 5000 символов. Потом смело черкай.( "Искусство писать-искусство вычёркивать." Чехов). Ps И запятых побольше, запятых. |
evalery | |||||||||
|
Господа, давайте все-таки разберемся в терминологии и в рамках вопроса, который здесь обсуждается. Дело в том, что практически все вы здесь путаете журналистику с публицистикой, что далеко не одно и то же. Журналистика - это, вне всякого сомнения, не литература. Во всех определениях (БСЭ, Брокгауз-Ефрон и т.д.) о журналистике говорится как о деятельности определенного рода, то есть о ремесле, суть которого - сбор и обработка общественно значимой информации. Следовательно, журналист - это просто ремесленник, занятый такого рода деятельностью. И в ныне действующем законе о СМИ говорится примерно то же самое: журналист - это сотрудник определенного средства масовой информации (при этом неважно - состоит ли он в штате редакции или пишет на общественных началах). В споре о том, является ли журналистика литературой, спорящих обычно уводит в сторону одно обстоятельство: журналист вроде как бы обязан уметь писать как бы грамотно и как бы литературно-художественно, то есть иметь определенный слог, и при этом сделать так, чтобы читатель из его заметки хоть что-то понял о предмете писания. Но такие требования предъявляются не только к журналисту, а к любому человеку, который хоть когда-то что-то писал на бумаге. В частности, много пишут чиновники (чиновничий стиль обычно отличает обилие канцеляризмов), врачи (отличаются неразборчивым почерком), милиционеры (их отличает дубово-правоохранительный стиль), и так далее. Короче, любой человек хоть когда-то в своей жизни чего-то, да писал. И его отличие от журналиста состоит лишь в том, что последний свои опусы несет в редакцию, а не в чей-то кабинет или в почтовый ящик. Итак, журналистика - это не литература. Но почему же ее часто все же относят к литературе? Отвечу на это так: это происходит, когда к журналистике ДОБАВЛЯЕТСЯ еще и публицистика, а это совсем другое дело. Самый простой журналистский материал - это информационная заметка, которая отвечает лишь на вопросы: "Что? Где? Когда?". Уметь написать ее обязан даже первокурсник журфака, и публицистике в такой заметке просто не место. А вот когда журналистский материал позволяет читателю ответить и на другие вопросы жизни (в том числе "Почему?", "Как?" "Зачем?", "Кому выгодно?", "Кто виноват?", "Что делать?", и так далее), тогда здесь и начинается публицистика, которая, собственно, и есть часть общемировой литературы. Для справки: публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества (Большой Энциклопедическй словарь). И чем больше публицистики оказывается в журналистском произведении, чем больше литературных приемов в нем используется, тем ближе такое произведение к литературе и тем дальше от простого ремесла. В принципе в этом и состоит отличие творения мастера от творения ремесленика, и такое отличие касается не только журналистики. |
ascon | |
|
Журналист - пишет по заказу и под формат своего издания. Писатель пишет по велению души и под формат своего сердца и разума... Но! Великий журналист может писать как писатель, свободно, а литератор-подёнщик должен (обязан) писать как журналист, быть в рамках заказа... |
Angriel | |||||
|
Вот именно за такой подход Чехова и не люблю. Навалить слов, а потом отсекать лишнее... Литература - это скорее живопись, точный мазок, чем скульптура...
А разве Мастер, это не ремесленник, достигший в своём ремесле совершенства? А разве ремесленное изделие менее необходимо чем эксклюзив от мастера? ____________________________________________________________________ Интересно получается. То есть "Литература" - это некий столп, вокруг которого существуют различные тексты, стили и жанры. Какие-то дальше, какие-то ближе. Часть начертена на нем, а часть оценивается по мере приближения к столпу. Получается, что вокруг него очерчен некий круг, отмеренный некой линейкой, определяющий достаточность приближения. Видимо мой вопрос всё-таки сводится к вопросу о том, что это за линейка? |
Format C | |
|
Журналистист, как правило, реалистичен и держит руку на пульсе времени. Литератор создает художественные образы и свой мир. Сочетание этих качеств в одном связанном тексте, конечно, допустимо, но редко встречается на практике. (Эдгар По "Тайна Мари Роже" - редкий пример) Хорошая документальная проза нечасто встречается. Талантливо-написанные мемуары хоть и правдивы, детальны и порой литературны, но не имеют отношения к журналистике, ибо изложенные в них факты бывают к моменту издания не актуальны. |
Farenheit | |
|
По-моему, человек, неважно, журналист он или писатель, должен любить своё дело и быть истинно профессионалом, а не марать бумагу. В некотором роде это нечто большее (или иное), нежели скульптура или живопись. ЗЫ Линейка у каждого в голове своя. |
evalery | |||
|
У предыдущего оратора получается, что мастер от ремесленника отличается только количественно. Да, если говорить грубо и цинично, то там, где ремесленник использует три творческих приема, мастер использует триста или даже три тысячи. Если использовать такой подход, то тогда предыдущий оратор и в самом деле прав: мастер - это просто ремесленник, достигший совершенства. Однако нужно признать, что так на проблему творчества смотрит отнюдь не мастер, а как раз ремесленник - видимо, для собственного успокоения и утешения. Я думаю, все согласятся со следующим положением: если даже ремесленник в своем ремесле будет использовать все триста приемов, ранее известных в данной сфере творчества, или даже три тысячи приемов - он и в этом случае все равно останется только ремесленником. Ибо отличие настоящего мастера от ремесленника состоит в том, что мастер не ограничивается использованием СТАРЫХ, ранее известных приемов, а в том, что он постоянно изобретает НОВЫЕ приемы, и чем их больше, тем выше уровень его мастерства. Если кто-то хочет опровергнуть этот тезис - пожалуйста, пробуйте. Что же касается вопроса о линейке, отграничивающей литературу от журналистики - это вопрос дискуссионный и в значительной степени субъективный. А вообще же значимость любых произведений (неважно, относятся ли они к "классической" литературе или же к публицистике) может оценить только история. Если о публицистических произведениях Белинского, Добролюбова или Писарева мы помним и через 150 лет, это значит, что они относятся к настоящей литературе. Вопрос сейчас лишь в том, кого из нынешних публицистов (читай - журналистов) вспомнят наши потомки хотя бы через 50 лет... |
МУСЕЧКА | |
|
А разве очерк, написанный талантливо сильно отличается от литературного произведения? То же развитие действия, раскрытие характера, раскрутка узловых моментов, опять же завязка, кульминация, развязка, идея, сверхидея, если хотите, наличествуют и воспитательные моменты, Есть и красота стиля – все, что характеризует литературное произведение. Или это не так? Или вспомните – писались древние хроники, повесть временных лет. Это же предки современных репортажей, и они давно уже стали для нас самыми что ни на есть художественными произведениями. А в современных желтых страницах порой подается то, что будет «съедено» сегодня, быстро и без остатка. Нужно поднять тираж, рейтинг, раскупаемость издания. И здесь иногда даже восхищаешься умению четко просчитать, что же будет уж точно с аппетитом «съедено». В своем роде, тоже мастерство. Сразу оговорюсь, что я не работаю в бульварной прессе, но коллег по перу все равно уважаю. И мне кажется, что если мне очень уж не понравится написанное конкретным автором, я не буду ругать всю журналистику на корню. Бывает и такое, что гнусный репортаж или заметка, ущемляющая кого-то или обижающая, в большей степени характеризует не журналистику в целом, а конкретного журналиста, в частности. |
Format C | |||||
|
В точку! "Леди Макбет Мценского Уезда" - образец документальной прозы, переживший свое время. Жаль, что удельный вес таких произведений (литературных очерков) в классическом наследии мал!
А вот тут у меня есть сомнения, ибо в свое время не мог осилить не только Повесть временных лет, но даже причисляемую к литературным шедеврам Историю Карамзина - калейдоскоп имен и малозначительных фактов, новые действующие лица почти на каждой странице... История, факты - да. Но не более. Вспомните "Один День Ивана Денисовича" - там в один день происходит нереально много событий, но сами события достоверны и умело отобраны. Читатель не перегружен второстепенными деталями. Карамзин-же в своей Истории точен и обстоятелен... прям как справочник. Это есть good (очень хорошо) для историка. Но единственное качество, приближающее его произведение к литературе - дивность слога... Для сравнения, историческое эссе Чевилихина "Память" понравилось намного больше - там тоже приведены факты истории, сотни фактов. Но они существуют не в виде справочных данных, а доказывают ту или иную мысль автора. Это сообщение отредактировал Format C - 27-02-2006 - 07:41 |
Angriel | |||||||||||||
|
Не получается. Как раз они отличаются только качеством изделий))
Фи... Снобизм, никогда не красил Мастера...
Красивое построение) Проблема лишь в том, что нету никакой тысячи приемов, нету никаких старых приемов и новых. У кузнеца, например, прием только один - удар молотом. А у скульптора два - удар зубилом, и мазок стеком. Как и у литератора их тоже два. Описание и вымысел, говоря иначе - правда и ложь. И лишь сочетание этих двух приемов, их воздействие на адресат - читателя или зрителя, отличает один шедевр от другого.
Мастером не рождаются. Мастером становятся. Мастер - это просто очень хороший ремесленник. И даже если в приступе снобизма он покинул цех, то его пребывание в цехе все равно останется в истории.
История? А что такое история? Насколько я понимаю, то, что мы называем "Историей государства Российского" Не что иное, как литературный труд некоего Карамзина
Позволь не согласиться. От Добролюбова и Писарева, остались одни фамилии, А от Белинского - критика, которая медленно и верно теряет подпись в школьных сочинениях. А кроме того, ближайшие 50 лет не принесут их памяти плодов, из школьной программы они выпадают. ВОт скажи честно, ты о Белинском откуда узнал? |
Angriel | |
|
Вопрос возник. Фрмат, скажи пожалуйста, а что произведение не пережившее свое время это уже никак не литература?
|
Farenheit | |
|
Какая скользкая тема. Начали с журналистики, а закончили ... Ведь журналист всего навсего профессия, как и критик, писатель, букмекер или футболист. Поэтому как ни крути, а великих людей человечество помнит и чтит. Если же ничего не вышло вообще в жизни, значит не то ты избрал...
|
Format C | |||
|
В программировании есть понятие "область видимости переменной".... Его можно применить к литературе: многие произведения "видны" (читай интересны) либо узкому кругу читателей, либо - в ограниченный промежуток времени. Но встречаются глобальные произведения. |
evalery | |||
|
Добролюбова, Белинского и Писарева узнал еще в детском возрасте из школьных учебников. На прочее даже отвечать не хочу, дабы не терять времени. Сплошная демагогия. |
evalery | |||
|
И вообще, господа, зря вы затеяли сей разговор - он всего лишь переливание из пустого в порожнее. Ведь по большому счету никаких жанров в литературе не существует, а деление ее на жанры - занятие чисто субъективное и потому искусственное. Ибо все написанное на бумаге (ныне - на экране монитора) можно разделить только на два жанра. 1) Литература. 2) Не литература. Третьего, как говорится, не дано. |
Angriel | |||||||
|
Вот об этом я и говорю... Нынешние дети не увидят в учебниках Барто, Белинского, Писарева...Вместо Белинского, будут авторы учебника, а вместо Барто - Остер. Дай денег больше Сороса, и будут опять Белинский с Барто, или... Кого ты хочешь? Вот и получается, что память зависит не столько от мастерства, сколько от доступности. Так что критерий этот отпадает.
evalery, а как быть с этим?
Получается, что нету жанра "не литература"? |
evalery | |||||
|
Да, в этом ты прав - есть такая есть угроза, что нынешние дети не увидят в школьных учебниках все перечисленное. В том, что такая угроза ныне вообще возникла, есть прямая вина тех дебилов, которые сейчас отвечают за образование в нашей стране. Как говорится, "бывали и хуже времена, но не было подлей". Что ж, в этом случае остается лишь надеяться на то, что все-таки рано или поздно придут и другие времена, когда "мужик не Блюхера, и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет". Лично я в это верю. Что касается жанров, то настоящая литература от "не литературы" тем и отличается, что ее нельзя вписать в рамки какого-нибудь одного условного жанра. Настоящая литература всегда многопланова. Чтобы не быть голословным, покажу на примере. Прошу определить литературный жанр такого классического произведения, как "Война и мир" Л. Толстого. Что это: 1) военно-историческая литература; 2) любовно-лирическая литература; 3) бытовой роман, действие которого происходит на фоне исторических событий; 4) какой-либо другой жанр. Такой же вопрос задам в отношении "Записок о Шерлоке Холмсе" А. Конан-Дойля. Это: 1) цикл детективных повестей и рассказов; 2) историческая литература о жизни и обычаях английского общества конца XIX - начала ХХ века; 3) художественное пособие для развития в себе метода дедукции; 4) какой-нибудь другой жанр. Такие же вопросы можно задать в отношении любого более-менее значимого литературного произведения. Поэтому я считаю, что само определение "жанр литературы" в высшей степени условно. Это просто один из литературных приемов, точно такой же, как роман, повесть, рассказ, а в журналистике - информационная заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон, очерк и т.д. Но и в журналистике мастерство автора проявляется в том, что он не ограничивается в своем произведении одним жанром (приемом), а использует все разнообразие существующих методов и добавляет что-то новое. Только милицейский протокол можно вставить в определенные рамки жанра, но на то он и протокол. Впрочем, кое для кого и милицейский протокол - высокая литература... |
Эйнастия | |
|
Но..все0таки предлагаю вернуться к журналистике... ИМХО-Журналистика:торговля информационым товаром.Это рынок,живущий по своим законам.Какая нафиг ЭТИКА в торговле?Колбасу или продашь - или выкинешь(испортится) Если хочешь быть успешным в журналистике-соответствуй.Я повторюсь-единицы -присутствуют..Но это не литераторы..Это люди с большой буквы.И т.д..... Так что ,простите,но журналистика-не литература...И.М.Х.О.(Имею. свое. мнение. хрен. оспоришь. ) |
Farenheit | |
|
И потом, Ангриэль(вопрос как к организатору темы))) почему не считать сценаристов-писателями? Я против формулировки журналистика-литература. Не считают ведь литературой сочинения школьников или студентов. Это ведь сочинения. |
Angriel | |
|
Настенька, к твоему хрен оспоришь только одно добавление) Книготорговля тоже существует. И это тоже рынок. Чехов даже работу бросил в своё время. Фаренгейт, а вот в америке, например, сочинение называют "Эссе" и публикуют в серьёзных издательствах сборники. А уж сценаристы))) Например Ромен Роллан. Стругацкие. Шекспир. |
Рекомендуем почитать также топики: Эрих Мария Ремарк Ницше и его Сверхчеловек? Литературная болталка Эй, Нострадамус Ваша самая любимая в детстве книга |